Римский историк Публий Корнелий Тацит в своем описании происхождения евреев, их обычаев и образа жизни сообщает: «Души погибших в бою или казненных врагами они почитают бессмертными, отсюда их презрение к смерти». Историк собирался «описать гибель знаменитого города» — Иерусалима, а посему счел необходимым «рассказать о его основании», так же как и об истории еврейского
В качестве введения стоит сказать несколько далеко не очевидных вещей. Во-первых, «израильская военщина» уже давно превратилась в притчу во языцех: еще один на первый взгляд необъяснимый феномен современного Израиля. Народ, две тысячи лет не державший оружия в руках, в мгновение ока превратился в нацию кровожадных, вооруженных до зубов милитаристов и неоднократно давал прикурить полчищам арабов, которые на протяжении всей своей истории вообще мало чем занимались, кроме войны. И каждая новая израильская война или серьезная операция входит в учебники военных школ в качестве примера. При этом израильский милитаризм воспринимается как явление современное, якобы не имеющее прецедентов в предыдущей еврейской истории. Как и некоторые другие стереотипы, связанные с современным Израилем и евреями, этот тоже неверен, как читатель и сам вскоре увидит.
Во-вторых, когда заходит разговор про иудаизм (и неважно, в какой среде он заходит), обычно имеется в виду классический, то есть раввинистический иудаизм, который начал формироваться уже после разрушения Второго храма в 70 году н. э. Не стоит забывать, что Иерусалимский храм был разрушен из-за того, что евреи подняли восстание против Римской империи. Первый свод раввинистической литературы, Мишна, был опубликован около 200 года н. э., после еще двух ожесточенных и фактически беспрецедентных еврейских восстаний против Рима. Процесс формирования раввинистического иудаизма происходил в условиях диаспоры и занял несколько сотен лет. Другими словами, это далеко не тот же иудаизм, которого придерживались поздние Хасмонеи в конце II века до н. э. или евреи Кирении, Египта и Кипра в начале II века н. э.
Ну а в-третьих — что является непосредственной причиной второго пункта, — практически вся еврейская литература обсуждаемого периода была отвергнута раввинистическим иудаизмом и незнакома даже многим из сведущих в еврейской истории, не говоря уже о том, что евреи, как правило, не воспринимают всерьез то, что писали о древнем иудаизме язычники. Эти последние, вроде Тацита, цитируемого выше, или Кассия Диона, которого я процитирую ниже, дескать, махровые антисемиты, и их мнение, по определению, враждебно к евреям. С тем, что греко-римские интеллектуалы евреев не сильно жаловали, я спорить не
И последнее — об этом я уже отдельно писал на страницах этого
Теперь я хотел бы сосредоточиться на древних свидетельствах о том, что в период с середины II века до н. э. по середину II века н. э. евреи были народом воинствующим. В соответствии с поздними книгами Еврейской Библии, после возвращения из Вавилона в последней трети VI века до н. э. евреи довольно долго мирно жили под властью сначала Персидской, а затем Птолемейской и Селевкидской империй, вплоть до 60-х годов II века до н. э. Однако уже в эти времена — и даже намного ранее — мы слышим о евреях — профессиональных солдатах. Так, первая община диаспоры, о которой нам немало известно, — это еврейский гарнизон, который находился на острове Элефантина на реке Нил в Верхнем Египте. По всей видимости, это еврейское поселение было основано в VII веке до н. э. фараоном Псамметихом I или даже его отцом Нехо I, а затем просуществовало несколько сотен лет. Первые еврейские общины в Малой Азии (на территории современной Турции) были основаны в конце III века до н. э. по инициативе царя Антиоха III в качестве военизированных поселений, в целях обеспечения безопасности и стабильности в регионе. Однако в этих случаях мы говорим о наемниках, а не о евреях, воюющих за свою независимость или в целях
Переломный момент в отношении евреев к засилью чужеземцев наступил в эпоху Хасмонейских войн, спровоцированных гонениями на иудаизм в период правления селевкидского царя Антиоха IV Эпифана, в 60-х годах II века до н. э. Некоторые евреи предпочли пацифизм и мученическую смерть, а другие — а именно Хасмонейский клан — с оружием в руках поднялись на борьбу за свободу иудаизма. Они одержали несколько блестящих побед над врагом и вскоре добились прекращения гонений.
Одним из двух важнейших источников по истории этого периода является 1-я Маккавейская книга, которая была написана в кругах Хасмонейского двора и по содержанию является пропагандистским произведением. Автор смакует батальные сцены и боевую доблесть Хасмонеев, которым, по его мнению,
Тогда Иуда собрал весь Израиль, живший в Галаадитиде, от мала до велика, их жен и детей, их поклажу — громадный стан, чтобы идти в Иудею. И подошли они к Эфрону, а это большой город прямо на пути, очень сильная крепость, которую не обойти ни справа, ни слева: нужно было пройти прямо через нее. Но жители города заперлись и завалили ворота камнями. Тогда Иуда отправил к ним послов с мирными предложениями: «Мы пройдем через твою землю, чтобы двинуться дальше в нашу землю, и никто не причинит вам зла; мы только пройдем пешком». Но те не захотели открыть ему [ворота]. Тогда Иуда приказал объявить всем, чтобы разбивали стан, кто где находится. Мужи войска заняли места в строю, и он сражался с этим городом весь тот день и всю ночь. И город был предан в его руки. Он перебил весь мужской пол пастью клинка, вырвал город с корнем, захватил в нем добычу и прошел через него прямо по трупам. [Когда они вернулись в Иудею], они поднялись на гору Сион в радости и веселии и совершили всесожжение за то, что никто из них не погиб вплоть до возвращения с миром
Как известно, аппетит приходит во время еды, и Хасмонеи решили продолжить войну даже после того, как был издан царский указ об отмене религиозных гонений. Сначала, в 40-х годах II века до н. э., они добились государственной независимости, а затем развернули мощную кампанию, направленную на территориальную экспансию, сопровождаемую иудаизацией завоеванных
Хасмонейский первосвященник Йоханан Гиркан (134–105 гг. до н. э.) захватил расположенную к северу от Иудеи Самарию и разрушил самаритянский храм на горе Геризим (скорее всего, с целью массовой иудаизации самаритян). Затем он повернул на юг, захватил Идумею (в этот период так назывался юг Иудеи) и обратил идумейское население в иудаизм. Его сын Аристобул I, правивший всего один год и провозгласивший себя царем, завоевал Галилею, а также обратил обитавшее там племя арабов-итуреев в иудаизм.
Брат Аристобула, царь Александр Яннай (104–76 гг. до н. э.), был, пожалуй, наиболее колоритной фигурой во всей истории Хасмонейской династии. Этот первосвященник провел намного больше времени в полевых условиях, нежели в Храме. Судя по нашим источникам, ему было безразлично, с кем воевать, — видимо, он получал удовольствие от самого процесса. Выйдя победителем из гражданской войны, в ходе которой он уничтожил пятьдесят тысяч евреев, восемьсот оставшихся в живых он распял. Их детей и жен он вырезал на глазах у
Иосиф Флавий, гордившийся своим хасмонейским происхождением, подытоживает период правления Янная следующим образом:
Далеко не факт, что если бы Янная спросили, то он бы вспомнил все эти названия, поскольку частенько пребывал в состоянии алкогольной интоксикации: в соответствии с Флавием, одной из причин его смерти «была неумеренность в вине». Его вдова, Саломея-Александра (Шломцион; 76–67 гг. до н. э.) не вела экспансионистских войн, однако обеспечила безопасность за счет могучей армии наемников.
Параллельно событиям в Иудее, или, вернее уже будет сказать: в «Великом Израиле», евреи диаспоры тоже не спали. Один из первосвященников, оставшихся без работы из-за прихода Хасмонеев к власти, — или его сын — основал еврейскую колонию в Египте и заручился поддержкой Птолемеев. Птолемеи поощряли еврейскую иммиграцию в Египет и пользовались услугами евреев, переселившихся туда. Здесь не место подробно излагать историю еврейской общины Птолемейского Египта, но необходимо отметить, что в обсуждаемый период сыновья вышеупомянутого еврейского первосвященника дослужились до командования всей армией Клеопатры III. Когда та, опьяненная победами над своим сыном Птолемеем IX, подумывала о захвате территорий Александра Янная, главнокомандующий ее армией по имени Хананья строго предупредил ее, что подобный шаг «превратит всех нас, то есть евреев, в твоих врагов». Клеопатра отказалась от своей бредовой
В 60-х годах I века до н. э. Иудея постепенно попала в сферу интересов Римской республики. В этот момент Хасмонеи разделились: партия Гиркана II (которой, по сути, «рулил» отец будущего царя Ирода Антипатр) пошла на сотрудничество с римлянами, а другая, возглавляемая Аристобулом II, выбрала путь конфронтации. Аристобул и его сыновья долго сопротивлялись Риму, но в конце концов все до одного погибли в этом неравном поединке. Однако не стоит полагать, что Антипатр и Ирод были пацифистами — они завоевали доверие римлян в основном за счет военной поддержки, обеспечиваемой ими различным римским олигархам.
Про Ирода, который пришел к власти над Иудеей именно потому, что Марк Антоний и Октавиан прекрасно знали его бойцовский потенциал, публикуется, как минимум, по книге в год. Разумеется, мы не сможем подробно обсудить эту личность в рамках настоящей
Телесная сила Ирода равнялась силе его ума. Он всегда был первым в охоте, в первую очередь благодаря своему искусству верховой езды. Был случай, когда за один день он подстрелил сорок диких зверей — ведь Иудея изобилует кабанами, оленями и дикими ослами. И в борьбе не было ему равных; во время состязаний многие бывали поражены точностью, с какой он бросает дротик, и постоянством, с каким его стрелы находят цель. В придачу к телесным и умственным достоинствам он был еще и баловнем удачи: ведь на его долю выпало очень мало поражений, да и те, которые были, произошли не по его вине, но из-за опрометчивости его воинов или вследствие
К сожалению, после смерти этого выдающегося царя достойных наследников не нашлось, и Иудея постепенно обрушилась в пучину националистического безумия, подогреваемого и используемого в своих целях религиозными фанатиками. Наш главный источник по I веку н. э., Флавий, систематически пытается обрисовать их как обезумевших религиозных шарлатанов, но нет никакого сомнения, что у них всех была не только религиозная, но и политическая программа. Уничтожение Рима являлось важной составляющей как религиозной, так и политической их
Следует также упомянуть членов кумранской секты, которых некоторые исследователи рассматривают как пацифистов, добровольно изолировавших себя от общества и не преследовавших никаких политических целей. Однако эти сектанты, верившие в то, что только они являются «сынами света», а все остальные — «сыны тьмы», грезили (и писали) об эсхатологической войне, в которой они будут воевать против этих последних и из которой выйдут победителями и властелинами мира. Не случайно некоторые произведения, обнаруженные среди кумранских свитков, были впоследствии найдены также и в зелотской Масаде.
Итак, в 66 году часть евреев решила сбросить с себя иго римского владычества и началось так называемое «Великое восстание против Рима». На самом деле это восстание было настолько же гражданской войной, насколько оно было войной против Римской империи. Уже в самом его начале в одной из стычек повстанцы сумели уничтожить более легиона римских солдат и захватить аквилу (штандарт легиона). После такой победы даже умеренные среди евреев, изначально не желавшие идти на вооруженный конфликт с Римом, поверили, что Всемогущий благоволит к повстанцам. И не стоит забывать, что у восстания была важная религиозная составляющая. Флавий пишет, что «более всего на восстание их поднимало двусмысленное предсказание,
Разумеется, римляне подавили иудейское восстание. Удивительно, как разумным людям вообще пришло в голову, что они в состоянии противостоять мощи Рима, и пойти на войну против этой сверхдержавы. Но для того, чтобы осознать масштабы иудейского восстания и серьезность, с которой к нему отнеслись римляне, достаточно упомянуть, что война длилась с 66-го по 74 год и что в осаде Иерусалима принимали участие пять римских легионов.
В результате евреи понесли катастрофические потери, лишились центра своего богослужения и Святого города. Страна была разрушена, многие тысячи людей проданы в рабство, и на всех евреев империи наложен унизительный налог fiscus iudaicus — вместо того, чтобы платить полшекеля на содержание Иерусалимского храма, теперь они должны были платить деньги на строительство храма Юпитера Капитолийского в Риме.
Однако тяжелое поражение в первой войне против Рима не помешало евреям Северной Африки спустя сорок лет поднять еще одно ожесточенное восстание, так называемое восстание диаспоры. Началось оно в 115 году в Киренее (совр. Ливия), а затем перелилось в Египет. Вот что писал об этом в IV веке историк христианской церкви Евсевий Кесарийский:
На восемнадцатом году царствования Траяна иудеи подняли новое восстание, в котором погибло великое их множество. В Александрии, остальном Египте и еще в Киренее, словно одушевляемые каким-то страшным и мятежным духом, устремились они на греков, живших вместе с ними. Восстание разрасталось; в следующем году это была уже настоящая война. Всем Египтом управлял тогда Лупп; в первом сражении случилось так, что греков одолели. Бежавшие в Александрию переловили и перебили иудеев, живших в городе. Лишившись их поддержки, киренейские иудеи начали под предводительством Лукуаса грабить египетскую землю; опустошение номов стало их постоянным занятием. Император выслал против них Марция Турбона с пешим войском, флотом, а также с конницей. Турбон вел долгую и упорную войну, много раз вступал в сражения и перебил тысячи тысяч иудеев не только киренейских, но и живших в Египте, пришедших на помощь своему царю Лукуасу. Император же, подозревая, что иудеи и в Месопотамии нападут на местное население, повелел Луцию Квинту очистить от них эту
Рассказывая о тех же событиях, римский историк Кассий Дион пишет, что в Египте евреи сеяли страх и ужас среди язычников, уничтожая взятых в плен врагов: одних они ели, с других живьем сдирали кожу, некоторых распиливали напополам с головы до ног, кому-то выпускали кишки, а затем препоясывались ими, а у иных пускали кровь и умащали ей свою голову. Скорее всего, Дион основывался на антиеврейской пропаганде, но, как известно, нет дыма без огня. В одном из папирусов, найденных в песках Египта, мама-египтянка пишет своему сыну, воюющему с евреями: «…да благоволят к тебе боги, в особенности непобедимый Гермес, чтобы они не изжарили тебя
Современные ученые считают, что целью этого восстания, имевшего ярко выраженный мессианский характер, было искоренение «язычества» и освобождение Святой земли из-под ига наиболее ненавистных язычников —
Но даже после этого поражения евреи не собирались сложить оружие. В 132 году началось третье еврейское восстание против Рима — так называемое восстание Бар-Кохбы. Об этом восстании, как и о предыдущем (в отличие от Великого восстания), мы располагаем лишь скудными историческими источниками, однако современные археологи обнаружили в пещерах ущелий Иудейской пустыни письма, написанные или продиктованные самим предводителем восстания Шимоном Бен-Кусбой, а также архивные документы его сподвижников, предметы их обихода и их скелеты. О причинах этого восстания ученые до сих пор спорят, и в рамках данной статьи я не смогу подробно обсудить ни причины восстания, ни его ход. Вместо этого я процитирую два наиболее подробных древних источника, описывающих эти события. Итак, уже цитированный выше Евсевий, усматривавший в поражениях евреев божественную кару за убийство Христа, пишет:
Восстание иудеев все разрасталось в силе и размерах.
«Римская история» Кассия Диона содержит наиболее подробное описание восстания:
«[Адриан] основал на месте разрушенного в прах Иерусалима город и нарек его имя Элия Капитолина, а на месте храма того самого бога воздвигнул другой храм, Зевсу, и тем дал повод к большой и долгой войне, ибо несносно было иудеям, что какие-то инородцы селятся в их городе и водружают там чуждые алтари. Но покуда Адриан был неподалеку, в Египте и потом снова в Сирии, они вели себя тихо, разве что оружие, сколько предписано было им его поставить, изготовили похуже, дабы, когда они его отвергнут, оставить себе, — но едва Адриан удалился, они восстали открыто. Дать римлянам сражение в боевом строю они не дерзали, а заняли по всей стране места поудобнее и укрепили их стенами и подкопами, чтобы иметь убежище, коли неприятель прижмет, и чтобы можно было тайком переходить друг к другу под землею; и наверху в подземных сих ходах они ради доступа света и воздуха устроили отверстия. Поначалу римляне ни на что такое не обратили внимания, но наконец взволновалась вся Иудея, и по всей стране стали иудеи собираться и затевать беспорядки и вредить римлянам порою тайно, порою же явно, да еще и из других племен многие корысти ради к ним примкнули, а оттого, как говорится, вся вселенная возмутилась. Тогда-то Адриан и отправил против них лучших своих полководцев и первого из них, Юлия Севера, — итак, тот был отозван из Британии, коей управлял, и послан на иудеев. Понимая, сколь многочисленны противники его и сколь отчаянны, не решился он искать места, дабы сойтись с ними лицом к лицу, но — благо воинов и воевод у него хватало — перехватывал небольшие отряды, окружал и лишал доступа к припасам; сим способом он мог — пусть помедленнее, зато и побезопаснее — разрознить, изнурить и извести мятежников. И верно, немногие из них уцелели. Пятьдесят их наиважнейших крепостей и девятьсот восемьдесят пять славнейших поселений он сровнял с землею, людей же было убито в стычках и в сражениях восемьсот тысяч пятьсот, а сколько погибло от голода и болезней и пожаров, тех и не сосчитать, и почти вся Иудея соделалась пустынею… Тоже и римляне пали в сей войне во множестве, так что Адриан в послании своем к Сенату не использовал общепринятого зачина, что, дескать, ежели сами вы и чада ваши в добром здравии, сие хорошо, я же и войска мои в добром
Рассказывают, что важнейший мудрец того периода рабби Акива считал Бар-Кохбу