[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ ОКТЯБРЬ 2000 ТИШРЕЙ 5761 — 10 (102)

 

И воздастся ...

Вопросы жизни и смерти волновали людей на протяжении всей истории. Известна попытка Бориса Пастернака поговорить об этом со Сталиным. Диктатор тогда уклонился от обсуждения, а проблема осталась – наше общество до сих пор не выработало единого мнения, единого подхода, например, к смертной казни. 

Высшая мера наказания в виде смертной казни имеется во многих странах. Формально она существует и в еврейском государстве, но только для виновных в Холокосте и для предателей во время военных действий. По мнению ведущих раввинов, смертная казнь противоречит еврейскому праву, и ее осуществление является религиозным преступлением. За всю историю Израиля были исполнены лишь два смертных приговора.

Согласно Торе каждый человек может раскаяться, встать на праведный путь, измениться в лучшую сторону. А законодательство не всегда и не всюду дает ему такой шанс. 

Этому можно найти два объяснения.

Все можно изменить, всегда можно вернуться обратно, но нельзя оживить умершего, погибшего. Убийство – тот грех, который невозможно искупить, вернуть отца или мать детям, родителям их ребенка. А без этого трудно проверить искренность раскаяния.

Отсутствие строгого наказания для некоторых людей может казаться разрешительным сигналом к преступлению, когда не осознается весь его страшный характер. Однако часто только возможность законного применения чрезвычайных мер может остановить потенциального преступника, и тут мы должны различать собственно закон и способ его применения. Еще живы те, кто помнит, что в хейдере одно лишь наличие у учителя (меламеда) палки для наказания было достаточным для примерного поведения – палку и не надо было использовать.

Во времена Храма, если Сангедрин (Верховный суд) принимал единогласное решение о виновности подсудимого, то приговор по такому решению не исполнялся. Считалось, что у каждого человека имеются достоинства, у самого ничтожного – хоть чуточку положительных качеств. Если суд не нашел их, возможно, он был предрасположен к обвинительному решению. Среди членов суда должны были присутствовать люди, готовые и умеющие найти то, что характеризует обвиняемого с хорошей стороны. Если же обвинительный приговор принимался большинством, но, когда имелся хоть один не согласный с ним, когда становилось ясным, что судьи старались найти оправдательные моменты, но не смогли, и приговор входил в силу. Сложившееся в тот момент общество осуждало Сангедрин уже в том случае, если он чаще, чем раз в семь лет, выносил смертный приговор – такой Сангедрин прозывался кровожадным. Иные считали Сангедрин таковым, если решение о смертной казни выносилось чаще, чем раз в семьдесят лет. Рабби Тарфон и рабби Акива призывали вообще никогда не выносить смертные приговоры. С другой стороны, общественное мнение осуждало даже тех людей, кто просто вызывался в суд. Сам этот факт считался постыдным.

Таким образом общество само охраняло себя, и каждый его член был озабочен тем, как он выглядит в глазах соседей. Никому не приходило в голову, что проступок, тем более преступление, могут быть забыты, как это часто происходит сегодня.

Наш закон, методы его реализации — лишь отражение жизни и тогда и только тогда, когда изменимся мы, будет найдено достойное развитого общества решение проблемы смертной казни.

Мне остается пожелать, чтобы в новом году все последовательно выполняли обязательства, принятые перед Всевышним и людьми, и поводов для раскаяния в следующий Йом Кипур у нас было меньше.

Главный раввин России  Берл Лазар

 

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru