[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ НОЯБРЬ 2000 ХЕШВАН 5761 — 11 (103)

 

Двойной стандарт

Каждый из нас, естественно, хочет поступать правильно. Но не у всех получается, даже у самых умных и мудрых. Кажется, все обдумано, проверено логикой, но – увы. Часто ни знания, ни образование не помогают, ложные идеалы, мишура жизни привлекают и сбивают с пути. Даже если опыт и знания позволяют выбрать правильное решение, ничто не обязывает выполнять именно его. Часто бывает, что мы знаем точно, как следует поступать, но ведем себя совершенно иначе. Непоследовательное поведение свойственно многим. Некоторым это не мешает, другие страдают. Наше поведение на работе, среди людей, бывает совершенно непохожим на то, как мы ведем себя в семье, с детьми или родителями.

История дает много подобных примеров.

Началось еще во времена дарования Торы. Людям, принявшим Б-га искренне, со всей душой, понадобилось всего сорок дней, чтобы вновь сотворить золотого тельца, идола, и начать вновь ему поклоняться.

В Древней Греции, с ее высокой культурой, с ее философами и учеными, оставившими нам множество этических теорий, широко было распространено безнравственное поведение. Даже великий Гомер превозносил разврат, предательство и другие аморальные поступки. Мудрейший Аристотель так прокомментировал противоречия между провозглашенными им теориями и образом поведения: «Не спрашивайте меня сейчас, сейчас я не Аристотель». Откровенное признание двойственности поведения, как говорят сегодня – «двойной стандарт».

Почти шизофренические размеры двойственная этика приняла у Зигмунда Фрейда. Всякий раз как представлялась возможность, Фрейд декларировал свой атеизм. Даже во времена фашизма он не смог отказаться от циничных высказываний о евреях, оставшихся в Германии. С другой стороны, он гордился своим этническим происхождением, подчеркивая в предисловии к своей книге: «…не имея возможности принять национальную идею, он (автор) никогда не отрекался от своего народа. Он чувствует, что является по своей глубинной сути евреем и не желает изменять природу». В 1922 году он размышлял о «странном, потаенном чувстве, возникающем внутри, возможно, зове предков». Фрейд, написав «…остаюсь абсолютно неверующим человеком», в другом месте определил иудаизм «как четкое осознание внутренней тождественности».

Множество случаев духовной дихотомии дает наше недавнее прошлое. Давид Маркиш в своем романе «Стать Лютовым» художественными средствами исследовал характер мягкого интеллигентного Исаака Бабеля, поэтизировавшего гражданскую войну и конармию. Всю свою короткую жизнь Бабель, возможно, хотел стать Лютовым, но так и не смог.

В обыденной жизни такое раздвоение личности происходит довольно часто. Парадоксально, но вор, прежде чем идти на дело, может просить Г-спода, чтобы Он помог ему не попасться, скрыться с места преступления.

Каждый человек состоит из двух частей, в нем одновременно есть плохие, недостойные качества и хорошие. Борьба между этими составляющими идет постоянно, борьба между чувствами, желаниями, инстинктом и реальными делами.

Проблема раздвоения личности не возникает у истинно религиозного еврея, любой свой шаг сообразующего с Торой. Тора дает ему строгий критерий для оценки поведения всегда и везде. Каждая сторона жизни определена предписаниями Закона. Никакой мудрец не может действовать в противоречии с Торой, которая указывает пути достижения личностной гармонии. Душа и ум должны быть едины при служении Б-гу. Критерии добра, определенные Творцом, абсолютны, и это единственный способ не допустить отклонения от выработанного идеала. Даже сам идеал может быть настолько извращен, что может служить оправданию зла. Тора исключает возможность подмены добра злом, использования жестокости для «улучшения» мира. Религиозный еврей всегда соизмеряет свое поведение с объективным критерием, он не может отказаться от выполнения обязательного предписания и не может выполнить то, что запрещено. Без каких-либо оправдательных отговорок. Принятие Б-га и следование Его воле предопределяют нравственный климат наших взаимоотношений и мир в наших душах.

Мы знаем, что человек не может стать умнее. С этой стороны он всегда будет таким, каким родился. Он может получить образование, приобрести знания, но никогда не станет гением. Чему он в состоянии научиться, так это управлять своими поступками. Сильный не тот, кто поднимет больше, прыгнет дальше, а тот, кто может стать хозяином своих начинаний, своих желаний, кто умеет владеть собой, не ищет оправдания своим плохим поступкам, а предотвращает их.

Работа над собой позволит каждому из нас достичь гармонии чувств и дел, поможет соединиться с Б-гом.

Главный раввин России  Берл Лазар

 

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru