[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ ДЕКАБРЬ 2000 КИСЛЕВ 5761 — 12 (104)

 

С БЛАГОСЛОВЕНИЯ ЛЮБАВИЧЕСКОГО РЕБЕ

Глава московской религиозной общины любавичских хасидов, вице-президент Агудас Хасидей Хабад, центр которой находится в синагоге на Большой Бронной, раввин Ицхак Коган – человек цельный, с раннего детства соединивший свою жизнь с иудаизмом. Многое он успел в своей чуть более чем полувековой жизни, и то, что Учителем и наставником его был сам седьмой Любавичский Ребе, во многом определило его судьбу. Он стал последним из тех, кого Ребе благословил на работу в России.

Дедушка Ицхака Когана по маме Иосиф Тамарин хорошо знал шестого Любавичского Ребе. Он был среди тех, кто провожал Иосифа-Ицхака Шнеерсона и его будущего преемника Менахема-Мендла, когда они уезжали из Ленинграда в 1927 году. Тогда Ребе сказал Тамарину: «Я хочу, чтобы все ваши потомки оставались евреями». Придя домой, дед поделился с матерью: «Ребе дал наставление, которое показалось мне странным». Она ответила: «Ребе знает, что говорит». С той поры наставление стало заповедью для всей семьи.

Реб Ицхак Коган с детьми из Гомеля.

Иосифа Тамарина в ленинградской синагоге в довоенные годы хорошо знали и уважали. Неудивительно, что единственную дочь он воспитал в иудейской вере, приучил к еврейскому образу жизни. Разумеется, выйдя замуж и родив двух сыновей, она продолжала традиции родительского дома. Стоит ли говорить, чего это стоило.

Маленькому Ицхаку исполнилось только четыре, когда умер, а вернее погиб, его дед. Было это в 1950-м. В канун Песаха за подпольную выпечку мацы его арестовали и в течение трех недель изо дня в день вызывали на допросы. Иосиф Тамарин жил в ожидании ареста, но его выпускали. Все это далось пожилому человеку нелегко, и после очередного допроса он скончался, едва выйдя за дверь кабинета следователя. Хоронило его, казалось, все еврейство Ленинграда. Примечательно, что спустя полвека после смерти деда, пострадавшего за выпечку мацы, уже будучи раввином, Ицхак Коган получил от Государственной Думы благодарственное письмо… за обеспечение евреев – депутатов и сотрудников Думы мацой и кошерным вином к Песаху. Знал бы дед, какие всходы дадут посеянные им семена!

По воле обстоятельств Ицхак Коган с детства вынужден был вести двойную жизнь. Как все советские дети, мальчик ходил в школу и носил пионерский галстук, но дома жизнь его очень отличалась от других: он изучал Тору, молитвы, идиш, в семье отмечали еврейские, а не советские праздники, соблюдали кашрут.

Биография Ицхака для юноши «с пятым пунктом» поначалу складывалась довольно ровно и последовательно. Чтобы поддержать семью, с пятнадцати лет он работал на заводе токарем, доучиваясь в вечерней школе, а затем, поступив в Ленинградский электротехнический институт, одновременно работал на кафедре академика Фатеева, известного ученого в области автоматики и приборостроения. Окончив институт, занимался разработкой систем управления атомных подводных лодок на военном предприятии, даже стал начальником конструкторского бюро. Но наметившееся было продвижение по службе вскоре «затормозилось» в полном соответствии с логикой тех времен: в КПСС Ицхак Коган не состоял и не мог состоять в силу религиозного мировоззрения, к тому же как еврей он регулярно получал приглашения на постоянное жительство в Израиль, что, естественно, не было секретом для КГБ. Так пришло время выбирать из двух параллельных жизней одну, а какую, у Ицхака не было сомнений.

В 1974 году Коганы подали заявление о выезде в Израиль. И, конечно, не без основания получили отказ: дорогу «перекрыли» подводные лодки. Уйдя с завода, Ицхак стал зарабатывать на жизнь ремонтом холодильников. Все складывалось к лучшему. Наконец-то судьба его утратила двуликость, и жизненные силы, объединившись, ринулись в родное русло. Квартира на Невском, где жила семья, стала центром еврейской религиозной жизни Ленинграда. А началось все с того, что на Песах здесь собралось едва ли не полсотни гостей. Ицхак взялся глубже изучать Тору, комментарии. Тогда же, в конце 70-х, рабби Нафтали-Герцл Хедекель стал открывать ему глубинную мудрость хасидизма, научил законам шхиты – кошерному способу убоя животных.

Чтобы получить диплом шойхета, а его мог выдать только настоящий раввин, Коган по каналам хасидов Хабада обратился за помощью к Любавичскому Ребе в Нью-Йорк, и Ребе отправил специального посланника, который и принял у Ицхака экзамен, выдав должное свидетельство – кабалу. Став первым дипломированным резником своего времени, Ицхак смог и сам обучать этому сложному делу. Его огромной заслугой стало то, что на седьмом десятке существования Советской власти в России появилось новое поколение шойхетов. И все же, как считают специалисты, до сего дня здесь нет равных по шхите Ицхаку Когану – у него особенный талант! 

Сегодня о раввине Когане написано немало статей, сняты фильмы. Вполне обоснованно и заслуженно. Он заметная фигура в еврейском мире России и в Израиле. И в основе его авторитета, это известно всем, много лет подвижнического, беззаветного труда. Любавичский Ребе хорошо знал, кому поручать какое дело.

С благословения Ребе, еще до возвращения в Россию, Ицхак Коган организовывал строительство коттеджей для выходцев из СССР в Рамоте (Далет) – одном из районов Иерусалима, центр абсорбции в Кфар-Хабаде, затем, едва ли не чудом преодолевая всевозможные гэбэшные заслоны и советские бюрократические препоны, вывозил на лечение в Израиль чернобыльских детей (одного из них он даже усыновил).

Но вот настало время возвращаться в Россию. Приехав сюда с заданием Ребе возрождать еврейские традиции, а также «взять в свои руки министерство шхиты», Ицхак Коган стал одним из тридцати активистов, «протаранивших» московские власти и добившихся в 1991 году возвращения религиозной общине здания синагоги на Большой Бронной. Некоторое время спустя он стал здесь и раввином.

Сколько успевает Ицхак Коган и с каким заразительным энтузиазмом, кто не знает, стоит посмотреть! На Большой Бронной он и раввин, и шойхет, и руководитель всех благотворительных проектов. Ему чужд формализм, он само вдохновение. Именно его неустанными трудами здесь забурлила жизнь, синагога стала религиозным, культурным и благотворительным центром для многих и многих евреев. Весьма внушительное число – 11 тысяч человек здесь регулярно получают гуманитарную помощь.

Рабби Ицхак подчеркивает: спонсорская помощь поступает не только из-за рубежа, не меньше добродетелей и в здешних пределах. И в этом неизмеримая заслуга самого раввина: он душа общины, знает всех прихожан и умеет быть убедительным и заразительным. Глядя на него, хочется жить по заповедям, помогать другим.

За делами время летит быстро. Вот уже десяток лет, как евреи получили свой дом на Большой Бронной. Сегодня там ежедневно проходят традиционные молитвы, отмечаются субботы и праздники. Праздничные и субботние трапезы собирают более 200 человек. Как и положено, устроены в синагоге и бассейны для ритуальных омовений – мужская и женская миквы. Там, где появляется Ицхак Коган, ничто не стоит на месте, все совершенствуется. Недавно осмотрев миквы, главный раввин Израиля назвал их «лучшими в мире». По последнему слову техники оборудован и центр обрезания, в котором работает безукоризненный специалист (моэль). В последнее время все чаще процедуру брис-милы решаются пройти зрелые люди, а их отзывам можно доверять! В синагоге делают хупу (сочетаются традиционным браком), отмечают бар-мицву (условное совершеннолетие мальчиков в двенадцать лет), йорцайт (годовщину смерти близких). Раз в неделю раввин Коган ведет прием по личным вопросам, и многие приходят к нему за советом.

Ежедневно для прихожан и нуждающихся при синагоге работает благотворительная столовая. Благотворительность, или хесед, как называет это традиция, в еврейской жизни имеет одно из первостепенных значений. Кроме еженедельных продуктовых заказов для субботы, которые получают от синагоги одинокие престарелые люди, нуждающиеся и инвалиды, и наборов к праздникам (часть их доставляется на дом), на Большой Бронной организована квалифицированная медицинская помощь специалистов, налажено обеспечение медикаментами и всем необходимым для инвалидов. Три года здесь работает региональный общественный фонд помощи слепым и слабовидящим людям: нуждающихся безвозмездно обеспечивают специальным оборудованием, приборами, аудиотехникой, спецлитературой. Есть при фонде коллекция «говорящих книг» – более 280 наименований. Все необходимое подопечным, которых сегодня около 600, сотрудники фонда сами доставляют на дом, стараясь приобщить их к традиционной жизни, помочь социальной адаптации, организуют встречи.

Около полугода в подмосковном Раменском работает центр духовной и физической реабилитации для престарелых, инвалидов и волонтеров. Этот большой проект предусматривает семь корпусов, один из которых будет для евреев больницей. В настоящее время полноценно функционирует корпус на 100 человек и кухня. Раввин Ицхак Коган неуклонно и последовательно выполняет задачу, поставленную перед ним Любавичским Ребе, – помочь каждому еврею обрести поддержку, вернуться к родным корням.

За десятилетие своего существования синагога пережила два драматических инцидента, которые по счастью обошлись относительно малыми потерями: в 1993 году от бутылки с зажигательной смесью выгорела одна из комнат с личными вещами раввина, в 1999-м его младший сын вовремя обнаружил бомбу среди книг в молельном зале. По данным ЮНЕСКО, в ней было самое большое количество взрывчатого вещества, которым когда-либо пытались уничтожить синагогу, подсчитано: взорвись она в здании, вероятность остаться в живых у евреев составила бы 1:750 000. Бомбу обезвредить не удалось, и саперы взорвали ее здесь же, во дворе. И хотя от взрывной волны вылетели все стекла, этот ущерб был восполнен в короткое время.

Вскоре после случившегося сюда приехал сын расстрелянного в сталинские времена раввина и оказал существенную помощь в ее восстановлении. По его подсказке были найдены документы, по которым удалось воссоздать интерьеры синагоги в изначальном виде. Средства на реконструкцию и ремонт дали не только евреи. А какой радостью светился Ицхак Коган, когда завершился ремонт!..

Размышляя об этом человеке, я припомнил слова его однофамильца – немецкого философа Германа Когана, сказанные в конце XIX века: «Вы называете чудом, когда Б-г исполняет волю вашего раввина; мы же именуем чудом, когда наш раввин исполняет волю Б-га». «С благословения Любавичского Ребе», – добавил бы рабби Ицхак.

Иосиф Слободской

 

ШМУЭЛЬ-ЛЕЙБ – почетный геодезист

Чем больше бываю в синагоге в Марьиной роще, тем больше радуюсь, восхищаюсь, удивляюсь. Эти посещения убеждают меня, что еврейская жизнь в Москве бьет ключом. Прихожане синагоги – самого разного возраста. Однажды я попросил познакомить меня со старейшим. «С одним из уважаемейших познакомим, – ответили мне, – а возраст здесь особой роли не играет».

Вскоре после молитвы я уже беседовал с пожилым человеком, который представился так: «В документах я – Лев Павлович. В детстве меня нарекли двойным именем Шмуэль-Лейб. Фамилия – Вольберг, что в переводе “гора шерсти”. Но, видимо, имела место какая-то ошибка: к делам “шерстяным” мои родители отношения не имели».

Вот его недолгий рассказ. «Отец мой был кожевником в местечке Остров в Польше, где я и имел счастье родиться 7 января 1910 года и, возможно, жил бы там всю жизнь, но… В 1914 году, когда началась первая мировая война, мои родители уехали из Польши. Отец, его звали Пинхас, был человеком работящим, деловым. Миллионером он не был, но не был и бедняком. Поиск заработка вынудил его с семьей уехать с насиженного места. Отец стремился попасть в Россию, где, по слухам, могло пригодиться его кожевенное мастерство. Наконец узнал он, что в Нижнем Новгороде есть нужда в таких людях. Туда и переехал. В сорока километрах от Нижнего Новгорода есть город Богородск. Город, где жили одни кожевники. Там он купил дом, открыл свой завод».

Н.М. Шверник вручает награду Л.П. Вольбергу.

Заметим, что в Богородск Пинхас Вольберг привез свою семью не случайно. К октябрю 1915-го года там оказалось 400 евреев-беженцев из Польши, а до первой мировой войны было всего 25 человек. В середине же 10-х годов они составляли заметную часть населения города. В Богородске были молитвенный дом и еврейская школа. Пинхас Вольберг вскоре после переезда открыл там кожевенный завод и набрал более 40 рабочих.

«Отец часто внушал нам, своим детям, – рассказывает Лев Павлович, – что Б-г помогает тем, кто не теряет надежду и веру.

Вскоре после революции завод у отца отобрали, но уже через несколько лет, в 1922 году, когда объявили нэп, он снова открыл кожевенное дело, правда, уже не завод, а заводик – на 5 рабочих мест. В 1928-м или 1929-м году нас в очередной раз “раскулачили”, но это было уже при Сталине, и надежды на продолжение своего дела не оставалось. Отец продал наш большой, из восьми комнат дом и купил маленький, но с большим приусадебным участком в Гжатске. Работать на государственном предприятии он не мог, потому как был верующим и не работал по субботам. «Кстати сказать, всех сыновей он научил ивриту и молитвам. До сих пор их помню наизусть (я не раз замечал, как грамотно молится Лев Павлович Вольберг).

К тому времени, когда отец переехал в Гжатск, дети из Богородска уже уехали. Я в 1927 году поступил в Московский институт геодезии и картографии, который окончил в 1932-м, и сделал, как принято говорить, хорошую карьеру в своей области. Даже получил звание “Почетный геодезист России”».

После первой беседы в синагоге мы не раз еще встречались со Львом Павловичем, я бывал у него дома. Он оказался в числе редчайших счастливчиков, которых награждали, когда других сажали. В 1951 году за особые заслуги по выполнению государственных заданий орден Трудового Красного Знамени ему вручал сам Председатель Президиума Верховного Совета СССР Николай Михайлович Шверник, то есть наш герой был среди тех немногих евреев, тяжелый и честный труд которых не был отвергнут даже в самые антисемитские времена. Жизнь складывалась так, что Вольберг, казалось бы, мог забыть о своих корнях, но он не только не забыл, а всегда, следуя завету отца, помнил о дне Йом Кипур, этом главном празднике евреев, и хранил веру, что настанет время, когда он сумеет вернуться к Б-гу своих предков, не скрывая этого желания. И вернулся.

Теперь он постоянный и, как мне сказали, уважаемейший прихожанин синагоги в Марьиной роще. Любит свою общину. К сожалению, Лев Павлович одинок, но его ежедневное общение с Б-гом, помощь, теплота, которые он имеет в общине, не только скрашивают его жизнь, но делают ее насыщенной и полноценной.

Сергей Кубович

 

 

ГОРЯТ ХАНУКАЛЬНЫЕ СВЕЧИ

В этом году свой великий праздник Ханука, праздник освящения Храма, евреи мира будут отмечать в 2164-й раз. В этот день наш народ вспоминает не только блистательную победу над своими многочисленными врагами, но радуется великому чуду, происшедшему со Светильником в Храме, чуду, дарованному Всевышним, которым увенчалась борьба евреев во имя Его завета.

В 25-й день месяца Кислев во всех синагогах мира евреи произносят молитву благодарности Б-гу, «который совершил чудеса в те дни в это время». Три благословения соответствуют первому ханукальному вечеру. Первое из них: «Благословен ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь Вселенной, освятивший нас Своими заповедями и повелевший зажигать ханукальный светильник».

В канун Хануки мы обратились к нескольким посетителям синагоги в Марьиной роще, чтобы узнать, что они думают об этом празднике.

Элибоген Макс Моисеевич, 81 год, пенсионер, родом из Черновцов:

«Во все времена, даже самые трудные, евреи повсюду находили возможность зажигать каждый вечер в дни Хануки праздничные свечи, ибо огонь этот был символом непобедимости нашей веры, знаком того, что Б-г никогда не забывает о нас. Восстановленная синагога в Марьиной роще подтверждает мои слова».

Головчинер Михаил Абрамович, пенсионер, более 30 лет проработавший на заводе им. Лихачева, постоянный прихожанин:

«Все восемь дней Хануки мы зажигаем свечи и освящаем эти дни года. Глядя на них, мы вспоминаем о славных победах нашего народа и воздаем благодарность Б-гу нашему, приносящему спасение и свет своему народу».

Лев Аркадьев, 76 лет, писатель, кинодраматург, участник Великой Отечественной войны, член правления МЕКПО:

«Какие мысли навевает Ханука? Прежде всего это воспоминания. Я мысленно возвращаюсь в Одессу моего детства, вижу нашу маленькую бедную квартиру на Госпитальной улице на Молдаванке. Ханука всегда в начале зимы, и даже в Одессе случались в эти дни морозы, но в нашем доме было тепло и радостно от света ханукальных свечей, которые мы каждый вечер поочередно зажигали.

И, конечно же, с детства этот праздник памятен еще тем, что мне дарили “ханука-гелт” – ханукальные денежки. Даже и сами нуждающиеся родственники и соседи дарили какие-то монеты, при этом говоря маме: “Пусть ребенок купит себе, что хочет, пусть радуется. Ханука – праздник радости”».

Я уже давно не ребенок и хочу сказать читателям так: «Пока мы празднуем Хануку, будут евреи. Пока есть евреи, будет Ханука».

 

О КНИГЕ, хорошей и нужной

В рамках 3-го общинного фестиваля еврейской книги 27 ноября в Российской государственной библиотеке состоялась презентация очередного, четвертого, тома Российской еврейской энциклопедии. Это уникальное издание Зеева Вагнера, который его представляет, в рекомендации уже не нуждается. Энциклопедия стала столь популярной и нужной, что представить себе сегодня без нее жизнь русскоязычных евреев во всем мире невозможно.

Казалось бы, что нового и оригинального можно создать после двух больших еврейских энциклопедических изданий на русском языке – Энциклопедии Брокгауза-Ефрона и Краткой еврейской энциклопедии, издаваемой в Израиле? Но редакционный совет РЕЭ (главный редактор Г. Брановер, заместитель гл. редактора З. Вагнер) доказали обратное. И четвертый том, историко-географический, не только интересен, но и необычен по своему замыслу и осуществлению.

Несмотря на некоторое организационное несовершенство на презентации собралось немало людей. Одним из первых своими впечатлениями от нового тома поделился литератор, главный редактор «Вестника ЕАР» Феликс Дектор. По его словам, «эта книга напомнила всю биографию и географию моей жизни». Искусствоведы Мирон Черненко и Софья Черняк с одобрением отметили, что этот «краеведческий» том впитал в себя немало искусствоведческих проблем. Читателям он откроет, где и когда, в каких городах и местечках жили и работали еврейские актеры, художники, музыканты. Журналист Михаил Карлов, воздав должное достоинствам нового тома РЕЭ и всему изданию, указал несколько незначительных недочетов, внеся, безусловно, интересное предложение: завершив издание РЕЭ, подготовить Краткий русско-еврейский энциклопедический словарь.

О современном еврейском движении в России и о роли, которую играют в нем научные издания, в частности РЕЭ, говорил в своем выступлении заместитель председателя ВААДа Роман Спектор. Другие выступающие выразили благодарность редакционному совету издания за скрупулезность при его подготовке, подтвердив слова примерами. Так, о городе Богородск Нижегородской области, имеющем собственную «еврейскую» историю, до сих пор ничего не говорилось в других еврейских энциклопедических изданиях, и это открытие, как и множество подобных, сделано в четвертом томе РЕЭ. Много нового и интересного можем узнать и об Аккермане (Белгород-Днестровский), значительном с точки зрения еврейской истории городе, давшем русской культуре таких выдающихся людей, как П.Н. Берков, А.О. Гершензон, и таких открытий в четвертом томе немало.

Замечательный подарок сделала редакция РЕЭ в канун Хануки всем нам.

Марк Китайгородский

 

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru