[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ ЯНВАРЬ 2001 ТЕВЕС 5761 — 1 (105)

 

О ХОЛОКОСТЕ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ КАЖДЫЙ

 

Интервью с вице-президентом Фонда «Холокост» Ильей Альтманом

«Будущее – в настоящем,

но будущее – и в прошлом.

Это мы создаем его.

Если оно плохо, в этом наша вина»

Анатоль Франс

 

В школьные программы многих стран мира включена тема о Холокосте. А что делается для ее изучения в России?

Прежде всего хочу отметить, что прошедший год – год Стокгольмской конференции. В одном из пунктов Декларации, подписанной сорока семью главами государств мира или их представителями, говорится о необходимости преподавания в средних и высших учебных заведениях темы Холокоста.

Недавно состоялось заседание министров образования стран, входящих в Совет Европы, где этот пункт также был документально закреплен. В числе других – подпись министра образования России. Таким образом, появилась некоторая нормативная база преподавания Холокоста в учебных заведениях.

Однако, независимо от этих документов, в течение двух последних лет осуществлялся научный проект «Уроки Холокоста и современная Россия». Были созданы и одобрены программы, тексты уроков и факультативных курсов, главным образом для средней школы.

Это – обязательные программы?

Нет, они носят пока рекомендательный характер. Мои коллеги – российские и зарубежные – ведут острую дискуссию: нужно ли в обязательном порядке навязывать тему Холокоста? И готовы ли наши учителя преподавать Холокост? Ведь речь идет не только о каком-то фактологическом материале, но и об осмыслении этой темы в контексте истории евреев, второй мировой войны и особенностей антисемитизма не только в нацистской Германии, но и в Советском Союзе (особенно в России).

В цивилизованном мире тема Холокоста носит универсальный характер: евреи – жертвы войны, в ходе которой нацисты и их пособники выступали в роли палачей. Международное сообщество акцентирует в Холокосте общечеловеческие аспекты. Ведь сегодня особенно отчетливо видно, что на месте евреев может оказаться любой другой народ. И нужно извлечь уроки из тотальной пропаганды нацистов, под воздействием которой цивилизованные немцы превратились в проводников (или молчаливых пособников) человеконенавистнических идей. Иными словами, история Холокоста заставляет людей задуматься, к каким последствиям приводят проявления расизма и ксенофобии, – ведь именно с этого начинали нацисты.

 

Думаю, главная проблема сейчас – подготовка преподавателей, способных глубоко разбираться в теме Холокоста...

Есть несколько путей такой подготовки, каждый из которых требует определенных мероприятий и организационных усилий. И без поддержки министерства образования и некоторых других органов здесь не обойтись.

На мой взгляд, самый эффективный способ подготовки преподавателей Холокоста – обучение на исторических факультетах педагогических вузов. Но, к сожалению, сегодня в России не хватает людей, способных дать студентам необходимые знания.

Второй способ – включение темы Холокоста в программы переподготовки преподавателей в институтах повышения квалификации. Мы уже имеем некоторый опыт сотрудничества примерно с пятнадцатью такими институтами в различных регионах России, готовим для них методистов на специальных семинарах. Наша инициатива находит поддержку. Например, Московский институт повышения квалификации работников образования (МИКПРО) помогает нам в подготовке таких специалистов.

Третий способ. Для всех желающих преподавателей – не только из России, но и из СНГ – мы открыли школу со специальной программой овладения необходимыми знаниями по теме Холокоста. Это международный проект. Наши партнеры – всемирно известный музей Яд Вашем в Иерусалиме и – с нынешнего года – авторы программы правительства Швеции «Живая история». Выпускники очного и заочного отделений нашей школы получают сертификаты МИКПРО. Защитившие выпускную работу собираются на летнюю сессию, мы проводим ее вместе со специалистами Яд Вашем, которые выдают успешно окончившим обучение и свои сертификаты – своеобразный пропуск на международные зарубежные семинары. Это, так сказать, внешний стимул. Главное же в том, что российские историки, психологи, методисты делятся моделями уроков, историческими и научными изысканиями по теме Холокоста. Сама же работа школы строится путем сочетания лекций и семинарских занятий, проводимых в форме дискуссий и круглых столов с обсуждением основанных на практике моделей уроков. В минувшем году нашу школу окончили 75 человек, все они активно работают. В этом году рассчитываем выпустить не менее 200 преподавателей. Двери школы открыты для всех желающих получить или усовершенствовать навыки преподавания Холокоста. Мы договорились с Открытым университетом Израиля о том, что учащиеся нашей заочной школы выполняют три контрольных работы по пособию, подготовленному этим учебным заведением. В начале 2001 года будет опубликована седьмая часть пособия, она называется «Катастрофа на территории Советского Союза» и напрямую перекликается с нашей темой. В процессе обучения учащиеся зарабатывают баллы и как студенты Открытого университета Израиля.

 

Эта школа – ваш единственный подобный проект?

Есть и другой: всероссийский конкурс работ школьников, студентов и преподавателей по теме «Холокост». Уже прошло два таких конкурса. Последний конкурс охватил почти всю страну и даже республики бывшего Советского Союза. Но было одно огорчившее нас обстоятельство: очень мало работ прислали школьники и студенты еврейских учебных заведений. Возможно, до них не дошла наша информация, а возможно (и нас это тревожит) преподавание темы Холокоста в подобных учебных заведениях нуждается в анализе, обсуждении и, очевидно, каких-то дополнительных усилиях, использовании современных методик. Поэтому в конце февраля 2001 года мы, при содействии Мемориального фонда поддержки еврейской культуры, планируем провести семинар для преподавателей истории еврейских школ СНГ и прибалтийских стран.

В октябре нынешнего года мы провели в Петербурге первый из семи региональных семинаров для преподавателей высшей и средней школы.

Участвовали в семинаре 200 преподавателей из восьми северо-западных регионов. Один день был посвящен методике использования книг в качестве учебного пособия, второй – нашим методическим разработкам, основанным на российском опыте преподавания. После семинара около тридцати преподавателей записались в нашу заочную школу подготовки преподавателей по теме Холокоста.

Фонд «Холокост». Занятия со школьниками.

 

Очевидно, для качественной подготовки специалистов можно использовать опыт преподавания Холокоста в других странах...

Зарубежный опыт не одинаков. Как ни странно, в США, где больше всего мемориалов, где есть замечательный музей Холокоста, из пятидесяти штатов лишь около половины ввело обязательное изучение этой трагедии в школах. А в целом ряде европейских стран, в том числе из бывшего соцлагеря (например, в Польше и Румынии) в школьной программе Холокосту отводится четыре часа. В украинских школах ежегодно проводится урок, посвященный уничтожению евреев в Бабьем Яре. Там же, на Украине, существует охватывающая многие города сеть образовательных семинаров. В некоторых мне приходилось участвовать. И всегда я отмечал неподдельный интерес учителей из небольших населенных пунктов к еврейской истории, узнавал о любопытных примерах из их практики. Когда представители разных израильских организаций спрашивают: «Зачем вы стараетесь, чтобы тему Холокоста изучали в нееврейских школах?», отвечаю: «Чтобы не было новых антисемитов».

На семинаре в Киеве я услышал потрясающие рассказы о том, как тему Холокоста связывают с историей евреев в той или иной местности. Вот один из таких рассказов. В 1913 году в небольшом городке на Киевщине не было почтового отделения, и деньги на его создание дали несколько еврейских семей. На нынешней почте висит мемориальная доска с фамилиями дарителей. Учитель сначала привел учеников к этой мемориальной доске, а потом к памятнику на месте массового уничтожения евреев. Чтобы детям стало понятно, кого убивали, как много сделали и могли еще сделать люди, которых расстреляли нацисты. Уверен, эти дети обязательно будут ухаживать и за мемориальной доской и за памятником.

Другой рассказ. Во время оккупации украинская женщина прятала еврея-подростка, который в 1943 году назвался ее сыном, был угнан в Германию и спас таким образом родного сына женщины.

Есть некий идеал, к которому мы должны стремиться. Во всяком случае, в школьной программе тема Холокоста должна фигурировать. Выпускники школ и вузов в XXI веке должны хотя бы знать, что был Освенцим, что во время второй мировой войны уничтожено шесть миллионов евреев. Это должно глубоко войти в сознание каждого человека.

 

Как конкретно организовать учебу? Ведь при составлении школьной программы неизбежно возникает проблема часов...

Думаю, что тема Холокоста должна войти в отечественную историю (в раздел о Великой Отечественной войне). Однако сегодня появилась и другая возможность. Недавно правительством России утверждена программа преподавания толерантности в средних школах как отдельного обязательного предмета. При поддержке государства будут разработаны соответствующие методики. В документе, на основании которого возникла эта программа, упомянута тема Холокоста.

Однако без учебных пособий образовательный процесс невозможен. Еще в 1995 году наш Фонд выпустил два учебника. Для преподавателей – Галины Клоковой, для учащихся – Давида Полторака. В конце 2000 года выйдет первое российско-израильское учебное пособие для преподавателей и учащихся под названием: «Холокост – Сопротивление – Возрождение». В пособии рассказывается не только о Холокосте и еврейском сопротивлении, но и о влиянии Холокоста на создание государства Израиль. Среди израильских авторов – доктор Ицхак Арад и Редлих Шимон, среди российских – профессор Лев Безыменский и специалист по Нюрнбергскому процессу Наталья Лебедева. Это будет пособие, полезное и еврейским и нееврейским учебным заведениям.

 

Очевидно, при подготовке методик необходимо учитывать такой грустный факт: сегодняшние дети привыкли к постоянной стрессовой информации, притупляющей остроту восприятия катастроф. Думаю, даже очень эмоциональный рассказ об ужасах Холокоста произведет на учащихся глубокое впечатление только в том случае, если будет сопровождаться соответствующим видеорядом.

На самом деле вы задали два вопроса, которые я постараюсь объединить. Начну со слов моего коллеги, заведующего кафедрой психологии личности МГУ Александра Григорьевича Асмолова. В нашем совместном докладе на Стокгольмской конференции он подчеркнул очень важный тезис: «Преподавание темы Холокоста сегодня – это вызов современной педагогике». Наши обычные представления о том, как строится урок истории, какими методами мы пользуемся при соприкосновении с темой Холокоста, наталкиваются на огромную проблему ведения диалога с учащимися. О чем говорить? Об ужасах? Вы правы, подобную информацию с избытком обрушивают на головы наших подростков телевидение, радио и газеты. И очень трудно вызвать у слушателей сочувствие к жертвам. Лучше всего предоставить возможность учащимся прочитать документальные свидетельства преступлений нацистов. Недавно изданная при нашем участии на русском языке шведская книга «Передайте об этом детям вашим» дает великолепный фактологический материал. Тема Холокоста позволяет (особенно в еврейских учебных заведениях) строить уроки, погрузив учащихся в атмосферу событий. Ошибочно сводить трагедию Холокоста только к убийствам. Нередко люди жили в гетто по два-три года. Это была жизнь вопреки стремлению нацистов не только физически уничтожить евреев, но и унизить их. Тем не менее узники боролись не только за продление своих дней, но и за человеческое достоинство. Многие вели дневники, писали письма и стихи, сочиняли музыку, молодые влюблялись... Исполненный благородства духовный протест изумлял даже палачей.

Большое впечатление на подростков произведут факты из жизни их далеких сверстников, которые проползали под колючей проволокой на волю и вместо того чтобы попытаться скрыться, добывали скудное пропитание для своих семей и возвращались в гетто.

Все это позволяет трактовать тему Холокоста не только как попытку тотального уничтожения целого народа, но и как пример нравственного самоспасения обреченных на смерть людей.

Таким образом, в этой обширной теме можно педагогическими средствами расставить те акценты, которые будут способствовать формированию высокой морали у современных подростков.

Теперь о средствах обучения, упомянутых в вашем вопросе. Мы участвуем сейчас в проектах преподавания темы Холокоста с использованием Интернета, дающего возможность доступа к документам и виртуального посещения музеев мира. Подготовлено большое количество документальных фильмов, подобраны художественные. Среди них «Жизнь прекрасна» и «Список Шиндлера».

Но главное – личные встречи с людьми, пережившими детские лагеря смерти. Рассказы о том, что пришлось им испытать в возрасте нынешних слушателей, произведут неизгладимое впечатление.

 

Во многих семьях сохранились письма и другие свидетельства о Холокосте. Частью обучения школьников могли бы стать поиски и обнародование таких свидетельств...

Это особенно важно для учащихся еврейских школ. Не только как возможность лично соприкоснуться с темой Холокоста, но и как долг перед памятью предков. Молодые люди в рамках различных программ ездят в места, находившиеся в оккупации, знакомятся со свидетельствами Холокоста. И в бывшем Советском Союзе и в других странах. А вернувшись, ничего не делают для того, чтобы найти такие свидетельства даже там, где живут. Хотя в захоронениях нацистских жертв может быть есть их родственники. Этим захоронением может быть ничем не отмеченный ров. Свои расстрельные «Бабьи яры» – без памятников, мемориальных плит или хотя бы простых надписей – есть в Брянской, Смоленской и других областях и краях. Всего таких регионов двадцать три. Необходимо добиваться увековечения памяти погибших, хотя местные власти часто не понимают, почему нужно особо выделять именно еврейские жертвы. А не понимают потому, что продолжают жить представлениями, укоренившимися при советской власти, когда вместо слова «евреи» на памятниках писали: «Мирные советские граждане». И тот, кто добился изменения такой надписи на истинную, кто сохранил хотя бы одно письмо военного времени или уцелевший документ из гетто, может считать себя человеком, не потерянным для общества и своего народа. Те же музеи, которые есть сейчас во многих еврейских школах, это не только память о событиях, но и место, где можно сохранить тот или иной документ.

В «Хеседах» – благотворительных еврейских организациях, помогающих пожилым людям, началось очень любопытное движение по созданию музеев. Но сами пожилые люди просто физически не могут выполнить эту большую работу, им необходима помощь школьников и студентов в выявлении и сборе материалов. Такая помощь – тоже средство внешкольного и вневузовского воспитания. А информацию об этой работе мы хотели бы прочитать в сочинениях учащихся.

Брест. У памятника погибшим в гетто.

 

Мне приходилось сталкиваться с мнением, что преподавать тему Холокоста должны неевреи – их не заподозрят в пристрастности...

У меня достаточно большой опыт педагогической работы. Никогда, ни в одной аудитории (неважно, еврейской или нееврейской) я не ощущал большего внимания, чем тогда, когда разговор шел о Холокосте. Мне и в голову не приходило, что на моем месте должен быть человек иной национальности. Существует другая проблема. Некоторым моим коллегам – учителям общеобразовательных школ – иногда сложно перейти ту психологическую грань, за которой преподаватель конкретного предмета становится для учащихся и человеком с личной судьбой, о которой он считает необходимым рассказать.

Национальные проблемы встречаются и в еврейских школах. Как-то учащихся одной такой школы привели на Поклонную гору. Во время рассказа об экспозиции, посвященной Холокосту, женщина-экскурсовод сказала, что немцы, кроме евреев, уничтожали и цыган. Вдруг раздался голос ученицы пятого класса: «И правильно делали». Экскурсовод ответила: «Моя бабушка была цыганка. Вы смогли бы ее убить?» Так тема Холокоста приобрела более широкое звучание.

Мы не должны забывать, что в любом народе находятся люди, которым не чужды проявления расизма и национализма. И с ними нужно бороться так же, как с антисемитизмом.

В заключение – адрес для тех, кто хочет поступить в нашу заочную школу: 113035, Садовническая ул., дом 52/45, Фонд «Холокост».

 

С Ильей Альтманом беседовал

журналист Владимир Познанский

 

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru