[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ ОКТЯБРЬ 2001 ТИШРЕЙ 5762 — 10 (114)

 

РАДОСТЬ – СЛУЖЕНИЕ Б-ГУ

Первая половина месяца Тишрей – время Суда. Это кульминация раскаяния, очень напряженные дни. Вторая половина месяца – время радости, самой большой радости, аккумулируя которую в дни праздника Суккос, мы как бы запасаемся ею на весь предстоящий год. Пик радости – Симхас Тойра, день, когда со свитками Торы мы танцуем вокруг бимы, возвышения, на котором читается свиток Торы, и, закончив читать последнюю главу великой Книги, дарованной нам Б-гом, мы тут же приступаем к чтению первой. Так наша жизнь начинает новый ее виток, направленный навстречу Творцу.

«Трубите в шофар в Новомесячье, в назначенное время, — для праздничного дня нашего, ибо закон это для Израиля, установление от Б-га Яакова», – сказано в Теилим (81:4,5). Мы живем преимущественно по лунному календарю, где каждый месяц начинается с Рош-Ходеш (новолуния). Как и Луна, которая в начале каждого своего нового цикла скрыта от наших глаз и, постепенно проявляясь все больше, в полнолуние предстает, наконец, во всей своей сияющей полноте, так и еврейские праздники: радость одних скрыта, других — явна. Рош а-Шона – первый день месяца, когда Луна скрыта, а Суккос начинается 15 Тишрея, когда Луна в апогее своего величия. Это определяет серьезность, строгость Рош а-Шона и Йом Кипура, в которых радость присутствует скрыто, она заключена в их сущности, в итоге тшувы, когда, раскаявшись, человек возвращается к Б-гу, и это приносит ему радость.

По своей натуре человек в немалой степени пессимист. Он всегда чего-то боится, переживает. Боясь плохого, он начинает фантазировать, преувеличивая возможную опасность. Однажды ко мне пришла очень расстроенная женщина: став религиозным, ее сын, всегда звонивший каждый день, перестал звонить по Субботам. Мать одолевала тревога, каждый раз в этот день ей казалось, что с ним что-то произошло, и она хотела одного: чтоб все было, как прежде... Цемах Цедек, третий Любавичский Ребе, сказал такие слова: «Слава Б-гу, что переживания не дают никакого результата». Они никогда не помогают в решении вопросов. Но почему он сказал «Слава Б-гу, что переживания не дают никакого результата»? А что бы было с людьми, если б вдруг переживания хоть кому-нибудь помогли? Они переживали бы постоянно!

Человек скорее склонен ожидать плохие новости, нежели хорошие. К сожалению, иногда люди испытывают удовлетворение, когда дурные вести приходят к другим, считают, что, если несчастье пришло не к ним, это уже хорошо. Но ведь все мы братья, все – одна семья, и горе другого человека – это и наше горе. Мы накрепко привязаны один к другому – у евреев это так, как ни у одного другого народа.

Человек живет в плену страхов, от которых, к сожалению, не существует лекарства. Но тот, кто верит в Б-га, все переживает намного легче. Он знает: если он сделал все, что в его силах, с Б-жьей помощью будет хорошо, и все эти страхи и переживания он воспринимает совсем по-другому, ведь у него есть опора — Б-г. Б-г – наш Отец, который всегда рядом и делает для нас только хорошее. Об этом говорят наши пророки и мудрецы.

В Талмуде есть истории о Нохуме по прозвищу Иш Гам Зу и о рабби Акиве. Первый, что бы ни случилось, всегда говорил: «И это к лучшему», за что удостоился помощи самого пророка Элиягу, явившегося в этот мир, чтобы в трудную минуту его поддержать. Второй, рабби Акива, когда другие мудрецы оплакивали судьбу Израиля, сумел увидеть дальше, чем они, и радовался, будучи уверенным в милосердии Всевышнего. Не случайно народная мудрость гласит: «Что Б-г ни делает – все к лучшему». Эта истина выражена на многих языках.

Нужно понимать, что ограничения, которые Б-г ставит для людей, – к лучшему. Кто лучше, чем Тот, Кто сотворил все, весь мир, может знать, как надо и как не надо жить? Запреты и предписания Торы, все заповеди – только для того, чтобы наша жизнь была полноценной и радостной. Согласитесь: у водителя, который знает и строго придерживается правил дорожного движения, меньше шансов попасть в аварию, чем у начинающего или лихача. Тем более это касается человека, который придерживается заповедей Б-га. Кроме того, знающий что делать и охотно делающий именно то, что надо, получает от жизни больше радости, чем другой.

У верующего человека по сути есть два уровня понимания. Один – «И это тоже хорошо» и «Что Б-г ни делает – все к лучшему». Другой уровень понимания – «Все, что Б-г делает, все хорошо» – более высокий. Когда мы говорим: «Гам зу летова» – «Это тоже хорошо», то имеем в виду, что с одной стороны все же не хорошо, но мы надеемся на хорошее. А когда человек говорит: «Все, что Б-г делает, – хорошо», значит, он признает – если даже мне не виден свет, он есть. Условно говоря, в одном случае мир разделен на добро и зло, белое и черное, в другом – мир целостный, он белый, а в этом цвете, как известно, заключена вся цветовая гамма, все краски мира.

Конечно, человеку трудно воспринять перемены с позитивной стороны, поскольку перед ним нет полной картины, он видит только фрагмент, связанный с ним одним. Если бы мы могли видеть на 10, 100, 1000 лет вперед, то, возможно, пришли бы к выводу, что случившееся сейчас, ужасное в наших глазах – самое лучшее из всего возможного. Когда пожар уничтожил старую синагогу в Марьиной роще, люди думали, что общине конец. Но привезли фургончик, и молитвы продолжались, не останавливаясь ни на день, и сегодня – слава Б-гу! – на том месте стоит дворец. Нам не дано постичь пути Б-га, мы можем только верить: «Все, что Б-г делает, – хорошо».

Многие считают, что соблюдать заповеди тяжело, они ограничивают человека. Но посмотрите на ребенка, которого воспитывают в семье, и на другого, бездомного сироту. Второй – свободнее: он может идти туда, куда нельзя другому, у него нет обязанностей перед членами семьи, но кто хочет иметь такие свободу и счастье? Люди без Б-га, как сироты. А заповеди Б-г дал для того, чтобы обезопасить настоящие ценности. Соблюдающий их человек, конечно, не может всегда радоваться и веселиться, но он знает истинную радость.

Оказавшись перед лицом больших проблем, каждый нуждается в поддержке, помощи. Неверующий ищет их у таких же, как он. Ко мне приходила женщина с тяжелой депрессией из-за семейных проблем. Она рассказала, что ходила к известному психологу, заплатила большие деньги, а результата никакого. Ко мне она пришла в полном отчаянии, как в последнюю инстанцию. К сожалению, полностью решить ее вопрос я не мог, но уходила она уже с иным настроем. Во-первых, я расспросил ее о психологе, к которому она обращалась: женат он или нет, какие у него отношения с детьми... Она сказала, что сейчас он не женат, но скоро женится в третий раз, что от детей у него одни неприятности... У этого психолога оказались точно такие же проблемы, как у нее самой, и он не мог ей помочь. Не верящий в Б-га не может помочь нуждающемуся в вере. А этой женщине нужна была вера. В нашей традиции есть значительно больше того, что может дать самый лучший психолог, все психологи вместе. Женщина должна была понять: ее миссия – стараться жить в гармонии с мужем. Мы создаем семьи не для того, чтобы получать удовольствие друг от друга. Будущее человека – в семье, в детях. Цель нашей жизни в воспитании детей. Мы многое делаем ради них, они будут делать для своих детей то же и так далее.

Надо находить радость в том, что имеешь. И трудные ситуации могут многому научить, если не замыкаться в обидах. Трудно обрести радость тому, кто постоянно сомневается, его мучают тревоги: так поступить или эдак, что будет завтра?.. Если сегодня все идет так, как ему хочется, он доволен, но вдруг что-то меняется – и начинаются страдания. Что дает основание человеку считать, что его логика совершенна, а спокойная, беспроблемная жизнь ему на пользу? Все может быть к лучшему, если, не впадая в панику, мы делаем то, что хочет от нас Б-г. Традиция учит: нет ничего случайного, потому что Б-г никогда не перестает направлять нашу жизнь. С верой в Б-га в сердце еврея укореняется радость.

Самая нормальная и радостная жизнь – это когда человек понимает ценности жизни, других людей, помогает им, находится с ними в хороших отношениях. Помогать людям, быть полезным им – радость не на минуту, это самая большая, вечная радость. А когда жизнь человека сконцентрирована на собственном «я», эгоистична, он радуется только тогда, когда у него есть то, что он желает. В противном случае – раздражение, печаль. Наши мудрецы говорили, что унывать – это самый большой грех.

Праздник Суккос – праздник нашей радости, главная его идея – веселье. В Торе говорится о многих неприятностях, которые могут происходить с еврейским народом, если он служит Б-гу равнодушно, без радости. Многих это удивляет. Но в радости человека суть отношения к Б-гу, суть отношений с людьми. Можно судить о человеке по тому, как он умеет радоваться.

В Торе есть немало запретов, но нигде нет запрета веселиться. Суккос – это кульминация служения. Если ты понимаешь, что есть Б-г, понимаешь свою цель в жизни, то можешь радоваться и тому, что у тебя есть этот день, за который каждое утро ты благодаришь Всевышнего. Музыка, танцы, песни – все это те пути, посредством которых человек выпускает свою радость наружу, и те каналы, через которые радость входит в него.

Радуйтесь большому и малому. Пойте, танцуйте, веселитесь! Хорошего и сладкого всем года!

Главный раввин России  Берл Лазар

 

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru