[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ НОЯБРЬ 2001 ХЕШВАН 5762 — 11 (115)

 

ПоднЯв забрало

Шломо Алабай

Не успели высохнуть брызги шампанского, откупоренного и выпитого по поводу наступления третьего тысячелетия, как просвещенный мир был поставлен перед новой проблемой: международным разветвленным террором. Сегодня мало у кого вызывает сомнение тот факт, что борьба с этим явлением станет в обозримом будущем направлением главного удара мирового сообщества – или, по крайней мере, значительной его части. Поле битвы очерчено географическими границами Центральной Азии и Ближнего Востока – именно здесь, в родовом гнезде современной цивилизации, взросли птенцы нынешнего террора, эти драконы о семи головах.

Идеи политического терроризма принято приписывать русским необузданным идеалистам-анархистам – Бакунину, в меньшей степени Кропоткину. Это неверно. Уж если искать камень отсчета на кровавой тропе, уводящей вглубь времен, то пытливый искатель непременно споткнется о «Старца горы» Хасана Саббаха. Этот «старец», чья судьба самым драматическим образом переплелась с судьбой гениального Омара Хайяма, жил и разбойничал в 11 веке.

Взяв, как нынче принято говорить, на вооружение религиозную идеологию сирийских исмаэлитов, Хасан Саббах развернул в Персии разветвленную террористическую сеть и приступил к боевым действиям. Ставка Саббаха располагалась на горе Аламут – откуда и его прозвище «Старец горы». На Аламуте хитромудрый Саббах воздвиг действующую модель мусульманского рая со всеми его атрибутами: барышнями, вкусной едой. Там, «в раю», Хасан Саббах готовил ассасинов-самоубийц, беспрекословно выполнявших приказы своего шефа. «Ассасин» – это слово, не заржавевшее до наших времен, – означает либо «гашишник» (от «хашишин»), либо просто «убийца». Впрочем, одно другому не противоречит: перед командировкой на райские лужайки Саббах накачивал своих ребяток наркотиками. Оклемавшись, они обнаруживали все то, о чем и мечтать не могли «внизу, на черной земле». Ребятки, как правило, были склонными к фанатизму выходцами из нищих семей. Отведав сладкой райской жизни, они стремились лишь к одному – вернуться обратно в «рай». Путь туда вел через убийство кого-либо из политических противников Хасана Саббаха, и молодые террористы готовы были с радостью и нетерпением «замочить» кого угодно: шаха, улема. За это Саббах гарантировал им вечную сладкую жизнь... Так погиб и Малик-шах – покровитель Омара Хайяма.

Как видим, за тысячу лет мало что изменилось в практике ближневосточного фундаменталистского террора. Вместо ставшего легендарным «Старца горы» здесь расплодилось немало ушкуйников, вербующих самоубийц среди нищих обитателей лагерей беженцев и неуравновешенных студентов исламских университетов. По самым скромным подсчетам израильских спецслужб не менее трехсот камикадзе готовы надеть на себя взрывпояс или сесть за руль начиненного взрывчаткой автомобиля. Один миг – и вот уже семьдесят две нежные девственницы ублажают святого шахида в тени райских кустов... Мошенникам, занимающимся вербовкой самоубийц в окрестностях Газы и Дженина, далеко до Хасана Саббаха в его горном дворце. Единственный, кто может сравниться с сообразительным и богатым старцем, – это Усама бен Ладен, «террорист №1». Пожалуй, он вопьется в неподатливый ствол Истории столь же глубоко, как его аламутский предшественник, если не глубже.

Хотим мы того или нет, но появление на мировой сцене такой знаковой фигуры, как бен Ладен, кардинально изменило привычный чертеж нашего существования. Этот одержимый, пророчествующий с телевизионных экранов, подобен неизвестному опаснейшему вирусу, борьба с которым ведется по ходу действия, методом проб и ошибок. Даже делая существенную скидку на эмоциональность журналистов и просто краснобаев, можно признать, что террористическая сеть бен Ладена распространилась на десятки стран в разных концах мира. Это не значит, что страны бьются в этой сети, как рыбы в сачке, – но опорные пункты аравийца с задумчивыми глазами маньяка поразили тела государств подобно нарывам. И до событий 11 сентября западная демократия в рамках своих либеральных законов терпела пульсирующую боль, вместо того чтобы прижечь воспалительные образования или, еще лучше, решительно их вырезать.

Терпел их и Израиль – но только не по причине излишнего либерализма. В новых обстоятельствах, сложившихся в наше время, израильские руководители не могут позволить себе повторить вслед за Бен-Гурионом знаменитую фразу: «Неважно, что говорят гои, – важно, что делают евреи». Да и политический раскол в израильском обществе – раскол, во многом подогреваемый стремлением к власти, – не служит на пользу дела. Однако главной причиной нашей вялотекущей реакции на вопиющие акты террора с использованием самоубийц являлось жесткое и настойчивое нежелание мирового сообщества прослыть «негуманным» и «антилиберальным» в собственных глазах, да и в глазах Третьего мира тоже. И за это, мягко выражаясь, эгоистическое стремление в Израиле вынуждены платить высокую цену.

11 сентября – не только день крушения башен нью-йоркского Торгового центра. 11 сентября – День крушения приправленных мистикой надежд человечества на мирную и спокойную жизнь в двадцать первом столетии. Вместе с прошлым веком закончилась львиная эпоха организованного и отчасти уже привычного противоборства сверхдержав – и началась волчья эпоха индивидуального разбоя. Наш поезд прибыл на конечную остановку, дамы и господа, просьба освободить вагоны!

Прав президент Путин, заявляющий, что время нынче идет куда быстрей, чем прежде, и глаз еще не приспособился адекватно реагировать на происходящие изменения; можно сказать и так. Действительно, армия, спецслужбы и питающая их государственная административная система оказались неподготовленными к диким налетам наследников Хасана Саббаха хотя бы потому, что происшедшее было не представимо: горстка оборванцев, вооруженных ножами, решилась атаковать самый укрепленный бастион современного мира. Еще немного – и был бы разрушен вашингтонский Белый дом, ватиканкий собор Св.Петра, парижская Эйфелева башня... И эта бандитская операция устрашения, несомненно, парализовала бы Западный мир, лишила бы его воли к немедленному жесточайшему сопротивлению.

Предоставим психологам, историкам и богословам разбираться в том, вполне ли нормальный человек Усама бен Ладен и хороший ли он мусульманин или плохой. Однако люди из его шайки взрываются с воплем «Аллах акбар!» на устах, а не со смиренным обращением, скажем, к Иисусу Христу; было бы легкомыслием пропустить это озвученное обстоятельство мимо ушей. Воинствующий Ислам вышел на бой с Западной иудео-христианской цивилизацией, и тот факт, что сам бен Ладен в его белом тряпье и его подручные в Иудее, Чечне или на Балканах принадлежат к ваххабитскому ответвлению этого вероучения, не имеет основополагающего значения. Главное в том, что локальные на первый взгляд войны, развязанные мусульманскими радикалами, направлены не на поддержку сепаратистов, а – в первую очередь – на завоевание «жизненного пространства» на Севере и насильственное утверждение там учения пророка Магомета. Рассуждения о борьбе бедных с богатыми за экономическую справедливость – не более чем популистский словесный мусор: смешно называть родину Ислама – ближневосточные пески с их нефтью – бедными странами, неспособными существовать без агрессивных набегов на соседей.

В этом контексте взаимоотношения Израиля и его мусульманского окружения выглядят довольно-таки тревожно. В нашем положении не следует зарывать голову в песок – можно запорошить глаза и утратить остроту зрения. Во всех без исключения мусульманских странах Ближнего Востока существуют радикальные религиозные группировки, призывающие к уничтожению Израиля и по мере сил и возможностей действующие в этом направлении. И какая нам разница, с кем они борются и кого собираются спихнуть в море – сионистов или вообще евреев! Это разделение на «сионистов» и «евреев», столь популярное в мусульманской среде, лишь пропагандистский трюк, рассчитанный на дураков: конечная цель джихада, направленного против государства Израиль, это возвращение Ислама как господствующей религии на территорию между Средиземным морем и рекой Иордан. Чем такое возвращение грозит «лицам еврейской национальности», ясно видно и без очков.

Говорят: «Два еврея – три мнения». Да хоть бы и четыре! Но после террористического нападения на американцев израильтяне сходятся во мнении, что наша ситуация изменится к лучшему, что всемирная война с терроризмом, в которую наш вклад – в той или иной форме – будет куда как не последним, приведет, наконец-то, к устранению антиеврейской угрозы на Ближнем Востоке. И то, что нас не зовут принять участие в оперативных действиях антитеррористического альянса, вызывает лишь чувство досады: мы такое уже проходили в 91-м году, во время войны в Персидском заливе. Сирию зовут, Палестинскую автономию зовут, а нас не зовут... И вместе с тем, в Израиле прекрасно отдают себе отчет в том, что международная террористическая сеть, которой президент Буш объявил войну, не может быть разрушена без уничтожения ее ячеек – Хизбаллы, Хамаса, Исламского джихада. Это наши главные враги, у нас с ними свои счеты. И, поскольку крылатые томагавки едва ли накроют их штабы в Бейруте, Дамаске и Газе, именно нам, надо думать, придется заниматься их судьбой. Мы и займемся, только б нам не мешали!

А дальше? Палестино-израильская проблема не будет решена с исчезновением шейха Насраллы или шейха Ясина, скрючившегося в инвалидном кресле. Да и уход Ясира Арафата в политическое или биологическое небытие мало что изменит. Палестинцы как живут у нас под боком, так и будут жить. Но ведь не один Захир-шах готов вернуться в Афганистан из вынужденной эмиграции! Есть и в палестинской диаспоре здравомыслящие люди, готовые послужить своим соплеменникам, и имена этих людей известны. Суть в том, что палестинское общество, доведенное до точки кипения авантюристами-политиками и разбойниками-террористами, нуждается в смене ориентиров. Подогреваемая всеми средствами ненависть к Израилю – плохой маяк: палестинское государственное судно, держащее на него путь, разобьется о скалы. Налаживание же с палестинцами относительно нормальных связей – без террора, без передачи им Храмовой горы, без возвращения беженцев – возможно в долгосрочной перспективе. Но для осуществления этой цели, вне всякого сомнения, следует безотлагательно провести хирургическую операцию по искоренению террора в регионе. 11 сентября это стало ясно всему цивилизованному сообществу.

Это – в перспективе, а покамест израильтяне в ожидании скадов с неконвенциональными боеголовками из Ирака или Сирии расхватывают противогазы, как горячие пирожки. При этом в панику никто не ударяется: «Береженого Б-г бережет! Запасемся на всякий случай!» И улыбаются несколько смущенно... Но и ракетный удар, если он будет нанесен, мало что изменит в рамках общемирового плана борьбы с террором – только приблизит его развязку. Можно предположить, что даже «багдадский мясник» Саддам Хусейн об этом догадывается. Догадался же он десять лет назад, что первая же ракета, начиненная «химией», вызовет ответный израильский удар, и удар этот снесет город Багдад с лица земли. Правда, догадаться было не так-то уж и трудно: по сообщениям западных СМИ, израильское правительство направило Саддаму сообщение, в котором совершенно недвусмысленно говорилось о возможном ракетно-ядерном ударе по иракской столице.

Противогазы противогазами, но о переходе вялотекущей интифады в большую израильскую войну сегодня мало кто говорит. Американская атака Афганистана не вызовет ответной цепной реакции: мусульманский мир напуган, свидетельством тому повальное бегство афганцев в горы, а еще лучше в Пакистан. Если до 11 сентября воевать нам было не с кем, потому что враг был рассеян и существовал как бы в распыленном состоянии, то нынче воевать не с кем, потому что отчетливо выяснилось: враг – это весь необъятный исламский мир, и вести с ним классическую «войну по правилам» практически невозможно в силу сугубо объективных причин. Это ясно и нашим «ястребам», и «голубям», и «львам», и «агнцам». Поэтому нам остается лишь держать порох сухим и терпеливо ждать развития драматических событий, связанных с мировым походом против террора.

Президент Буш назвал этот поход крестовым. Хочется думать, что это не более чем фигура речи. Крестовые походы явились довольно-таки нелепым предприятием, не принесшим ощутимого успеха, но зато обильно расплодившим авантюристов, мошенников и мародеров. Крестоносцы в конце концов вернулись восвояси, аккуратные черные камни, из которых были сложены их крепости, можно обнаружить сегодня в кладке многих построек Иерусалима, Акко или гористой Верхней Галилеи... Никак не хочется, чтобы неприятные уроки средневекового прошлого повторились. Поэтому куда логичней и продуктивней было бы, подняв забрало, назвать вещи своими именами и открыто заявить о том, что мировое сообщество вступает в борьбу с воинствующим, агрессивным ответвлением Ислама, угрожающим западной цивилизации. Эта борьба не на жизнь, а на смерть, потому что беспрепятственное развитие так называемого фундаменталистского терроризма ведет мир к катастрофе и хаосу. Точка.

Но эта фраза еще не произнесена, и точку ставить рано.

 

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru