[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ ЯНВАРЬ 2002 ТЕВЕС 5762 — 1 (117)

 

ПРОШЛО ЛИ ВРЕМЯ ЧУДЕС?

В Торе описано множество великих чудес. А где они сегодня? У каждого человека есть множество проблем, и как бы хотелось, чтобы они разрешались чудесным образом. Однако этого не случается. И все же нам хочется чудес. А что это такое – чудеса?

Если пристальней вглядеться в жизнь, вдуматься в ее сущность – в ней много чудесного. Например, вся природа – это, безусловно, чудо. И то, что человек, просыпаясь утром, чувствует себя здоровым, и то, что каждый день видит, как поднимается и заходит солнце – тоже чудеса. Написано: тот, кто засевает поле, делает это потому, что верит в Б-га, – в то, что по воле Всевышнего эти семена взойдут и посеянное будет расти. И хотя все мы привыкли к тому, что семена дают всходы, тем не менее это – чудо. Специалисты-агрономы, которые хорошо себе представляют процесс роста, знают, что должно совпасть много разных моментов, произойти множество процессов, чтобы из семени выросло, например, дерево. Однажды, когда я был в израильской пустыне, мне рассказали, как там вырастают кустарники. Воды в пустыне нет, и развитие растений очень затруднено, так что каждый маленький кустик – чудо. А если взять тело человека – это настоящий двигатель жизни!..

Но как люди обычно представляют себе чудо? Обязательно как нечто сверхъестественное! Есть такая известная история об ученом еврее. Всю жизнь он учил Тору, Талмуд. И вот однажды стало известно, что скоро на город, где он живет, налетит страшный ураган, река выйдет из берегов, и все будет затоплено. Нужно было как можно скорее спасаться. Но еврей сказал: «Я учу Тору, и ничего со мной не случится». Когда вода залила землю, к его дому подплыла лодка, но он отказался в нее сесть, сославшись на учебу. Вода все прибывала, и ученому еврею пришлось уже забраться на стол. Опять к дому подплыла лодка, но, как и в прошлый раз, он сказал, что о нем позаботится Всевышний. В конце концов вода затопила весь дом, и еврею пришлось взобраться на крышу. Вдруг в небе появился вертолет, ему спустили веревочную лестницу, чтобы поскорей взбирался. Но он ждал чудес и отказался. Итог печален: он утонул. Представ перед Б-гом, еврей спросил: «Почему Ты не спас меня, ведь всю жизнь я так самозабвенно учил Тору, Талмуд?!» Тогда Б-г ответил: «Я пытался спасти тебя три раза: дважды посылал лодку, потом вертолет. Но ты отказался». В ожидании сверхъестественного мы проглядываем настоящее чудо, приходящее по естественным каналам.

В мире есть разные чудеса, по меньшей мере их три вида. Одни происходят в рамках законов природы, не противореча им. Такие при желании можно постараться объяснить рационально. Например, чудо Пурима. Эстер стала женой царя (закроем глаза на то, что выбор Ахашвероша отчего-то пал именно на нее и она незадолго до планируемой акции Амана заняла место предшественницы-антисемитки). Благодаря особому достоинству, обаянию, уму и дипломатичности она сумела наладить с мужем особые отношения (не чудо ли, что ничто не нарушило их в критический момент?), а в силу этого в конце концов спасла свой народ. На чей-то взгляд, это просто стечение обстоятельств.

Есть другие чудеса. Как в Хануку. Маленькие, неопытные, плохо вооруженные еврейские отряды победили многочисленную, хорошо оснащенную, закаленную в боях греческую армию. Эта победа принадлежит к такому виду чудес, когда, с одной стороны, кажется совсем невероятным, как при всех различиях этих армий еврейская смогла победить греческую. С другой стороны, это чудо можно объяснить тем, что евреи испытывали огромный энтузиазм, защищая своего Б-га, свои права, они были умнее, лучше знали территорию, где велись бои, и старались нападать на противника там, где он не мог в полную силу использовать свое оснащение. К тому же им повезло!.. Хорошо.

Но бывают и такие чудеса, которые объяснить невозможно. Например, масло, которого могло хватить только на один день, горело восемь дней. Это превосходит законы природы. Какое же чудо является более великим: то, что превосходит законы природы, или которое остается в ее рамках?.. Чудеса вроде чуда Пурима или те, которые не сумел понять ученый еврей, происходят очень часто, практически с каждым человеком, и мы сможем найти массу объяснений этим чудесам, лишь бы закрыть на них глаза.

Недавно я был в Костроме – после реконструкции, ремонта там открыли синагогу. Построена она была в начале прошлого века, через двадцать-тридцать лет ее закрыли, как это делали тогда, «по просьбе трудящихся» или самих евреев. Шестьдесят-семьдесят лет она простояла закрытой.

А пару лет назад ее евреям вернули, и теперь, наконец, она действует. По этому поводу был небольшой праздник. Я принимал в нем участие и вспоминал. Предыдущий Любавичский Ребе, Ребе Раяц, был сослан именно в этот городок. Это было время, когда, казалось, у еврейской религии больше нет будущего в России. Но синагога еще не была закрыта. И вот Ребе молился и думал, что ждет еврейский народ, будет ли вообще в этой стране община?.. Позже он покинул Россию, потому что дольше оставаться не имело смысла. И вдруг спустя годы в тот же самый месяц, когда здесь в последний раз молился Ребе, в тот же самый день, в тех же стенах играет еврейская музыка, дети поют, и люди радуются тому, что синагога отрылась. Я чувствовал, что происходит чудо, и спрашивал себя: о чем думал Ребе Раяц, когда молился? Он думал, что будет такое чудо. Он называл это чудо самым высшим в природе.

Некоторые во всем готовы видеть только логику, стараются так или иначе все объяснить. А верующий человек почувствует, увидит чудо.

Действительно, таких чудес, которые противоречили бы законам природы, в последнее время мы, к сожалению, не наблюдаем. Что ж, жизнь мира проходит определенные этапы. В Торе запечатлено множество периодов в жизни людей. Сначала появились наши праотцы, это были нормальные люди, рожденные в браке, и Тора называет имена их родителей. Потом у них появились семьи, и уже 70 еврейских семейств вошли в Египет, откуда – в сопровождении великих чудес – вышел целый народ, который после странствий по пустыне, сопровождаемых чудесами, чудесным образом получил Тору на Синае.

В то время, когда был создан еврейский народ, чудеса были необходимы, чтобы зародить веру. Потом было вхождение в Израиль, строительство Храма, где свершалось множество чудес... Это можно сравнить с рождением ребенка. Кто скажет, что его появление – не чудо?! Первые дни после рождения мать не оставляет младенца ни на минуту, но с каждым днем он становится все более самостоятельным, через год даже может держать ложку и под присмотром взрослых делать первые шаги. В дальнейшем опека родителей нужна ему все меньше, пока он не начинает жить собственной жизнью. Но все, что вложено в него, будет оставаться в нем.

Сегодня еврейский народ стоит на пороге родительского дома, готовый к самостоятельной жизни. Это поколение делает последние шаги перед встречей с Мошиахом. И поэтому сегодня просить о чудесах равносильно тому, что взрослый, сильный, самостоятельный человек вдруг скажет: хочу, чтобы кто-нибудь меня поддерживал при ходьбе!

Есть такое еврейское правило: человек не должен полагаться на чудеса, не должен думать, что Б-г за него своим чудом разрешит целый ком накопившихся тяжелых проблем. Он должен трудиться, делать все зависящее от него и просить благословения Б-га. Говорят: «Не проси Б-га работать за тебя, попроси благословить тебя в делах».

Есть люди, которые говорят: буду служить Б-гу так, как я это понимаю. Но это значит, что молиться и служить Б-гу изо всех сил, даже превозмогая свои возможности, делать больше, чем предписано, я не готов. Кто задумывался, почему еврейство России удостоилось тех чудес, какие мы видим сегодня? Потому что были такие евреи, которые ради своей веры шли на самопожертвование, делали все для того, чтобы их внуки помнили об этом. Очевидно, тем самым эти евреи и заслужили нынешние чудеса. И очень важно не забывать благодарить Б-га за все, что он для нас совершает.

Часто бывает, когда мы просим Б-га о маленьком чуде и оно совершается, мы сразу начинаем подыскивать рациональные объяснения, чтобы разувериться в чудесном. Одна пожилая женщина, переходя реку по непрочному мосту, пообещала Б-гу: если она благополучно переберется на другой берег, то пожертвует на синагогу 100 тысяч. А перебравшись, сказала: «Добралась-то я сама, но раз уж обещала, то хватит и 50 тысяч!» До чуда человек всегда думает что, если оно произойдет, то с той поры он все будет делать по-другому: поверит в Б-га, станет исполнять заповеди, соблюдать кашрут… А как только чудо свершится, то поскорей старается заглушить внутренний голос и жить, как и жил… Инертность мешает человеку быть достойным чудес.

Главный раввин России  Берл Лазар

 

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru