[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ ФЕВРАЛЬ 2002 ШВАТ 5762 — 2 (118)

 

Шалом,уважаемый г-н редактор!

Цель моего письма – огромная благодарность г-ну Лазарю Флейшману за его статью «У неиссякаемого источника великой ненависти», опубликованную в № 11 вашего журнала. Статья эта – один из немногих обстоятельных и хорошо аргументированных ответов на очередную попытку показать антисемитизм как «научно обоснованное» явление. Я достаточно давно занимаюсь изучением еврейских классических текстов, веду занятия по Торе по программе «Байт ле-мидраш в Сибири», учился в Центре имени Мелтона при Еврейском университете в Иерусалиме. Проблемы взаимоотношений иудаизма и христианства мною тоже достаточно хорошо изучены. Но статья Л. Флейшмана произвела на меня настолько сильное впечатление, что я организовал дискуссию по ней в группе по изучению Торы. Причем в дискуссии приняли участие и евреи-христиане (увы, но это не редкость в Новосибирске).

Основный итог дискуссии – НЕЛЬЗЯ ДОПУСТИТЬ, ЧТОБЫ РЕЛИГИЯ И ИСТОРИЯ ИСПОЛЬЗОВАЛИСЬ КЕМ-НИБУДЬ ДЛЯ УНИЧТОЖЕНИЯ ЕВРЕЕВ ИЛИ В КАЧЕСТВЕ ОПРАВДАНИЯ НЕОБХОДИМОСТИ ТАКОГО УНИЧТОЖЕНИЯ. Этот вывод вовсе не нов, но статья хороша именно тем, что не оставляет противникам этого вывода ни малейшего шанса на возражение.

В Новосибирске есть учебный центр Открытого университета Израиля при информационно-культурном израильском центре. Как тьютор этого университета по курсам «Введение в Устную Тору» и «Евреи и христиане» я рекомендовал своим студентам изучить статью Л. Флейшмана. Интересно знать, есть ли у г-на Флейшмана другие публикации о взаимоотношениях иудаизма и христианства? Как их найти? Хотелось бы поближе познакомиться и с автором, побольше узнать о его деятельности, а главное, и впредь читать его статьи в «Лехаиме»!

Позвольте поздравить вас, а через вас и г-на Флейшмана с праздником Хануки и пожелать всем нам побольше таких статей, несущих свет Торы в души людей!

 

С искренним уважением,

Б. Левин, Новосибирск

 

 

Уважаемая редакция!

Пишу вам под впечатлением от статьи Лазаря Флейшмана («Лехаим» № 11, 2001). Прежде всего, спасибо вам и автору за статью. Хотя я как еврей не страдаю «самопрезрением» и нет во мне недостатка «самоуважения», но в деле «самопознания» эта статья мне много дала. По-моему, эти материалы были бы полезны российскому читателю, российской общественности. Уверен, что в расширенном виде, с указанием, что это ответ на «Сборник...» издательства «Витязь» брошюра (или книга) была бы популярна.

Беру на себя смелость предложить автору будущей брошюры (книги) следующее.

1. Дать справочные биографические сведения о всех упоминаемых людях.

2. Сведения о цитируемых источниках должны быть более полными.

3. Нужны пояснения не известных широкому кругу читателей терминов, объектов, событий и т.п.

4. Пусть автор обратит внимание на такие моменты

а) Салтыков-Щедрин «Современная идиллия»: «Свои собственные “евреи” в лице Астафьича, Финогейича и Прохорыча» сумели «выжимать соки из крестьян... тем легче, что умели калякать с мужичком по душе, по б-жески...»;

б) А.С. Пушкин «История Петра I»: «... русский обманет всякого жида...»;

в) у Короленко есть рассказ-притча о том, как Г-сподь заменил мельника (торговца?) – еврея русским и как после этого завопили мужики;

г) двойственность нееврея вообще. Да, были антисемитские высказывания Чехова, но была и дружба с Левитаном, и есть «скрипка Ротшильда». Известен антисемитизм Достоевского, но он же в своем дневнике очень и очень отрицательно пишет о русских, а также о «всемирном общечеловеческом единении», об «общечеловеческих убеждениях». Вероятно, то же можно обнаружить у Вольтера и у Наполеона, да и у других авторитетов, на которых ссылается Мельский.

Кстати, Ницше пророчествовал о слиянии рас.

И последнее, но может быть и главное, что побудило меня написать в редакцию – это призыв Мельского «принять радикальные меры» к устранению «еврейской опасности», то, как он соглашается с российским законодательством. Нет ли здесь... криминала? Можно ли это терпеть, простить? Нужно ли, можно ли привлечь издательство «Витязь» и его авторов к ответственности?

Сборник издан три года назад. Почему компетентная еврейская общественность до сих пор молчала?

Статья в «Лехаиме», конечно, важна для «самопознания» евреев, но для антисемита она, на мой взгляд, «фига в кармане».

 

С уважением,

Д.Токман,

Нижний Новгород

 

Уважаемая редакция!

C интересом читаю «Лехаим», узнавая много нового для себя. Разрешите поделиться некоторыми мыслями, навеянными общением с журналом.

Скажу сразу: от гордости, что я – еврей, не раздуваюсь. Полагаю, что гордиться своей национальной, кровной принадлежностью не следует человеку любой национальности. Гордиться, на мой взгляд, можно только тем, что тобою сделано, но не тем, что тебе дано. При этом лучше, если о твоих достоинствах говорят другие. И вместе с тем, никогда не позволю унижать свое национальное достоинство.

В молодости (а мне уже 77) за «жида» я просто давал в морду. А в 1989 году мне пришлось возбудить и выиграть дело против антисемитской выходки одного негодяя. Тогда испакостили афиши городского театра, а я автора узнал по почерку и потребовал стереть антисемитские надписи. Получив в ответ оскорбительную открытку, я добился его наказания через суд. На суд прибыла целая команда подонков в черном, но ничего у них не вышло. Все это я пишу, чтобы показать, что евреем я ощущаю себя не только на словах.

Однако прежде всего я чувствую себя человеком. И живу со своею русской женой душа в душу почти 50 лет. У нас отличные дети – сын и дочь. Жочь живет в счастливом браке с мужем-немцем в Мюнхене, окончила консерваторию в Питере и учит музыке детей. Сын – доцент строительного института в Петербурге. Не стыдно нам и за наших четырех внучат: двух взрослых и двух маленьких.

В одном из писем в «Лехаим» (№ 9, 2001) читаю чудовищную, на мой взгляд, мысль: «Совершенно очевидно, что ассимиляция – это катастрофа, которую по последствиям можно сравнить с Холокостом». Неужели не видно, что во всем мире постоянно идет взаимопроникновение культур и народов? Этот естественный процесс бесполезно тормозить или ускорять, тем более «революционными» методами.

Из номера в номер вы публикуете «Наш календарь. Памятные даты», где рассказываете о замечательных евреях. Не скрою, приятно читать эту рубрику.

Историческая судьба еврейского народа сложилась так, что он оказался рассеянным по всему миру, при этом подарив немало доброго многим народам и культурам. Чего стоит, например, вклад одесского доктора Владимира Ароновича Хавкина, изобретателя вакцин против чумы и холеры, почитаемого спасителем великой Индией?

И вот у меня возникает мысль: а чего бы смогли эти знаменитые люди сделать для человечества, если бы все их усилия были направлены только на то, что навязывается каждому еврею – постоянно изучать Тору и Талмуд?

Верить в Б-га или быть атеистом – свободный выбор свободного современного человека. По-моему, права такого выбора в XXI веке и евреи не лишены. Зачем же буквально навязывать каждому еврею религиозное восприятие мира?

Мне могут возразить, что религия, традиция являются тем, что объединяет рассеянных по свету людей. Но ведь еще Шолом-Алейхем устами одного из своих героев говорил, что Б-гу, если он есть, едва ли нужно, чтобы еврейские дети были худосочными, так как кошерное масло много дороже трефного... Разве должен современный человек руководствоваться древними правилами только потому, что они изложены в Торе?

Я не читал Танах с комментариями, зато синодальный перевод Библии на русском языке читал и, будучи убежденным атеистом, отношусь к ней как к интереснейшему памятнику древней литературы, но не могу руководствоваться в реальной жизни ее весьма противоречивыми положениями.

О том, что не следует еврею отгораживаться от всего мира, писала еще в XIX веке Элиза Ожешко. Ее «Меира Езофовича» так любила моя замечательная мама (в 1941 году она спасла 120 детишек, вывезя детсад из печально известной Катыни за несколько дней до прихода немцев, а в 1943-м поехала с нами к больному отцу на поселение в Алтайский край. Отец мой был посмертно реабилитирован в 1956 году).

С большим интересом читаю в вашем журнале о жизни Израиля. После войны обездоленные и всего лишившиеся люди сумели построить свое государство и обрести достойную жизнь.

Вы заметили, что после побед Израиля исчезли в далекой России поганые анекдоты о трусливом Рабиновиче и т.п.? Мне только жаль, что из-за эксплуатации агрессивного невежества нет до сих пор мирной Палестины, которая могла бы уже 50 лет жить в согласии со своим соседом Израилем.

Я от души желаю Израилю мира и процветания. У меня там много родных и друзей.

А еще очень хотелось бы, чтобы кроме ивритской культуры сохранилась бы и культура на идише. Увы, эта богатая культура моих родителей и прародителей умирает...

Теперь о Б-гоизбранности нашего народа.

Разве не смущает, что черносотенцы очень любили считать русский народ «народом-богоносцем»? Разве забыто, что немцам вбивалось в голову об избранности арийской расы? И мы ведь помним, к чему все это ведет...

Не правильней ли уважать особенности всех народов, считая всех людей, любой национальности достойными счастья?

И еще. В одном из писем, опубликованном в № 10 за 2001 год, автор упрекает «влиятельных евреев типа Кагановича и Мехлиса, Михоэлса и Маркиша» за то, что те не спасли евреев. Не перестаю удивляться наивности людей, не только не представляющих себе реальной обстановки того времени, но и смешивающих в одну кучу по национальной принадлежности таких подонков, как Каганович и Мехлис, и светлых людей – Михоэлса и Маркиша...

Еще раз утверждаюсь в понимании простой истины, что прежде всего надо быть человеком...

 

Будьте здоровы!

М. Каган-Розенцвейг,

Псков

 

Здравствуйте, дорогая редакция!

Письмо начну, наверное, немного неожиданно:

 

Я живым тебя нигде

не встречал,

Но сегодня на Малой Бронной

Увидал, как катится

траурный вал,

Услыхал, как рвутся стоны.

И это сквозь тайны высших

затей.

В антисемитской травле

Сюда завернул малец-иудей,

Чтобы отдать хоть дани

Каплю тебе. Ты убит где-то

там.

Пусть в лицах вождей вопросы,

На грешной земле не один лишь еврей –

Весь мир тебя помнит,

Михоэлс!

 

Вместе с другими моими стихами, свидетельствовавшими, как тогда считалось, об антисоветском настрое, на стол следователя лег и этот стишок 1948 года, обнаруженный при обыске в моем дневнике.

А появился он после гражданской панихиды по народному артисту СССР Соломону Михайловичу Михоэлсу, зверски убитому в Минске вместе с литературным критиком Голубевым. Официальное сообщение гласило об автомобильной катастрофе, но вся Москва, особенно интеллигенция, знала, что произошло умышленное убийство.

Михоэлс был известен и популярен у людей более старшего поколения, чем был тогда я. Мой отец, помню, часто напевал старые еврейские песенки из репертуара Соломона Михайловича. А как он гордился своим соплеменником, рассказывая, что в еврейской общине Америки благодаря бурной деятельности Михоэлса устраивались на площадях благотворительные сборы в пользу сражавшейся с фашистами России! Помосты ломились под собранным золотом и разными драгоценностями. Здесь были богатеи и даже бедняки, отдававшие последние сбережения. Через Михоэлса еврейская община Нью-Йорка передала подарок – Сталину бобровую шубу.

16 января мы, студенты ГИТИСа, приняли участие в панихиде. Огромная толпа запрудила Малую Бронную, очередь протянулась через Тверской бульвар. Народ прибывал и прибывал. Стоял хмурый день. Небо заволокли тяжелые тучи. Проталкиваясь сквозь очередь к залу театра, я столкнулся с В. Зускиным, ближайшим помощником Михоэлса. Он был страшно бледен, подавлен. Беспокойный взгляд кого-то искал. Мимо пробегали растерянные артисты театра, вероятно, осознавшие и свой печальный конец.

Густой людской поток медленно втягивался в убранный черным крепом зрительный зал, молча пересекал его. В почетном карауле застыли видные деятели искусства. Оказавшись вблизи гроба, я взглянул на покойника и поразился. Вздутое ужасное лицо, совсем не похожее на висевший здесь же портрет: белое-белое от слоя пудры и света софитов. Мелькнула мысль, что труп подменили. Позже ходили упорные слухи: Михоэлс был так изуверски покалечен, что анатомам пришлось много поработать над телом. Сильно пострадала и высоколобая голова.

Но в тот миг я, конечно, не заметил никаких швов, да и не до этого было. Домой вернулся с тяжелым сердцем, с нехорошим предчувствием...

Прошло чуть больше года после этого события и после неожиданного моего ареста. Меня осудили по 58-й статье УК. В Озерлаге отец и мать сумели разыскать меня. При свидании я узнал от них: еврейский театр разогнали, арестовали Зускина.

Когда я вернулся домой в 1956 году, отец повел меня на Донское кладбище. Там, около крематория, захоронили останки Михоэлса и его родного брата, известного врача Вовси. Гранитный обелиск с высеченной из камня головой страдальца-артиста... У подножия, словно капли крови, лежали живые гвоздики...

 

Ю. Фидельгольц,

Москва

 

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru