[<<Содержание] [Архив]       ЛЕХАИМ МАРТ 2002 АДАР 5762 — 3 (119)

 

Владимир Путин принЯл в Кремле главного раввина России Берла Лазара

7 февраля после беседы с президентом России Владимиром Путиным, длившейся около часа, р. Берл Лазар ответил на вопросы корреспондентов СМИ

Как сообщил Берл Лазар, в первую очередь президента России интересовали вопросы, касающиеся жизни еврейской общины страны, какие проблемы она испытывает сегодня, какие у нее успехи. Если раньше, по мнению р. Берла Лазара, евреи стеснялись говорить о своей национальной принадлежности и не участвовали в общинной жизни, то сейчас отмечается кардинальное изменение ситуации. Практически во всех регионах к общинной жизни проявляет интерес огромное количество молодежи. Они живо интересуются историей, традициями, культурой своего народа. «По сути – это начало новой жизни», – считает Берл Лазар.

Он также отметил в беседе с президентом, что общество лояльнее относится к евреям. «Люди стали понимать, что мы хотим помогать стране, в которой живем», – сказал он. По мнению главного раввина, президенту было важно узнать, что евреи чувствуют себя в России гораздо свободнее и решение, оставаться или уезжать, они могут принимать не в силу давящих на них объективных обстоятельств, а руководствуясь иными мотивами, и они ощущают государственную поддержку. Разговор касался и отношений между евреями, проживающими здесь, и теми, кто уехал в Израиль, Германию и США.

Обсуждались также межконфессиональные отношения, в частности, отмечалось, что сегодня между еврейской общиной, Русской Православной Церковью и мусульманами царит полное взаимопонимание. Активно действуют и развиваются межконфессиональные советы и комиссии. «Мне кажется, что существующие сегодня межрелигиозные отношения в России, – отметил р. Берл Лазар, – могут служить примером для других стран».

Конечно же, обсуждались вопросы, касающиеся терроризма – как внутри России, так и за рубежом. Еще одной из проблем, затронутых на этой встрече, стала задача воспитания и образования подрастающего поколения. При несомненной актуальности для молодежи экономических и политических аспектов жизни общества «не менее важно, чтобы дети получили то воспитание, которое прививает настоящие моральные ценности», подчеркнул раввин, и президент России придерживается такой же точки зрения.

Подводя итоги встречи в Кремле, главный раввин России подчеркивает, что у президента есть здравое понимание вопросов, связанных с будущим России и с тем, какое место должна занимать в обществе религия, – «понимание, что без духовных ценностей жизнь человека теряет смысл, а они придают ей правильное направление».

 

ГЛАВНЫЙ РАВВИН РОССИИ И ДЕЛЕГАЦИЯ ФЕОР

ВСТРЕТИЛИСЬ С КАЛУЖСКИМ ГУБЕРНАТОРОМ: ОБЩИНЕ ВЕРНУТ СИНАГОГУ

Как сообщает Интерфакс, 3 февраля нынешнего года главный раввин России р. Берл Лазар во главе делегации ФЕОР по приглашению губернатора Анатолия Дмитриевича Артамонова совершил однодневный визит в Калугу. Во время беседы администрации области с представителями ФЕОР была достигнута договоренность о передаче еврейской общине города синагоги, построенной на средства ее прихожан в 1913 году. Также было решено «совместными усилиями способствовать привлечению в область инвестиций, прежде всего в лесоперерабатывающую промышленность».

На состоявшейся затем встрече с членами еврейской общины Калуги р. Берл Лазар призвал их открыть новую страницу в своей истории – на базе синагоги, которая вскоре должна быть возвращена, создать общинный центр, объединяющий всех евреев города и области. Исполнительный директор ФЕОР Александр Борода обещал общине постоянную помощь.

На встрече выступала внучка раввина Моше Бурмана, при котором и была построена возвращаемая синагога.

Визит в Калугу завершился торжественным обедом, данным в честь гостей губернатором А.Д. Артамоновым, на котором присутствовал и мэр Калуги.

 

ПРЕОБРАЖЕНИЕ МАЛЕНЬКОЙ

СИНАГОГИ И САМООБЕСПЕЧЕНИЕ

САМАРСКОЙ ОБЩИНЫ

20 января, по сообщению Еврейского телеграфного агентства (ЕТА), «еврейство Самары впервые за многие десятилетия решило выйти из тени». И повод был колоссальный: впервые за все эти годы синагога получила новый свиток Торы! Кроме того, в здании впервые оборудована и открыта новая бесплатная столовая (частичное финансирование которой обеспечат пожертвования прихожан синагоги!). Впервые открылись мужская и женская миквы. Все эти события послужили безусловным поводом для праздничного торжества.

  

Этот праздник собрал несколько сот местных евреев. Поздравить их приехали главный раввин России Берл Лазар и губернатор Самарской области Константин Титов. Перед тем как отправиться в синагогу, евреи и их высокие гости собрались перед домом раввина Шлоймо Дайча (любавичского хасида, в 1996 году приехавшего сюда из Израиля по приглашению Федерации еврейских общин России на постоянную работу) и оттуда – с новым свитком Торы – торжественно проследовали к своему молельному дому. Путь их, впервые за многие десятилетия так открыто вышедших общиной на улицы Самары, лежал через одну из главных торговых артерий города – Ленинградскую улицу. Замыкавший шествие духовой оркестр исполнял традиционную еврейскую музыку...

Реакция самарян была весьма доброжелательной. Десятки людей с любопытством наблюдали за этим шествием, а некоторые даже пританцовывали в такт музыке. Торжественное событие широко освещали местные СМИ: телевидение, радиостанции и пресса. Как сообщает ЕТА, больше всего исконных самарских евреев, проживающих в этом городе с населением в 1200000 человек, удивило благожелательное отношение местного населения. Главный раввин России Берл Лазар рассказал: «Ко мне подходили многие люди и говорили: все происходящее им кажется невероятным. Им не верилось, что настанет время, когда люди смогут открыто исповедовать свою религию».

Заметим, что единственная ныне действующая в Самаре синагога построена 94 года назад и на протяжении всех 70 лет советской власти ее ни разу не закрывали. Очевидно, немалую роль в том сыграли как минимум три вещи: необычайная простота возведенного здания, местоположение – вдали от «бойких» мест, шумных улиц и площадей, на одной из окраинных улочек старой части города, и предельная скромность самих евреев, возведенная в принцип.

По данным ЕТА, еврейская община Самары сегодня достаточно велика, она насчитывает от 10 до 20 тысяч человек, но далеко не все решаются так открыто демонстрировать свое еврейство. Иные убеждены, что русские, несомненно, недолюбливают евреев, относятся к ним подозрительно, и все дело только в нынешней официальной политике, которая рассчитывает, что еврейская образованность, деловитость сыграют положительную роль в становлении местного бизнеса и в других сферах деятельности. «Некоторые даже побоялись сюда прийти», – сказал 20-летний Станислав Вагнер, который вместе с женой-нееврейкой принимал участие в празднике, устроенном в синагоге. А, к примеру, русский милиционер, наблюдавший за еврейским парадом, ради которого движение на улице было временно перекрыто, заявил ЕТА, что не видит в этом ничего странного. «Всякий волен делать, что хочет, – сказал он. – Я совсем не против организации этого торжественного шествия».

Губернатор Самарской области Константин Титов позднее говорил: «Свобода – единственное, что удержит евреев здесь, – свобода выбора и свобода делать то, что им хочется». И в самом деле, мало кто из самарских евреев станет сейчас оспаривать, что им предоставлена полная свобода исповедовать свою религию, а в остальном будет видно.

«Прошедшее торжество позволяет прийти к заключению, – пишет ЕТА, – что в еврейской общине Самары происходят знаменательные перемены: люди создают религиозно-социальную структуру, в основе которой – признание ответственности общества за каждого своего члена и понимание необходимости перехода на самообеспечение». Что касается последнего, то раввин Дайч рассказал удивительную вещь: «Когда три года назад мы открыли бесплатную столовую, у нас совсем не было денег, а сейчас между жертвователями возникло соревнование, кто даст больше».

Конечно, свитки Торы приобретены на деньги, поступившие из-за границы, и бесплатная столовая со всем ее оборудованием тоже создана за счет пожертвований из-за рубежа, но продуктами теперь снабжает сама община, отныне столовая будет кормить ежедневно 300 человек. К тому же на средства местных евреев приобретен автомобиль, выделены сотрудники для доставки обедов на дом самым пожилым и больным евреям.

Самообеспечение – принципиальный вопрос. Как сообщил р. Дайч, если бы оказалось, что местная община не в состоянии самостоятельно обеспечивать дальнейшее функционирование столовой, «Глобал Нетуорк» («Глобальная сеть помощи и содействия евреям»), выделившая на нее 150000 долларов, не стала бы этого делать, что подтвердил и директор российского филиала этой международной благотворительной организации Эли Лившиц. Он считает, самарская еврейская община – «одна из самых жизнеспособных и энергичных общин в бывшем Советском Союзе». По его словам, о выделении средств на открытие бесплатных столовых ходатайствуют многие общины, однако, кроме самарской, в России имеется всего лишь одна столовая, субсидируемая «Глобал Нетуорк» – в Санкт-Петербурге.

Да, самарская община сегодня обеспечивает бесплатную столовую продуктами, но еще она устраивает праздничные концерты, финансируемые из средств местных спонсоров. Частично из тех же источников получают поддержку воскресная школа и молодежный клуб. И это еще не все.

«Филантропическая деятельность, – рассказывает р. Дайч, – возникла после того, как в 1998 году в России разразился экономический кризис. Впоследствии экономика оправилась и в настоящее время функционирует относительно неплохо, а небольшая зажиточная прослойка евреев-самарян начала понимать всю важность филантропии, необходимость укрепления нашей общины и то, что, кроме нас самих, никто этого делать не станет».

Показательной в этой области стала деятельность 43-летнего Романа Бейгеля, уроженца Украины, генерального директора первой в Самаре почтовой фирмы, работающей по европейскому образцу. К соблюдению еврейских традиций его приобщили дедушка с бабушкой, когда, будучи ребенком, он жил у них в Шаргороде (Украина). В Самару он приехал 25 лет назад, чтобы учиться в здешнем университете, потом нашел здесь работу. А в синагогу стал ходить после смерти матери в 1998 году.

Постепенно, как рассказывает сам Бейгель, он стал принимать все более активное участие в делах еврейской общины. А первым соблазном, как он признается, стала возможность говорить с р. Дайчем на идише, которому Багель научился в детстве.

По словам р. Дайча, сейчас Роман Бейгель выполняет функции неофициального главы синагоги и прилагает немало усилий, чтобы убедить других преуспевающих самарских евреев жертвовать на помощь общине. Кроме того, он возглавляет кампанию по восстановлению огромной самарской синагоги за счет пожертвований главным образом из того же источника. А на это восстановление потребуется не менее 3 миллионов долларов.

23 января нынешнего года Еврейское телеграфное агентство сообщало из Самары: «Единственная действующая синагога в Самаре прячется за кое-как сколоченными складскими помещениями на задворках дома времен царской России...». Да, сегодня это все еще так, но с Б-жьей помощью самарская община вырастет, окрепнет, преодолев сомнения и страхи, евреи выйдут с задворок и... Самые главные праздники у них еще впереди!

 

«И ПОСАДИТЕ ДЕРЕВО ПЛОДОНОСНОЕ...»

Праздник Ту Бишват называют Новым годом деревьев... «Ту» – это буквенный эквивалент числа «15» (в ивритском алфавите каждой букве соответствует определенное число), «Шват» – название месяца, «би» – предлог «в»: стало быть, 15-е число месяца Швата.

В этом году праздник пришелся на 28 января. В Израиле – это конец зимы, как у нас говорят, зима встречается с весною. Ту Бишват – праздник возрождения природы, который символизирует связь еврейского народа со своей землей и, конечно, с Торой, которую уподобляют дереву. По обычаю, введенному еще кабалистами, в этот праздник мы едим плоды деревьев, которыми богата Эрец Исроэл: виноград, гранаты, орехи, финики, инжир. В этом обычае заключен глубокий мистический смысл.

В новую эпоху, эпоху возрождения народа и восстановления государства, в Израиле появился еще один обычай, связанный с праздником Ту Бишват – сажать в этот день деревья. Как сказано в Торе: «И когда придете вы в страну и посадите дерево плодоносное...»

Для евреев России и всего СНГ Ту Бишват имеет свое особое звучание: он символизирует возрождение нашей духовности, казалось, совсем угасшей за десятилетия тоталитарного режима. Еще лет десять назад кто знал в России о Ту Бишвате? Разве что единицы. А сегодня немало общин отмечают его как один из самых любимых своих праздников. Вот лишь некоторые примеры.

У евреев небольшого города Волжский родилась прекрасная традиция: сажать в этот день цветы. А в гимназии «Ор Авнер» Екатеринбурга состоялся конкурс на лучшую «зеленую» классную комнату, в котором победили, что самое интересное, малыши – подготовительный и первый классы. На концерте ребята распевали песни на всех доступных языках: русском, иврите, английском, многие школьники оделись в костюмы, уподобленные деревьям Земли Израиля. А потом во дворе гимназии все вместе украшали голые ветки деревьев искусственными зелеными листьями, как бы предвосхищая грядущее наступление весны на Урале.

Праздничным утром в Екатеринбургскую синагогу пришли около 200 человек. Председатель еврейской общины Я.М. Соскин поздравил всех с праздником и передал приветствие от главного раввина Екатеринбурга и Свердловской области Зелига Ашкенази. Потом состоялся концерт: звучали и еврейские народные песни, и русские классические романсы. И, как водится, было традиционное угощение: чернослив, изюм, курага, инжир, финики...

А на прощанье все получили в подарок по булке кошерного хлеба.

Праздничные концерты на Ту Бишват – еще одна «примета времени», ставшая доброй традицией. В Рыбинске, например, состоялся большой концерт юных артистов из музыкальных школ города. Хор мальчиков исполнил «Хава нагилу», а ученики еврейской воскресной школы на иврите прочитали стихи о Новом годе деревьев. Попурри из старых еврейских и современных израильских мелодий исполнила на фортепиано юная солистка Света Голованова. А взрослые – ансамбль «Эстер» женского клуба «Кешер» – выступили с танцевальной программой. В концерте принял участие один из самых известных музыкантов города, «Золотая труба Рыбинска» Валентин Эфроимович Давидович. Всем артистам – и взрослым, и детям – были вручены подарки: глиняные горшочки для посадки саженцев с эмблемой общины, пакетики с традиционным угощением и экземпляры журнала «Лехаим» (о чем нашей редакции особенно приятно узнать!). 

Торжественный вечер, состоявшийся в большом зале филармонии Петрозаводска и собравший около 300 человек, был приурочен еще и к четырехлетию фонда «Хеседа Агамим». Программу открыл председатель иудейской религиозной общины Дмитрий Цвибель. А после выступления главы фонда «Хесед Агамим» Марка Буркина был концерт дуэта «Кармель» в составе Ирины Климовой и Татьяны Карасик, исполняющих еврейские песни. Спонсором концерта стала Федерация еврейских общин России. Здесь, как и в Рыбинске, уходя с вечера, все получили подарки – фрукты, традиционные в праздник Ту Бишват, а кому посчастливилось – и аудиокассету дуэта «Кармель».

А вот театральная студия еврейской общины Костромы подготовила специально к празднику мини-спектакль. Было приурочено к Ту Бишвату и выступление клейзмерского ансамбля из Тулы «Алевай», состоявшееся накануне.

Интересное новшество придумали в Костроме – провести большой конкурс рисунков, посвященных Новому году деревьев. Эта идея стольким пришлась по душе, что участие в конкурсе приняли не только члены костромской еврейской общины, но и Кинешмы, Иванова и Шарьи. Рисунки идут нескончаемым потоком по обычной и электронной почтам, так что на момент верстки этого номера итоги конкурса еще не подведены. Кстати, как уверяют организаторы, каждый приславший свой рисунок не останется без памятного подарка.

А редакция «Лехаима», безусловно, заинтересовавшаяся таким творческим ажиотажем в этом регионе, ждет по электронной почте рисунки победителей. Всем огромных успехов!

По материалам

наших корреспондентов

«НАДО ГОВОРИТЬ НЕ О ТОМ, ЧТО УЖЕ СДЕЛАНО... »

На вопросы журнала «Лехаим» отвечает главный раввин Петербурга Менахем-Мендл Певзнер

Еврейская община Петербурга одна из самых больших в России, и интерес наших читателей к ее духовному лидеру вполне понятен. Известно, что вы приехали в Россию в начале 90-х годов как посланник Любавичского Ребе. Расскажите, пожалуйста, о себе, о своих семейных корнях, о том, как вы стали раввином.

Я родился в Нью-Йорке. Мои родители приехали в Америку из России в начале 50-х годов. Мой дед, мамин отец, работал в России в качестве посланника Любавичского Ребе. В то время это было довольно опасно, потому что он занимался организацией еврейского образования в ешивах в разных городах, в том числе и в Ленинграде. В конце тридцатых дедушка был арестован; он провел три года в сибирских лагерях… за распространение иудаизма. В Ленинграде родилась и моя мама. Она очень переживала, узнав, что ее сын собирается ехать в Россию и возрождать там иудейские традиции: ведь она хорошо помнила тяжелые времена. Мой папа из семьи хасидов, его дед – брат знаменитого Алтер Ребе. Мой же дед, папин отец, учился в ешиве города Любавичи. А наша фамилия Певзнер (Познер) восходит к названию города Познань, где кто-то из предков был раввином.

Родители моей жены тоже из России. Бабушка и дедушка родом из Петербурга. Они были очень взволнованы тем, что внучка будет жить в их родном городе и молиться в синагоге, в которой они когда-то молились всей семьей.

Учился я в Нью-Йорке, закончил ешиву «Томхей Тмимим Любавич», где и получил раввинский диплом, а также право работать судьей раввинского суда. В начале девяностых меня, как и других студентов ешивы, не раз посылали в Россию помогать в возрождении еврейских общин. Окончательно на работу в Петербург я приехал летом 1992 года.

– Вы начинали свою работу в Петербурге в те годы, когда нынешний президент России Владимир Путин работал в администрации города. Были ли у вас какие-то контакты с ним или с мэром Анатолием Собчаком? Как складываются отношения руководства еврейской общины с администрацией города сегодня?

У еврейской общины всегда были хорошие отношения с руководством города. Нынешний председатель еврейской общины Петербурга Марк Давидович Грубарг даже был знаком с нынешним президентом России Владимиром Путиным в пору его работы в администрации. Мэр Петербурга Анатолий Собчак не раз посещал синагогу и принимал у себя руководство общины. И с нынешней администрацией города у нас сложились прекрасные отношения. Практически каждый год губернатор Владимир Яковлев приезжает в синагогу. Вместе с ним мы посетили Израиль, а также побывали в Нью-Йорке, где еврейская община дала обед в его честь.

– Для россиян Петербург – город особенный, недаром его называют «северной столицей» и «культурной столицей» России. А вот интересно, в чем особенность петербургской еврейской общины? Существуют ли какие-то качественные отличия питерского еврейства от общин других регионов?

Безусловно, жители Петербурга небезразличны к проблеме образования и культурного воспитания, в нашем городе к этим вопросам традиционно относятся с большим вниманием. И питерские евреи не исключение, большинство из них имеют высшее образование, порой и не одно, вследствие этого получают достойную работу и часто занимают серьезные посты в разных сферах деятельности. С точки зрения иудаизма, в этом много положительных моментов, ведь это значит, что родители заботятся о воспитании своих детей, человек не только зарабатывает, но и думает о духовной жизни. Но, к сожалению, и степень ассимиляции евреев в Петербурге выше, чем в других городах. Если на Украине сорокалетний еврей чаще всего говорит на идише, то здесь вы редко найдете семидесятилетних, помнящих на идише хоть несколько слов. До последнего времени многие евреи были просто лишены возможности узнать даже самые элементарные основы истории и культуры своего народа. Еврейская община и существует для того, чтобы эта ситуация в корне изменилась, и я рад отметить, что так и происходит. За последние годы многие пришли в синагогу, обратились к еврейской жизни, к национальным традициям. Евреи хотят не просто формально соблюдать еврейские праздники, они хотят больше знать об иудаизме, учить детей в еврейских школах и в детских садах. Слава Б-гу, постепенно у нас отстраивается настоящая еврейская община, такая как, допустим, в Америке.

И вот еще что. Я знаю о том, что в 1960 – 70-х годах в Ленинград приезжали делегации из США, в том числе и еврейские. Эти люди побывали в синагоге и по возвращении рассказали о своих наблюдениях и впечатлениях Любавичскому Ребе. Они сказали: там есть целая комната со свитками Торы, может быть, надо перевезти их в Америку или в Израиль, туда, где они нужны, туда, где они будут использованы по назначению. И знаете, что сказал Ребе? Он ответил, что лучше оставить эти свитки, потому что придет день, когда они понадобятся. Как видите, так и случилось.

– Петербургской синагоге более ста лет, именно по вашей инициативе впервые начал осуществляться проект ее реставрации. Что уже сделано в этом направлении? Что еще предстоит сделать? Расскажите, пожалуйста, о других масштабных проектах, в том числе и благотворительных, разворачивающихся в общине.

Все, кто был у нас, знают: Большая хоральная синагога в Петербурге одна из самых красивых в мире. Это еще и вторая по величине синагога в Европе. Слава Б-гу, несколько лет назад мы начали ее реконструкцию. Руководит проектом реставрации заместитель председателя общины Тамаз Акакиевич Сепиашвили, большое участие в работе принимает и председатель общины Марк Давидович Грубарг. Мы привлекли лучших архитекторов и строителей для осуществления такой сложной задачи. Открытие Большого зала синагоги после ремонта во всем его великолепии состоялось в июне 2001 года. К нам приехали представители главного спонсора – семья известного банкира Эдмонда Сафры, в том числе его супруга Лили Сафра. Было много гостей, представителей общественности и городских властей.

Мы радуемся тому, что достигнуто, но многое нам еще предстоит: это и работы по восстановлению коммуникаций, которые изрядно износились за сто лет, и переоборудование подвального этажа и других помещений под общинный центр. Частично это уже сделано. Работает благотворительная столовая, где ежедневно питаются более 150 человек. Мы благодарны американской организации «Помощь и утешение», которая помогла нам оборудовать новую кухню.

Зачем мы все это делаем? Потому что верим, что у еврейской общины в Петербурге есть будущее. Еврейский народ пережил очень трудные времена – они, слава Б-гу, закончились. И евреи ремонтируют синагогу, приходят в синагогу, чтобы молиться, общаться, собираться вместе, праздновать Рош а-Шона, Хануку, Пурим, Пейсах, Швуэс и все остальные праздники. И поэтому синагога, как живое свидетельство происходящих в общине перемен, должна выглядеть красиво и празднично. Сегодня каждый еврей в городе, как минимум, знает адрес синагоги, многие уже не раз побывали в ней. И мы еще и еще раз приглашаем всех приходить на молитвы и просто так. Надеюсь, когда мы откроем общинный центр, многие придут, чтобы принять участие и в его работе: детских и семейных программах, видео– и компьютерном клубах.

Хотелось бы также отметить: при синагоге работают две еврейские школы, два детских сада, ешива, множество различных курсов по изучению иудаизма. В этом нам много помогает фонд «Ор Авнер», который возглавляет Леви Леваев. Нашими общинными программами руководит раввин Цви Пинский: это детский, семейный и молодежный клубы, летний и зимний лагеря. В реализации этих проектов с еврейской общиной активно сотрудничает «Бейс Хабад».

Со страниц журнала «Лехаим» я еще раз хочу поблагодарить петербуржцев, которые оказывают реальную помощь нашей общине: это В.И. Коган, Г.З. Щербаковский, А.Н. Сливняк, К.М. Мирилашвили; компания «Балтика» также оказывает поддержку нашим школам.

– Взаимодействуете ли вы с другими еврейскими организациями города для осуществления своих программ?

Мы можем гордиться тем, что в Петербурге еврейские организации успешно взаимодействуют друг с другом. Каждая организация понимает свои задачи, свою роль в еврейской жизни города, но мы работаем вместе. И еще раз повторю, что надо говорить не о том, что уже сделано, а о том, сколько нам еще предстоит сделать.

Еврейский народ существует уже более трех тысяч лет, у нас есть Тора, по сути, нам не нужно тратить время на изобретение чего-то нового, все уже нам дано. Все необходимые идеи, на самом деле, скрыты в нашей многотысячелетней истории. Мы не должны забывать ее, и тогда будем оставаться единым народом. Мы должны следовать нашим древним традициям: синагога должна жить, должна быть кошерная еда, дети и взрослые должны учиться, и тогда каждый найдет свое место в общине.

– Некоторые еврейские общины городов Северо-Запада России не имеют ни синагоги, ни раввина. Каково влияние духовного руководства общины Петербурга на еврейскую религиозную жизнь северо-западного края?

В северо-западном регионе довольно большие расстояния. До Петрозаводска, например, восемь часов езды, а до Мурманска – почти тридцать. Есть, конечно, города, расположенные поближе – Выборг, Новгород… Практически в каждом городе есть еврейская община, работают общественные и благотворительные организации; успешно действуют филиалы организации «Хесед». Естественно, они обращаются к нам за помощью; мы должны помогать им в вопросах духовного развития членов общин. Мы хотим, чтобы в такие города, как Архангельск, Северодвинск или Мурманск, хотя бы раз в месяц приезжал раввин. Ведь в полярной зоне евреям вообще очень трудно соблюдать традицию: зимой от восхода до захода солнца всего один час, за который надо успеть прочитать все дневные молитвы.

– Как вы оцениваете роль Федерации еврейских общин России в организации духовной, культурной и повседневной жизни евреев Санкт-Петербурга?

Российская еврейская община фактически только начинает складываться. Это пока маленький ребенок. И самому стоять на ногах ему очень трудно. Сплотившись, мы станем сильнее. ФЕОР – это и есть тот центр, вокруг которого еврейские общины могут объединиться.

– Спасибо, раввин Певзнер. Успеха вам во всех ваших начинаниях!

 

ДУХ НАРОДА МОЖЕТ БЫТЬ РАСШАТАН МИЛОСТЫНЕЙ

Многим петрозаводчанам памятен день празднования Рош а-Шона 5752 года (9 сентября 1991 года по григорианскому календарю) – первого еврейского праздника, открыто отмечавшегося в городе после долгих десятилетий коммунистического режима, проповедовавшего атеизм и по сути антисемитизм. Никто из старожилов города не смог припомнить подобного: по всему городу расклеены афиши с информацией о предстоящем праздновании!

Конечно, зал Финского театра, где должен был отмечаться праздник, был переполнен: люди сидели на ступеньках, в проходах, толпились у входов в зал. Выступал ансамбль из Швеции, исполнявший еврейские песни, петрозаводские музыканты; звучали речи, поздравления. Прозвучавшее тогда обращение мэра Петрозаводска Сергея Катанандова: «Евреи, не уезжайте! Петрозаводск – не самое плохое место на Земле», – казалось просто невероятным.

 

«Каждый, кто трудится на благо общины, пусть делает это во имя небес».

(Пиркей Овойс, 2:2)

Все в тот вечер было почти неправдоподобным! Люди, многие годы работавшие вместе, встречавшиеся на улицах, знакомые и незнакомые, вдруг узнали, что они евреи! Вдруг поняли, что об этом можно сказать вслух! Это был прорыв во что-то новое, еще пугающее, но прекрасное!

А через год уже открылась еврейская воскресная школа! Первые немногочисленные ученики, дети и взрослые, застенчиво улыбались, не вполне отдавая себе отчет в том, что происходит, не представляя еще, что из этого получится в конце концов... Но всего за год школа стала центром еврейского просвещения, информации об Израиле, своеобразным клубом, объединяющим людей, стремящихся восполнить «белые пятна» своего еврейского образования, соединить нить, связующую их с родными корнями, своим народом.

Тогда мало кто задавался вопросами: а кто это все устраивает, откуда берутся деньги, и вообще, кому все это нужно? Что за общество «Шалом»? Кого оно представляет? Зато в сердце стойко держался страх: «А если завтра опять...??? Что тогда?!.»

И в 1993 году «завтра» чуть было не настало. За победой в обретении собственного национального лица пришла и «реакция»: потоки, лавины антисемитской литературы и пропаганды в средствах массовой информации, открытые призывы «покончить с жидами». Дискуссии, кого считать «россиянами», а кого – «русскоязычными» и т.п. не прекращаются до сих пор. Ни российское общество, ни государственная власть не желают или не могут (скорее всего, и то и другое) с этим покончить.

И все же на этом черном фоне почти невероятным образом возникает еврейская религиозная община. Интересно, что помощь в этом оказала христианская община из Тюбингена!

Слова «Нес гадол хая по» («Чудо великое свершилось здесь»), произнесенные при получении нашей общиной Свитка Торы в Большой хоральной синагоге Петербурга, лучше всего выражали суть этого события. Возникновение синагоги; спасение старого еврейского кладбища от уничтожения, установление ограды вокруг него и возведение монументальной входной арки со звездой Давида; появление своей газеты «Общинный вестник» – все это чудеса, которые произошли на наших глазах. (К слову сказать: видеть чудеса – это дар, не всем доступный.)

В 1998 году открылся благотворительный фонд «Хесед Агамим» – первая профессиональная еврейская организация Петрозаводска, основа деятельности которой гмилус хасодим, то есть бескорыстное милосердие, что является одной из основ иудаизма. Переоценить деятельность этой организации очень трудно – просто начался новый отсчет времени для нашей общины.

И все же, являемся ли мы общиной в полном смысле этого слова? Традиционной еврейской общиной, которая возникла, очевидно, уже во времена разрушения Первого Храма вначале как религиозно-национальная организация для совместного совершения молитв и других религиозных предписаний, а впоследствии занявшая центральное место в еврейской жизни. Каждая община стремилась прежде всего обеспечить себя синагогой, кладбищем и судом. Община содержала школы для детей неимущих граждан, миквы (бассейны для ритуального омовения), обеспечивала кошерный убой скота и птицы, предоставляла своим членам судебные, социальные, финансовые и ритуальные услуги.

Алоха определила принципиально важные традиции – право каждой общины принимать собственные установления, регулирующие внутриобщинную жизнь. Общины сами выбирали себе раввина и руководящие органы: в больших общинах существовали советы, маленькие общины возглавлял один избранный человек. На руководящие должности выдвигали уважаемых людей. Главы общин представляли интересы всей общины перед властями, отвечали за сбор налогов.

И все же одним из основных принципов общины всегда была благотворительность. Во времена, когда не было государственных социальных институтов, вообще никакой помощи извне, даже когда евреи оказывались лишенными защиты государственного закона, народ смог выжить – и только благодаря тому, что всю свою жизнь устраивал сам, своими силами. Общины строили и содержали синагоги, школы, учебные заведения, помогали получать образование бедным, устраивали благотворительные столовые, давали деньги на лечение неимущим и т.д.

Сейчас жизнь существенно изменилась: чт

обы просто выжить, община больше не нужна. И все же еврейские общины существуют во всем мире. И основа их та же. Только теперь община нужна для того, чтобы не раствориться среди других народов, не перестать быть евреем, а остаться им, находясь в кругу себе подобных, чтобы осознать свой неповторимый путь, свое предназначение в этом мире, уготовленное нам Всевышним, да будет благословенно Его Имя!

Да, воссоздание нашей общины можно считать чудом. Сейчас мы имеем все необходимое: синагогу, школу, круг людей, идентифицирующих себя как евреи, волонтеров, для которых нести людям добро стало потребностью, профессионалов, способных возглавлять общину, – из всего этого и должно вырасти наше будущее.

Но в эту оптимистическую картину справедливости ради придется добавить еще несколько штрихов.

Мы пока еще как выздоравливающий больной в реабилитационной палате: подключены к «аппаратам», поддерживающим нашу жизнь, – финансирование поступает извне. А если «аппараты» отключить?..

Давайте задумаемся: поступающие средства собраны такими же людьми, как и мы. Да, они находятся в лучших условиях; да, больше нас получают... Но не будем лукавить. Еврейский закон требует от нас от 10 до 20 процентов доходов жертвовать на благотворительность. А 10 процентов есть 10 процентов, независимо от получаемой суммы! Я знал человека, который давал 1 миллион 200 тысяч долларов в год на благотворительность, – это его 10 процентов. А мы готовы к тому, чтобы дать свои 10 процентов? Или компенсировать их работой на благо общины? Или вносить свой посильный вклад в ее дела? Без этого община существовать не может, теряется ее смысл, она превращается в кормушку, которая очень скоро оскудеет. Мы сами не в состоянии финансировать свою газету? Не можем содержать в порядке старое еврейское кладбище в центре города? Почему нашей цдоки не хватает на помощь больным? Этих «почему» много! А может, дело в том, что, как гласит еврейская поговорка, «самый длинный путь – путь до своего кошелька»?

Давайте преодолевать этот путь настойчивей, энергичней! Нельзя бесконечно надеяться на «вливания» извне – когда-нибудь они прекратятся. И что тогда?

Теодор Герцль некогда сказал: «Дух народа может быть расшатан именно милостыней». А рав Деслер в другое время добавил: «С момента, когда человек становится только получателем, он скатывается на животный уровень, и на этом пути достижение человеческого счастья невозможно».

Не будем торопиться с выводами и ответами. Подумаем. И что-то для себя решим.

Дмитрий Цвибель,

Петрозаводск

 

НА СЕМИНАР, КАК НА ПРАЗДНИК

Впервые Донецкая еврейская школа «Ор-Менахем» проводила семинар заместителей директоров и психологов, посвященный преодолению школьной неуспеваемости. И делала это она не случайно: здесь накоплен богатый опыт различных форм работы со слабо успевающими детьми, налажена современная психолого-педагогическая служба помощи родителям и ученикам.

Участникам семинара была предложена разнообразная программа: своим опытом поделилась школьный психолог Евгения Ковтун, Анна Салодовник провела психотренинг, интегрированный урок «Математика плюс информатика» провели учителя Л.П. Щерба и Г.И. Федоров, а урок музыки «Азы дирижирования» в 7-м классе – учитель С. Воронина. Были классный час в 5-м классе (учитель Т. Благодировой), комплексное занятие в 1-м (Е. Архипенко), еженедельная встреча Субботы (3-й класс, учитель Ю. Вирина)

Каждый участник мог самостоятельно выбрать нужную ему программу, а затем все собрались в зале на празднование субботы. Здесь звучали песни на иврите и русском, стихи о семье, о древности еврейских традиций, о невесте-Субботе и даже стихотворная версия недельной главы Торы!

Отклики гостей семинара были восторженными. Всего один пример: «Это было не только полезное взаимодействие специалистов, но и настоящий праздник. Понравилась атмосфера в детском и педагогическом коллективах, хотя в школе вашей они неразделимы. Здесь создана домашняя атмосфера. Очень понравилась непринужденная обстановка. Ничего подобного раньше не видела. Вызывают восхищение методы преподавания, общения с детьми. Рады за вас! Светящиеся глаза детей, умные, непринужденные ответы говорят о большой ежедневной работе всего педколлектива. Хорошо отлажена индивидуальная работа с учеником».

Что ж, иногда взгляд со стороны помогает лучше увидеть ставшее уже привычным.

Цюпа Гельзель

 

ШКОЛА ОТМЕТИЛА ГОДОВЩИНУ

В январе прошлого года в Рославле Смоленской области впервые открылась еврейская воскресная школа. Сегодня в ней обучаются более 20 детей от 6 до 10 лет. Они изучают иврит, историю еврейского государства, знакомятся с еврейскими традициями, обучаются еврейским музыке и танцам, изобразительному искусству. В перерывах между занятиями дети получают кошерное питание.

У школьников плотный график учебы, тем не менее они имеют возможность и умеют и хорошо отдыхать. Все вместе с удовольствием отмечают еврейские праздники. Например, на Хануку была тематическая игра «Волчок», а на Пурим – настоящий костюмированный бал. В карнавальные одежды нарядились даже родители, все топали ногами, свистели, стреляли из игрушечных пистолетов, хлопали хлопушками и трещали специальными пуримскими трещотками, чтоб навсегда напугать Омана.

Хотя рославльской воскресной школе всего год, в ней успели сложиться настоящие «семейные» традиции: Суббота для взрослых и детей, «День именинника»... Много теплых слов в свой адрес услышали организаторы школы от родителей в день ее первой годовщины. 

Виктор Горячкин, председатель еврейской общины

 

В КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ АКТИВИЗИРОВАЛИСЬ НЕОНАЦИСТЫ

В Костроме прошло совещание представителей традиционных конфессий по итогам недавно проведенной в Москве научно-практической конференции «Государство и традиционные религиозные объединения». Его провела заместитель губернатора Костромской области Марина Борисовна Смирнова.

Рассказывает председатель костромской еврейской общины Андрей Ошеров.

На совещании обсуждались вопросы, волнующие представителей традиционных религий Костромской области. В частности, мной вновь был поставлен вопрос о передаче в собственность или в пользование еврейской общине бывшего дома раввина, который в настоящее время на условиях аренды занимает государственная охотничья инспекция. Эта тема уже не раз обсуждалась в самых разных инстанциях, но решение осложняется тем, что здание является собственностью муниципалитета, а арендатором – структура администрации области. Меня в очередной раз заверили, что вопрос на контроле губернатора и что в ближайшее время он будет решен при участии мэра.

Кроме этого, нас очень беспокоит проблема приобретения участка земли под иудейское кладбище. Надеемся решить ее к лету.

И, наконец, нас тревожит ситуация, которая складывается в двух крупных городах Костромской области, где подняли голову неонацисты. Вопрос этот сегодня стоит так остро, что я принял решение обратиться к губернатору Виктору Андреевичу Шершунову со специальным обращением...

 

УВАЖАЕМЫЙ ВИКТОР АНДРЕЕВИЧ!

На днях к нам в общину приезжал еврей (он просил пока не называть его имени и фамилии) и рассказал о ситуации, сложившейся в Нерехте. На протяжении последнего года мы пытались наладить связь с евреями этого города, чтобы оказать им помощь в налаживании национальной жизни, но наша работа не приносила ощутимых результатов из-за того, что в городе действует  и активно экстремистская организация «Русское национальное единство». Люди боятся откликаться на наш призыв. Город обклеен листовками РНЕ, очень много надписей антисемитского и «антикавказского» содержания: «Бей жидов», «Бей черномазых», «Обезьяны, убирайтесь домой»... Повсеместно распространяется антисемитская литература, аудио– и видеокассеты, разжигающие межнациональную рознь. РНЕ активно вербует сторонников среди местной молодежи. Есть сведения, что боевики этой организации закупают взрывчатые вещества в поселке Бурмакино Ярославской области. Вместе с «неформальными структурами» они занимаются рэкетом в Нерехте и Костроме. В декабре подожгли входную дверь квартиры, где живет еврейская семья, представитель которой к нам и приезжал. Он рассказал, что живет под непрестанными угрозами, ему «советуют» не заниматься привлечением евреев к жизни общины. Кто этим занимается, не секрет.

Отделение РНЕ до недавнего времени возглавлял некто Хорев Василий Юрьевич, бывший парторг ячейки КПСС в нерехтском СМУ-8, который проживает в этом же городе на улице К. Либкнехта, дом 18. Сейчас он «получил повышение» и пытается наладить деятельность РНЕ в Костроме, а в Нерехте продолжает начатое им дело некий Киселев Сергей Александрович.

РНЕ чувствует себя в Нерехте вольготно еще и потому, что начальник милиции города г-н Нищев – одноклассник Хорева. Он часто «не замечает» действий боевиков и сочувствует РНЕ.

Поступил тревожный сигнал от еврейской семьи, проживающей в поселке Лопарево Галичского района. В Галиче на парня 15 лет напали бритоголовые молодчики, когда он вечером возвращался домой. На их рукавах он отчетливо видел «РНЕ». Произошло это не где-нибудь в безлюдном месте, а на вокзале! Напали скопом на одного, так что шансов на благополучный исход не было. В итоге – сотрясение мозга и многочисленные травмы: мальчик нуждается в лечении.

В Галиче РНЕ действует практически открыто, вербует сторонников в школах. «Штаб-квартира» у них на городском рынке.

Просим принять незамедлительные адекватные меры.

С уважением, Ошеров А.В.,

председатель Костромской

еврейской общины

 

НАПАДЕНИЕ НА СИНАГОГУ В НИКОЛАЕВЕ

Накануне праздника Ту Бишват, в ночь с 27 на 28 января, Николаевская синагога подверглась нападению группы хулиганов. Вот что сообщил нам редактор одесской газеты «Шомрей Шабос» Цви-Гирш Блиндер. «Вандалы разбили стекла в молитвенном зале, в приемной, в кабинетах раввина и главы общины. Судя по тому, как быстро был нанесен такой урон, действовала именно группа, а не одиночка. Большие камни, в том числе битый кирпич, обнаруженные в помещениях синагоги, похоже, были принесены хулиганами с собой».

Сигнализация в здании сработала мгновенно, но приехавшие вскоре сотрудники милиции никого из нападавших на месте не обнаружили. До утра в синагоге дежурил милицейский наряд. Составлен протокол, работники правоохранительных органов пообещали разыскать хулиганов. Впрочем, это были не просто хулиганы – на здании синагоги осталась надпись антисемитского содержания. Надо сказать, безобразному инциденту предшествовали анонимные записки такого же рода, которые неоднократно подбрасывались в синагогу.

 

ЗАХОДИТЕ К НАМ НА ИНТЕРНЕТ!

«Техника использует Б-жественные силы, присутствующие в природе с момента ее создания.

Компьютерная эра и информационная революция создали для нас неограниченные возможности...

Б-жественная цель нынешней информационной революции, обеспечивающей человека беспрецедентной силой и возможностями, заключается в распространении знаний, в том числе духовных, что способствует объединению людей».

Любавичский Ребе Менахем-Мендл Шнеерсон

Сайт донецкой еврейской общины в Интернете готов к работе 24 часа в сутки и доступен из любой точки земного шара, где есть компьютер, подключенный к Интернету. Достаточно только подвести курсор к нужному разделу и щелкнуть мышкой один раз...

Семья – самое главное и самое лучшее в нашей жизни. Общие радости и общие проблемы. Удовольствие от постоянного общения. Но вот дети вырастают. Бывает, они живут рядом, но не хватает времени навестить родителей, а бывает, что далеко уезжают. С волнением заглядываем мы в почтовый ящик, надеясь увидеть там долгожданное письмо, бросаемся, заслышав каждый звонок телефона, и как мы рады, когда наконец-то получаем долгожданную весточку!

Еврейская община устроена подобно дружной семье. Всем здесь интересно и хорошо. Но бывает, что повседневные дела, которые кажутся нам очень важными, отнимают время, предназначенное для общинных программ, бывает, приходится уезжать далеко и надолго. С каким интересом мы читаем письма, как долго говорим по телефону, расспрашивая, что да как и какие новости и все ли в порядке. А сведения отрывочны и не обо всем, и узнаем мы их нечасто. А хочется больше и обо всем, и постоянно. Теперь, когда в Интернете создан сайт еврейской общины Донецка, это стало возможным.

О работе сайта рассказывает его «хозяйка», то есть редактор, Сара-Броха Алтунина.

Сайт подобен иллюстрированной книге, которая по нашему желанию разворачивается на экране компьютера. Читать такую книгу гораздо удобнее и приятнее, чем обычную. Одно из достоинств нашего сайта в том, что он «грузится», то есть работает, быстро. Страницы появляются на экране монитора за считанные секунды. Подключаемся к Интернету, набираем адрес http://www.jewish.donetsk.ua/ – и вот мы на «Главной странице». На ней постоянно обновляющиеся новости общинной жизни. А щелкнув мышкой по «ссылкам», можно прочитать краткое содержание недельной главы Торы, послания Любавичского Ребе и обращение главного раввина Донбасса Пинхаса Вышецкого. Эти разделы еженедельно обновляются. Очень интересна «ссылка», открывающая программу для определения своего дня рождения по еврейскому календарю. Теперь не нужно листать толстые справочники или производить сложные математические вычисления. Вносим в таблицу дату рождения по гражданскому календарю, нажимаем на кнопочку «узнать» и мгновенно получаем ответ.

«Главная страница» – отдельный раздел сайта. Их еще пять: «Община», «Религия», «Образование», «Милосердие» и «Культура». Готовятся к выходу три новых раздела: «Доска объявлений», «Гостевая книга», где можно оставить свои отзывы о сайте, и «Развлекательная страничка» с рецептами еврейской кухни и шутками.

«Община». Здесь вы найдете статью о Донецкой еврейской общине, интересные и малоизвестные факты из ее истории и традиций, информацию об общинах области, о благотворительном фонде «Колель-Хабад» и фонде Пинкуса, который поддерживает еврейское образование во всем мире, в том числе и в Донбассе.

«Религия». Здесь собраны сведения о религиозных программах общины, сведения о ее сотрудниках, в том числе о главном раввине Донбасса Пинхасе Вышецком и председателе религиозной общины Иегуде Келермане, о ешивах, о Комитете по кошруту, о центре брис-милы.

«Образование». Раздел рассказывает о еврейских учебных заведениях. Здесь представлены хедер (школа для самых маленьких), которым руководит раввин Авраам Канельский, иудейская духовная семинария ешива «Томхей тмимим– Любавич» под руководством раввина Арье-Лейба Каминштейна, еврейский детский сад «Ган-Менахем» и еврейская школа «Ор-Менахем», народный университет и ульпаны по изучению иврита, лаборатория иудаики и технологический центр, расположившийся в еврейской школе.

«Милосердие». На этом сайте представлены все благотворительные программы общины: «Теплый дом для школьника», «Хесед еладим», благотворительная столовая, «Обеды на колесах», консультации для отъезжающих и Донецкий областной благотворительный фонд «Хесед-Цдака». В будущем для Хеседа (директор И.З. Хасин) планируется отдельный раздел.

«Культура». Здесь собрана информация по всей донецкой еврейской прессе. А для литературных произведений корреспондента «Нашей жизни» Вячеслава Верховского, которому тесно на страницах украинских и российских периодических изданий, мы хотим выделить особое место. В этом разделе данные о новых поступлениях в еврейскую библиотеку, что в здании синагоги, информация о работе донецкого еврейского общинного центра, общества «Алеф», женского клуба, о хоре мальчиков «Пирхей Донецк» и танцевальном ансамбле «Симха», о летних детских лагерях.

Конечно, обо всем рассказать невозможно, тем более что постоянно на сайте появляется новая информация. Заходите к нам на Интернет! Авторы сайта всегда рады новым друзьям и готовы предоставить любую информацию об общине и работе сайта.

Для общения на «Главной странице» есть ссылка «Ваши вопросы». Напоминаем  наш адрес: www.jewish.donetsk.ua

Записала

Сильва Вайнштейн

 

ОБЩИННЫЙ ЦЕНТР СТРОИЛИ САМИ

В расположенном на юго-западе Брянской области городе Клинцы население около 70 тысяч человек, среди них несколько сот евреев. Община здесь сложилась. Возглавил ее Макс Менделевич Пинский, председатель городского клуба ветеранов, член Союза журналистов.

В прошлом году у евреев-клинцев наконец-то появился свой Общинный центр – помещение площадью более 300 квадратных метров, которое было передано им в аренду администрацией города на льготных условиях. Основные капитальные строительные и ремонтные работы были проделаны Клинцовской строительной организацией, финансовую поддержку оказала Федерация еврейских общин России, а все вспомогательные работы – покраску, клейку обоев, изготовление и установку сточных труб и т.д. – выполнили сами члены общины.

 На Шабос здесь собирается до 55 человек. В общинном центре проходят все праздники, беседы по еврейской традиции, которые проводят заместитель председателя общины С.Г. Орлов и член правления Е.Я. Янковский. Теперь отпала необходимость арендовать помещения столовых и кафе; праздничные трапезы готовят сами члены общины.

По воскресеньям в центре занимается воскресная еврейская школа, в которой учатся 28 детей от 4 до 15 лет. Для них оборудованы два класса.

В здании имеются административное помещение и кухня. В просторном зале установлены бима (возвышение, на которое кладут свиток Торы, чтобы читать ее во время молитвы), столы для субботней трапезы.

В центре уже работают кружки: фотокружок, изостудия, кукольный театр, музыкальные кружки для детей и взрослых. Школьники изучают иврит, историю еврейского народа и государства Израиль, английский язык, читают Тору. Желающие могут получить консультацию по физике и математике у квалифицированных педагогов.

Недавно начал работу семейный клуб.

Торжественно прошли дни памяти: 9 Ава, 9 мая и 25 сентября, день освобождения города от фашистов. За два года оккупации города (с 1941-го по 1943-й) было уничтожено около 3000 евреев. В этот сентябрьский день члены общины приходили к могилам расстрелянных клинчан-евреев. В организации дней памяти участвовал председатель Совета ветеранов войны Ю.В. Кац.

Большую помощь в становлении плодотворной работы Клинцовской иудейской общины сыграли Федерация еврейских общин России, благотворительный фонд «Ор Авнер» и раввин Брянской иудейской общины Ицхак Ройтман. Община регулярно получает продуктовые наборы от ФЕОР. В канун Рош а-Шона поступила благотворительная помощь от Международной благотворительной организации ХАМА.

Конечно, многое еще предстоит сделать. Необходимо завершить оборудование общинного центра, провести телефон, открыть компьютерный класс... Несмотря на все трудности еврейская община Клинцов, города, серьезно пострадавшего от Чернобыльской аварии, с честью справляется с нелегкой задачей возрождения еврейской жизни.

Лев Евельсон

ПАДАЕТ НА СНЕГ СЛЕЗА...

Хочу рассказать об одном человеке по имени Максим Гинзбург. Свою более чем 90-летнюю жизнь он прожил в Латвии и известен рижанам своей деятельностью в области фармации. Максим Григорьевич сражался с фашистами на фронте, а в это время в Риге, занятой немцами, на витрине одного из центральных фотоателье красовался его портрет. Гинзбург был высоким, представительным, голубоглазым блондином, и никто не мог даже заподозрить в нем еврея! Его жена, Мария Львовна, носившая подпольное имя «сестра Мара», воевала с фашистами на оккупированной территории Латвии.

Недавно Максима Григорьевича не стало. Всю жизнь он любил поэзию и писал стихи на идише для себя и друзей. Как бы хотелось, чтобы в память о нем хотя бы немногие его произведения увидели свет на страницах журнала «Лехаим».

Что касается меня – я живу в Нижнем Новгороде, работаю в благотворительном фонде «Ор Авнер Хабад-Любавич». А с Максимом Гинзбургом мы переписывались много лет.

А. Сатункина

 

М. Гинзбург

ДЕНЬ ПАМЯТИ

Посвящается моей преданной подруге жизни Маре

 

Облепил деревьев плечи

Будто шубой, снега слой,

И мерцают тускло свечи,

Освящая твой покой.

 

Над тобой стоит большая,

Как почетный страж, сосна,

Каплет воск и свечи тают,

Пламя теплится едва.

 

Ветки густо покрывает

Белый снег, и тишина

Мне сейчас напоминает

Пролетевшие года.

 

В день конца твоих желаний,

В этот день, как и тогда,

Тяжкий груз моих страданий

Я принес тебе сюда.

 

Слушаешь меня, немая,

Не поможешь никогда...

Вдруг я вижу: с веток, тая,

Падает на снег слеза.

 

Перевод с идиша И. Штыкан

ОН УЧИЛСЯ И УЧИЛ ДРУГИХ...

11 января 2002 года в автомобильной катастрофе на пятьдесят шестом году жизни погиб председатель северодвинской еврейской религиозной общины Семен Яковлевич Ласкин.

Нелепость этой трагедии шокировала город, еврейскую общину, всех, кто знал и любил Семена Яковлевича. Страшно писать в прошедшем времени о человеке полном сил, энергии, замыслов.

Я помню почти двадцатилетней давности вечера, когда в квартире будущего первого председателя северодвинской еврейской общины Бориса Миропольского мы изучали с трудом добытые книги по еврейской истории и традиции. Это были времена, когда подобного рода увлечения властями не поощрялись. Затем были съезд ВААДа, знакомство с Михаилом Членовым, создание в Северодвинске первого на Севере России «Общества еврейской культуры» и встреча с Валерием Энгелем, оказавшим нам в тот период неоценимую помощь. Он давал нам книги, методические материалы и еврейскую атрибутику, помогал консультациями. Мы учились сами и пытались учить других. Мы были и студентами, и «профессорами» одновременно. В центре всех этих событий и встреч, учебы и учительства был Семен Ласкин.

Из тоненького и хрупкого ростка под названием «Северодвинское общество еврейской культуры» выросла еврейская религиозная община, в которой Семен был одним из идеологов, он проделал большую работу, чтобы укрепить и развить самосознание еврейского народа, наладить изучение его культуры, истории, традиций и религии, а впоследствии и возглавил общину. Как он радовался первым приобретенным томику Торы, талесу, тфилин! Каждую из этих вещей он воспринимал как вехи нашей истории, как символы возрождения народа. И вдруг эта трагедия!..

Город потерял незаурядного, интеллигентного человека, серьезного бизнесмена и общественного деятеля. Община потеряла одного из основателей еврейского движения на Севере России. Мы потеряли соратника и друга.

Похороны Семена Яковлевича стали первыми у нас, когда были соблюдены все нюансы еврейской традиции. Памятником ему будет наша работа в продолжение того, что делал он, во имя чего жил – укреплял еврейскую общину, которой придавал такое большое значение!

Да будет благословенна память о нем!

В. Гауптман

Новости Федерации еврейских общин подготовила Ирина Резвова

 

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru