[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ ОКТЯБРЬ 2002 ХЕШВАН 5763 – 10 (126)

 

ИЗ ДРЕВНЕЙ ИУДЕИ – В СОВРЕМЕННУЮ АЛМА-АТУ

Ежегодно в разгар летних каникул Ассоциация еврейских общин Казахстана при поддержке фонда «Ор Авнер – Хабад-Любавич» организует детский лагерь «Ган Исроэл –Ахдут».

В этом году в лагере отдохнули девяносто ребят из всех регионов республики. Директор лагеря Ида Шейнер, воспитатели и вожатые из Казахстана, России и Израиля подготовили для мальчишек и девчонок увлекательную программу.

Разделившись на отряды, ребята две недели участвовали в разнообразных играх и конкурсах, поездках и походах. Каждый лагерный день был посвящен определенной теме, связанной с еврейской историей и традицией. Слушая интересные рассказы вожатых, участники лагеря совершали увлекательные экскурсии во времена Сотворения мира, в древнюю Иудею и Египет. В день, посвященный празднику Пурим, в лагере состоялся грандиозный карнавал. Куда уж до него знаменитым карнавалам Венеции и Рио-де-Жанейро! Все утро ребята изобретали костюмы. В дело пошли буквально все подручные средства и материалы: бумага, кусочки тканей, трещотки. И вечером они предстали в своих нарядах...

  

А еще ребята познакомились с достопримечательностями Алма-Аты, посетили алма-атинский зоопарк, парки аттракционов «Фэнтэзи» и «Ерке», устроили поход на озеро с купанием и ловлей рыбы.

За время отдыха в лагере мальчишки и девчонки обрели новых друзей, окрепли физически, а главное – открыли для себя мир еврейской традиции.

Завершился лагерь феерическим костром. В этот торжественный вечер победителям конкурсов были вручены памятные призы.

Юрий Каштелюк

 

ЛАГЕРЬ ТРЕХ ПОКОЛЕНИЙ

Минувшим летом на базе оздоровительного лагеря «Костер», расположенного в живописном поселке «Лозовый» Приморского края, Еврейским религиозно-культурным общественным центром Владивостока при поддержке «Джойнта» была организована семейная смена для детей, их родителей и даже бабушек и дедушек. Все дни этой незабываемой недели были наполнены до предела: дискотеки, купание в бассейне, пеший поход на водопады, спортивные игры, задушевные разговоры людей трех поколений, на которые в повседневной жизни часто не хватает времени. И главное: викторины по еврейской истории и традициям с призами, знакомство с основами иврита, а в пятницу – Каболас Шабос. Выступления детей с еврейскими песнями и танцами в программе фольклорного фестиваля сопровождали громкие овации.

Немаловажно также и то, что шестиразовое питание, проживание в уютных комнатах, разнообразные культурная и оздоровительная программы обошлись семьям всего в 350 рублей. Руководство общины получило многочисленные благодарности за прекрасно организованный отдых и... многочисленные сожаления тех, кто отказался от поездки, испугавшись ненастной погоды. А погода, кстати, вопреки прогнозам, не подвела!

Вячеслав Томилов

 

ПОМОГИ РЕБЕНКУ ВЫБРАТЬ ПУТЬ ЕГО!

В прошедшее лето еврейская община Луганска в третий раз провела детский лагерь «Ган Исроэл». Более двухсот детей в течение месяца отдыхали в живописном поселке Ялта на берегу Азовского моря.

Каждый день лагерной жизни был расписан по минутам. Отдых детей был очень насыщенным, ведь программа лагеря полностью отвечала важнейшим постулатам учения хасидизма. В один из дней, к примеру, разгорелась так называемая «Цветная война». Соревновались синие и красные, команды «Тора» и «Мицвот». Воспитатели и вожатые вместе с детьми стали членами команд. По засекреченному плану они должны были найти специальную кепку «Цивойс Ашем» и, помимо этого, еще играли в футбол, соревновались в преодолении препятствий, придумывали речевки и песни. А вечером вместе со своими «генералами» отправились в джунгли и даже там учились выполнять заповеди.

Конечно, невозможно в один день ознакомиться со всеми 613 заповедями и начать соблюдать их, но чем раньше дети узнают о них, тем лучше. Мудрецы говорили: «Помоги ребенку выбрать его путь, и он не сойдет с него, когда состарится».

Всем особенно запомнилось занятие, на котором воспитатели вместе с детьми пекли мацу. Процесс ее изготовления вожатый лагеря Хаим организовал по всем традиционным канонам. Каждый ребенок облачился в красивый одноразовый фартук, у каждого были все необходимые ингредиенты. Дети все делали сами: месили тесто и раскатывали его скалкой, да еще и напевали песенки. Все, разумеется, происходило в игровой форме. Вообще же вожатые из Израиля и США – энергичные, веселые и чуткие, делали все возможное, чтобы создать в лагере атмосферу большой дружной еврейской семьи.

Этим летом кто-то из девочек впервые зажег Субботнюю свечу, многие мальчики старше 13 лет надели тфилин, многие первый раз спели «Биркас а-мозон», разучили зажигательные хасидские песни и танцы. Наша община сделала еще один шаг к возрождению «идишкайт» и еврейского самосознания.

Дети вернулись из лагеря отдохнувшими, окрепшими, обогатившимися духовно и, между прочим, все были очень довольны пятиразовым кошерным питанием.

Владимир Вселюбский

 

НАШИ ВОЖАТЫЕ НЕ ПОДВЕЛИ

Детский еврейский оздоровительный лагерь Южного региона России «Ган Исроэл-2002» проходил на этот раз в Сочи. Впервые рядом с американцами в качестве помощников вожатых в лагере прошли «боевую закалку» старшеклассники из Волгограда, обучавшиеся в «Школе вожатых» при НОУ СОШ «Ор Авнер».

Вот что рассказал корреспонденту «Лехаима» помощник вожатого Касриэл-Лиор Ройзен:

– У меня голос сел уже на второй день... Меньше всего мальчишкам нравились утренние линейки. А больше всего – купание в море. Очень весело было на «Цветной войне» – это что-то вроде «Зарницы». А экскурсия в дендрарий, походы в горы на водопады, купание в минеральном источнике, самодеятельные спектакли не давали детям соскучиться. Чтобы стимулировать их творческую деятельность, была разработана система «тикетов». Выполнил мицву – получай «тикет»! Сперва отношения с вожатыми из США у ребят не клеились, однако в конце концов они нашли взаимопонимание. А к некоторым очень привязались...

– А в следующем году без американцев справитесь? – был задан вопрос Лиору. Он ответил так:

– Думаю, да. Не зря мы все-таки учились в школе вожатых, вот тут в лагере все навыки и пригодились!

В разговор вступила председатель совета Волгоградского еврейского общинного центра Яэль Иоффе:

– Мы действительно можем гордиться нашими ребятами – хотя им и было трудно, но они показали хорошую подготовку. Такие не подведут в любой ситуации.

Максим Рухман

 

Летний лагерь «Ган Исроэл», организованный еврейской религиозной общиной «Хасидей Хабад-Любавич» Вильнюса, расположился на Балтийском побережье в Пярвалке на Куршской косе. Дети отдыхали в две смены по две недели каждая – для мальчиков и для девочек. Программа была насыщенной и разнообразной. Для ребят организовали поездки на теплоходе по Балтике, катание на лодках и даже полеты на воздушном шаре! А еще они плавали в бассейне, играли в баскетбол, занимались верховой ездой. Дети приехали в Пярвалку не только со всей Литвы, но и из Калининграда. А молодые вожатые – из Израиля и США. Руководила работой лагеря директор вильнюсской школы «Бейс Менахем» Ирина Ясович. А для реализации всей этой программы очень много сделала ребецн Дина Крынски.

Э. Г.

 

ЕВРЕЙСТВО – ПУТЬ К ИСТИНЕ И ИТОГ ИСКАНИЙ

 

На вопросы журнала «Лехаим» отвечает главный раввин Хабаровска Яков Снетков.

 

– В одном из интервью вы рассказали о том, как оставили учебу в МГУ и стали учащимся московской ешивы.

– В интервью ведь не расскажешь обо всем в подробностях. Между учебой в московской ешиве и началом моей работы в Хабаровске прошло два года.

– Как вы оказались в Хабаровске?

– Я учился в Израиле, потом у меня была практика в Чикаго. И только после этого раввин Берл Лазар предложил мне работу в хабаровской общине.

– Еще вопрос в связи с вашей учебой: не испытывали ли вы сопротивления родителей? Вероятно, они укоряли: как же так – студент университета, будущий математик и вдруг – становится ешиботником (простите за откровенность) с весьма туманной перспективой... 

– На первых порах родители не понимали, да и не могли понимать всей глубины моего нового увлечения, всей важности избранного мной пути. Поэтому их настороженное отношение к моему решению понятно. Потом они стали воспринимать мою «метаморфозу» нормально. Что вы хотите? Они выросли в советском обществе, и религиозное мировоззрение было им чуждо. Время все расставило на свои места. Конечно, людям в таком возрасте трудно измениться кардинально. И все же воспитание моего младшего брата шло по иному пути: они отправляют его на отдых в еврейские лагеря, вместе с ним отмечают еврейские праздники в синагоге.

– Какие изменения произошли в хабаровской еврейской общине за время вашей работы в ней?

– Весной на Пейсах исполнилось три года, как я работаю в Хабаровске. Мы приехали в 1999 году и отнюдь не на пустое место. Евреи – а их в городе по некоторым данным около 12 тысяч, – ждали приезда раввина. В общине недоставало человека, профессионально знающего еврейскую традицию, того, кто смог бы направить их к духовной жизни. Мой приезд оказался своевременным.

– А проблем, наверное, было немало...

– Хабаровскую синагогу отобрали у еврейской общины еще в 1925 году. Здание было разрушено. Теперь после многочисленных тяжб и разбирательств губернатор края постановил отдать еврейской общине землю, которая некогда находилась под синагогой. На этом месте уже началось строительство нашего общинного центра. Вместе с архитектором мы разработали проект: здесь будет располагаться синагога, культурный центр, кошерный ресторан, миква, спортивный зал, компьютерный класс.

А самым важным проектом, уже осуществленным, я считаю открытие общеобразовательной еврейской школы «Ор Авнер».

– Как складываются ваши взаимоотношения с местными властями?

– Нормально. Краевые и городские власти полностью нас поддерживают. Все наши мероприятия освещают местные средства массовой информации. В еврейской общине очень хорошо отзываются о губернаторе Ишаеве.

– Приходится ли вам сталкиваться с проявлениями антисемитизма?

– На уровне государственных органов антисемитизма мы не чувствуем. На бытовом уровне – конечно. Но это позиция всего лишь отдельных людей, которые позорят  россиян, – в целом, по-моему, от антисемитизма далеких. Недавно мне попалась в руки местная газета «Нация» явно антисемитского содержания. У нас есть договоренность с аппаратом представителя президента в Дальневосточном округе и с краевыми властями: обо всех антисемитских проявлениях, о которых нам становится известно, мы сразу же сообщаем администрации, которая, в свою очередь, предпринимает адекватные меры. Когда в политехническом институте вывешивали листовки нацистского, антисемитского содержания, мы сообщили об этом в управление ФСБ, которое – к чести его руководителей и сотрудников – отреагировало немедленно! Были предприняты четкие конкретные действия. Насколько я могу судить, власти держат ситуацию под контролем. 

– Вы работаете на Дальнем Востоке. Чувствуете ли вы эту «дальность» от центра: есть ли какие-то особенности еврейской жизни в вашем регионе?

– Во время своего визита в нашу общину раввин Берл Лазар сказал очень точно: чем дальше находится человек от того, что ему дорого, тем большую душевную близость он ощущает. Пример – родители и дети: чем дальше отделены друг от друга любящие люди, тем больше они скучают. Так и у евреев: когда они находятся далеко от центра еврейской жизни, их тяга ко всему еврейскому только усиливается, обостряется потребность к духовному поиску.

– Как складываются отношения хабаровской еврейской общины с другими общинами Дальневосточного округа?

– Связь с другими общинами происходит через ФЕОР. В Хабаровске располагается головной офис представительства федерации на Дальнем Востоке. Координирует работу дальневосточных еврейских общин председатель нашей общины Марк Аршинский. Что и говорить: среди общин нашего региона хабаровская – одна из самых мощных, и в этом большая заслуга нашего председателя. Мы часто проводим семинары, а в результате также реализуем и программы, посвященные еврейским праздникам и работе с молодежью. Недавно Марк Аршинский ездил на Сахалин, чтобы познакомиться с положением дел на месте и помочь конкретными советами. Конечно, такие общины, как биробиджанская или владивостокская, существуют давно и добились значительных результатов. Но вот в Приморском крае стали возникать общины в небольших городах – Уссурийске, Находке, Спасске-Дальнем, Партизанске. Население в каждом из них – порядка 200-300 тысяч, но евреев довольно много. Общины эти сегодня становятся на ноги. Но они нуждаются в помощи – не столько финансовой, сколько в организационной. В прошлом году в Приморье мы организовали еврейский лагерь, в который собрали детей из всех дальневосточных общин...  Не стоит забывать, что Дальний Восток – это около 40 процентов российской территории. Чтобы приехать в лагерь, нужно порой лететь несколько часов на самолете. Есть города, из которых просто невозможно добраться на поезде, только воздухом. Все это требует значительных средств.

– В своем интервью газете «Еврейское слово» вы очень подробно и ярко рассказали о своем возвращении к еврейскому образу жизни. А есть ли в вашей общине те, кто уже последовал вашему примеру?

– Трудно ответить на этот вопрос однозначно. Ведь вот дети учились в обычной школе, а потом перешли в еврейскую – согласитесь, это значительный поворот в их духовной жизни. Более того, это переворот в их сознании. До этого времени о еврейской жизни они ничего не знали, во всяком случае, практически. Еврейство было для них неким виртуальным объектом: это нечто такое, что нельзя пощупать руками. Когда в общине появляется семья, которая соблюдает Шабос, кашрус, другие заповеди, люди узнают об этом. Это само по себе влияет на общую атмосферу. 

– Что, по-вашему, иудаизм: путь или некий итог исканий? Если путь, то где его начало – мезуза на дверях дома, отказ от некошерной пищи, зажигание субботних свечей, чтение еженедельной главы Торы, ношение кипы? В какой момент можно сказать, что человек находится на верном пути? А если это итог, то как к нему подойти?

– Я могу сказать, как это было у меня, но думаю, что у многих российских евреев ситуация чем-то похожая. Ведь евреи России были оторваны от своих традиций на долгие годы. В какой-то момент я просто начал ощущать неосознанное беспокойство. Когда человек живет вне еврейства, он вдруг начинает поиск... самого себя. В итоге эти искания приводят его к еврейскому образу жизни. Еврейство – это путь, который ты выбираешь. Но это еще и итог исканий, после которых ты становишься на свой путь. Итог и путь не взаимоисключают друг друга – наоборот, они всегда рядом.

Начать нужно с того, о чем ты знаешь: это я буду делать точно. Например, если ты знаешь, что будешь зажигать субботние свечи, то это нужно делать. Очень важно, приняв на себя что-то, не отказаться от этого в дальнейшем. Не сходить с этого пути. Это и будет первый шаг на твоем пути к еврейской традиции. Заповедь влечет за собой другую заповедь.

– Как вы считаете, есть ли будущее у евреев России или его следует искать только в Израиле?

– Я считаю, что будущее у евреев в России есть. Если бы у нас не было надежды и веры, не было бы смысла работать. Ведь мы вкладываем силы и средства, чтобы строить общинную жизнь, надеемся, что это принесет конкретные плоды. Можно жить в России и быть евреем, а можно уехать в Израиль и забыть про свое еврейство. Государство Израиль не является гарантией принадлежности к еврейству. Об этом говорил еще Любавичский Ребе.

 

СЫН ЗАПОВЕДИ

Бар-мицва на иврите означает «сын заповеди». Юноша по достижении 13 лет в соответствии с еврейской традицией должен самостоятельно исполнять Закон и нести ответственность за свои поступки, так как до этого дня за его поступки были ответственны его родители. Бар-мицвой называется как юноша, достигший совершеннолетия, так и сам праздник, посвященный этому событию.

Минувшим летом в украинском городе Белая Церковь прошел этот замечательный праздник. Впервые за последние семьдесят лет он отмечался торжественно и с подобающим размахом. Бар-мицвой на этот раз был Александр Щербенко – ученик 7-го класса частного еврейского учебно-воспитательного объединения «Общеобразовательная школа I-II степени – детский сад Ор Авнер».

Праздник стал значительным событием не только в истории школы, но и в еврейской жизни города Белая Церковь. И все это – благодаря стараниям прекрасной молодой семьи из Израиля, посланников Любавичского Ребе в нашем городе – главного раввина Белой Церкви Меира Гольцберга и его супруги Браохи. Вот уже почти год, как они плодотворно работают в нашей общине.

...Начался праздник для Саши Щербенко задолго до его дня рождения. Федерация иудейских религиозных общин Житомирского региона во главе с главным раввином Центральной и Западной Украины Шлоймо Вилгельмом организовала прекрасный семинар для ребят, которым в этом году предстояла бар-мицва, Проходил этот семинар в городке Меджибоже с поездками в город Хмельницкий. Ребята много узнали о Торе, о молитве, о Любавичском Ребе.

Как известно, в праздники дарят подарки, а в день бар-мицвы – подарки особенные. Так, благодаря спонсорской помощи мецената из Израиля Нахмана-Ицхока Зусмана все ребята получили тфилин: отныне их следует накладывать ежедневно, кроме суббот и праздников. А Саша впервые в жизни наложил тфилин с помощью раввина Меира Ольцберга. Теперь он может присоединиться к миньяну, и на него в полной мере ложится обязанность по исполнению всех заповедей Торы. Также ребята получили в подарок цицис, Пятикнижие и часы.

Саша вошел в зал в сопровождении торжественных звуков прекрасной еврейской музыки. Затем он надел тфилин, произнес благословения. Ведущий пригласил родных и почетных гостей зажечь свечи. Первую свечу зажег сам виновник торжества, выразив при этом благодарность устроителям праздника, а более всего – Всевышнему, с чьего благословения этот праздник состоялся.

Раввин Меир Ольцберг подарил Саше бокал для кидуша и затем рассказал всем участникам торжества о значении бар-мицвы, о религиозных традициях, связанных с вступлением мальчиков в этот возраст, и разъяснил, какие обязанности им надлежит теперь исполнять. Он сказал также о том, что в нашем городе у евреев есть будущее, и он будет делать все для того, чтобы оно стало надежным. Заместитель председателя белоцерковской еврейской общины, руководитель миньяна Илья Ефимович Грач подарил Саше сидур «Тегилат Гашем» – сборник, в котором собраны необходимые молитвы. Он сказал, в свою очередь, о том, что молитва – это диалог человека с Б-гом, и пожелал, чтобы диалог этот Саша не прекращал никогда. С торжественным событием поздравила Сашу и директор УВО «Ор Авнер» Нателла Андрющенко.

Сашины одноклассники спели песню «С днем рожденья, тебя» на трех языках: иврите, русском и английском. Затем все гости несколько раз воскликнули «Мазл тов!». Замечательный праздник закончился поздно вечером веселыми песнями и зажигательными танцами.

Светлана Больсон

 

ПО ПУТИ ОБНОВЛЕННОЙ ИСТОРИИ

Синагога в украинском городе Мариуполе была построена в начале прошлого века, так что она давно уже перестала отвечать требованиям еврейской общины города. Помещение, в котором до войны располагались различные службы синагоги, а после войны – вечерняя школа, пришло в негодность. И решили евреи его восстановить. Нашлись спонсоры...

Теперь в новом молельном зале кипит еврейская жизнь, в синагоге работает детский клуб «Цивойс Ашем». А под руководством молодого раввина Авроома Канельского еврейская община Мариуполя станет жить еще лучше.

Все, кому дорого еврейское наследие, все, кого волнует будущее евреев Донбасса, с большим интересом следят за генеральной реконструкцией мариупольской синагоги. Однако реконструируется не только она. Вся еврейская жизнь замечательного приморского города меняется с каждым днем. И будто на переводной картинке проступают очертания общины будущего.

Сегодня при поддержке донецкой областной еврейской общины открыты первые помещения мариупольской синагоги, и главное из них – молельный зал. Разумеется, без спонсоров ничего бы не вышло. Оказывается, не перевелись еще еврейские филантропы! Главный спонсор проекта – Михаил Беккер. Искренняя признательность за поддержку – Сергею Смелянскому, Лазарю Прахину, Евгению Народницкому, Леонарду Вайнштейну и Дебби Губенко. Но и этими именами перечень благотворителей не ограничивается. Мы также хотим поблагодарить мариупольцев Андрея Березина и Александра Гольдина. И конечно же, председателя религиозной общины Мариуполя Моисея Исааковича Керцера и председателя культурного общества Анатолия Менделевича Чудновского. Это их стараниями в городе была восстановлена община. И те большие преобразования в еврейской жизни мариупольцев, которые сегодня очевидны всем, – их заслуга.

«Мариуполь созрел», – соглашаются все, кто узнал о прибытии в город нового раввина Авроома Канельского. Впрочем, что значит «нового»? Ведь уже несколько поколений мариупольцев никакого раввина не видели. Такова печальная история не одного этого города – почти всей бывшей «страны Советов». Но теперь она пошла по иному пути.

Игорь Анисимов

 

ЕВРЕИ АДЫГЕИ: ВОЗРОЖДЕНИЕ ТРАДИЦИЙ

После многих лет забвения еврейских традиций в Республике Адыгея создана еврейская общественная благотворительная организация, насчитывающая сегодня около двухсот человек. И в этом значительная заслуга руководства Федерации еврейских общин России, краснодарского «Хеседа Тиква», «Джойнта» и ростовского отделения Еврейского агентства в России, которые оказали помощь в становлении нашей организации.

А началось все с того, что неожиданно на праздник «Симхас Тойра» к нам приехал из Ростова известный ансамбль «Лехаим», покоривший майкопчан своим высоким мастерством. Зрители плакали от радости, а те из них, кто постарше, вспоминали, как бабушки в детстве пели им еврейские песни. Молодежь же вообще впервые услышала свою национальную музыку в исполнении «живых» артистов.

С тех пор прошло более года. За это время наша организация сделала свои первые шаги и достаточно окрепла. Мы приобрели некоторый опыт в проведении еврейских праздников. А ведь именно такие общие торжества во многом играют определяющую роль в деле распространения среди членов общины традиций, культуры и языка еврейского народа.

Немалую помощь в этой работе нам оказывает ФЕОР, а главный раввин России Берл Лазар постоянно присылает нам свои поздравления к праздничным дням. Мы получили много интересных книг и в их числе немало литературы религиозно-духовного содержания. Журнал «Лехаим», газеты «Возрождение» и «Еврейское слово» также являются хорошим подспорьем в нашей работе. В этом году к празднику Пейсах мы получили от ФЕОР мацу и кошерный сок.

Следует вообще отметить, что помощь еврейских организаций во многом облегчает жизнь членов общины. Так, например, теперь 45 малоимущих евреев ежемесячно получают продуктовые наборы, шестеро инвалидов пользуются патронажной помощью, по мере возможности нуждающиеся обеспечиваются реабилитационным инвентарем и лекарственными препаратами.

Немало сил в работу нашей организации вкладывают руководитель общины Яков Френкель, члены совета Марк Миникес, Светлана Сиренко, Жанна Лисичкина, Мила Борщова, Ирина Петрова, Владимир Рутенберг и другие.

У нас работают школа по изучению иврита, клуб «Ветеран», женский и молодежный клубы. Планируем наладить работу детского клуба и клуба национальной еврейской кухни, создать свой ансамбль песни и танца, а также хор. Большое внимание совет общины уделяет одиноким и малоимущим, посещению больных на дому, привлечению людей, имеющих еврейские корни.

Но главной своей задачей мы считаем распространение знаний по истории и традициям еврейского народа. Особенно популярными стали в нашей общине еженедельные празднования Субботы, на которые приходит все больше людей, в том числе и немало молодежи. Разумеется, проводятся они в полном соответствии с традицией. Для изучения традиционного ритуала Шабоса руководитель общины Яков Френкель специально выезжал в ростовскую синагогу. Многие члены общины, по их собственным заявлениям, едва придя домой после Каболас Шабос, с нетерпением ждут следующей недели.

С большим подъемом прошел у нас также и праздник Швуэс. Особое внимание при его подготовке мы обратили на соблюдение всех традиционных ритуалов и разработали культурную программу, к которой была привлечена молодежь.

За недолгое время работы общины через библиотеку нам удалось наладить регулярное распространение знаний по еврейской традиции среди подопечных нашей благотворительной организации. Большую помощь оказывают нам волонтеры, среди которых много молодых и инициативных: Вика Танская, Катя Шиняк, Лена Настенко, Оксана Сиюхова, Катя Бухарина и другие. Они постоянно находят обездоленных, нуждающихся в помощи людей с еврейскими корнями.

На будущее у нас большие планы: хотим иметь свою синагогу, еврейское кладбище и общинную газету. Евреи Майкопа и Республики Адыгея почувствовали гордость за свою принадлежность к еврейскому народу и уверенность в своих возможностях. Кроме собственного домашнего очага мы обрели еще один дом – нашу общину, где всегда уютно и тепло, где все евреи ответственны друг за друга.

Леонид Маляров, член совета еврейской общины Майкопа,

инвалид Великой Отечественной войны, полковник в отставке

 

ШАГ... К САМОМУ СЕБЕ

Первый в истории города концерт еврейской музыки прошел в Арсеньеве Приморского края. Свою новую программу представил клейзмерский ансамбль «Ноар» еврейской общины Владивостока.

В Арсеньев музыканты приехали в первый солнечный день после долгих затяжных дождей. Это вызывало вполне оправданные опасения: многие наверняка поедут на дачи – спасать урожай. Придут ли зрители?

Сомнения оказались напрасными: зал Дворца культуры «Аскольд» был полон. Концерт удалось прекрасно организовать. Да это, собственно, не просто концерт вышел – это была встреча друзей. Музыканты играли – и зал подпевал знакомым с детства мелодиям...

Долго не смолкали и аплодисменты еврейскому хору города Арсеньева. Община Владивостока преподнесла своим арсеньевским друзьям подарки – талис и шофар. Почти вдвое больше запланированного времени длилась эта встреча. А потом были слова благодарности и даже слезы, просьбы приезжать почаще. Однако у ансамбля «Ноар» уже запланированы гастроли по другим приморским городам, особенно тем, где еврейские общины образовались недавно. Так что арсеньевцам придется подождать...

Надо сказать, Арсеньев – не самый лучший город для развития еврейской жизни. Это своеобразный островок социализма в сегодняшней России. Он вырос в свое время вокруг двух огромных военных заводов. А тогда, как известно, национальность инженеров и рабочих играла немалую роль при устройстве на работу на такие предприятия. Заводы остались. Остались люди. И память о прошлом тоже осталась. Но нынешний концерт показал, что жизнь все равно изменилась.

О многом говорит даже сам факт, что евреи Арсеньева не просто смогли собраться вместе, но широко рекламировали свою встречу, приглашая всех желающих. Кстати, с афишами, которые висели по всему городу, произошла забавная история. Один из членов еврейской общины подошел к устроителям концерта с претензией: почему это у вас на афише еврей – и без кипы? Замечание резонное и... приятное. Оплошность, конечно, исправили. Но дело ведь не в этом, важнее другое: идет, стало быть, и в далеком Арсеньеве изучение еврейских традиций, растет уважение к себе, своему народу, его истории. Весьма показателен и такой факт: на концерт пришло почти втрое больше зрителей, чем зарегистрировано в еврейской общине. Значит, удалось всколыхнуть людей, и, значит, правильно ФЕОР уделила этому событию большое внимание.

Чувствовалось, что для многих этот концерт – первая ступенька, первый шаг к осознанию самого себя, своей принадлежности к истории, традициям, сегодняшнему дню еврейского народа. Пусть шаг этот – совсем небольшой, и сделать его было легко и приятно. Важно, что за ним будут и другие шаги на нелегкой и неблизкой дороге к своему еврейскому самосознанию. Но идти по этой дороге необходимо. Другого выхода просто нет.

Вячеслав Томилов

 

ПОЛТОРА ВЕКА ИСТОРИИ ЕВРЕЕВ ПЕТРОЗАВОДСКА

Вышла очередная брошюра серии «Библиотечка газеты “Общинный вестник”». Это – работа Давида Генделева «Из истории еврейской общины Петрозаводска».

Автор прослеживает становление общины с момента появления в городе первых евреев до 1917 года. В предисловии сказано:

«Предлагаемый вниманию читателей очерк является первой попыткой рассказать о 150-летней истории еврейской диаспоры города Петрозаводска. Автор ставил перед собой задачу кратко рассказать о том, когда и как появились евреи в нашем северном городе, никогда не входившем в черту еврейской оседлости, как они осваивались на новом месте и становились полноправными и достойными членами местного общества, сохраняя в то же время свое еврейство, свои обычаи и традиции, как зарождалась, развивалась и затем официально оформилась еврейская община Петрозаводска».

Брошюра написана на основе архивных данных, сохранившихся в фондах Национального архива Республики Карелия. Спонсор издания – бывший петрозаводчанин, ныне живущий в Израиле,

 

ФУТБОЛИСТЫ ЕВРЕЙСКОЙ ОБЩИНЫ ДОШЛИ ДО ФИНАЛА

В Петрозаводске под патронажем Государственного комитета Республики Карелия по национальной политике и Комитета по туризму и спорту состоялся чемпионат по мини-футболу «Карелия-2002» среди национальных обществ. На игровом поле встречались немцы, армяне, азербайджанцы, палестинцы, грузины, ингерманландцы, вепсы, русские, евреи.

Команда еврейской общины играла надежно и не проиграла ни одного матча. Лишь в полуфинале при нулевой ничьей были назначены по пять пенальти, которые также не выявили победителя. И тогда при дополнительных пенальти нашей командой была допущена оплошность.

Болельщики бурно реагировали на протяжении всего чемпионата, поддерживая своих игроков, и зачастую на трибунах темперамент проявлялся ярче, чем на поле. Звучала речь на разных языках, но всем было все понятно. Перед финальной игрой выступил еврейский танцевальный ансамбль «Авив».

Феликс Бухман

 

На декоративной стене в одном из оживленных районов Владивостока напротив дома, расположенного по адресу: Океанский проспект, 31, фашиствующими молодчиками были написаны лозунги «Чурок в горы» и «Жиды – убийцы детей». Эти фразы были сопровождены фашистской символикой – свастикой, а также подписью «скинхеды».

В соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации «О противодействии экстремистской деятельности» от 25. 07. 2002 подобные «художества» считаются действиями экстремистского характера. Об инциденте незамедлительно было проинформировано краевое Управление ФСБ.

 

 

ПОКУПАТЕЛЬ ВСЕГДА ПРАВ?

В период предвыборной истерии в Донецке я спросил у одного чиновника:

– Хотели бы вы, чтобы бульвар Пушкина в нашем городе переименовали в «бульвар Адольфа Гитлера»?

Он поглядел на меня, как на зачумленного. Тогда я продолжил:

– Отлично! А как же вы миритесь с тем, что на бульваре Пушкина продается гитлеровский опус «Майн кампф»?

Чиновник поразился:

– Да не может быть! Да я... да когда меня изберут...

Однако прошло время, а между тем по-прежнему фашистская литература как продавалась, так и продается в самом центре Донецка. И, похоже, торговцы ею сворачиваться не собираются.

Мне говорят: у нас демократия. Мне говорят: антисемитизм – это проблема не евреев, а того народа, среди которого мы проживаем. Все это так. Но когда громят синагоги, когда избивают евреев – проблема этого народа становится нашей бедой.

Евреев успокаивают: дескать, последние антисемитские вылазки в Киеве – обыкновеннейшее хулиганство. Что ж, если нам смогут доказать, что синагогу Бродского громили из любви к еврейскому народу, придется с версией о «хулиганстве» согласиться.

Ведь евреи, так или иначе, все равно виноваты. У нас ведь как получается? Когда руки не оттуда растут, когда пропита последняя извилина, кто виноват? Жиды! Против них, злокозненных и зловредных, направлены «граффити», которые все чаще и чаще можно увидеть на донецких – внешних и внутренних – стенах. Надписи дышат «праведным» гневом. «Бей жидов!» – это фраза уже из вчерашнего дня. Сегодня многие антисемитские слоганы даже процитировать невозможно. Сплошная ненависть, замешанная на похабщине. Не откажешь «писунам» в изобретательности. Их бы энергию да в мирных целях! Интересно было бы взглянуть в лица тех, кто эти юдофобские тексты, под покровом ночи малевал на стенах, и особенно во время «работы». Что бы там читалось: упоение, ненависть, злорадство?

И еще одна любопытная деталь. Грязные надписи убирать никто не торопится. Значит, многие с ними соглашаются. Вот уж действительно, ничто так не консолидирует народ, как ненависть к «инородцам».

 

 

В ПАМЯТЬ О НЕМЕЦКОМ ГУМАНИСТЕ

Приезды в гости к еврейской общине Петрозаводска в День города представителей религиозной общины городка Дитрих-Бонхоффер-Кирхе из Германии уже успели стать доброй традицией. Именно им мы обязаны приобретением Свитка Торы, а стало быть, и вследствие этого – появлением в нашем

Шестнадцать воспитанников покинули в этом году

 

«ТЬМУ НЕ СТОИТ РАЗГОНЯТЬ ПАЛКАМИ, ДОСТАТОЧНО ВСЕГО ЛИШЬ ЗАЖЕЧЬ СВЕТ...»

Очередная пропагандистская кампания одиозной мессианской секты «Евреи за Иисуса» была развернута в Днепропетровске минувшим летом. В центре города молодые люди в «униформе» раздавали прохожим листовки с призывами признать Иисуса Мессией. В листовках предлагалось также посмотреть видеофильм под названием «Истории выживших в Холокосте» по одному из местных телеканалов.

Подобные действия сектантов вызвали естественное беспокойство еврейской общины и других еврейских организаций города. Ведь, к сожалению, среди евреев Днепропетровска еще есть люди, далекие от культуры и традиций своего народа, и именно на таких в основном и была рассчитана акция.

Против непрошеных доброхотов выступили активисты еврейской общины, учащиеся ешивы, члены молодежного клуба Израильского культурного центра. Важную роль в развенчании лжи сыграла антимиссионерская организация «Лига Маген» в лице ее руководителей – Александра Лакшина и Ильи Куперберга. Они немедленно поделились с пресс-службой еврейской общины имеющимися у них материалами и бесценным опытом противодействия миссионерам во время подобных кампаний в других городах...

Вскоре были напечатаны контрлистовки и плакаты, в которых излагалась правда о деятельности секты «Евреи за Иисуса» и разъяснялась в связи с этим позиция еврейских организаций Днепропетровска. Десятки молодых евреев проводили на улицах многие часы рядом с сектантами, представляя подлинно еврейский взгляд на проблему. Еврейским организациям удалось добиться снятия с телеэфира одиозного видеофильма. Конечно же, это вызывало особое недовольство непрошеных агитаторов. Документально зафиксирован случай, когда члены секты пытались избить учащегося ешивы.

Большая работа была проведена коллективом еврейской телевизионной программы «Алеф». Именно в ее передачах своевременно были даны необходимые оценки происходящему.

Огромный интерес вызвала пресс-конференция, в которой, кроме представителей «Лиги Маген», приняли участие управляющий делами еврейской общины Александр Фридкис и директор пресс-службы общины Олег Ростовцев. Вопросам журналистов не было конца, ведь проблема сектантской опасности может коснуться каждого человека вне зависимости от национальности. Как говорил шестой Любавичский Ребе, «тьму не стоит разгонять палкой, достаточно всего лишь зажечь свет». Информация об этой пресс-конференции прошла по всем городским телеканалам, всеукраинскому каналу «1+1», а также на страницах газет. В результате противодействия еврейской общины Днепропетровска секта «Евреи за Иисуса» вынуждена была свернуть свою пропагандистскую кампанию.

 

БОЛЬШОЙ ПРАЗДНИК МАЛЕНЬКИХ ВЫПУСКНИКОВ

Шестнадцать воспитанников покинули в этом году стены детского сада «Илана», чтобы 1 сентября прийти в первый класс.

Малая синагога Днепропетровска была переполнена и звенела от детских голосов. Совместно с еврейской общиной сотрудники «Иланы» подготовили выпускной вечер-концерт. На него собрались множество гостей: учителя еврейской школы, представители Хеседа, родители с малышами, дедушки, бабушки.

Директор детского сада Софья Иосифовна Бенционова поблагодарила всех, кто пришел разделить радость ребят, и поздравила «выпускников» с важными переменами в их жизни. Затем будущие школьники показали, чему они научились в детском саду: читать, считать, петь, танцевать. Совершили они и сказочное музыкальное путешествие, отгадывали загадки на темы еврейских праздников. Младшие братья и сестры «выпускников» тоже норовили принять участие в праздничной программе. А с каким интересом взрослые и дети смотрели видеофильм «Один день в детсаду “Илана”»! Детский сад приготовил детям и подарки – дипломы, забавные шапочки бакалавров и школьные принадлежности.

Тепло поздравил ребятишек глава Еврейского агентства г-н Мирон Лахат. Он отметил, что дети переходят к новому этапу своей жизни, пожелал им успехов в долгой школьной учебе и подарил каждому выпускнику набор школьника. Прозвучали поздравления и от директора школы «Ор Авнер – Хабад-Любавич» Г.И. Скорохода.

От имени жильцов «Дома для пожилых» выпускников и сотрудников детского сада поздравил его директор Ю.А. Медведовский и преподнес виновникам торжества торт. Директор клуба при «Хеседе Менахем» В.А. Роговой посвятил детскому саду песню, а В.А. Ройзман прочитала поздравление. Книгами порадовал выпускников директор клуба «Цивойс Ашем» Иосиф Глик.

 

Ребятишек также поздравила ребецн Хана Каминецкая и передала им поздравление главного раввина Днепропетровска Шмуэла Каминецкого. Хана подчеркнула, что детский сад – очень важная часть нашей общины, так как известно: смысл жизни еврейской семьи – это дети, ведь именно они – будущее еврейского народа. Разумеется, прозвучало выступление и от имени родителей. И, наконец, внесли огромные праздничные торты. Сладкое угощение завершило праздник.

По материалам пресс-центра ЕОЦ Днепропетровска

 

НЕ ЗАБУДЕШЬ, НЕ ПРОСТИШЬ...

Недавно в помещении благотворительного фонда «Хесед Нэр» Луганска собрались ветераны, молодежь, дети – члены еврейской общины города. Поводом для их встречи стала презентация Книги Скорби.

Этот фолиант явился естественным продолжением 15-томной Книги Памяти Луганской области с именами воинов, партизан и подпольщиков, павших в годы Великой Отечественной войны: людей, отдавших самое дорогое – свою жизнь за нашу великую Победу. Книга Скорби призвана увековечить память о мирных жителях Луганщины, погибших от рук немецко-фашистских палачей, от артиллерийских обстрелов и авиационных бомбежек, подорвавшихся на минах, умерших на фашистской каторге. Эти невинные жертвы кровавой и страшной войны достойны того, чтобы память о них не была похоронена, а сохранилась в сердцах живущих, передавалась детям, внукам и правнукам. Чтобы еще и еще раз свидетельствовала об огромной цене, какой досталась Победа над фашизмом.

В поисковой работе по установлению имен погибших мирных жителей активно участвовали работники архивов, учреждений регистрации актов гражданского состояния, музеев, ветеранских организаций, сотрудники областных управлений СБ и МВД, энтузиасты-общественники. Основой рукописи стали акты областной, городских, районных комиссий по расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков, другие архивные материалы, в которых содержатся сведения о зверствах оккупантов в населенных пунктах области.

Непосредственную работу по подготовке материалов и по изданию этой книги осуществляла областная редколлегия и ее научная редакция: руководитель А.М. Семененко и редакторы – И.Р Акентьев, А.И. Ильин, В.К. Лаухин, И.В. Цикин. Для сбора и оформления материалов много сделали городские и районные редколлегии и рабочие группы. Кроме того, активисты клуба ветеранов благотворительного фонда «Хесед Нэр» и особенно полковник запаса Ф.Я. Шистер немало сделали для восстановления фамилий погибших.

Из 2000 имен в Книге Скорби три четверти принадлежат еврейской общине довоенной Луганщины. Эта огромная цифра отражает масштабы трагедии, разыгравшейся в ноябре 1942 года, когда около 3000 мирных жителей-евреев были расстреляны в противотанковом рву на Острой Могиле.

На презентации Книги Скорби присутствовали немногочисленные оставшиеся в живых родственники погибших. Заведующий научной редакцией Александр Максимович Семененко рассказал о рождении идеи книги и о трудностях работы над ней. Болью в сердце отзывалась каждая его фраза, раскрывающая жестокость нацистов не только по отношению к взрослым, но и к маленьким детям, больным и старикам...

Эмоции и чувства помогли выразить солисты детского театра эстрады «Фортэ, маэстро!» – они спели грустные и трагичные песни «Еврейские глаза» и «Еврейские дети». На глаза наворачивались слезы, а в голове, как набат, звучал один и тот же вопрос «Почему?!»

В своих выступлениях директор благотворительного фонда «Хесед Нэр» Г.И. Рыбникова и председатель общества культуры «Нэр» Е.С. Чекановкина призывали собравшихся к участию в работе по возрождению и восстановлению еврейской истории и традиции в Луганске. Ближайшая цель – установка монумента на Острой Могиле, дальнейший поиск родственников погибших. Присутствовавший на презентации главный специалист управления по делам национальностей областной администрации В.В. Сумкин подчеркнул важность такой работы в деле воспитания подрастающего поколения.

Продолжением программы презентации стала поездка ее участников к месту расстрела и захоронения. Там по еврейской традиции прозвучала поминальная молитва «Кадиш», и под волнующие звуки скрипки были возложены камни к могиле. Стоя на холодном ветру и всматриваясь в эти деревья и холмы, безмолвные свидетели зверств фашистских карателей, невольно клянешься в том, что ты это «не забудешь, не простишь»! И пусть живет светлая память о невинных жертвах немецко-фашистских мучителей в сердцах каждого из нас, пусть передается она из поколения в поколение. Вечный покой им!

Ирина Гребенюк

 

ЖУРНАЛ «А ИДИШЕ МАМЭ» – ЛАУРЕАТ КОНКУРСА

В Донецке состоялся региональный конкурс «Пресса Донбасса», посвященный 70-летию Донецкого каменноугольного бассейна.

На торжественной церемонии подведения итогов конкурса начальник управления по делам прессы и информации Донецкой областной администрации Александр Гурбич в своей приветственной речи отметил, что сейчас в Донбассе выходит более восьмисот периодических изданий, многие из которых отличаются хорошим качеством и высоким уровнем профессионализма. В номинации «За лучшую публикацию по вопросам национальных меньшинств» стал лауреатом и был награжден специальным дипломом и памятной медалью еврейский журнал «А идише мамэ».

Журналу еще не исполнилось и двух лет, а он уже стал гордостью общины. Для многих еврейских женщин «А идише мамэ» – настоящая добрая подруга.

 

«МОЙ ИЕРУСАЛИМ»

В хоральной синагоге «Золотая Роза» Днепропетровска состоялась выставка израильского фотохудожника Михаила Левита «Мой Иерусалим».

Михаил Левит создал серии фотографий, запечатлевших его видение и его ощущение Вечного Города. Печать веков на улицах Старого Иерусалима, неоновые огни современных кварталов. Иерусалим днем, Иерусалим ночью, при свете палящего солнца и... в снегу.

Счастливые, скорбные, вдохновенные лица в серии «Стена плача». Боль утрат и ненависть к преступникам, которые ощущаешь, рассматривая фотографии серии «Последствия террора». Красота, нежность, трепет чувства – на снимках серии «Двое в Иерусалиме»...

Выставка «Мой Иерусалим» уже была показана во многих странах мира. Теперь она работает в Украине при поддержке Еврейского агентства «Сохнут».

– Символично, что выставка «Мой Иерусалим» проходит в здании синагоги, – сказал на торжественном открытии вернисажа главный раввин Днепропетровска р. Шмуэл Каминецкий, – ведь до восстановления Храма и прихода Мошиаха каждая синагога являет собой маленький Иерусалим.

 

КОФИ АННАН ОБЕСПОКОЕН РОСТОМ АНТИСЕМИТИЗМА В ЕВРОПЕ

В ходе своего недавнего визита в Украину генеральный секретарь ООН Кофи Аннан посетил мемориальный комплекс «Бабий Яр».

– Я хотел выразить свою солидарность с жертвами антисемитизма и национальной нетерпимости, – сказал он. – Это еще и знак моей решимости делать все возможное, чтобы побороть ненависть и зло, которые так уродуют наш мир.

Кофи Аннан заявил также, что участившиеся в последнее время нападения на синагоги Европы «не должны оставить равнодушными людей в любой точке мира, всех тех, кто обеспокоен проблемами прав человека и человеческого достоинства».

 

«ПРОДОВОЛЬСТВИЕ РАДИ ПРОГРЕССА»

В Днепропетровске прошел всеукраинский семинар по вопросам реализации американской программы «Продовольствие ради прогресса» в Украине.

Семинар проведен под эгидой Всемирной еврейской организации помощи и утешения (ВЕОПУ) – официального организатора этой акции в Украине. Акция предполагает поставку гуманитарной продовольственной помощи для беднейших слоев населения независимо от национальности.

В семинаре приняли участие глава ВЕОПУ р. Элиэзер Авцон, директор программ организации в СНГ Эли Лившиц, главные раввины регионов Украины и представители большинства крупных еврейских общин. В ходе семинара обсуждались вопросы взаимодействия и координации усилий по претворению в жизнь этой гуманитарной акции.

Гости познакомились с работой недавно открытого Дома для пожилых «Бейт Барух», построенного ВЕОПУ совместно с днепропетровской еврейской общиной, а также со строящимся на средства этой организации медико-консультационным центром.

 

ДНЕВНОМУ ЦЕНТРУ ХЕСЕДА – 5 ЛЕТ

Свою первую «круглую» дату отметил дневной центр благотворительного фонда «Хесед Менахем» Днепропетровска.

Его важность для еврейской общины трудно переоценить. Именно в центре одинокие пожилые люди, многие из которых из-за возраста и болезней не в состоянии выйти из дома без посторонней помощи, восполняют дефицит общения и внимания, необходимых каждому человеку. Дневной центр стал для подопечных вторым домом, где они участвуют в различных программах, слушают лекции, смотрят кинофильмы, занимаются рукоделием. Здесь они могут получить квалифицированную медицинскую консультацию и помощь в решении своих бытовых проблем.

В клубе хеседа «Фрейлахс» выступили почетные гости праздника – директор Днепропетровского отделения «Джойнт» Менахем Лепкивкер, главный раввин Днепропетровска р. Шмуэл Каминецкий, посланник Еврейского агентства «Сохнут» Илана Липкин. После торжественной церемонии состоялось застолье и праздничный концерт, подготовленный членами клуба «Фрейлахс» и его директором В. Роговым. Но особенно приятными для организаторов Дневного центра стали благодарные слова его подопечных.

 

ПОСЛЕДОВАТЕЛИ ГИТЛЕРОВСКИХ ПРИХВОСТНЕЙ ЖИВУТ И ЗДРАВСТВУЮТ...

В УКРАИНСКОЙ ПРЕССЕ

В своем выступлении на международном семинаре «Права национальных меньшинств в демократии», состоявшемся в Севастополе, представитель еврейской общины этого города Борис Гельман обнародовал многочисленные факты антисемитизма, которые проявляются в публикациях ряда украинских изданий.

В частности, Гельман сослался на газету «Дзвiн (колокол) Севастополя» – орган общества «Просвiта» им. Т. Шевченко. Набор затертых антисемитских штампов о «жидобольшевиках» и евреях в новоявленном «колоколе» практически повторяет наиболее одиозные пассажи профашистской газеты «Голос Крыма», которая выпускалась в Симферополе пособниками гитлеровских захватчиков до последних дней оккупации.

«Дзвiн» даже автора книги «Как закалялась сталь» называет «шепетовским жидком». Показательно, что тираж «Дзвiна Севастополя» за последние полгода вырос с трех до пяти тысяч экземпляров.

Не отстает и львовский «Идеалист», опубликовавший на трех полосах список из нескольких сотен фамилий политиков, писателей, артистов, промышленников, врачей прошлого и нынешнего веков, которые «господствовали, господствуют и хотят господствовать, превращают коренных украинцев в рабов, уничтожая этнос!» В одном ряду оказались Леонид Кучма (Кучман-Гольдштейн), Леонид Кравчук (Блюм), Голда Меир, Илья Мечников, Виталий Коротич (Гольдштюкер), Илья Ильф, академик Патон и многие другие. Неизменным девизом первой полосы «Идеалиста» остается призыв: «Примем закон о депортации жидов с Украины».

По материалам

пресс-центра ЕОЦ

Днепропетровска

и Еврейского телеграфного агентства

 

ВЫПУСКНОЙ ВЕЧЕР В ЗАЛЕ КОНГРЕССОВ

В Зале конгрессов Вильнюса прошел благотворительный концерт, в котором приняли участие кантор из США Джозеф Маловани, баритон из Южно-Африканской республики Колин Шахат, дирижер Эли Яффе из Израиля и Государственный симфонический оркестр Литвы.

Концерт приурочили к окончанию учебного года в вильнюсской еврейской школе «Бейс Менахем» и посвятили второму ее выпуску. На вечер были приглашены выпускники и учащиеся школы, члены еврейской общины литовской столицы. В зале прозвучала литургическая музыка, а также классические произведения Верди, Мендельсона, Бизе.

 

Новости Федерации еврейских общин

подготовила Ирина Резвова

 

 

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru