ЦАРСТВОВАНИЕ СОЛОМОНА

Дов-Бер Хаскелевич

 

Первая Книга Царей повествует о жажде юного царя Соломона постичь пути Б-жественного правосудия. «Даруй... рабу Твоему сердце разумное, чтобы судить народ Твой и различать, что добро и что зло; ибо кто может управлять этим многочисленным народом Твоим? И благоугодно было Б-гу, что Соломон просил этого. И сказал ему Б-г: “За то, что ты просил этого, и не просил себе богатства, не просил себе душ

врагов твоих, но просил себе разума, чтобы уметь судить, – вот Я сделаю по слову Твоему. Вот Я даю тебе сердце мудрое и разумное, так что подобного тебе не будет между царями во все дни твои...”» (гл. 3).

 

Соломон унаследовал от своего отца Давида довольно большую империю, простиравшуюся от Средиземного моря на западе до реки Евфрат – на востоке. У него были деловые отношения с Египтом и со всеми державами того времени. Но царь-идеалист, Соломон не стремится к вооруженному захвату новых территорий, он мечтает о благе своего народа, молится о том, чтобы идея монотеизма проникла в умы и сердца всего человечества, чтобы «все народы познали, что Г-сподь есть Б-г и нет кроме Его...» Соломон, в отличие от современных ему правителей, египетских фараонов и царей Вавилона, не строил себе высоких пирамид, не воздвигал обелисков, расхваливавших его военные успехи. Его имя было Соломон, Шломо по-древнееврейски, от слова «Шалом» (мир). Как сказано в Первой книге Летописей: «...Посему имя ему будет Шломо. И мир и покой дам Израилю во дни его» (22:9). На протяжении всего царствования Соломона Израиль не знал ни единой войны.

В Первой Книге Царей рассказан и такой эпизод. Две блудницы пришли к Соломону, чтобы он их рассудил. Блудницы жили в одном доме, и обе родили детей. Одна из них задушила своего ребенка во время сна и, обнаружив это, тайком обменяла мертвого на живого ребенка своей подруги. Во время суда каждая из женщин утверждала, что живой ребенок – ее, а мертвый –

подруги.

Соломон, повторив утверждения каждой из них, велел принести меч. Поскольку свидетелей не было и ни одна из женщин не могла доказать своей правоты, царь, словно речь шла об имуществе, велел рассечь и живого, и мертвого ребенка пополам и отдать каждой женищине по половине живого и мертвого ребенка.

Тут одна из женщин стала умолять царя не делать этого, а отдать живого ребенка ее сопернице. Соперница же была в принципе согласна с царским решением: «Рубите. Пусть ни мне, ни тебе!» Но Соломон велел отдать живого ребенка первой женщине, ибо «она мать его».

В этой истории поразительно не столько мудрое решение Соломона, сколько его преданность принципам правосудия, законности, справедливости.

Блудницы – это низы народа, тем более что по заповеди Торы: «Да не будет блудницы из дочерей израильских» (Второзаконие, 23:18), они были вне закона. Однако свет правосудия Торы должен был проникнуть и в этот мир. Царь Соломон лично вел расследование. Возможно, дело этих блудниц уже слушалось в низших судебных инстанциях, но они не смогли прийти к удовлетворительному решению.

Приговор Соломона – разделить детей пополам – был продиктован мертвой буквой закона. Закон гласит: если суд не в состоянии установить, кому принадлежит имущество, его (имущество) делят поровну между обеими сторонами. Заметим, что блудницы именно так и судились, пытаясь получить живого ребенка, словно речь шла об имуществе. И хотя правда была на стороне одной из женщин, установить, кто из них прав, было практически невозможно.

На помощь пришло «признание». Ибо «признание истца равноценно сотне свидетелей» – гласит закон талмудического права. В данном случае помогли чувства матери живого ребенка. Предложив отдать ребенка своей сопернице, лишь бы он остался жив, она поступила как мать. А вторая женщина, согласившись с суровым решением царя, выдала себя. Таким образом правосудие свершилось, свершилось по Закону. «Тогда, – говорится далее в Священном Писании, – услышал весь Израиль о суде, как рассудил царь; и стали бояться царя; ибо увидели, что мудрость Б­жья в нем, чтобы производить суд». Так царь Соломон внедрял правду, правосудие, справедливость в своем царстве.

Соломон, в отличие от современных ему правителей, стремился к миру и притом не только на подвластных ему территориях. Возьмем такую, на первый взгляд, «мелкую» деталь, о которой говорится в конце 10-й главы Первой Книги Царей: «Коней царю Соломону приводили из Египта и из Кувы; царские купцы покупали их из Кувы за деньги. Колесница из Египта получаема была за шестьсот [сиклей] серебра, а конь – за сто пятьдесят. Таким же образом они руками своими доставляли [все это] царям Хеттейским и царям Арамейским». О чем рассказывает здесь Писание? О коммерческих успехах купцов Соломона? Не только об этом.

Египет в древности был главным поставщиком лошадей и колесниц на международном рынке. Как сказано во Второзаконии: «Чтобы он не умножал себе коней и не возвращал народ в Египет для умножения себе коней...» (17:16). Коней в древности использовали для ведения войны. Царство древнего Израиля, расположенное на переходе из Африки в Азию, контролировало мир между народами на всем Ближнем Востоке. И вот что важно напомнить: именно купцы Соломона обладали монополией на вывоз коней из Египта. Они знали, кому, когда и сколько можно продавать коней, чтобы те не были использованы для военных действий. Даже такая маленькая, на первый взгляд, деталь свидетельствует о великих делах праведного монарха.