[ << Содержание ] [ Архив ]       ЛЕХАИМ МАРТ 2003 АДАР 5763 – 3(131)

 

 

«У МЕНЯ МНОГО НОВЫХ ДРУЗЕЙ. ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ И ВЫ!»

Как и многие молодые лю­ди, я увлекаюсь компьюте­ром, иногда заглядываю в Интернет. И вот, однажды вес­ной прошлого года наткнулась на сайт www.arevim.ru Ассоциа­ции еврейских студенческих центров «Арэвим» и узнала, что каждый еврей имеет право на бесплатную поездку в Израиль в рамках программы «По праву рождения». Я заполнила анкету, и уже летом мне удалось при­нять участие в десятидневной поездке на Землю обетованную с группой студентов со всех концов России.

Невозможно описать все, что мне довелось увидеть на дале­кой и загадочной земле моих предков. Расписание было со­ставлено так, чтобы участники программы узнали и увидели как можно больше. Поездка в Цфат, город художников и кабалистов, ночь, проведенная в шатрах бе­дуинов, катание на верблюдах, песни у костра, Шабос у Стены Плача - все это останется в памя­ти тех, кто хоть раз получил воз­можность насладиться красотами древней и великой страны. И все это благодаря «Арэвим»!

Я решила более подробно ознакомиться с программами Ас­социации, которые помогли бы мне лучше узнать историю и тра­диции моего народа. Желая при­нести пользу молодежной орга­низации, что отнеслась ко мне с таким вниманием, я сделала первый шаг: приняла участие в программе «Память предков».

В каждой семье уходят из жизни близкие. Но память о них живет в наших сердцах. Моло­дежный центр помогает родст­венникам разыскать места захо­ронений и обеспечить необходи­мый уход за могилами евреев, которые покинули территорию СССР. Силами студенческого движения организовано также 28 региональных центров от Владивостока до Калининграда, включая и страны СНГ.

Я только начала свою скром­ную работу в «Арэвим», а уже в ноябре была приятно удивлена поощрением Ассоциации — по­ездкой в Прагу. Это была запо­минающаяся экскурсия. Я узна­ла, что одно из древнейших ев­рейских поселений в Центральной Европе — гетто — находилось в Праге. С начала XIII века гетто и еврейская община получили официальный правовой статус. Пражская Ста­роновая синагога является одним из самых древних молитвенных домов Европы. Особая програм­ма была посвящена памяти жертв Холокоста — шестидесяти тысячам евреев, погибших в ла­гере смерти Терезин.

Участвуя в насыщенной жиз­ни «Арэвим», я приобрела много новых друзей. Вместе мы прово­дим свой досуг, посещая боу­линг, еврейский киноклуб, театр и праздничные вечера, которые организует Ассоциация. Скоро должна состояться очередная по­ездка в Израиль в рамках про­граммы «По праву рождения». Я собираюсь поехать вожатой и набираю группу.

Присоединяйтесь!

Анна Зильберг

 

 

СИНАГОГА ВОЗВРАЩЕНА ЕВРЕЙСКОЙ ОБЩИНЕ В КАНУН ЮБИЛЕЯ ПОБЕДЫ ПОД СТАЛИНГРАДОМ

В конце прошлого года в жизни евреев Волгограда произошло знаменательное событие: решением Горсовета здание бывшей синагоги, на улице Балахнинской, д. 2, передано Волгоградской еврейской религиозной общине в бессрочное и безвозмездное пользование. Символично, что вопрос о возврате еврейского духовного центра рассматривался в преддверии 60-летия Победы под Сталинградом. Мы помним о миллионах людей, среди которых немало евреев, сложивших головы на этой земле. И возврат здания синагоги стал бесценным подарком нашим ветеранам.

Синагога – на иврите «бейт кнесет», что значит «дом собраний». Это в полной мере отражает содержание жизни волгоградской синагоги. Здесь и духовный центр,и клубы по интересам, и музей еврейского быта, а также фотовыставка и выставка прикладного искусства, а в недалеком будущем – благотворительная столовая и компьютерный центр. Синагога – это и воскресная школа, и интеллектуальное кафе, и еврейская библиотека и многое, многое другое.

Жизнь евреев Царицына – Сталинграда – Волгограда возрождается...

К 1904 году в городе было два молитвенных дома, вплоть до 1926 года действовали еврейская школа, еврейский театр, «красный уголок». Новый всплеск национально-культурного возрождения пришелся на начало 90-х годов... Неоценимый вклад в возрождение еврейской жизни в Волгограде внес Давид Колотилин. Человек-эпоха! Он –выходец из религиозной семьи,– его отец был габаем синагоги в Порт-Саиде до самого ее закрытия. Сам Давид – участник Великой Отечественной войны, орденоносец, на протяжении десятков лет собиравший миньян на дому. Эта семья не дала угаснуть искрам еврейства в Волгограде, сохранила и передала в ВЕРО два уцелевших – в сожженном дотла Сталинграде! –свитка Торы начала XIX века,другие молитвенные принадлежности. К сожалению, Давид не дожил до возвращения нам синагоги, но решением общины она будет носить имя «Бэйс Давид».

В 1999 году с приездом в Волгоград раввина Залмана Иоффе начинается подъем еврейской духовной жизни. Теперь в городе согласованно действуют две организации – Волгоградская еврейская религиозная община и Волгоградский еврейский общинный центр, которые занимаются всеми сторонами еврейской жизни. Значительная благотворительная деятельность центра направлена не только внутрь общины, но и вне ее. Проект ФЕОР «Объединенная община» делает сегодня только первые шаги, а волгоградские евреи живут этим уже более трех лет.

Весной 2002 года в Кремле на встрече с представителями Федерации еврейских общин России, где присутствовал и раввин Волгограда и Волгоградской области Залман Иоффе, президент нашей страны Владимир Путин заявил: вопросу о реституции (возврате. – Ред.) имущества религиозного назначения уделяется огромное внимание в свете государственной политики национально-культурного возрождения. Отрадно, что и нынешние власти Волгограда с пониманием отнеслись к столь деликатному вопросу.

Мы выражаем глубокую благодарность администрации города, особенно департаменту муниципального имущества, которым руководит Игорь Васильевич Кочубей, администрации Ворошиловского района и главе района Алексею Николаевичу Гребенникову, заместителю председателя Комитета по делам национальностей и казачества администрации области Алексею Александровичу Суслову, а также всем депутатам городского Совета, принявшим участие в голосовании, за конструктивный подход к решению проблем еврейской общины. Мы рады видеть в старой новой синагоге дорогих наших горожан – и пожилых, и молодых,и совсем юных! Добро пожаловать в родные стены!

Марина Бриккер

 

 

ДЕМОКРАТИЗМ, ОТКРЫТОСТЬ, ПАРТНЕРСТВО

В Киеве состоялось совещание руководителей националь­но-культурных обществ, по­священное проблемам реализа­ции прав национальных мень­шинств в Украине. Впервые за годы независимости страны в сто­лицу съехались представители более семисот общественных ор­ганизаций национальных мень­шинств со всех регионов Украи­ны. Целью совещания было об­суждение общих проблем современного этнонационального развития общества.

Совещание организовано Го­сударственным комитетом Украи­ны по делам национальностей и миграции, а также «Ассоциацией национально-культурных объеди­нений Украины» (АНКОУ). Это — объединение всеукраинских и ре­гиональных организаций, кото­рые представляют различные эт­нические общины и действуют в разных регионах страны, зареги­стрированное в Министерстве юстиции в 1999 году.

Всего за три года существова­ния АНКОУ коллективными ее членами стали 70 организаций. В их числе - общественные объеди­нения евреев, азербайджанцев, африканцев, белорусов, болгар, армян, вьетнамцев, венгров, гре­ков, грузин, ромов, караимов, ко­рейцев, китайцев, немцев, поля­ков, русских, татар... АНКОУ име­ет печатный орган - газету «Моя Батьківщина» - «Моя Отчизна», которая активно помогает обмену информацией о важнейших собы­тиях в этнических обществах, пуб­ликуя на своих страницах различ­ные идеи и объясняя позиции представителей национальных меньшинств. Ассоциация является объединением не только по своей организационной форме, но и по содержанию, и по целям работы. Основополагающие принципы ее деятельности - демократизм, от­крытость и партнерство. АНКОУ старается, чтобы было слышно мнение каждого из ее коллектив­ных членов - столичного или ре­гионального. На отчетно-выбор­ной конференции в 2001 году ру­ководителем Ассоциации был избран президент Еврейского фонда Украины, народный депу­тат Александр Фельдман. Есть «наш человек» и среди трех вице-президентов АНКОУ - председа­тель правления харьковской обла­стной объединенной еврейской общины Григорий Шойхет.

Но вернемся к совещанию. Из Донбасса в Киев отправилась самая многочисленная делега­ция, состоящая из представите­лей корейской, немецкой, поль­ской, греческой, литовской и ев­рейской общин. Еврейские организации представляли пред­седатель религиозной общины иудеев Донецка Иеуда Келер-ман и председатель культурно-просветительского общества «Алеф» Евгения Шор. Возглавля­ли донецкую делегацию началь­ник отдела по делам националь­ностей и миграции Донецкой об-лгосадминистрации Светлана Юрьевна Кузнецова и главный специалист этого отдела Евгения Васильевна Орел.

Совещание открыл председа­тель Государственного комитета Украины по делам национальнос­тей и миграции Геннадий Мос­каль. В своем докладе он расска­зал о государственной политике этнонационального развития ук­раинского общества, а также на­метил стратегию ее реализации. Затем слово взял председатель комитета Верховной Рады Украи­ны по вопросам прав человека, национальных меньшинств и меж­национальным отношениям. Он остановился на проблемах зако­нодательного обеспечения прав национальных меньшинств. Алек­сандр Фельдман выступил с до­кладом «Гражданские организа­ции национальных меньшинств как субъект этнонациональной политики Украины».

Затем началось обсуждение докладов. На сцену поднимались представители многих организа­ций из разных регионов Украины и делились своими подходами к под­нятым на совещании проблемам.

В перерывах между заседа­ниями у участников совещания была возможность ознакомиться с печатными изданиями некоторых национальных общин. Свои газе­ты «Наша жизнь» и «Барух Ашем» представили и члены до­нецкой еврейской общины. Ев­рейские издания вызвали огром­ный интерес, их разобрали в те­чение полутора минут.

В конце совещания его участ­ники обсудили и в целом одобри­ли проект итогового документа. В нем особый акцент сделан на не­обходимости дальнейшего совер­шенствования нормативно-право­вой базы регулирования межэт­нических отношений и обеспечения прав национальных меньшинств. И в первую очередь речь шла об утверждении и вне­сении на рассмотрение Верхово­го Совета проекта новой редак­ции Закона «О национальных меньшинствах в Украине».

Многие участники совещания высказывали пожелание, что хо­рошо бы подобные встречи сде­лать регулярными.

Менахем Мендлов

 

 

СИМВОЛИЧЕСКИЙ ПОДАРОК МЭРУ

Мэр Киева Александр Александрович Омельченко в своем уютном и гостеприимном кабинете принял гостей - представителей Федера­ции еврейских общин СНГ в Ук­раине, возглавляемой раввином Ионатаном-Биньёмином Марко­вичем. Характер встречи, которая не прошла незамеченной веду­щими средствами массовой ин­формации, был неофициальным, даже дружеским. А поводом для нее послужил еврейский празд­ник Ханука. В честь праздника и в знак дружбы и благодарности за многолетнюю поддержку киев­ских евреев гости вручили Алек­сандру Александровичу серебря­ную ханукальную менору. В каж­дый последующий праздничный день на ханукии зажигается на одну свечу больше. Так и Алек­сандр Омельченко — с каждым го­дом его помощь еврейским орга­низациям становится все более ощутимой.

Свет необходим всем. И каждый должен сделать что-то, чтобы его стало больше. Пусть же огни Хануки помогут мэру Киева на его ответственном посту нести людям больше света и добра! Та­кие символы уже украшают ка­бинеты президента России Вла­димира Путина, президента Ук­раины Леонида Кучмы и мэра Москвы Юрия Лужкова. Алек­сандр Александрович пообещал, что в будущем музее городской администрации ханукия займет почетное место.

Лейла Ашурова

 

 

НОВЫЙ ПРОЕКТ ЕВРЕЙСКИХ ОБЩИН ДНЕПРОПЕТРОВСКА И БОСТОНА

Приезд представителей ев­рейской общины Большого Бостона в Днепропет­ровск - всегда значительное со­бытие. Дружба еврейских общин наших городов продолжается уже более десяти лет. За эти годы сде­лано много важных и полезных дел, реализовано немало совме­стных проектов, необходимых как для евреев, так и для всех жителей Днепропетровска. Это и женская клиника, и Центр для детей со спе­циальными потребностями, и раз-

личные образовательные про­граммы, и программа «Старший брат, старшая сестра» - своеоб­разный мост между людьми раз­ных поколений. И конечно же, зимние и летние лагеря для детей и взрослых из разных еврейских общин мира.

Помощь, которую оказывает еврейская община Бостона, все­гда конкретна и целенаправлен­на. Вот и в этом году начата реа­лизация программы иммунизации детей и подростков. Для этого на базе одной из детских поликли­ник города открыт специальный центр иммунизации, в котором проходят обследование и полу­чают необходимые прививки ты­сячи новорожденных и подрост­ков. Центр начал свою работу летом, а недавно, во время визи­та бостонской делегации, состоя­лось его торжественное открытие. На церемонии присутствовали руководители еврейских общин двух городов, а также советник по политическим вопросам по­сольства США в Украине Джей-сон Хайланд. Он высоко оценил совместную деятельность еврей­ских общин Украины и США. И

новый общий проект Днепропет­ровска и Бостона — еще один шаг в благородной работе по оказа­нию конкретной помощи людям.

Борис Бородин

 

ЕВРЕЙСКАЯ СВАДЬБА В БЕЛОЙ ЦЕРКВИ

Вся еврейская община горо­да Белая Церковь собра­лась в ресторане «Радон» на национальный свадебный об­ряд хупы — праздник святости, любви и красоты. Традиционную еврейскую свадьбу праздновали в Белой Церкви впервые за мно­гие годы.

Молодожены Аши и Ора Го­родецкие познакомились в Изра­иле и полюбили друг друга... Подготовка к самому торжест­венному и ответственному дню в их жизни заняла месяц: был арендован зал ресторана, орга­низовано кошерное угощение, украшено помещение. За две не­дели до свадьбы состоялась по­молвка — ворт. Неделю перед свадьбой жених и невеста не встречались, как и положено по еврейскому обычаю.

День свадьбы для жениха и невесты подобен Йом Кипуру. Они постились и раскаивались во всех совершенных грехах.

Незабываемы минуты, когда жених с трепетом опускал на ли­цо невесты фат/... Потом шошви-ним повели жениха и невесту под хупу для совершения церемонии бракосочетания. Шошвиним -главный раввин Костромы Нисон Руппо и его жена Дора - со сто­роны жениха, и председатель бе-лоцерковской еврейской общины Харитон Абрамович Берман с женой Софьей Марковной - со стороны невесты. Церемонию

бракосочетания вел главный рав­вин Центральной и Западной Ук­раины Шлоймо Вилгельм. Раввин Руппо рассказал о смысле совер­шения обряда хупы. После про­изнесения раввином Вилгельмом благословения над бокалом вина жених надел невесте обручаль­ное кольцо и произнес: «Вот, ты посвящаешься мне в жены этим кольцом по закону Моше и Из­раиля».

Затем раввин зачитал ктубу, жених подал ее невесте. И насту­пил черед «Семи благословений», которые произнесли дедушка не­весты, габай Эли Грач, раввин Руппо, председатель белоцерков-ской еврейской общины Х.А. Бер­ман, глава ешивы «Ктана» из Харькова раввин Леви Райцес, раввин Бердичева Арье Спектор, раввин Нахшон Рубин и раввин города Белая Церковь Меир Гольцберг. Молодожены вновь от­пили вино, и жених разбил бокал, что должно напомнить о разруше­нии Храма.

После церемониальной части бракосочетания состоялась пра­здничная трапеза. Всем запомни­лись слова раввина Вилгельма, под руководством которого про­исходил возврат невесты к со­блюдению традиций еврейского народа, и главы харьковской ешивы раввина Леви Райцеса, который первым надел когда-то тфилин на жениха. На свадьбе также присутствовали директор

Федерации иудейских религиоз­ных общин Житомирского регио­на раввин Нохум Тамарин, рав­вин Хмельницкого Иеошуа Рас-кин, раввин Винницы Шаул Гурвиц, работники Федерации и ученицы житомирского махона «Хая-Мушка».

Свадебный пир — шева бра-хот - продолжался семь дней. Молодожены побывали в Жито­мире и Бердичеве. Апогеем пра­здничных торжеств стал незабы­ваемый праздник в Коростыне.

Еврейский религиозный сва­дебный ритуал - яркое событие для всех присутствующих. Свадь­ба, проведенная в строгом со­блюдении еврейского обряда, согревала и возрождала души. Она надолго запомнится удиви­тельной теплотой, сердечностью, необыкновенным весельем и оби­лием гостей.

Светлана Больсон

 

 

ГЛАВНАЯ НОТА

В Днепропе­тровске состоялась персональная выставка «Да­лекие - близ­кие» заслужен­ного художника Украины Мои­сея Козулина. В творчестве ма­стера «еврейская тема» являет­ся одной из главных. Многие годы он фиксирует ключевые моменты еврейской жизни, за­печатлевает на холстах лица посетителей синагоги. Немало работ из этой графической се­рии портретов было представ­лено в экспозиции. Зрители увидели и пейзажи земли Израиля, а также картины, пе­редающие впечатления худож­ника от встреч с духовными ли­дерами еврейского народа. Большое место занимают рабо­ты, посвященные теме Холокос-та. Художник постарался лапи­дарными средствами графики передать всю боль, безысход­ный ужас и гнев, которые вски­пают в душе при обращении к событиям тех страшных лет. Его триптихи «Реквием» и «Дне­пропетровск. Осень 1941» от­ражают страдание и растерян­ность перед лицом непостижи­мого Зла.

Выставка была организова­на при поддержке еврейской общины Днепропетровска, «Джойнта» и частных спонсо­ров. Расположенная в фойе ди­орамы «Битва за Днепр», она стала первой выставкой дне­пропетровского художника, це­ликом посвященной евреям и еврейству. «Я украинский ху­дожник - по колористике, ком­позиции, художественной шко­ле, — говорит Моисей Козу-лин. - Но прежде всего я -еврей, плоть от плоти моего на­рода. И именно поэтому еврей­ская тема всегда будет главной нотой моего творчества».

Маргарита Бальмина

 

 

 

«МИР БУДЕТ ВЕЧНО!..»

Несколько лет назад в Из­раиле вышла книга «Тора в картинках» раввина Аа­рона Полака. Недавно «Тора в картинках» была издана в До­нецке на русском языке. Чтобы книгу могли читать ученики до­нецкой общеобразовательной еврейской школы № 99 и их ро­дители, с разрешения автора ее пересказала на русском языке школьная учительница Торы, ив­рита и традиций Эстер Резник. Каждую неделю школьный жур­нал «Шабат Шалом» публико­вал главы Торы в рисунках, и с их помощью читатели легко, с удовольствием постигали напи­санное в великой Книге. Разуме­ется, чтение «Торы в картинках» не заменяет изучение самой То­ры, но очень помогает и детям, и взрослым, которые начинают приобщаться к еврейской тради­ции. А когда все главы были на­печатаны в «Шабат Шалом», было решено издать их отдельной книгой и таким тиражом, чтобы «Тора в картинках» стала до­ступной для евреев всего СНГ.

Недавно этот проект осущест­вила редакция «Сифрият До­нецк». Книга получилась яркой,

интересной и запоминающейся. Большая заслуга в этом главного раввина Донбасса Пинхаса Вы-шецкого, главного редактора из­дания ребецн Дины Вышецкой и переводчицы Эстер Резник. «Тора в картинках» вышла в свет тира­жом три тысячи экземпляров, при­чем одна тысяча книг предназна­чена для еврейских школ Украи­ны, а две тысячи — для школ России и других стран СНГ.

«Тора в картинках» — не пер­вая книга, выпущенная издатель­ством «Сифрият Донецк». Ранее таким же тиражом была издана книга «Мой Ребе» — о Любавичском Ребе Менахеме-Мендле Шнеерсоне. Она оказалась на­столько популярной, что потребо­валось допечатать еще две тысячи экземпляров. Мы уверены, что «Тора в картинках» окажется не менее востребованной. Ведь на­ши мудрецы говорят: «Мир будет вечным, потому что дети всегда будут учить Тору».

Леонид Яковлев

 

 

ОЖИВШАЯ ИСТОРИЯ

В день завершения чтения первой книги Торы «Брейшис» ученики и учителя на­чальных классов школы «Ор-Ме-нахем» Донецка решили сделать празднование Шабоса необыч­ным и незабываемым. В пятницу ученики 1 — 5-го классов собра­лись в актовом зале, чтобы тра­диционно встретить Субботу. Но все было по-другому, не как всегда. Ведущие подготовили ув­лекательную викторину по книге «Брейшис». Наши праотцы, пра­матери, другие герои первой книги Торы в исполнении детей предстали перед зрителями с ка­верзными вопросами о себе, своих семьях, своих поступках. Согласитесь, приятно и необычно выступить в роли Яакова, которо­го только что благословил отец Ицхак, или в роли Ноаха, строя­щего Ковчег. Ну, а девочкам пришлись по душе роли Рахели, Леи и Ривки. Не были забыты Лот с семейством и Йосеф с бра­тьями. Зрители показали себя настоящими знатоками и ответи­ли на все вопросы. А финальную песню повторяли на бис три ра­за, и это не удивительно: ведь написана она была на мелодию «Тум балалайки», любимую все­ми евреями.

Старшеклассники тоже по-своему отметили завершение чтения первой книги Торы. Школьный журнал «Шабат-Ша-лом» подвел итоги и выявил са­мых добросовестных и творчес­ких читателей, выполняющих все задания в разделах «Недельная глава».

Надолго запомнился учени­кам школы «Ор-Менахем» деся­тый день месяца тевета. Много сотен лет назад в этот день нача­лась осада Иерусалима вавило­нянами, завершившаяся через полтора года проломом стен го­рода — семнадцатого тамуза и разрушением Храма. Эта траге­дия случилась девятого ава.

Скорбное событие учащиеся от­метили как День Траура и Памяти по всем евреям, погибшим только из-за своей национальной при­надлежности. В каждом классе был оформлен «Уголок памяти», где горела поминальная свеча. А на стенах школьных коридоров детские рисунки рассказывали о трагедиях минувших лет. Дети уз­нали и о самом страшном — чудо­вищной трагедии своих сверстни­ков во времена Катастрофы.

А потом ученики собрались в актовом зале, говорили о траги­ческих событиях еврейской исто­рии... Особенно трогательными были рассказы детей о своих по­гибших родственниках. На фо­тографиях — благородные еврей­ские лица, лица людей, зверски замученных в гетто или погибших за Родину. Но мы о них помним, и эта память дает нам новые силы. Чтение двадцатого псалма царя Давида и зажигание поминаль­ной свечи завершили вечер.

Цюпа Гензель

 

 

В канун 60-летия расстрела мирных жителей у подно­жия Кольцо-горы.

Члены еврейской общины Кисловодска собрались у мемориала павшим.

 

 

Исполнился год иудейской религиозной организа­ции - еврейской общине города Курска.

В истории год - песчинка, но для общины уже и это - серьезный срок.

 

НАУМХИНСКИЙ-НИЖЕГОРОДСКИЙ ЗАВОДЧИК

Мы открываем новую рубрику. Многие наши читатели бережно хранят семейные архивы, скрывающие порой чрезвычайно интересную информацию о еврействе прежних времен. Жизнь народа - это, прежде всего, судьбы простых людей, каждого в отдельности, это - семейные предания, поколениями кочующие из уст в уста. За каждым из нас стоит семейная повесть - маленький, едва уловимый штрих на полотне эпохи. Без этих бесцен­ных фрагментов еврейской судьбы невоз­можно понять истории нашего народа.

Сегодня член нижегородской еврей­ской религиозной общины и активист ор­ганизации «Эш а-Тора» ВЛАДИСЛАВ ША-ФРАНОВ рассказывает свою историю.

История Нижнего Новгорода многогран­на и многолика. Наряду с данными об известных заводах, таких как Сормов­ский и Курбатовский, в архивах можно отыс­кать сведения и о небольших предприятиях и их владельцах. Одним из них был мой пре­док - дед моей бабки по материнской линии Наум Осипович Хинский.

«Адресная и справочная книга г. Нижне-го-Новгорода и Нижегородской губернии» за 1 901 год представляет в разделе «Заводы и фабрики» предприятие «Искусственных мине­ральных водъ» Хинского Нахима Иоселовича на Малой Печерке, 13.

Архивные данные Нижегородской облас­ти достаточно полно рассказывают об основ­ных вехах жизни Наума (Нахима) Хинского.

Мы узнаем, что он владел филиалами своего предприятия в Александровском, Петропав­ловском, Мининском и Блиновском садах; о рождениях и смертях детей в его семье; о кон­кретных параметрах павильонов владельца, расположенных в излюбленных местах отды­ха нижегородцев.

Документы свидетельствуют, что во всех своих финансовых делах мой прапрадед про­являл глубокую порядочность и щепетиль­ность. Ему никогда не было свойственно вести коммерческую деятельность спустя рукава.

Сохранились устные воспоминания рабо­чих завода Хинского о его человечности и ще­дрости по отношению к подчиненным. Моя бабушка, внучка Н.О. Хинского Раиса Михай­ловна Минц, была знакома с ныне покойной Анастасией Георгиевной Симановской, кото­рая жила во «вдовьем доме», на содержание которого Наум Осипович давал деньги. А.Г. Симановская неоднократно общалась с работниками завода. Они рассказывали о до­броте и сострадательности Н.О. Хинского: мой прадед помогал им (естественно, помимо зарплаты) в затруднительных обстоятельст­вах. С раннего возраста Н. О. Хинский при­учал своих детей к труду, готовя их - и осо­бенно сыновей — к управлению заводом. Ба-

бушкина тетя Сара рассказывала, что им при­ходилось мыть посуду. Своей дочери Л.М. Браво Сара Наумовна передала воспо­минания о том, что она торговала минераль­ными и фруктовыми водами у Кремлевской стены и что к ней несколько раз подходили Горький и Шаляпин. По рассказам Сары На­умовны, Н.О. Хинский давал Горькому деньги на развитие оперного театра, хотя, к сожале­нию, подтвердить это документально не пред­ставляется возможным.

Не обошли семью Хинских и проблемы, ко­торые неизбежно возникали у евреев в цар­ской России. Известно, что Н.О. Хинский при­ехал в Нижний Новгород вскоре после крова­вого еврейского погрома. Его дочерям Евгении и Саре было запрещено учиться в Москве, и им пришлось ехать в Варшаву. Один из сыновей, не выдержав, что не смог из-за национальности поступить в вуз, покончил с собой.

Октябрьская революция 1917 года поло­жила конец предпринимательской деятельнос­ти Н.О. Хинского. Завод был национализиро­ван. В жилой части дома произвели, как это было принято во времена Октябрьской рево­люции, так называемое уплотнение, и от це­лого этажа большой семье осталась одна ком­ната. Сейчас дом полностью разрушен. На его месте, на улице Пискунова (бывшая Ма­лая Печерка) находится телефонная станция.

Умер Н.О. Хинский в январе 1922 года от воспаления легких а через две недели умер­ла его жена. Мой прапрадед Н.О. Хинский и его жена Раиса Моисеевна были похоронены на старом еврейском приходском кладбище. Затем кладбище было ликвидировано, и ос­танки супругов Хинских родственники пере­носить не стали.

 

 

НЕЗНАЧИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛЬНЫЙ УЩЕРБ

Группа неизвестных вандалов разбила стекло в здании си­нагоги Костромы. - Я сидел в офисе и рабо­тал, - рассказывает председа­тель Костромской еврейской об­щины А. Ошеров, — а рядом со мной находились двое сотрудни­ков. Неожиданно раздался звон разбитого стекла, и в комнату влетел камень. Через небольшой промежуток времени влетел и второй камень... Мы вышли из кабинета, и я крикнул присутст­вующим в здании, что на синаго-

гу, вероятно, совершено нападе­ние. Благодаря жалюзи, к счас­тью, никто не пострадал... Мы выбежали на улицу, но никого не обнаружили. О группе подрост­ков нам сообщили жильцы сосед­него дома. Мы немедленно вы­звали милицию. По существу де­ла нам было сказано буквально следующее: «Подросткам - по 16 лет, и максимум, что их ждет (если личности будут установле­ны!), — штраф с родителей».

Зданию нанесен незначи­тельный материальный ущерб, а

общине, бесспорно, - серьезный моральный урон. О факте напа­дения было сообщено по каналу местного телевидения.

Перед версткой номера мы позвонили в Кострому, чтобы справиться о расследовании ин­цидента в правоохранительных органах. Вот что нам сообщил Андрей Ошеров.

- К сожалению, практически никаких мер, кроме дежурного вызова в милицию и составления протокола, нашими властями

принято не было. В ОВД Цент­рального округа Костромы следо­ватель, которая ведет это дело, задавала нам странные вопросы типа - «а как вы услышали, что стекло разбили?» На это я отве­тил, что услышал с помощью ушей... Город просто испещрен антисемитскими и «антикавказ­скими» надписями. На торце со­седнего с милицией здания мы прочитали «душещипательную» надпись: «Менты продались Жи­дам». Надписи никто и не думает закрашивать. Так что пока у нас в Костроме все без перемен...

Соб. инф.

 

 

ПРОВОКАЦИИ И ХУЛИГАНСКИЕ ВЫХОДКИ НЕ ПРЕКРАЩАЮТСЯ

Еврейская община Калининграда подверглась на падению хулиганов-антисемитов. Неизвестные разбили  стекла в главном зале синагоги  на улице Салтыкова-Щедрина. Ранее подобные акции тоже происходили, — рассказывает главный раввин Калинин­града Довид Шведик. - Два года назад было разбито стекло над входом в синагогу. В прошлом году весь город был переполнен провокационными текстами «проеврейского содержания»: в почтовых ящиках жители находили листовки, якобы изданные в еврейской общине города, призывающие  к захвату власти евреями. Было разгромлено старое еврейское кладбище на Литовском валу.

По всем этим фактам нами были сделаны заявления в органы правопорядка, заведены следственные дела. Однако же до сих пор виновные не найдены, а тем временем акты антисемитизма продолжаются.

Соб. инф.

 

 «СВОИХ ДЕТЕЙ МЫ НАЗЫВАЕМ ИМЕНАМИ ПАВШИХ»

Мемориал жертвам фашизма на шахте 4-4 бис — два шурфа и опрокинутая вагонетка. Над одним из шурфов поло­щется на ветру красное зна­мя, высеченное из камня, ук­рывая собой тех, кто покоит­ся под ним. Это знамя словно соткано из запек­шихся капель крови убитых.

Семьдесят пять тысяч павших: русские, цыгане, украинцы, ев­реи... Двадцать пять тысяч евреев.

Я знаю, что уголь черного цве­та. Но на этой шахте он должен быть алым. Он должен светиться кроваво-красным огнем, а искры от него должны стучать в сердца всех живущих, не позволяя забыть трагедию нашего народа.

Дети из еврейской школы «Ор-Менахем», молодежь, ста­рики застыли в почетном карауле у этой страшной могилы. Митинг памяти открыл председатель Во­рошиловского районного совета Донецка Борис Адамов. Он при­звал всех, чтобы никогда не доз­воляли сеять вражду между наро­дами, чтобы наша почва давала лишь мирные всходы. Чтобы не повторилась трагедия шестидеся­тилетней давности.

Главный раввин Донбасса Пинхас Вышецкий прочел кадиш - поминальную молитву. Учитель­ница еврейской школы Соня Сла-

венко, все родные которой погиб­ли в годы войны в Белоруссии, го­ворила о том, что еврейский на­род будет жить вечно: «Наши родные погибли, но своих детей мы называем их именами»...

Член совета музея «Донбасс непокоренный» Надежда Митро­фанова дрожащим от слез голо­сом рассказывала о жертвах фа­шизма. «Какими словами оправ­дать 380 метров трупов?» Эта пожилая женщина вспоминала, что дорога в одном из концентра­ционных лагерей была выложена детской обувью. «Вот гады», — прошептал мальчишка-перво­классник. «Они что, звери, фаши­сты эти?» — спросила девчушка, стоявшая рядом с ним.

Член Совета ветеранов Юрий Корытный рассказал о безымян­ном юноше из Тореза, который, падая в шурф, обнял немецкого офицера и упал вместе с ним; о двух молодых евреях, столкнув­ших в шурф полицая; об Аркадии Слободяке, который включил

трансляцию парада в Москве 7 ноября; о трех тысячах ев­реев в рядах украинских пар­тизан. Зинаида Букуемская, заведующая народным музе­ем «Донбасс непокоренный», и молодежная организация «Действие» будут снимать фильм о зверствах фашизма в Донбассе, чтобы сохранить память для наших детей и внуков.

Митинг завершили дети из об­щеобразовательной еврейской школы №99 «Ор-Менахем» сти­хами о войне. А затем началось возложение цветов. Сотни гвоз­дик, ромашек, полевых цветов лег­ли к подножию шурфов. Две поми­нальные свечи, зажженные пред­седателем религиозной общины иудеев Донецка Иеудой Келерма-ном, горели, утопая в цветах.

Возле одного из шурфов ры­дала Светлана Леонидовна Мои-сеенко. Мама, тетя, племянники, братья — всего одиннадцать чело­век из ее семьи покоятся здесь. У Риты Гуревич здесь бабушка и у Бориса Юдицкого тоже...

Мы, живущие, потомки выжив­ших, случайно уцелевших евреев не имеем права забывать тех, кто погиб, чтобы мы могли жить.

Михаил Зарахович

Новости ФЕОР подготовила Ирина Резвова

 

 

 

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru