[ << Содержание ] [ Архив ]       ЛЕХАИМ МАРТ 2003 АДАР 5763 – 3(131)

 

 

 

 

ВО ИМЯ ЧЕГО ЖИВЕМ

Кто-то мечтает заработать большие деньги, чтобы хватило на всю жизнь - и тогда перестать работать, ибо в том уже не будет нужды. Другой старается работать как можно больше, и сколько бы ни было денег - все мало ему: труд становится самоцелью алчного трудоголика. Но на обе эти установки - как и на всё! - есть ответ в Торе: шесть дней трудись, а седьмой - отдыхай по примеру Творца. Он для того и создал нас, поставив нам задачу - неустанно трудиться и созидать шесть дней для того, чтобы день седьмой пребывать в кругу своей семьи. Так эту заповедь растолковали наши мудрецы в Талмуде: человек родится не только для того, чтобы зарабатывать, но чтобы его жизнь была праведной. Посмотрим же, как большинство из нас живет сегодня?

Увы! - немало среди нас таких, у кого центр жизни уже давно не семья, а работа. И все чаще бывает, когда таких людей спрашивают: как они живут? - вместо ответа о родителях, семье, детях получают исключительно сведения об их работе. Друзья, встречаясь, часами твердят тоже лишь о своих трудовых заботах, совсем забыв об окружающем мире, обо всем важном в жизни, и ни слова - о семьях! Как же так вышло?

Было время, когда в каждом доме вели хозяйство, оно одевало, кормило. Но изменилась жизнь, и ныне глава семьи вынужден уже вне дома искать работу, приносить деньги, а на них жена ведет домашнее хозяйство. Потому-то немало мужей, отцов, у которых из-за работы не остается времени для семьи. Труд стал им важнее семейной жизни, бывшей прежде ее стимулом. Такие не понимают, ради чего все их труды, что главное - семья, где тот работник нужен куда больше как отец, муж. Да и жены, матери доказывают свое равноправие тем, что работают вне семьи. Потому-то дети и остаются, по сути, без родителей, а жена - без мужа, или муж - без жены. Так искажается цель заповеди: работа - для семьи. Все это ломает традиционный уклад еврейского дома и иногда приводит к разводам.

Нужно, чтобы женщины исполняли главную свою миссию - были матерями и женами, так же как и мы - отцами и мужьями: Но пока что дети ведь видят родителей все реже - у тех «нет времени». И разрушается уклад еврейской семьи: порой уже нет уважения к старшим, что готовы передать жизненный опыт. Искажено и понятие «вкладывать в детей»: часто отец - лишь банк, отчисляющий на их содержание. Традиционная в нашем народе духовная связь рвется: дедушка, не уважаемый сыном, - знак внуку, что не нужно почитать отца: «Если папа не уважает своего папу, - почему я их должен уважать?» И нет дома семейной жизни, бывшей прежде главной целью труда. Что осталось? Труд ради работы, ради денег? ...Бедняк-одессит как-то узнал: в далекой стране алмазы валяются на земле, как камни. И он решил испытать судьбу. Добравшись до той страны, он действительно увидел россыпи алмазов, и ринулся их собирать. Утомясь, снял роскошный номер, заказал шикарный обед. А при расплате протянул официанту алмаз: «сдачи не надо».

- Ты камнем хочешь расплатиться? - обомлел официант.

- Но ведь эта драгоценность стоит сумасшедших денег! - завопил одессит.

- Да этакого-то добра у нас - как песка. Драгоценен у нас лишь куриный жир, - огорошил его официант.

Пришлось отрабатывать и обед, и роскошную гостиницу, и вот спустя время он зарабатывал все больше, открыл свой бизнес -торговлю куриным жиром. Разбогатев, наконец-то вспомнил о семье и решил: пора домой. Встречать вышла вся родня. Яхта причалила, и всех затошнило от резкого запаха.

- Чем это так разит? - спросили его.

- Моя яхта полным-полна куриным жиром - так я разбогател! - ответил «счастливец».

- А где же алмазы, ведь за ними ты плавал? - удивилась жена. И услышала:

- Алмазы там - как песок. Вот куриный жир - это богатство.

- Ты же совсем забыл о цели, ну зачем ты понавез этого... - плакала жена.

В конце концов, на яхте нашелся один маленький алмаз, и, продав его и яхту, семья встала на ноги.

...Мы приходим в мир, чтобы воспитать детей - наше богатство, данное Б-гом. Но вместо того многие лишь «вкалывают». И спустя годы, возвратясь домой, видят: семья - в разброде. В итоге трудов вместо алмазов - куриный жир?!

Жизнь полноценных людей - семейная. Богатство - не деньги: часто ведь именно от них больше проблем, чем удовольствий. Деньги, труды - для того, чтобы седьмой день, день отдыха, быть с семьей. День этот и есть цель шести остальных - рабочих. Еврейский дом всегда оставался островком радости и любви, умиротворения, уюта, тепла и почитания друг друга. И осознать, что -главное. К сожалению, нарастающий темп труда, конкуренция и погоня за богатством съедают все время, у многих напрочь отбивая остальные интересы и удовольствия бытия.

...Человек торговал калошами, дело шло: он построил свой завод и все более богател. Как-то раввин спросил его: как он живет?

- Я самый богатый в местечке, у меня полтысячи горожан делают калоши!

- А как дом, как семья, дети? - прервал его раввин.

- В доме хозяйничает кухарка, жена ведь тоже на заводе, а с детьми учителя, - отмахнулся он. - Вот у меня новые модели калош...

Раввин прервал его вновь:

- Ноги в калошах я видел часто. Но ведь это же беда, что у вас в калошах - голова! Разве для этого мы живем?

Давайте же вернем наши головы на место, предназначенное им Творцом.

Главный раввин России Берл Лазар

 

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru