Коломыя eврейская

Борис Бойко

 

Памяти родных, погибших в оккупации

 

 

У подножия вечнозеленых Карпат на живописном берегу реки Прут уже более семи веков стоит

Коломыя. Рассказ о евреях, об их судьбах, тесно вплетенных в политическую и экономическую жизнь этого древнего города, не исчерпывает тему по объективным обстоятельствам. Слабо освещены довоенные годы и советский период – не обнаружены архивные материалы. И все же поднять тему автора заставило желание найти свои исторические корни.

 

Пытаясь найти следы родных, трагически погибших во время фашистской оккупации 1941 – 1944 годов, я невольно углубился в историю города и нашего народа. Коломыя всегда была многонациональной, и мы с гордостью осознаем вклад в историю города нашего трудолюбивого еврейского народа.

Первые воспоминания о Коломые датируются 1241 годом. В Галицко-Волынском крае это – центр добычи соли и торговли ею. К тому же город удачно расположен на торговом пути из Западной Европы через Галич на Киев, а также через Буковину к Черному морю. Соль и торговый транзит в Восточную Европу послужил толчком в развитии экономики и процветания города.

Уже в те времена в торговых операциях с солью активное участие принимали немецкие купцы-евреи. А в конце XV столетия на окраинах города начинают компактно селиться евреи из Львова. Они активно участвовали в торговле и хозяйственной жизни, за что им в 1569 году были даны королевские привилегии, утвержденные Коронным сеймом в Люблине. В то время Коломыя входила в состав Королевства Польши – Речи Посполитой. О лояльном отношении властей к евреям говорит такой факт: после переписи населения в 1616 году королевская комиссия приказала коломыйскому старосте Петру Корыцинскому выделить место для еврейского кладбища и построить синагогу, да притом еще с обязательным освобождением этих участков от налогов.

После разрушения города в 1621 году вследствие набега татарской орды евреи активно участвовали в его восстановлении. На средства общины частично отстроили оборонительные валы Замковой горы, за что городские власти в 1626 году выхлопотали грамоту о том, что за евреями города должны быть сохранены их права и повинности, а также разрешение селиться у рыночной площади.

 

  

Гуцульские кахли с изображением евреев. Середина XIX века.

Музей г. Коломыи.

 

 

С увеличением численности еврейского населения все административные функции общины сосредоточились в кагальном управлении, чьи отношения с королевскими властями регламентировали воеводские правила. Внутренняя жизнь общины регулировалась предписаниями Алохи, а с XVI столетия – кодексом «Шулхан Орух».

Коломыя как центр добычи соли и торговли была перспективным городом для Речи Посполитой. И поэтому с середины XVII столетия там начинают возводить капитальные каменные строения – взамен деревянных, часто сгоравших. В 1664 году на средства еврейской общины построена Большая каменная синагога; евреи начали застраивать каменными домами рыночную площадь. И всё это – благодаря заслугам и организаторским способностям главного раввина города Авроома Вольфа. Большая синагога стала не только молитвенным домом, но и центром культуры, традиций, духовного просвещения евреев не одной Коломыи – центра Покутья, а всего этого края.

В первой половине XVIII века Покутье охватывает новое религиозно-мистическое движение – хасидизм. Его основатель рабби Исроэл Баал-Шем-Тов (Бешт) после долгих странствий по городам и местечкам Галиции в 1730 году осел пустынником в Карпатах, на полонине горы Буковец у реки Варатин. Он отошел от мирской суеты и все свое время проводил в молитвах на вершинах гор, чтобы быть ближе к Б-гу. Народ назвал его «хозяином доброго имени». После четырех лет самозаточения в 1734 году, Бешт спустился с гор и стал творцом могущественного движения хасидизма, отсюда разошедшегося по всему миру. В том же году Бешт посетил в Коломые Большую синагогу, молился и беседовал с главным раввином города и благословил этот край.

Со второй половины XVIII века при правлении Австрийской империи евреи города были лишены королевских привилегий и стали зависимы от шляхты, магнатов, а защищены были только со стороны кагалов и ваадов. С ростом численности еврейского населения для повышения его образования в 1778 году община открывает начальную еврейскую школу – хедер, ставший первым стационарным учебным заведением не только для здешних евреев, но и всего региона. В 1787 году при Большой синагоге открывается ешива, где изучали Тору и Талмуд. В 1798 году после реставрации вновь открыта Большая синагога. Ее стены перестроили и украсили элементами барокко, изменился и интерьер. Реставрацией руководил раввин города Hoax-Эфраим-Фишл бен Мойше.

Середину XIX – начало XX столетия можно считать пиком экономического расцвета и политического подъема общины; она стала лидировать и в культурной жизни. Основным стимулом такой активности послужила принятая в 1868 году новая конституция Австрийской империи, уравнявшая евреев в правах. Согласно переписи населения, в 1869 году в Коломые проживало 15 000 горожан, из них 9019 – евреи. С 1876 года административно-правовыми отношениями общины занималась специально созданная Израильская гмина. В ее правление входили известные люди: Соломон Висельберг, Давид Криес. А Иосиф Функенштайн – председатель гмины – также входил в руководство магистрата и Повитовой Рады и даже неоднократно избирался бургомистром.

Большой отклик вызвало открытие на средства общины в 1854 году больницы на 20 коек, а в1898 году Израильская гмина открыла приют для престарелых и инвалидов.

В 1872 году в городе действовало 16 синагог и 35 молитвенных домов. Духовными наставниками евреев в XIX столетии были раввины Нахман Зев, Ицхок Себ, Ицхок Траубес, Гершон бен Еуда, Яков-Эфраим Темин. Особо нужно отметить заслуги Гилела бен Боруха-Бендла Лихтенштейна: он был раввином на протяжении почти четверти века – с 1863 по 1887 год, пользовался огромным уважением общины и городских властей, и имя его занесено в свитки памяти святых Коломыи, изданные в 1914 году раввином города рабби Тумимом.

В связи с ростом численности еврейского населения в 1896 году был открыт второй хедер, а также еврейский детский сад. Спустя два года «Венский альянс» открыл еврейское училище, впоследствии патронируемое фондом мецената барона Гирша; через десять лет там получали образование 273 ученика. О положительном сдвиге межнациональных отношений в образовательной сфере свидетельствуют такие факты: в 1902 году в украинскую гимназию поступают первые ученики-евреи, а с 1906 года в женской гимназии учатся еврейские девочки.

Религиозным воспитанием были заняты преподаватели основ Торы и Талмуда Биньёмин Блитц, Цалел Брандес, Юрис Мандель, Соломон Хергиз, Иосиф Стецнель.

В конце 1890 годов в Коломые действовал еврейский драматический театр, и на его сцене был поставлен спектакль «Бренделес – казак с Коломыи».

В систему политических партий Восточной Галиции входили партийные организации, возглавляемые евреями Покутья. Они развернули активную деятельность в регионе, борясь за места в рейхстаге – парламенте Австро-Венгриии и в местных органах власти, а также протестуя против антисемитизма. Сионистская партия «Мизрахи» еще в 1880 году открыла в Коломые отделение; его председателем был избран Израиль Фанденхрехт. Сионисты начали издавать региональную газету «Исраэль». В 1914 году сионист Л. Траубес стал выпускать летопись «Volks Zeitung». Известными деятелями партии «Мизрахи» были Ф. Ротестрайх, И. Горовитз, М. Штерн, В. Фарбштайн – депутат польского сейма. На первом Всемирном сионистском конгрессе в Базеле в 1897 году Коломыю представляли Соломон Сингер и Росенхехт, в то время, как от Львова, там был только один делегат. В Коломые также развернули деятельность и ортодоксальная партия «Агудас Исроэл», и сионистская «Поалей-Цион».

В 1876 году на муниципальных выборах бургомистром был избран представитель Израильской гмины доктор М. Трахтенберг, впоследствии, в 1895 – 1900 годы, бывший депутатом рейхстага. В этот высший законодательный орган государства избирались представители коломыйской еврейской общины О. Генигзман (1880 – 1885), И. Блох – редактор «Австрийского еженедельника» (1885 – 1895), Н. Сейнфлед (1900 – 1906). В Галицком сейме депутатами от Коломыи заседали Л. Дубе (1861 – 1867), М. Ландсбергер (1867 – 1873), и тот же О. Генигзман (1873 – 1879).

Открытие в 1865 году железнодорожного сообщения между Львовом и Черновцами с узловой станцией в Коломые стимулировало бурное развитие экономики города: ремесленные кустарные мастерские преобразуются в промышленные предприятия, практически все возглавляемые евреями. В 1870 году начала работать ткацкая фабрика Йонаша Сагера – один из крупнейших в Европе изготовителей талесов: их экспортировали в Венгрию, Германию, Францию, Англию, Румынию и даже в Америку. В 1880 году дала первую продукцию фабрика Гегера Кальмана по производству щеток – их поставляли в страны Западной Европы. Фабрика «Геллер Самсон и сыновья» производила шерстяные костюмные ткани, пледы, а также готовые талесы, в 1889 году на ней трудилось до 150 рабочих.

Самыми мощными в регионе были заводы по производству кирпича и керамических изделий «Рамлер и зятья». Крупными предприятиями пищевой промышленности стали пивоварни Якуба Бреттлера: там в 1913 году выпускали 32 600 галлонов пива, а у конкурента – Стефана Вайеса – 30 000 галлонов. Мельницы Якуба Байдаффа, Якуба Бреттлера, Мойзеса Гартенберга, Марека Шилляха ежегодно намолачивали 60 000 центнеров муки, и она шла в Германию. В 1879 году нефтяные прииски у села Слобода дают первую нефть. В их освоении участвуют евреи Геллер, Берко, а в 1885 году в пригороде Коломыи, Сопове, заработал нефтеперерабатывающий завод семьи Вензель.

 

 

Коломыйский еврей. 1880 г.,

из фотографий Ф. Реора.

 

Позитивную роль в развитии украинской национальной культуры сыграли издательские предприятия Коломыи, возглавляемые евреями Вильгельмом Браунером и Якубом Оренштайном. Их типографии с 1903 по 1939 год издавали украинский еженедельник «Поступ», летопись для народа «Хлопська правда», орган украинско-русского учительства «Прапор», политэкономическую летопись «Право народу», сельский еженедельник «Плуг», журнал молодой литературы «Зеркало». Они же выпускали книги классиков Т. Шевченко, И. Франко, И. Нечуй-Левицкого, Марко Вовчок, П. Кулиша, Л. Толстого, Л. Андреева, А. Франса, Бернарда Шоу...

На рубеже веков в 1900 году в Коломые проживало 34 188 человек, и 16 868 из них – чуть менее половины – были евреи. В 1906 году по дороге в Женеву город посетил Шолом-Алейхем и описал жизнь тамошних евреев в рассказе «Враки».

В первую мировую войну с1915 по 1917 год город оккупировала Россия. Еврейское население было доведено до нищеты, многие погибли в погромах, были осквернены и разграблены синагоги. Революционные события 1917 года заставили русские войска отойти назад. 1 ноября 1918 года австрийская администрация передала власть украинцам и во Львове провозгласили Западно-Украинскую республику. Председатель коломыйского кагала Е. Ротенштрейх от имени общины заявил о сотрудничестве с новыми властями. Для координации власти на местах были созданы окружные советы, в их состав входили представители еврейского, польского и немецкого населения. В коломыйском окружном совете еврейскую общину представляли Лейб Бигер, д-р Гольбарт, Зайнфлед, Клярман, Кребс, Моисей Ляхе, Пинхас Мунчек, д-р Розенгек, Барух Фоерштайн, д-р Якуб Шнельбах и д-р Лейзер Шорр. Для защиты населения от мародерства и грабежей была сформирована еврейская милиция в системе Коломыйской окружной воинской команды, уполномочившей д-ра Вахмана организовать «Еврейский куринь» – два воинских подразделения, (около четырехсот «штыков»). Они-то и поддерживали в округе спокойствие, порядок, поэтому не было волнений и грабежей имущества граждан. «Еврейский куринь» в составе Галицкой армии воевал в боях с польскими войсками под Черче, Ходоровым, Каменко-Буськой, Озёрной, а в 1920 году после поражения республики его бойцы прорвались с боями до Одессы, погрузились на пароход и через Стамбул добрались в Палестину.

Во Львов на борьбу с польскими войсками выслали из Коломыи бригаду сичовых стрельцов под командованием австрийского полковника Ф. Тинкеля, и еврейская община укомплектовала их амуницией, продовольствием, обозами, лошадьми, фуражом, а также горюче-смазочными материалами.

В мае 1919 года Коломыю оккупировали румынские войска, но уже в августе передали ее польским жолнежам генерала Желиговского, и Галичина опять отошла под протекторат Польши. Общественную жизнь еврейского населения и взаимоотношения с властями по-прежнему координировала Израильская гмина, которой руководил ее комиссар д-р Леон Функенштайн, его заместитель Авроом-Шмуэл Геллер и помощник раввина Осинас Сиблер.

Руководство общины старалось задействовать разнообразные коммерческие структуры и предпринимателей для оказания помощи малоимущим евреям. В городе действовали товарищества еврейских купцов, врачей, адвокатов и ученых.

В 1930 году по рекомендациям кагала и партии «Агудас Исроэл» был избран последний раввин города Йосеф Лау, погибший в период фашистской оккупации в 1942 году.

В историю мирового музыкального искусства вошло творчество уроженца Коломыи, еврейского виолончелиста Эммануэля Фоермана (1902 – 1942) – концертмейстера Кёльнского симфонического оркестра «Гюрцених».

В сентябре 1939 года по договору между СССР и Германией Красная Армия оккупировала Западную Украину и ее земли были присоединены к УССР. Тогда же были национализированы предприятия и торговая сеть, закрыты синагоги и еврейские школы. Неугодных режиму ссылали в Сибирь. Перед началом второй мировой войны население города составляло 45 000, из них 19 350 – евреи, не считая еврейских беженцев из Польши, Австрии, Венгрии, Чехословакии.

После нападения Германии на СССР Коломыю 1 июля 1941 года оккупировали венгерские воинские подразделения, входившие в структуру верхмата, а спустя десять дней власть в городе перешла непосредственно к немецкой военной администрации и был введен жесткий оккупационный режим. Были созданы три гетто, и фашистский конвейер смерти с июля 1941 года по март 1944-го забрал жизни 37 000 жителей Коломыи, и это без учета обреченных, эшелонами отправляемых в лагеря смерти Освенцим, Дахау, Майданек... Основным местом расстрелов мирного населения был Шепаривский лес в восьми километрах западнее Коломыи. Расстрелы проводились и в самом городе, на территории двух из трех еврейских кладбищ. Трагизм и небывалый размах массовых уничтожений стал катастрофой для еврейской общины.

После войны община возрождалась подпольно, на уровне бытовых отношений, за счет приезжих и случайно уцелевших после оккупации, а также вернувшихся из эвакуации. И лишь в 1992 году, после развала СССР, еврейская община возродила свой юридический статус, и в 1997 году горсовет передал ей синагогу «Иерушалаим», стены которой почти три столетия назад благословил молитвами ребе Баал-Шем-Тов (после войны в ней был соляной склад). В июле 2000 года Ивано-Франковский благотворительный фонд «Хесед Лейб» открыл региональное представительство в Коломые, взяв под попечительство общину. За счет средств «Джойнта» в следующем году капитально отремонтировали этаж синагоги, и в этих помещениях фонд открыл более десяти программ социальной помощи нуждающимся; теперь старики, больные, инвалиды окружены заботой и вниманием. Синагога объединила евреев Коломыи и полутора десятков населенных пунктов региона, людей всех возрастов, став для них не только молитвенным домом, но и культурным центром, приобщающим к историческим корням всех желающих. Здесь проводят для детей экскурсии по местам, связанным с еврейской жизнью, они изучают иврит, историю, занимаются в танцевальных кружках, в изостудии, библиотеке, – словом, не прерывается связь поколений. Община возрождается: взрослые с детьми и внуками учатся чтить память предков, живших на этой земле на протяжении пяти веков, и это неотъемлемо от истории Коломыи. Есть надежда, что найдутся средства на окончание ремонта фасада и молитвенного зала синагоги.

В Коломые сохранились здания пяти синагог. Большая синагога была сожжена во время оккупации и разрушена. Хочется верить, что на двух еврейских кладбищах, где фашисты расстреливали жителей, будут установлены памятные мемориальные знаки, как и на территории, где была тюрьма и три гетто. Давно пора увековечить память 90 тысяч жертв нацизма!

 

...Недавно воплотилась мечта об отдельной экспозиции, иллюстрирующей историю еврейской общины и ее вклада в политическую и экономическую жизнь города. И вот под патронажем того же фонда «Хесед Лейб» с 27 октября по 3 ноября 2002 года впервые прошли «Дни еврейской культуры». Их открыл раввин Ивано-Франковского региона Мойше-Лейб Колесник молитвой в Шепаривском лесу у обелиска на месте расстрелов мирных жителей фашистами. Затем на официальной церемонии открытия в актовом зале музея истории города звучали гимны Украины и Израиля, с приветствиями выступили директор фонда «Хесед Лейб» А. Ляриш, городской голова Б. Юращук, председатель еврейской общины А. Бабиченко и другие, была открыта экспозиция архивных документов, фотографий и экспонатов. Праздничный концерт открыла поэма Альбины Бурихсон о возрождении еврейской культуры, выступили гости из Ивано-Франковска, зажигательные еврейские песни исполнили Александр Масляков и Таня Либерман, играли скрипачи – лауреат международных конкурсов, ученик музыкальной школы Василий Хохряков и Регина Кострыгина, свои стихи прочли Майя Заборова и Лев Штейнберг, были и Пуримшпиль, и ансамбль клейзмеров «Галицияне», и этно-хореографический коллектив Коломыйского экономико-правового колледжа; танец «Хава Нагила» зал бурными овациями встретил стоя.

Один из основных организаторов этого праздника, представитель фонда «Хесед Лейб» Юрий Лысенко сказал со сцены:

– Не только евреи, но и местное население, власти города должны знать и понимать, что евреи не хуже и не лучше украинцев, поляков, русских – они просто другие! Они не посягают на чужие права и свободы, они несут мир и культуру, проповедуя сотрудничество, толерантность и уважение в межнациональной жизни края и державы.

Председатель общины Александр Бабиченко поблагодарил городскую администрацию за всестороннюю помощь в проведении «Дней еврейской культуры», выразив надежду, что этот праздник – не последний и продолжит возрождение еврейской культуры Прикарпатья. Ведь знаменитые потомки коломыйских евреев – главный раввин Израиля И.-М. Лау, племянник последнего главного раввина города Й. Лау, погибшего в годы фашистской оккупации; Пинхас Вайнбергер – известный раввин бруклинский председатель еврейского товарищества выходцев из Коломыи в США, прямой потомок раввина Гилела Лихтенштейна, Арье Сухман – председатель товарищества выходцев из Коломыи в Израиле, и другие.

Завершил торжества городской голова Богдан Юращук:

– Я хочу, чтобы этот праздник положил начало совершенно новым отношениям, которые уничтожили бы все негативные проявления в отношении евреев. Мы хотим больше знать о вас и со со своей стороны приложим максимум усилий для развития сотрудничества с еврейским народом.

Дай Б-г, чтобы так и было – отныне и навсегда.

 

За помощь в поисках информационных источников автор весьма благодарен директору музея истории Коломыи Михаилу Арсаку, старшим научным сотрудникам Ивану Монолатию и Мирославе Кочержук.