ПУСТЬ БУДЕТ ЗАКАТ ЗОЛОТЫМ

 

В детстве, помню, мы загадывали друг другу загадку: «Кто утром ходит на четырех ногах, днем на двух, а вечером на трех?» Ответ, как вы понимаете, ясен: человек. На заре жизни он – младенец, ползающий на четвереньках. Взрослый ходит на двух ногах. Под старость, на закате жизни, приходится опираться на палочку – на «третью ногу». К сожалению, в последнее время все чаще сталкиваешься с высокомерным, даже пренебрежительным отношением к людям «на трех ногах». Молодые считают, что палочка пожилого человека – едва ли не признак его второсортности. Отсюда неуважение к старикам, недооценка их ума.

 

Ч еловек создан Г-сподом так, что в молодости он учится, набирается знаний. В зрелом возрасте трудится – применяет полученные знания на практике. А потом, как принято в современном мире, уходит на пенсию. И тут начинаются проблемы. Что делать, когда не надо ни учиться, ни работать? Иные доходят до того, что спрашивают – зачем вообще старость? Все болит, сил нет, иногда ты даже вынужден зависеть от других... Какой в этом смысл?

Тора смотрит на пожилого человека по-своему. Иначе. Слово «закен», обозначающее старика, имеет в Торе несколько родственных, однокоренных слов, суть которых – «мудрость», «знание». «Умом стар» – говорится о мудром человеке. И это естественно: к старости человек накапливает такие знания и такой опыт, какими не могут обладать люди в пору зрелости, не говоря уже о молодых годах.

Рассказывают о пятом Любавичском Ребе, как, будучи еще ребенком, он однажды вернулся из школы в слезах. Его спросили: «Почему ты плачешь?» Мальчик ответил: «В школе мы читали, как Г-сподь пришел к праотцу нашему Аврааму. А ко мне Он не приходил ни разу». Тогда дедушка погладил ребенка по голове и сказал: «Знаешь, когда человек в возрасте девяносто девяти лет решает сделать себе обрезание, – он достоин того, чтобы ему открылся Б-г».

В этой истории важно, разумеется, страстное желание мальчика лицезреть Создателя, но еще важнее смысл ответа, который дал дедушка. Если человек отваживается на крутой поворот, целиком меняющий всю его жизнь, – он заслуживает, чтобы Б-г предстал пред ним. Авраам не мог видеть Б-га ни в сорок лет, ни в пятьдесят, ибо лишь на сотом году жизни вступил на совершенно новый путь. И удостоился лицезрения Г-спода.

Вот и ответ на вопрос, в чем смысл старости. Первые двадцать-двадцать пять лет человек набирает знания. В зрелости он эти знания использует. А что потом? Неужели существовать за счет того, что усвоено в молодости и еще не забылось? Тора говорит, что должно быть по-другому. Нам заповедано учить священную книгу утром, днем и вечером независимо от возраста. Каждый день что-то прибавлять к полученным прежде знаниям. Человек, идущий путем Торы, с годами становится только умнее: он не забывает обретенного в ранние годы, но добавляет в сокровищницу собственной мудрости все новые знания. И даже в старости, физически немощный, такой человек живет полноценной жизнью духа.

Иногда люди задаются вопросом: неужели это Б-г сделал так, чтобы мы всю жизнь работали? Смотрите – ведь и в Талмуде написано: «Человек создан для работы». Но, поразмыслив, мы довольно скоро начинаем понимать, что, пока мы трудимся, пока заняты чем-то полезным, мы и ощущаем себя полезными. Когда человек погружен в интересную работу, он забывает об усталости, о болезнях, о неприятностях... Это огромный дар Б-жий – труд, совершение благих дел.

А теперь подумаем – где место старости в общей картине мира? На склоне лет Б-г позволяет нам отдохнуть от физической работы, чтобы сосредоточиться на работе ума. Отдых в пожилом возрасте дарован Г-сподом, чтобы углубить полученные ранее знания, осмыслить, обобщить их, – и передать следующим поколениям. Если же человек, будучи на пенсии, не знает, чем себя занять – он не использует то, что дал ему Г-сподь. Требование Торы, чтобы человек постоянно учился, вероятно, понятно каждому. Но особенно важно не перестать учиться в пожилом возрасте.

К сожалению, молодежь не всегда понимает, сколько полезного можно узнать от старших. Вспомним одну историю из Торы. Когда братья Йосефа пришли к нему в Египет, он спросил: «Есть ли у вас отец?» Обратите внимание: Йосеф не произносит: «Жив ли ваш отец?» Он знает, что отец жив. А что тогда означают его слова? Наши мудрецы разъясняют, что смысл вопроса: «Прислушиваетесь ли вы к голосу своего отца, уважаете ли старшее поколение? Понимаете ли, что ваш отец, ваши предки – это корни, из которых человек, как дерево, получает жизненные соки?»

Люди часто спрашивают: «Неужели есть надежда, что Мошиах придет при нашей жизни? Если действительно он должен прийти из-за добрых дел, которые совершаются на земле, так ведь наше время, увы, отнюдь не самое праведное. Раз уж святые люди в прошлом не могли сделать так, чтобы Мошиах явился перед ними, как можно уповать, что он явится теперь?»

Как отвечать на этот вопрос? Да, мы карлики в сравнении с великими  праведниками прошлых эпох. Но мы стоим у них на плечах. И потому видим больше, чем они! Это относится к каждому человеку. Мы стоим на плечах отцов, мы используем знания, которые наши прародители собирали из поколения в поколение. Когда молодой человек прислушивается к мнению стариков, он учится на чужих ошибках. И это дорогого стоит. А тот, кто не готов прислушаться к голосам предыдущих поколений, – тот сам лишает себя огромного богатства, накопленного предками.

Это важно знать и молодым и старикам. Учиться надо, начиная с малых лет и не прекращая ни на день – в частности для того, чтобы в старости не попасть в положение, когда не знаешь, чем себя занять. С другой же стороны надо понимать, что возможность учиться у старых, умудренных людей – огромное благо, которым умный человек не вправе пренебречь.

Поэтому мы часто и называем годы старости «золотым закатом» жизни. Но «золотой» старость становится только для того, кто всю жизнь стремился к знаниям и кто может передать накопленное молодым.

 

Главный раввин России Берл Лазар