ИЗ ГЛУБИНЫ БЫЛОГО

 

Феликс Кандель.

Книга времен и событий.

Т. 3. История евреев Советского Союза (1917 – 1939).

М. : Мосты культуры; Jerusalem: Gesharim, 2002. — 484 с.

 

Александра Гордон

 

Труд Феликса Канделя по истории российского еврейства построен по правилам, общим для всех исторических сочинений: даны периодизация, хронологическая канва событий, их оценка. Но чем этот труд отличается от привычных исторических трактатов?

Прежде всего – формой. Очерки не похожи на привычные лекции по истории. Сам автор профессиональным историком не является, но подготовительную работу провел не хуже любого профессионала. Изучил обширные и разнообразные источники, среди которых – древние летописи, законодательные акты, выдержки из газетных и журнальных статей, мемуары очевидцев. Книга в виде сборника академических лекций едва ли могла бы стать подлинным памятником древнейшему народу. Разумеется, существуют книги по истории российских евреев, написанные С.М. Дубновым, Ю.И. Гессеном и многими другими. Но в научных трудах, как правило, не слышна живая речь, нет в них и рассказов свидетелей событий. В книге Канделя описано великое множество фактов, зачастую трагических и кровавых. Это нужно не только для того, чтобы создать облик времени, но чтобы показать реальное бытие находящегося в голусе народа. Чему способствуют и приведенные в книге замечательные репродукции синагог, свитков Торы, литографии старинных городов и барельефов.

Выходящий за рамки обычного исторического сочинения замысел определяет само заглавие. «Книга времен и событий»... Здесь ощутим даже отзвук Священного писания, летописи. Справочный аппарат, необходимый для научного труда, отсутствует; тем не менее все события мы видим явственно и большей частью глазами очевидцев. Использованные источники приводятся в самом тексте; некоторые, например древнерусские рукописи, – в виде копий с оригиналов.

Какие черты древнего народа выделяет К

андель, воссоздавая историю российских евреев в разные периоды? В первую очередь уважение к своей вере. У него нередки сцены, где евреи умирают за веру целыми общинами, предпочитая смерть насильственному крещению. При этом отмечается, что было немало крещеных евреев, сыгравших большую роль в экономической жизни России.

В книге даны обширные сведения по этнографии, подробно описаны обычаи местечек. Любопытно этимологическое исследование разных еврейских фамилий. Значительная часть очерков посвящена истории еврейской литературы.

Исходя из периодизации, принятой автором, вся история евреев бывшей Российской империи делится на три неравные части. Первый период – самый обширный, он охватывает целое тысячелетие; главное его событие – изгнание иудеев из земли Израилевой. Завершается он 1772 годом, когда в России, в эпоху императрицы Екатерины Великой, происходит первый раздел Польши, вследствие чего евреи впервые оказываются подданными российской короны. Следующий период существенно короче; он длится сто лет и заканчивается 1881 годом, точнее – началом царствования императора Александра III, политика которого отличалась ярко выраженным антисемитизмом. Третий период охватывает всего 36 лет. Его конец – 1917 год; речь в первую очередь идет о Февральской революции, в результате которой были отменены законы, дискриминирующие евреев.

Основные события первого периода связаны с изгнанием евреев с родины, а несколько веков спустя – из европейских стран, в частности из Испании. Средневековая история Европы исследуется параллельно с русской. На русских землях евреи жили еще во времена Киевской Руси. Ф. Кандель, скажем, пишет, что в древнем Киеве был еврейский квартал. Что евреи в Киевской Руси составляли группу свободных людей, занимавшихся «транзитной» торговлей, выгодной и для киевских князей. «Они пользовались свободой передвижения, но жили преимущественно в городах, в особых кварталах». Из этого следует, что евреи были на хорошем счету. Тут же приводится текст из русской летописи, передающий разговор киевского князя Владимира Святославича с евреями, которые склоняли князя к принятию иудаизма. Владимир отказался принимать иудейскую веру, узнав, что евреев изгнали из родной земли. Говоря о роли еврейства в жизни Киевской Руси, Кандель имеет в виду не только торговую деятельность, но и культуру. Он придает, например, большое значение переводу на древнерусский сочинений Иосифа Флавия, особенно «Иудейской войны»; ее влияние историки отмечают в «Слове о полку Игореве», в «Слове о погибели русской земли» и в «Задонщине». У новгородской былины о Садко обнаруживается прародитель – библейский рассказ об Ионе, которого корабельщики сбросили в море. Бесспорно, связь между двумя культурами имеется. В книге есть и ошибочные утверждения. Автор полагает, что при составлении древнерусского алфавита часть букв (ц, ч, ш, щ) Кирилл и Мефодий заимствовали из иврита. Это устаревший взгляд; на самом деле названные буквы заимствованы не из иврита, а из арамейского языка, входившего в ту же группу языков, что и иврит.

Преследованиям, по мнению Ф. Канделя, евреи подвергались преимущественно по религиозным соображениям. Вообще же их история, как он говорит, похожа на качели – от опалы к фавору и обратно. И на Руси в период раннего средневековья присутствует схожая ситуация. Татаро-монгольское нашествие нанесло сильный удар по еврейскому населению Киева: многие погибли, значительная часть бежала. Однако потом даже те князья, что были враждебно настроены к евреям, приглашали их вернуться.

Ф. Кандель отмечает явное влияние иудаизма на православную философию XV – XVI вв. То, что в русской истории именуется «ересью жидовствующих», – целое культурное явление. Новгородские священники Алексей и Дионисий, принявшие иудейство, даже служили в Кремле: Алексей – протопопом в Успенском соборе, Дионисий – священником в Архангельском. «Ересь жидовствующих» на Руси окончательно была разгромлена лишь 20 лет спустя после появления. Вполне вероятно, полагает автор книги, что стойкая неприязнь к евреям и иудаизму на Руси началась именно с этого времени.

XVI – XVII вв. – эпоха, когда на Руси к евреям относились наиболее жестоко. Настоящее истребление их пришлось на период войны с Польшей. Наиболее памятный факт – избиение евреев в Полоцке, который войско Ивана Грозного заняло в 1563 г.

Как уже говорилось, в результате разделов Польши евреи стали гражданами России. В этот же период возникает законодательство о них и как следствие его – «черта оседлости». Время правления Александра II для евреев оказалось наиболее благоприятным. Оно отмечено бурной деятельностью евреев-предпринимателей, деньги которых вкладывались в русскую промышленность, а также в развитие транспорта – в пароходное сообщение и в железнодорожное. Железная дорога Петербург – Варшава была построена на средства основателя Варшавского коммерческого банка И. Блиоха. Ф. Кандель подмечает интересный факт – одну из железных дорог, в строительство которой вложили деньги братья Поляковы, построили за двадцать два месяца (т.е. чуть менее чем за два года). Для сравнения: дорога из Петербурга в Москву строилась девять лет.

Следующий период,  считает автор, – наиболее трагический. Это эпоха погромов, в том числе и печально известного Кишиневского, появления антисемитского законодательства, прекратившего свое существование только после Февральской революции. Это сфальсифицированные судебные дела, среди которых наиболее известное – дело Бейлиса. Кандель убедительно доказывает, что в последний предреволюционный период (считая от начала царствования Александра III) евреи подвергались преследованиям уже не только из-за веры, но прежде всего из чувства зависти, вызванной их удачливостью в коммерческих предприятиях.

Автор всячески подчеркивает патриотизм евреев во время первой мировой войны. Важен в этой связи эпизод, когда в одесской синагоге кантор с хором исполнили гимн «Боже, царя храни». Примечательно: процент евреев в российской армии оказался выше их процента от общего числа жителей России. Но нельзя не помнить и о другом. Евреи служили в армиях всех воюющих государств. И нередко бывало так, что единоверцы убивали друг друга. Известен случай, когда российский солдат-еврей заколол штыком австрийского солдата и тот принял смерть со словами «Шма, Исроэл!»

Кандель приводит многочисленные примеры, когда евреев награждали тремя, а то и четырьмя Георгиевскими крестами. Среди других русских военных наград эта считалась одной из высших, обладание даже одним крестом свидетельствовало о подлинном героизме воина. В России существовал еврейский Союз георгиевских кавалеров, которых к 1917 г. насчитывалось более двух тысяч. И это несмотря на то, что дискриминация еврейства не была прекращена даже в военные годы и сопровождалась погромами.

Жизнь евреев Крыма, Кавказа и Средней Азии автор решил показать отдельно. Чем обосновано его решение? Очевидно, культурными различиями. Евреи, населяющие эти края, говорили на языках тех народов, среди которых жили. Собственной национальной одежды у них тоже не было – они одевались как грузины, дагестанцы, таджики и т.п. Отдельно описаны в книге евреи Сибири. Появление этой группы датируется XVII веком. Как пишет Ф. Кандель, сначала ее составляли пленники, захваченные во время войны с Польшей. В XVIII веке это были в основном ссыльные, но позже в Сибирь изредка стали попадать и вольные. Рассказывая о сибирских евреях, Кандель приводит казусы, связанные с законодательством о них. К примеру, некий резник, проживший в Сибири двадцать лет, достал удостоверение о том, что он – сосланный конокрад. Выходило, что именно преступник, а не честный человек мог иметь в Сибири право на жительство. Между тем коренное население и приисковые рабочие противились выселению евреев, так как только они вели торговлю по приемлемым ценам. Остальные брали за товар втрое больше. В Иркутске жандармы помогли избежать выселения еврею – мастеру «офицерских принадлежностей» (видимо, кузнецу).

События советского периода представлены в третьем томе. Они охватывают отрезок времени с 1917 по 1939 г.

Жизнь еврейства рассматривается в нем не отдельно, а в контексте российской истории в целом. Автор уделяет большое внимание событиям, которые, казалось бы, не имеют прямого касательства к судьбе евреев, – скажем, борьбе большевиков с церковью. Но подробно рассказывает о закрытии синагог и еврейских школ, о стараниях уничтожить еврейские языки: сначала иврит, а затем идиш. И за этим – опровержение любимой идеи «русских патриотов» о том, что события 1917 г. есть еврейский заговор. Характерен для того времени и эпизод, связанный с арестом Любавичского Ребе Йосефа Шнеерсона, дело которого вел следователь Нахмансон, еврей из Невеля.

В оценке ряда деятелей эпохи Кандель не категоричен. Так, например, его восприятие личности Троцкого противоречиво. Он с нескрываемым отвращением описывает Троцкого в период, когда тот был лидером революции и занимал ключевые посты в правительственных учреждениях СССР. Подчеркивает, что этот человек – предатель еврейского народа. Но, описывая время, когда Троцкий попадает в опалу, изгоняется из страны, когда его убивают по приказу Сталина, Кандель не скрывает своей к нему симпатии. Неожиданным для читателя может оказаться тот факт, что после прихода Гитлера к власти Троцкий высказался за создание в мире еврейского государства.

Промышленность, производство – отдельная тема. Кандель справедливо обратился и к истории отечественной авиации. Им упомянуты имена евреев – авиационных инженеров, которые, безусловно, заслуживают уважения, хотя, правда, самолет ХАИ-1 не стал первым самолетом с убирающимся шасси; таким самолетом был истребитель И-16. Кроме того, ни слова не сказано о создателях авиационных двигателей, среди которых – Аркадий Яковлевич Швецов; его двигателями оснащались самолеты С.А. Лавочкина Ла-5 и Ла-7, а впоследствии – Ил-14.

Одним словом, бытие евреев в постреволюционной России описано Ф. Канделем многосторонне. Речь у него идет и обо всех областях культуры и образования. И всюду прослеживается одна и та же тенденция власти – от движения навстречу еврейству к борьбе с ним. Типичный пример – история еврейского театра (ГОСЕТ). В общем, это период несбывшихся надежд...