[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  ИЮНЬ 2004 СИВАН 5764 – 6 (146)

 

ШВУЭС

Илана Арци

«Три раза в году должно предстать всем мужчинам твоим перед лицом Властелина...» (Шмойс, 23:17)

«Начаток первых плодов твоей земли приноси в Дом Г-спода…» (Шмойс, 23:19)

Отмечают 6 сивана в Израиле, а у нас в этом году – 26 и 27 мая.

Этот праздник имеет четыре названия.

1. ШВУЭС. Происходит от «Шавуа»; на иврите – «неделя». Мы отсчитываем семь недель от Пейсаха до Швуэса. Мудрецы дают и другое объяснение названия по созвучию слов «Шавуэс» – («недели») и «швуос» – («клятвы»). Народ Израиля поклялся исполнять указания Торы, полученной у горы Синай, и изучать ее, вникая в смысл ее заповедей – НААСЕ ВЕ-НИШМА. Всевышний же поклялся никогда не заменять избранный Им Израиль другим народом.

2. ПРАЗДНИК ДАРОВАНИЯ ТОРЫ. Но почему Дарование, а не Получение Торы? Да потому, что принесение в дар, дарование происходит однажды, в определенный день. И это важно подчеркнуть.

3. ХАГ А-КАЦИР – «праздник жатвы», то есть поры принесения двух хлебов в Храм.

4. «ПРАЗДНИК БИКУРИМ». «Бикурим» – «первинки» нового урожая своей земли, которые приносили евреи в Храм, выражая свою благодарность Всевышнему. Садовники проходили по своим владениям, и самые лучшие завязи сначала обматывали прямо на ветке бумажной ленточкой. Потом именно эти поспевшие первыми плоды винограда, инжира, граната, олив, фиников и колоски пшеницы и ячменя собирали и отправляли в Храм.

ВУЭС – один из трех основных праздников. Общее название «Шалош регалим» («Три ноги»). Какие ноги? Да не ноги, а праздники.

ПЕЙСАХ сравнивают с рождением еврейского народа и брис-милой, так как именно благодаря брис-миле заключен союз со Всевышним.

ШВУЭС уподобляют бар-мицве, когда тринадцатилетних мальчиков «вызывают» к Торе. Некоторые читают так же хорошо, как кантор.

СУККОС напоминает о хупе, о свадьбе.

Евреям заповедано пешком идти в Иерусалим в Храм три раза в году. Естественно, не с пустыми руками! В Швуэс хлеба жнут, а в Суккос их убирают с полей, где они сушились, в хранилища, так как в Израиле сразу после Суккос наступает период дождей.

 

КАНУН ШВУЭС

Прошло уже семь недель, считая от второго дня Пейсаха. Бабушка месит тесто. Пироги у нее воздушные, пышные, а какие сырники со сметаной, вареники с творогом! Блинчики, завернутые, как свиток «МЕГИЛАС РУТ», – пальчики оближешь. Может, будет и молочный суп с лапшой или с гречневой кашей.

Да, замечательно! Только детям молоко дают, чтобы косточки развивались и укреплялись! А в Швуэс – всем! Всем! Утром – только молочное. Сметана, ряженка, простокваша, сыры с дырками и без. На год наешься. До следующего Швуэса хватит. Потом молочные скатерти и посуда убираются. Через час заново накрываются столы, и начинается мясная трапеза.

Так почему же все-таки ранняя утренняя трапеза молочная?

Дело в том, что евреи вместе с ТОРОЙ получили и законы КАШРУСА.

В ТОРЕ, например, шесть раз повторяется запрет «берии». Слово пишется с маленькой буквы. Короче, «берии» – пауки, червяки, мушки, блошки и прочая мерзость. То есть муку надо просеивать, крупу перебирать, а зелень – просматривать и замачивать в соленой воде! Говорят, что в Израиле клубнику в шампуне купают. Как после этого ее глотать? Непонятно.

КАШРУС – очень ответственная вещь. Не все, оказывается, можно есть еврею. После получения Торы пришлось всю посуду пересмотреть, что-то прокипятить, что-то в огне прокалить, а от чего-то и вовсе отказаться. На все это нужно время. Есть хочется? Пожалуйста! Молочная трапеза. И какая!

Храма у нас временно нет, и не приносим мы в жертву первые плоды, но впускаем Весну в свои дома, украшая их зеленью и цветами. А зачем?

 

СИНАЙ

Рассказывает предание, что гора Синай, на которую взобрался Моше, была голая. Когда же происходило Дарование Торы, она покрылась ковром из цветов. У этой горы много названий. Дарование ТОРЫ вызвало зависть, ненависть, злобу других народов. «СИНА» – это «ненависть» на иврите,отсюда название горы Синай. И пустыня вокруг нее Синайская.

Я уже притащил зеленые ветки. Подсвечники на буфете так и сияют. Наверное, радуются, что скоро бабушка зажжет свечи. К ужину мы все нарядно оденемся и сядем к празднично накрытому столу.

СКРИЖАЛИ

Бабушка мне рассказала, что в этот день Моше получил священные скрижали на горе Синай и заключил вечный союз еврейского народа с Б-гом. Поэтому дарование Торы в литературе называют Синайским Откровением.

Что же было написано на скрижалях?

На правой скрижали:

1. Я Г-сподь Б-г твой, который вывел тебя из земли Египетской.

2. Да не будет у тебя других богов, кроме Меня. Не поклоняйся идолам.

З. Не произноси имени Г-спода твоего попусту.

4. Помни день субботний и чти святость его.

5. Уважай отца твоего и мать твою.

 

На левой скрижали:

6. Не убивай.

7. Не прелюбодействуй.

8. Не кради.

9. Не произноси ложного свидетельства против ближнего твоего.

10. Не домогайся того, что принадлежит ближнему твоему. (Не завидуй.)

Евреям было дано 248 разрешающих и 365 запрещающих заповедей. Общее их число –  613.

МИДРАШ

Чтобы получить Тору, Моше пришлось взобраться на седьмое небо. Вот небеса, которые он преодолел по пути.

1. Первое – самое тонкое. Занавеска, что растягивается на ночь.

2. Второе – РАКИЯ (небесный свод). На нем закреплены Солнце, Луна, созвездия. А еще там находится небесная ешива «Месивта де-Ракия».

3. Третье небо – ШЕХОКИМ (мельница). На этой мельнице делают муку для праведников. И на этой же мельнице стирают в пыль грешников.

4. Четвертое небо – ЗВУЛ (место обитания). На нем также стоит небесный Иерусалим. В нем находится небесный Храм.

5. Пятое небо – МАОЙН. Там ночами ангелы поют и славят Всевышнего.

6. Шестое небо – МАХОН (склад). В нем хранятся природные катаклизмы: град, дождь, ветер, ураганы, смерчи, тайфуны и прочее в том же роде.

7. Седьмое небо – ОРОВОЙС. Оно хранит человеческое счастье, высшую справедливость, сокровищницу жизни, мира и благословения, радость праведников, души не родившихся людей, росу для воскрешения мертвых, Престол Славы. Там обитают ангелы высшего порядка.

Когда Моше добрался до седьмого неба, ангелы возмутились:

– Что здесь делает человек?

– Пришел Тору получать, – ответил Творец.

– Как? Человеку Тору? Дай ее лучше нам!

– Ну-ка, Моше, ответь им!

– Я боюсь, они меня испепелят.

– А ты ухватись за мой Престол Славы и – вперед!

– Ангелы, у вас есть родители, которых надо уважать?  Есть  дурное  начало, которое побуждает убивать и красть? Способны вы завидовать соседу, у которого  дом  выше  или жена краше? Разве вас Всевышний вывел из Египта?

Посрамленные ангелы отступили.

Моше получил Тору и спустился к ожидавшему его народу.

 

РАББИ ШАМАЙ И РАББИ ГИЛЕЛ

Жили-были два мудреца – рабби Шамай и рабби Гилел. У каждого из них было множество учеников.

Как-то один человек пришел к рабби Шамаю и сказал:

– Я перейду в твою веру с условием, что ты научишь меня всей Торе, пока я буду стоять на одной ноге.

Рабби Шамай задохнулся от такой наглости, схватил палку и выгнал пришельца.

Потерев ушибленные бока, человек пошел к рабби Гилелу. Тот как раз вел урок. Упрямца подвели к раввину.

– ???

– Я стану иудеем, если ты обучишь меня всей Торе, пока я стою на одной ноге.

Рабби Гилел рассмеялся, погладил белую шелковистую бороду длинными пальцами и произнес:

– НЕ ДЕЛАЙ ДРУГОМУ ТОГО, ЧЕГО НЕ ХОТЕЛ БЫ, ЧТОБЫ СДЕЛАЛИ ТЕБЕ.

Все остальное – комментарии. Садись и учи.

 

Вообще-то, евреи разводили овец. Поселившись в Израиле, они сменили, однако, скотоводство на земледелие. Швуэс праздновался в начале жатвы пшеницы. Из ее муки выпекали два прекрасных каравая и торжественно несли их в Храм вместе с первыми плодами.

Говорят, евреи проспали дарование Торы, и Моше пришлось их будить. Поэтому есть обычай в ночь праздника не спать, а читать «Тикун Швуэс». Небеса раскрываются, и все  молитвы  достигают  Б-га.

Еще я слышал от бабушки такой анекдот.

 

ПОДАРОК

Чтоб остальные народы не обиделись, Творец сначала предложил Тору им.

Пришел к Ишмаэлю. Тот спрашивает: «Что там написано? А, не воруй? Нет! Это не для меня». Подступил к Эйсаву: «Желаете Тору получить?» Тот в ответ опять содержанием интересуется: «Не убий? Да ведь мы разбоем живем, не можем Тору принять».

Так обошел Б-г семьдесят народов, пока до евреев добрался: «Хотите Тору обрести?» Те в ответ: «Бесплатно? Дайте две». Сказка ложь, да в ней намек…У нас, ведь, внучек, действительно две Торы: письменная и устная. А вот на пасхальном сейдере ты пел песенку «Дай, даейну…» Помнишь, что там говорится? Есть там такой куплет: «Если б  ОН  нас привел к горе Синай, но не дал бы нам ТОРУ, – нам и того было бы достаточно». Почему мы поем, что нам и этого было бы достаточно? Дело в том, что Швуэс – единственный момент в истории евреев, когда они были едины, абсолютно здоровы, любили друг друга и переживали высочайший духовный подъем.

 

Какие у нас замечательные женщины! Эстер спасла еврейский народ в Пурим. Рут, моавитянка, принявшая Тору, стала соблюдать ее законы, как все евреи. Говорят, она была лишена обычных человеческих недостатков. Жила Рут так долго, что когда ее правнука Давида венчали на царство, она сидела в тронном зале, и к ней еще обращались за советами. А мы каждый Швуэс читаем «МЕГИЛАС РУТ». Рут не только обрела свое место среди израильтян, не только восприняла их веру и обычаи, но ее именем названа одна из книг Танаха. Она стала прародительницей мессианского рода. А вот от Орпы произошел Голиаф. Тот самый великан. Его все еврейское войско боялось. А Давид с ним боролся и победил. Как? Ведь Голиаф был закован в броню с головы до ног. А Давид вышел совершенно без доспехов. Просто! На то и а-идише коп – еврейская голова! Выстрелил этому великану в голову из рогатки. Попал в висок. Тот рухнул как подкошенный. А Давид подскочил да голиафовым же мечом голову врагу срубил. На том военная кампания и закончилась.

РУТ

В дни правления судей в городе хлеба Бейт-Лехеме, что в Иудее, в Израиле начался голод. Богачу Элимелеху надоело, что в его двери все время стучатся голодные с просьбами о помощи:

– Безобразие! Так же можно все раздать! Не обязан я вам всем помогать. Нанялся я вас кормить? 

Забрал жену Наоми с двумя сыновьями и спустился в поля Моава. Климат не подошел что ли? Только очень быстро Элимелеха не стало. Женились сыновья на моавских царевнах. Видно, смерть отца их ничему не научила. Их тоже не стало... Остались три вдовы – Наоми и две ее невестки – Рут и Орпа.

Решила Наоми вернуться на родину. Обратилась к невесткам:

– Вы свободны. Возвращайтесь в дома отцов своих. А я вернусь в родную страну.

Орпа – на иврите «затылок». Старшая сноха заплакала, поцеловала свекровь, повернулась и пошла в отчий дом.

Рут решила по-другому:

– Куда ты пойдешь, туда пойду и я, где ты заночуешь, там и я заночую. Твой народ – это мой народ и твой Всесильный – это мой Всесильный. Где ты умрешь, там и я умру и там похоронена буду… Лишь смерть разлучит меня с тобою.

Пришли они в Израиль, в Бейт-Лехем, где у Наоми остались домик и поле. Люди  ее  не узнали, настолько она изменилась.

– Зовите меня теперь не Наоми – приятная, а Мара – горькая.

Были они как отверженные, нуждались настолько, что Наоми послала Рут подбирать колоски на чужих полях.

У евреев есть заповедь: оставлять углы и края поля не сжатыми. Всякий нуждающийся  может  прийти  и собрать  колоски,  и  никто  их у него  не  отнимет.  Желающих  было  предостаточно.

Рут, бывшая царевна, не могла расталкивать людей локтями и драться. Она воспользовалась другим еврейским обычаем.

Если идти за жнецами, то можно подбирать то, что они пропустили или уронили и забыли.

Случайно она попала на поле Боаза – дальнего родственника мужа Наоми. Рут отличалась большой скромностью.

Боаз узнал, что она – овдовевшая невестка Наоми, моавитянка. Он ее накормил и дал еще с собой еды для Наоми. Велел ей приходить каждый день на его поле, где ее никто не обидит. Всю жатву Рут провела во владениях Боаза. Наоми сосватала Рут с Боазом. От него должен был пойти мессианский род.

И родила Рут сына Оведа. Он стал отцом Ишая, который был отцом Давида. Говорят, сама она жила долго и сидела в тронном зале Давида.

Вот род царя Давида:

Перец – Хецрон – Рам – Аминадав – Нахшон – Салма – БОАЗ – Овед – Ишая – ДАВИД – ШЛОМО.

Известно, что Давид очень хотел построить Храм, но удалось сделать это только его сыну Шломо. От Давида произойдет царь – Мошиах – наш избавитель, прихода которого мы ждем каждый день.

 

СМЕРТЬ ЦАРЯ ДАВИДА

Царь Давид родился и умер в праздник Швуэс.

Ему было известно, что он умрет в Субботу. Поэтому после каждого Шабоса, радуясь, что еще жив, он устраивал праздничную трапезу. И сегодня у нас после Авдолы есть «СЕУДАС МЕЛАВЕ-МАЛКА».

Царь Давид все время сидел и учился. Ангел смерти никак не мог к нему подступиться. Пришлось пойти на хитрость, спрятаться в ветвях дуба и учинить страшный шум. Удивленный Давид поднял голову от книги. Тут-то у него душу и забрали.

 

 

ЦАРСКАЯ ДОЧЬ

Жил-был царь, и была у него дочь. Решил он ее замуж выдать. Однако царь никому до свадьбы невесту не показывал. Хочешь – женись не глядя, не хочешь – от ворот поворот.

Нашелся один смелый. Царю поклонился и говорит: «По рукам. Беру твою дочь!»

Закатили пир на весь мир. Проходит год. Прибегает зять к царю: «Давай опять свадьбу сыграем». Царь от удивления чуть корону с головы не уронил: «Зачем тебе это?» – «Государь-батюшка, я, когда женился, не знал, что получу такую красавицу, умницу, ладушку мою». Согласился царь, и пошло у них веселое застолье да танцы под оркестр. Больше всех зять старался – такого трепака задал, что подметки отлетели.

Так евреи Тору в ШВУЭС получили и читать начали, а потом на СИМХАС ТОЙРА последнюю главу изучать закончили – и в пляс ударились.

 

ДЕРЕХ ТОВИМ

В одном местечке хозяин винного погребка Мошке нанял двух работяг разгрузить телегу с бочками. Работнички были аховые. То перекур, то перекус, то отдохнуть надо – так целый день и прошел.

Под конец одну бочку уронили – вино и вылилось. Пришли за расчетом.

– Какие еще деньги! За бочку вина платите!

– Чем?

– Тулупы снимайте!

Сняли тулупы, а между собой толкуют:

– Это  как  же  нам  теперь быть? Целый день «пахали»  и  ничего  не  получили, а дома дети голодные. Да еще на улице как никак зима. Без одежи холодно.

– Пошли к раввину, пусть он рассудит.

Раввин вызвал Мошке и попросил рассказать, как дело было.

– Так и так. Вместо двух часов грузили бочки целый день. Потому как лодыри. И бочку с вином разбили. Вот я с них тулупы и удержал.

Потом раввин горемык выслушал и говорит:

– Мошке, верни одежду.

– Это что – Алоха, закон?

– Нет, это – ДЕРЕХ ТОВИМ – дорога праведных.

– А денежки? – влезая в рукава тулупа, встрял в разговор один из грузчиков. – Нам семью кормить надо!

– Мошке, – обратился к корчмарю раввин, – заплати им.

– Они же бочку с вином разбили, а я плати? Это что – Алоха?

– Нет, это – ДЕРЕХ ТОВИМ!

 

 

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru