[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  ИЮЛЬ 2004 ТАМУЗ 5764 – 7 (147)

 

пост 17 тамуза

Илана Арци

17 тамуза в этом году выпадает на 6 июля.

Это день поста у евреев: нельзя ни есть, ни пить.

17 тамуза еврейский народ перенес много бед:

1. Моше уронил и разбил первые скрижали у горы Синай.

2. Из-за осады Иерусалима Навуходоносором в первом Храме прекратились жертвоприношения.

3. Был сожжен свиток Торы.

4. Антиох-Епифан установил идола во втором Храме.

В ОКРУЖЕНИИ БЕД

Три недели между постами 17 тамуза и 9 ава называются «бейн а-мцорим», что значит – «в окружении бед».

Это траурные дни, когда мы скорбим о разрушении Храма. Не устраиваем свадеб, не говорим благосло-вения на новые плоды или одежду, не стрижемся и не бреемся.

А начиная с 1 ава, траур становится еще строже: не стираем и не гладим, моемся по частям, не горячей водой. Не покупаем и не надеваем новую одежду. Не едим мяса и не пьем вина с 1-го по 9 ава.

ПОСТ 9 АВА

С вечера 26-го по вечер 27 июля.

Накануне поста совершаем «сеуду мафсекес» – заключительную трапезу, состоящую из одного вареного блюда. Можно съесть сырые овощи и творог. Садимся на землю, едим яйцо, посыпанное пеплом в знак разрушения Храма. Кожаную обувь меняем на кеды, тапочки и т.п. 9 ава не умываемся, не пользуемся мылом и прочей парфюмерией. 9 ава такой день, когда не приветствуют друг друга. Если с вами все-таки поздоровались, можно лишь кивнуть в ответ. Изучение Торы тоже отменяется, так как оно веселит сердце. Что делать? Читать о страданиях Иова.

ДЕВЯТОГО АВА произошли трагические события.

1. Вернулись разведчики, посланные Моше, и оговорили Израиль в глазах евреев. Те заплакали и отказались входить в Землю обетованную.

2. Были разрушены первый и второй Храмы.

РАЗВЕДЧИКИ

Подошел к концу невероятно долгий путь из Египта. Великое множество людей раскинули стан и расположились на отдых у восточной границы Ханаана. Так назывался Эрец Исроэл. Лагерь уже успела облететь радостная весть: они вот-вот войдут в «землю, текущую молоком и медом».

Моисей сидел возле своего шатра. Внезапно послышались крики, пыль тучей заклубилась над дорогой. Спустя несколько минут вождя окружила возбужденная толпа. Стоял невообразимый шум. Потом, наконец, все стихло. Из толпы вытолкнули вихрастого парнишку. Он проговорил волнуясь: «Моше, пошли разведчиков! Пусть они осмотрят страну, в которой нам предстоит жить!»

– Я и пальцем не пошевелю, не посовещавшись с Творцом. Если Он согласится на вашу просьбу, тогда другое дело, – сказал Моше и удалился.

– Посылать ли разведчиков? – спросил Моисей Б-га.

– Если считаешь нужным, – пошли разведчиков от себя, я от этого устраняюсь, – был ответ.

Вернувшись, Моисей объявил: «Я получил согласие. Можете выбрать от каждого колена по одному человеку. Потом пусть все они придут ко мне».

Образовалась группа из двенадцати человек. От колена Иеуды выбрали Калева, сына Иефуны. В его имени скрывалась похвала: «Калев» на иврите – «как сердце». По возвращении из похода он и поведал народу то, что лежало на сердце, – вознес хвалу земле Эрец Исроэл.

От колена Эфраима выбрали Иеошуа, сына Нуна. Свое имя он получил от Моше, и означало оно «Да спасет тебя Всемогущий». А Нун по-арамейски – «рыба». Иеошуа был безгрешен, как рыба, дозволенная нам в пищу… Среди разведчиков не оказалось никого только от колена Леви.

Моисей обратился к ним:

– Войдите в Ханаан с востока и пересечете его, двигаясь на запад, до самого моря, потом повернете на север, пройдете вдоль северной границы и возвращайтесь. Посмотрите – какова земля: тучна или тоща, хороши ли плоды, произрастающие на ней? Приглядитесь – каковы люди? Узнайте – окружены ли города крепостными стенами или нет? Выясните – жив ли праведник Иов. Если он умер, то мы легко одолеем жителей этой страны.

Маленький отряд отправился в путь. Местные жители не обращали на евреев никакого внимания. В этот день умер Иов, и люди занимались тем, что оплакивали его.

К полудню евреи подошли к предместью Хеврона и остановились на привал возле огромного куста. Он был весь усыпан алыми цветами и большущими плодами. Напившись студеной воды из ручья и наевшись сочных плодов, разведчики уселись в кружок и принялись обсуждать положение.

– Города у них укреплены, – сказал один, – значит, придется воевать. А сколько надо пролить пота, чтобы возделать здешние поля и сады? Зачем это нам? Нам и так хорошо. В пустыне над нами стоят Облака Славы. Они создают превосходный климат: солнце не палит, песок ноги не жжет. И одежда к тому же не пачкается. Облака скрывают нас от врагов, как шапка-невидимка. Ковчег со скрижалями впереди дорогу ровняет и гадов всяких убивает. Как лагерем встанем, так из «Колодца Мирьям» сразу вода вокруг разливается. Оазис возникает: деревья, трава... Что еще человеку потребно?

– Вот именно, – поддакнул другой, – нам и так хорошо! Подумайте: теперь мы вожди, а когда весь народ войдет в Ханаан, предводителем нашим станет Иеошуа. Он возьмет себе других помощников, а нас сместит. Надо оговорить страну, чтобы все евреи отказались в нее входить! Давайте унесем с собой самые большие плоды, чтоб слова наши показались правдивыми.

Калев и Иеошуа пытались их переубедить, но толку не добились. Они вернулись все вместе, таща кто гранат, кто финики. Восемь человек несли на шесте гигантскую кисть винограда.

На сороковой день, вечером 9 ава, они пришли в лагерь. Моисей объяснял народному собранию законы Торы, относящиеся к Эрец Исроэл. Разведчики подошли к нему и разложили перед ним свои трофеи. Люди оторопели. Таких огромных плодов никто отродясь не видел.

– Мы убедились в том, что земля эта плодородна и, действительно, течет молоком коз и финиковым медом, – сказал один из разведчиков. – Но приглядитесь! Есть где-нибудь еще на свете подобный виноград? А вот этот чудовищных размеров гранат, он ведь из самых мелких. Когда в Ханаане нам понадобилось переправиться через неширокую речку, мы воспользовались коркой граната вместо лодки! А когда в винограднике пытались отрубить мечами эту гроздь, то слышали, как один великан, опершись на высоченную каменную ограду, говорил другому, что у него в винограднике завелись мелкие, как муравьи, твари, похожие на людей.

– Мы прошли всю страну, и местные жители повсюду были заняты похоронами.

– Эта земля плохая… Там люди мрут от болезней, как мухи! Города окружены неприступными стенами, и нам их не взять! – поддержал разведчика кто-то из товарищей.

– Это было чудо. Б-г сотворил его, чтобы хананеи не замечали нас! А то, что стены крепостные вокруг поселений, так это означает, что на свои силы они не надеются и врагов боятся! – закричал Иеошуа. Его не стали слушать.

Толпа заволновалась, задвигалась, кое-кто принялся вопить: «Что нам Моше? Выберем себе другого вождя и вернемся в Египет!»

Тогда Калев понял, что нужно действовать другим способом. Он взобрался на повозку и прокричал во всю мощь:

– Разве мало сделал для нас Моше?! – когда установилась тишина, Калев продолжил: – Он вывел нас из Египта. Творец рассек пред нами море и дал нам манну, а Моше привел нас к горе Синай. Там мы получили бесценный дар – Тору! Почему вы боитесь идти в Ханаан? Разве Всемогущий нас оставил? Разве наш наставник и вождь Моше не с нами?

Но народ, видя, что Калев и Иеошуа в меньшинстве, не поверил им. Люди стали расходиться по шатрам. И поднялся плач над лагерем: «Лучше бы нам оставаться в Египте рабами, чем воевать с великанами… Лучше бы умереть нам в пустыне… Бедные наши дети!»

– Доколе этот упрямый народ будет испытывать мое терпение? Я его уничтожу, а тебя сделаю родоначальником нового! – говорил Б-г, обращаясь к Моше.

– Господин мой, если Ты перебьешь этих несчастных, идолопоклонники скажут, что Ты просто не смог дать евреям Эрец Исроэл. Покажи всем, что Ты долготерпелив. Не произноси народу Израиля смертный приговор, – взмолился Моисей.

– Хорошо. Эти люди, как они и просят, умирать будут в пустыне (по достижении шестидесяти лет). 9 ава пусть роют себе могилы. А их дети до сорока лет станут скитаться по пустыне. Год за каждый из сорока дней, проведенных в ханаанском походе. У каждого поколения теперь будет причина плакать 9 ава. Десять разведчиков – отряд злодеев – умрут сегодня страшной смертью.

ПЯТНАДЦАТОЕ АВА

Подходили к концу отмеренные сорок лет. Наступило 9 ава. Люди вырыли себе могилы. Наутро проснулись.

– Что такое? Все живы. Не может быть. Наверное, ошиблись.

Наступило новое утро. Снова все живы. И так до ПЯТНАДЦАТОГО АВА. Когда они убедились, что прощены, устроили грандиозный праздник.

Обосновались в Эрец Исроэл. Пятнадцатое Ава не было забыто. В этот день устраивались пиры. Девушки надевали самые нарядные свои платья и шли танцевать и петь в виноградники. Парни глядели на них и выбирали себе невест.

 

ОСАДА

Однажды римский император Нерон собрался в поход против евреев. Но сначала решил проверить, будет ли кампания удачной. Пустил стрелу на запад. Она легла острием в сторону Иерусалима. На восток – то же самое. И на остальные стороны света. В общем, все стрелы легли острием в сторону Иерусалима. Нерон счел, что город будет взят, а народ покорен. Но захотел испытать свой жребий еще раз. Пошел на улицу и попросил первого попавшегося еврейского мальчишку:

– Прочти мне отрывок из святых текстов.

– И отдам мою месть Эдому* в руку народа моего, Израиля**.

Нерон понял, что римлянин разрушит Храм и будет за это наказан. Оставил Нерон войны и обратился в иудаизм.

Тогда о «еврейском восстании» доложили новому римскому императору. Он доверил осаду Иерусалима одному из лучших своих военачальников – Веспасиану.

В трудное для евреев время трое именитых людей решили помочь родному городу и объявили, что обеспечат жителей Иерусалима пшеницей, ячменем, вином, солью, маслом, а также дровами. Всего этого могло хватить осажденным жителям на долгие годы!

Но все оказалось не так просто. Большинство иудеев готово было последовать совету мудрецов и пойти на мировую с римлянами. Однако в городе жили также сиккарии, по-нашему – разбойники. Они отбирали у крестьян землю под угрозой смерти. Несчастные молили: оставь жизнь и «си кара» – возьми землю.

Сиккарии себя считали патриотами и хотели вынудить народ дать бой Веспасиану. Для этого они сожгли склады с продовольствием и захватили власть в городе. Начался голод.

Три года войско Веспасиана осаждало Иерусалим. Люди вымирали целыми кварталами. Сиккарии выпускали из ворот только похоронные процессии.

Жил в Иерусалиме известный мудрец рабби Йоханан бен Закай. Вызвал он племянника Абу Сикру, «отца» сиккариев, для серьезного разговора.

– Чего вы ждете? Хотите, чтобы город вымер целиком? Предложи своим пойти на переговоры, – сказал рабби Йоханан.

– Если я сунусь с этим к моим головорезам, мне самому не сносить головы, – ответил Аба Сикра.

– Хорошо, тогда найди для меня способ выбраться из города, – сказал рабби Йоханан.

Аба Сикра предложил дяде пустить слух через учеников, что рабби Йоханан слег, а через некоторое время – что умер. Затем поместить на дно ящика тухлое мясо, поверх него уложить рабби.

– Только пусть несут тебя твои верные ученики. Чтоб никто ничего не заподозрил. Остальное беру на себя.

«Траурная» процессия добралась до ворот.

– Надо проверить тело, – проворчал один из стражников и поднял копье.

– Не трогай покойника, – сказал Аба Сикра, – зачем показывать римлянам, что сиккарии не полностью контролируют положение в городе?

Побег рабби Йоханана прошел успешно. В сопровождении учеников он благополучно достиг римского стана.

Рабби привели к палатке главнокомандующего. Веспасиан сидел на складном стуле. Рядом валялся позолоченный шлем. Алая шелковая туника мягкими складками облекала мощный торс полководца. Мускулистые волосатые руки опирались на воткнутый в землю меч. Он посмотрел на рабби с любопытством. Что привело сюда этого щуплого старикана?

Внезапно рабби вместо положенного приветствия дважды воскликнул: «Мир тебе, кесарь!» Веспасиан расхохотался, а затем сказал:

– Ты заслуживаешь смерти по двум причинам. Первая – называешь меня кесарем, зная, что я не кесарь. Тем самым ты смеешься надо мной и оскорбляешь императора. Вторая – если я кесарь, почему не пришел ко мне раньше?

– Во-первых, ты говоришь, что ты не кесарь, но это неправда: кесарь ты! Во-вторых, в святых книгах сказано, что «Леванон от могучего падет»*. Нет другого значения для «могучего» (адир) кроме как царь и нет иного значения для «Леванона» кроме как «Храм», – отвечал рабби Йоханан.

Тут снаружи послышался шум, раздались крики. Как из под земли, вырос перед главнокомандующим гонец из Рима. Прежний кесарь умер. Сенат решил назначить новым императором Веспасиана!

Очень довольный Веспасиан обратился к рабби Йоханану:

– Я возвращаюсь в Рим и пришлю вместо себя другого человека. А ты, пророк, проси у меня чего хочешь. Ты заслужил награду.

– Дай мне город Явне и его мудрецов; пощади потомков царя Давида, – ответил рабби Йоханан.

До конца дней он жалел, что не попросил сохранить Храм и снять осаду. Но, с другой стороны, потребуй он этого, мог вообще не получить ничего.

Девятого ава сын Веспасиана Тит взял город, осквернил и разрушил Храм, нагрузил корабли золотом, рабами и отправился в обратный путь.

Легенда рассказывает, что, когда началась буря, Тит крикнул:

– Ты, Б-г евреев, силен только на море, а вот попробуй-ка сразиться со мной на земле.

Буря тут же прекратилась. Все корабли благополучно добрались до суши. Тит ступил на пристань, где его встречали как триумфатора. И вдруг ему в нос вроде бы залетел комар. С тех пор начались у Тита страшные головные боли.

Как-то Тит проходил мимо кузницы, и «комар» затих. Он решил, что нашел выход, и велел привести к нему в спальню молотобойцев. Но это помогало недолго. Тит умер. Когда вскрыли его голову, в ней оказалось чудовище с железным клювом и когтями.

Исполнилось предсказание, данное императору Нерону и гласившее, что осмелившийся разрушить Храм будет наказан.

Небольшой городок Явне стал духовной столицей разгромленной Иудеи. Туда собирались все, кто хотел изучать Тору. Рабби Йоханан бен Закай воссоздал там новый Синедрион и возглавлял его до самой смерти. Благодаря этому мудрецу учение Моисея дошло до наших дней.

НАПОЛЕОН И ЕВРЕИ

Идет Наполеон мимо синагоги. Слышит плач и стоны. Заходит. Спрашивает:

– В чем дело?

Служка отвечает:

– Сегодня 9 ава, плачем о разрушенном Храме.

– Этот Храм тоже я развалил?

– Нет. То было 1800 лет назад. Остался только кусочек ограды.

– Народ, две тысячи лет скорбящий о своей потере, достоин того, чтобы его храм восстановили.

 

СТЕНА ПЛАЧА

Когда я первый раз прилетела в Израиль, друзья меня отвезли на Шабос в Иерусалим и поселили в старом городе. Вечером по узким улочкам они повели меня к Западной Стене. В России ее называют «Стеной плача». Площадь перед Стеной, разделенная на женскую и мужскую половины, вся была заполнена народом. Какие-то хасиды, обнявшись и образовав большой круг, весело танцевали и пели.

Желтая луна выглянула из-за башни Давида и осветила Стену. Я прижалась к ее большим и теплым камням. В голове вспыхнула мысль: как мечтал мой прадед приехать в Эрец Исроэл и помолиться на этом месте… Повернув голову направо, я увидела, что несколько женщин в платках уходят с площади, пятясь. Это было странно. Я остановила одну из них и выяснила, что поворачиваться спиной к Стене нельзя.

Именно этот кусок стены был построен царем Давидом. Как раз этот фрагмент стены пощадил Тит, когда сравнял Иерусалим с землей. Теперь на площади перед Стеной молятся евреи. Конечно те, что умеют. А те, кто не умеет, – пишут записки с просьбами и вкладывают их в щели между древними камнями.

 

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru