[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  ИЮЛЬ 2004 ТАМУЗ 5764 – 7 (147)

 

К НОВОЙ ЖИЗНИ – КАЖДЫЙ ГОД!

Недавно мне исполнилось сорок лет. Многие поздравили меня с этой датой. Кто-то зашел лично, кто-то позвонил по телефону, кто-то прислал телеграмму, а то и письмо – обычное или по факсу, или по электронной почте. Поздравления приходили от друзей и родственников, от знакомых и даже малознакомых людей. Если бы я сел писать каждому ответное письмо, то не вставал бы из-за письменного стола, наверное, не один месяц. Поэтому позвольте поблагодарить всех этим посланием…

Для евреев поздравление – очень важная вещь. На иврите, языке нашей святой Торы, «поздравление» – это «броха». Но словом «броха» обозначается и благословение. Таким образом, когда один еврей поздравляет другого, он не просто желает ему здравствовать, он еще и благословляет его, молится за него. А ведь всем известно, что если кто-то молит за тебя Всевышнего, – такая молитва имеет особую силу.

Более того: в Торе написано, что Б-г обещал Аврааму «благословить благословляющих его». Это обещание распространяется и на потомков Авраама. И поскольку все мы – сыновья праотца нашего Авраама, то, поздравляя друг друга, мы, естественно, получаем благословение от Г-спода.

Однако наши мудрецы учат, что благословение свыше подобно дождю благодатному. Если мы вспахали поле и засеяли его – дождь поможет вырасти обильному урожаю; не подготовили мы поля – благодатная влага пропадет втуне.

Иными словами: чтобы Б-жье благословение «сработало», каждый должен сам создать для этого условия – вести праведную жизнь, соблюдать заповеди. А у поздравлений, у благословений по случаю дня рождения суть особая.

Ведь что такое, в самом деле, «день рождения»? Даже юбилей? Всего-навсего короткий миг в человеческой жизни. Вроде бы – условная дата: вчера тебе было 39 лет и 364 дня от роду, сегодня – 39 лет и 365 дней, завтра будет 39 лет и 366 дней… Но в праздновании дня рождения заключена весьма и весьма серьезная идея. Наступает час, когда человек сам себе отдает отчет о сделанном за некий период, сам для себя определяет, что надлежит сделать в будущем.

 Это начинается с ежевечернего самоотчета. В нашей молитве перед сном есть проникновенные слова: «Да будет угодно Тебе, Г-сподь Б-г мой и

Б-г отцов моих, чтобы я не грешил более и не повторял своих проступков, чтобы никогда больше не гневил Тебя и не делал того, что дурно в глазах Твоих…» Далее говорится: «И направь нас Своим добрым советом, и спаси нас в скором времени ради имени Своего». Стало быть, каждый раз, произнося эту молитву, мы вспоминаем о прегрешениях, совершенных за день, и обещаем Б-гу исправиться, и просим Его наставить нас на путь истинный.

Точно так же поступаем мы в день субботнего отдыха. Для того он и дан нам Всевышним, чтобы неспешно осмыслить минувшую неделю, понять, что сделано хорошо, а что не очень, наметить планы на неделю предстоящую. Точно так же полагается подводить итоги совершенному и в первый день каждого месяца, тем более в Рош а-Шона, в Новый год, когда сам Всевышний подводит итоги сделанного нами и велит нам отчитаться в делах наших, попросить прощения за каждый дурной поступок и постараться стать лучше. Во всем этом заключен глубинный смысл, ибо человек, не умеющий остановиться и оглянуться назад, обречен вновь и вновь повторять свои ошибки.

К этим же «дням самоотчета» относится и день рождения. Он связан не только с датой появлении на свет: человек в этот день как бы рождается заново и задумывается о своем жизненном предназначении, надеясь не только предугадать собственный жребий, но, быть может, даже изменить его.

В Талмуде тема судьбы смертных обсуждается подробно и всесторонне. Какова цель «рождения», создания человека? – спрашивают мудрецы. И дают исчерпывающий ответ: «Адам ле-амал юлад» – «Человек рождается для труда». Талмуд поясняет: труд, ради которого каждый из нас приходит в этот мир, состоит из трех вещей: «труда работы», «труда изучения» и «труда разговора».

С «трудом работы» все ясно. В Торе написано: «Шесть дней в неделю ты будешь работать». Даже если ты богат, Тора все равно обязывает тебя трудиться: ты ведь делаешь это не только для себя, любая твоя работа служит и другим людям, обществу в целом.

Под «трудом изучения» имеется в виду изучение Торы. Изучение в самом широком понимании, ибо слово «тора» на иврите – это не только «Пятикнижие», но и «наука». Человек должен учиться всю жизнь, не останавливаясь на достигнутом, не ограничивая себя знаниями, полученными в детстве и юности. Он обязан непрерывно пополнять свой умственный багаж мудростью Всевышнего.

«Труд разговора» – это молитва, «беседа с Б-гом». Именно во время молитвы мы приближаемся к Создателю, сотворившему нас, давшему нашей жизни смысл и цель. Молясь, мы отчитываемся перед Б-гом, как выполняли Его заповеди, просим

Г-спода помочь нам возвыситься духовно, дабы полнее соответствовать Его величественному замыслу.

И если смотреть на вещи с такой точки зрения, то наш личный праздник, наш день рождения (и даже юбилей) знаменует собой как бы открытие новой страницы, нового поля для трех видов труда, на коих зиждется мир Б-жий, все наше бытие. Мы, повторяю, «рождаемся заново» – получаем, словно впервые, задание от Всевышнего. Мы отрешаемся от прежних привычек, в том числе и дурных, от былых предубеждений. Б-г дает нам в этот день уникальную возможность еще раз начать все сначала. И поздравление с днем рождения есть, по существу, просьба к Б-гу благословить «новорожденного» на счастливую праведную жизнь. Вот почему оно столь дорого и столь ценно для человека.

От всего сердца спасибо всем, благословившим меня в мой день!

Главный раввин России Берл Лазар

 

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru