[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  СЕНТЯБРЬ 2004 ЭЛУЛ 5764 – 9 (149)

 

условие достойной жизни

Словно подтверждая слова поэта о гибели без «правды сущей», рухнул вроде бы несокрушимый Советский Союз. До поры до времени держался, играл мускулами, а потом развалился, как карточный домик.

Политологи наперебой называли причины краха, постепенно приближаясь к главной: коли нет правды – жизни не будет. Какое-то время удастся протянуть на полуправде, лжи. Как умирающему на каплях или таблетках, но и снадобьям наступает конец. Или они перестают действовать.

Само понятие правды далеко не однозначно: у каждого может быть собственное о ней представление.

Но мы ведем речь о наименее спорном – о правде факта, о правде устоявшейся в памяти исторической даты. То есть пытаемся свести к минимуму возможности напрасной в данном случае полемики, чреватой все затапливающим словесным потоком.

Среди читательских писем, наряду с выражающими солидарность, есть и несогласные. Или сомневающиеся: «Так ли уж необходима правда?», «Нельзя ли без нее?» И прочее в подобном духе. Не то чтобы отказ от лжи и полуправды, но согласие на частичную, дозированную правду, вполне, дескать, достаточную для существования.

Речь, однако, не о существовании, а о полнокровной жизни и осмысленности шагов, поступков. Об отказе от немудрящего принципа: «День да ночь – сутки прочь». Жизни, достойной выдающегося народа, на своем тернистом пути испытавшего все виды лжи – от вроде бы безобидной, довольствовавшейся анекдотами, до несшей кровь и смерть.

Кому-кому, а евреям непозволительно соглашаться на осьмушку, половинку правды. «Сущая правда», на которой настаивал большой российский поэт, не поддается нарезке на кусочки. Нужна целиком. «Да была б она погуще, как бы ни была горька».

Сама человеческая природа, поря

дком изуродованная обыденной, далеко не всегда благополучной жизнью, готова смиренно принять четвертушку правды.

Но не для евреев подобного рода компромиссы.

«Почему?» – удивятся иные читатели, вспоминая, быть может, давние попытки различных людей в этом направлении. «Ну велика ли разница – сколько солдат билось у деревни Н., отражая вражескую атаку?»

Разница в одном – нужна или не нужна нам подлинная правда войны, когда миллионы  людей, в том числе евреев, сражались, беззаветно отдавая жизнь за клочок земли. Каждый из этих обагренных кровью клочков дорог не только сам по себе, но и как символ стойкости, права на личное достоинство. Как прецедент.

При подобных проблемах слов нет, параллели относительны. И все же...

Да, нам дороги ратные успехи израильтян в неравной борьбе с численно превосходящим противником. Мы ищем и обретаем поддержку в собственном опыте, когда хватает и чего-то сходного с затяжным единоборством на Ближнем Востоке, когда одна из сторон, не всегда имея численный перевес, имеет нравственное превосходство, гарантированное правым делом.

Правота эта подтверждается многовековой историей, далеко не всегда благоволившей к высоким и благородным целям народа, пережившего ни с чем не сравнимые муки. Но никогда не склонявшего голову в знак принятия навязываемого ему смирения.

Вряд ли подобное качество в такой степени присуще еще какому-либо народу, готовому перенести всё, выпавшее на долю евреев. Перенести – и остаться собой, как оставались веками.

 

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru