[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  СЕНТЯБРЬ 2004 ЭЛУЛ 5764 – 9 (149)

 

ОПАСАЙТЕСЬ ЛИПЫ

 

Лью Уоллис. «Бен-Гур».

М.: «Терра», 2003. — 624 с.

 

 

 

Генералы не должны писать художественную прозу. Иногда им удается воспеть собственные бравые похождения (см. «Записки о Галльской войне» или «За державу обидно»), но беллетрист в погонах – это еще хуже искусствоведа в штатском. Один Макашов чего стоит: «Учись мужеству у земли-матери, а мудрости у Коммунистической партии» и т. д.

Примерно из того же сомнительного материала сделан американский генерал Лью Уоллис, сочинивший в перерывах между геройствами претолстый роман «Бен-Гур». Если вы помните голливудский, многими «Оскарами» украшенный фильм 1960 года с его знаменитой сценой гонок колесниц – забудьте. Во-первых, мы тогда были маленькие и измученные «Васьком-трубачком» и прочими советскими кинобезумствами, нам любое голливудское изделие нравилось. Во-вторых, теперь мы знаем, что «Оскаров» дают в основном за всякое барахло. Наконец, в-третьих – если даже вы сделаете над собой усилие и доберетесь до 5-й книги бесконечного варева, вы не найдете в многословном описании гонок колесниц ничего поистине захватывающего, что могло бы вдохновить создателей фильма и, в частности, оператора, чья блестящая работа нам так нравилась лет сорок назад, когда «Бен-Гура» крутили по всяким интеллигентским клубам в Москве и Питере.

Помимо того, что читать беллетристику, вышедшую из-под генеральского пера, вообще не надо, сугубо вредно потреблять американские поделки из заграничной жизни. Помните «Войну и мир» голливудского производства – с песней «Девицы-красавицы» из оперы Чайковского «Евгений Онегин»? Или «Доктора Живаго» в задушевном исполнении Омара Шарифа?..

Я вас все еще не убедил, что книгу эту ни в коем случае читать не надо? Хорошо, давайте откроем первую страницу. Тут же возникает арабский топоним «Джебель аз-Зубла» – при том что действие происходит за шесть с лишним веков до того, как в Эрец Исроэл появились первые арабы.

Думаете, случайность? Следующий абзац начинается словами: «Арабы дали имена всем местностям того необозримого края, который раскинулся к югу и востоку от Иудеи». Вообще-то край этот называется Моав, и арабы с их именами ступили на его землю тогда же, когда ввалились в собственно Иудею. Невольно вспоминаются давно горящие в аду Карл Маркс и Фридрих Энгельс, от большого ума называвшие ТАНАХ «собранием арабских сказок»…

После четырехстраничного живописания барханов и верблюдов появляется, наконец, первый персонаж. «Лицо сухое и чистое, по цвету кожи почти негритянское, но широколобое, с узким орлиным носом, слегка раскосыми глазами… Такой облик нельзя спутать ни с чьим другим: так выглядели фараоны, а позднее, сменившие их цари из династии Птолемеев, таким был и Мицраим – предок египтян...» На самом деле фараоны так выглядели разве что в Голливуде или в известном польском фильме, а настоящих египтян Уоллис, похоже, в глаза не видел. Классическим египтянином был, между прочим, покойный Насер – башнеобразная голова, расширяющаяся книзу, толстый прямой нос и довольно светлая кожа. Зовут экзотического египтянина, разумеется, Бальтазар. Хорошо, что не Мустафа, – а то уже на следующей странице появляются шатры «эмиров и шейхов»…

По ходу действия египтянин восклицает: «Велик Единый Б-г!» (Амон? Тот? Гор? Осирис? А может, сразу Сет?..) – а затем, вместе с греком и индусом в тюрбане, произносит молитву, подозрительно похожую на христианскую. Чистейшей воды липа.

В тот момент, когда читателю уже очень хочется вызвать санитаров из крэйзера, потому что здесь кто-то явно сошел с ума, выясняется, что «грека» зовут Гаспар, ну а индуса, естественно предположить, Мельхиор. Ясное дело, их почти всех так зовут… Только тут понимаешь, что генерал пересказывает историю про волхвов (они же «цари-маги»), собравшихся с трех сторон света, чтобы принести рождественские подарки младенцу Христу. Как мультфильм эта история, конечно, очень мила, но в толстопятом генеральском изложении сильно смахивает на Устав караульной службы.

Из знакомства с дальнейшим текстом обескураженный читатель узнает еще много нового и для себя неожиданного.

По традициям иудеев «новый день начинался с появлением солнца». В толпе на иерусалимском рынке обнаружились «поклоняющиеся Будде». Иудея лежит «от песков пустынь на западе до морского берега на востоке». Члены Синедриона были «одеты в талесы», причем у кого-то «руки торчали из рукавов». У талеса – рукава?

Знаете что, господа? Если вы решили продвигаться дальше,  делайте это без меня. Фильм я в детстве смотрел, благополучно забыл (кроме, естественно, сцены гонок колесниц) и ни малейшего желания восстанавливать его в памяти не испытываю. Если вам совсем уж нечего делать и вы настолько себя не любите, из чистой вредности раскрою вам секрет: Бен-Гур крестится и посвятит жизнь свою (и без того задрипанную) строительству подземных церквей на средства, пожертвованные арабским шейхом (дались генералу эти арабы!) по имени Йылдырым. Если у нас индиец Мельхиор, как еще могут звать араба, если не по-турецки?

Дмитрий Прокофьев

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru