[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  НОЯБРЬ 2004 ХЕШВАН 5765 – 11 (151)     

 

Легенда без фактов

Анатолий Ботвин

И звестие о публикации мемуаров В. Кардина о Михаиле Александровиче Лифшице («А дела идут своим чередом...»; «Лехаим», 2004, № 2, рубрика «Воспоминания и размышления») заинтересовало, даже заинтриговало меня, давнего уже почитателя этого удивительного, выдающегося человека. Начало не разочаровало, соответствуя моим привычным уже ожиданиям и общему высокому мнению о Михаиле Александровиче, в котором не раз убеждался и сам автор воспоминаний. Он свидетельствует об этом на примерах, собственном опыте, с восхищением, обычным и для других мемуаристов, рисуя поистине королевский, по богатству натуры, внешний и духовный облик молодого и зрелого М.А. Лифшица. Но чем дальше я читал, переходя от «воспоминаний» к «размышлениям», ко второй половине жизни М. Лифшица, тем больше это высокое впечатление снижалось, и в целом заметки В. Кардина оставили меня после первого прочтения в удручающем состоянии подавленности.

Вот, казалось мне, убеждает нас автор, как блестяще начиналась и продолжалась жизнь, вот, мол, какой блестящий был талант, но верность марксистскому догматизму погубила его. Марксизм, конечно же, «лопнул», а вместе с ним «лопнула» и жизнь М. Лифшица, посвятившего ее именно ему. «Единственно верное учение» потерпело «сокрушительный крах» (заключительные слова мемуара!), а вместе с ним, надо понимать, «крахнулись» жизнь, дело и слава М. Лифшица...

Однако, придя в себя и заново обозрев текст, я обнаружил, что, к счастью и к сожалению, это всего лишь еще одна удобная схема, по выражению самого автора, «умышленно либо по недомыслию» лишающая прошлое и настоящее достоверности, конкретности и, если хотите, истины. Причем схема далеко не новая, не оригинальная: нечто подобное уже писали и А. Кондратович, и Н. Дмитриева... Да и что есть истина? И слова-то такого нет в историческом свидетельстве В. Кардина о М. Лифшице, кроме как в отрицательном смысле! Между тем, повторяю, убеждение в существовании единой, абсолютной истины было, можно сказать, краеугольным камнем воззрений философа.

Смею утверждать, что М. Лифшиц до конца жизни оставался удивительно цельной, гармоничной личностью, человеком бесконечно широких познаний и взглядов, глубочайшего оптимизма. Свидетельством тому – и его «последний завершенный труд», книга «В мире эстетики»; книга поистине блестящая, напоминающая лучшие страницы критической и философской литературы, Вольтера, Дидро... В. Кардин и caм признает: «Его догматизм обретал порой блистательное выражение в лекциях и книгах, трактующих самые разные проблемы – от бессмертья классиков до капризов сексуальной революции». Что сие значит? Почему бы не сказать, что «лекции и книги» М. Лифшица полны истины, обаяния ее, которого не избежал и такой скептик, как наш автор? Тогда при чем здесь «догматизм»? Или победа достигается вопреки «догматизму»? Тогда следовало бы подтвердить примерами слова о «творчестве, не лишенном противоречий» и «священных именах», которые «словно бы парализуют авторский рассудок».

Ну ладно, марксизм теперь – «мертвая собака», и на него можно вешать что угодно или попросту игнорировать его. Но в чем же состоял «марксизм-догматизм» М. Лифшица? То, что нам сообщает В. Кардин, весьма общо, сводится к принятым на сегодня клише, «удобным схемам», а то и просто к «убийственному» ярлыку. «Уделом жизни М. Лифшица были мысли; не зная или не поняв их, нельзя понять и его как человека, нельзя понять его жизнь». А, между тем, заметки В. Кардина представляют читателю основополагающие мысли-факты духовного облика и биографии М. Лифшица  весьма туманно, невнятно. Например, заметки прилагают к М. Лифшицу такой общеизвестный штамп: «Для него существовало учение, способное, в отличие от прочих, осчастливить человечество». Но разве это так? Для М. Лифшица марксизм отнюдь не был счастливой палочкой-выручалочкой или «универсальной отмычкой». Для него марксизм был истиною нашего времени, разгадкой истории, ответом на вопрос о смысле личной и исторической жизни людей. С точки зрения практической, как осуществление истины, он – «болезненная и трудная работа». О содержании и цели этой работы М. Лифшицу писал, например, так: «...Уничтожение частной собственности может стать началом новой эры в истории, основанной на планомерном развитии жизни, не вызывающем роковых последствий и не приводящем к обратным результатам».

Похоже ли это на те клише, которыми оперирует В. Кардин? Чем новомодные штампы, догмы лучше старых?

Ну и, наконец, главный, может быть, факт духовной биографии М. Лифшица, без знания и понимания которого невозможно, по-моему, писать о нем, но даже намека на который нет в заметках В. Кардина, – это то, что М. Лифшиц очень рано, едва ли не в конце 20-х годов, понял поражение, трагедию Октябрьской революции, что, однако, не заставило его отвернуться от нее, перестать верить в справедливость и будущее начатого ею великого дела. Так как В. Кардин, изображая отношения М. Лифшица и А.Твардовского, не сообщает главного, будет уместно привести здесь свидетельство самого М. Лифшица: «На чем мы сошлись с Твардовским? Нa том именно, чего не может принять в силу коренной своей и затаенной враждебности к Октябрьской революции Солженицын. У нас была, у меня особенно, полная ясность насчет того, какова разница между путем ленинским и путем сталинским, сознание того, что хорошего не жди, что кровь льется большая, что каждый из нас только одной ногой на земле, и в то же время – что есть глубокое основание, не ошибка какая-нибудь, не просто замысел злодейский чей-нибудь в этом, а тяжкий противоречивый ход истории, сознание отсутствия альтернативы. И все же – как Твардовский и Казакевич удивились моим словам в 1956 году!»

Жаль, очень жаль, что автор, в свое время прославившийся статьей «Легенды и факты» в «Новом мире» А. Твардовского, сегодня сам, вольно или невольно, подчиняясь господствующей обывательщине, по сути создает новые легенды... без фактов! Возьму на себя и смелость утверждать, что М. Лифшиц чувствовал то, что В. Кардин по-своему именует «зыбкостью почвы»: движение, откат интеллигентской обывательщины к идеям Бердяева, «Веx» и дальше, дальше, дальше... «вперед в обратном направлении». Ведь очень рано, в 50-х годах, заметив это движение, М. Лифшиц отдал много сил и времени борьбе против различных форм подобной идейной слабости, в том числе – против модернизма. Ничто не могло заставить его отказаться от своего «вероисповедания».

 

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru