[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  НОЯБРЬ 2004 ХЕШВАН 5765 – 11 (151)     

 

СМОТРЕТЬ ПРАВДЕ В ГЛАЗА

Такой взгляд зачастую труден для бросающего его. Поскольку предполагает отказ от следования по протоптанной тропе, от лежащих на поверхности и уже потому соблазнительных ответов. Инерция повседневного мышления зачастую толкает на такого рода тропки, побуждая не замечать их исхоженности. Велика ли, мол, беда, к чему всякий раз открывать Америку, лезть в Колумбы и т. д.?

Доводов в пользу истоптанных путей-дорог всегда хватает. А при желании (либо необходимости) легко подыскать примеры, доказывающие их преимущества. Преимущества настолько сильны, что их не всегда одолеешь, даже апеллируя к авторитету древних мудрецов либо к народной мудрости типа, скажем, «Зарекалась девка…» (Что приключается с «зарекавшимися», ведомо и школьницам, конечно же мечтавшим «идти своим путем». Но почему-то пришедшим туда же, куда их мамы и бабушки…) Однако не стоит обольщаться и славой первопроходцев. Неслучайно само словечко «первопроходец», донельзя модное одно время, сейчас отступило в область лексических раритетов. Даже нынешние путешественники к Северному полюсу им не пользуются.

Не прибегали к нему и участники событий в Беслане. Хотя где-где, а там уж точно сложилась ситуация, беспримерная даже по нынешним временам, вряд ли слывущим ординарными, объяснимыми методом аналогий, что облегчает душу, и не слишком перегружают мозговые извилины. Словом, методом настолько соблазнительным, что хочется простить ему какие-то частные несовершенства. (Трогательная уверенность в абсолютном совершенстве единожды избранного метода обошлась нам достаточно дорого. Но кто старое помянет…) Постараемся жить, сберегая оба глаза, не отказываясь от права и возможности всматриваться в картину, открывающуюся при нормальном зрении, не отказываясь от права самостоятельно судить о сущем. Пусть подобный суд не избавляет от опасности самим угодить на скамью подсудимых. Отнюдь не из-за угрозы «массовых репрессий», несколько меркнущих перед массовой глубоко эшелонированной преступностью.

Не претендуя на роль первооткрывателей, мы полагаем возможным, более того, необходимым сделать то, от чего вольно или невольно уклонялись сторонники простенькой философии – «не наше дело, не наша печаль».

Печали, к несчастью, хватает на всех. Жизнь круто меняется, не оставляя места спасительной «хате с краю». Никогда, кстати, не служившей прибежищем для евреев. А уж теперь-то подобные «хаты» наверняка переходят в разряд редкостей. Переход этот не избавляет от необходимости говорить и о месте «Лехаима» в свете событий, сопряженных с Бесланом, побуждая глубже, зорче всматриваться в то, что представлялось уже окончательно установленным. Определять собственное место в реальности. Место журнала и в какой-то степени современное место российского еврейства.

Одно, видимо, неотделимо от другого. Как нередко случается в общественной жизни. Особенно в общественной жизни евреев.

Их бытие в значительной мере обусловлено не только подлинным отказом государства от антисемитизма, но конкретными свершениями последнего времени, требующими, в частности, четкой позиции каждого человека, каждого издания.

Поддавшись общей тенденции, «Лехаим» не сумел обрести взыскательно-тревожного взгляда на происходящее. Взгляда – и это необходимо особенно подчеркнуть, – присущего значительной части читателей, не склонных к благодушию, не считающих личное преуспеяние, коль его кто-то достиг, всеобщим. Принцип «нас не трогай и мы не тронем» вряд ли уместен, достоин. Самоустранение от острых проблем дня теперь будет выглядеть едва ли не кощунством.

Сознавая это, мы сознаем и долю собственной ответственности за происходящее, воспринимаемое нами как суровый урок, обязывающий отказаться и от благодушия, и от оправданной критики в чей-то адрес – из-за боязни получить сдачи. Не устаревают строки одного из крупнейших наших поэтов минувшего века Давида Самойлова: «…И что нельзя беречься, и что нельзя беречься…»

Мы живем в России и живем Россией. Ее трагедии, боли, печали, радости – наши.

 

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru