[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  МАЙ 2005 НИСАН 5765 – 5 (157)     

 

ЗнамЯ над Рейхстагом.

О тех, кто снимал историЧеские кадры

Владимир Берман

Во втором томе «Кинословаря» есть небольшая заметка. Привожу ее с сокращениями: «Заслуженный деятель искусств Латвийской ССР, режиссер-оператор Моисей Абрамович Шнейдеров – один из старейших работников Рижской киностудии. Родился 18 ноября 1915 года. Окончил операторский факультет ВГИКа в 1939 году. В годы Великой Отечественной войны – фронтовой оператор. В 1942 году за участие в создании фильма “Разгром немецких войск под Москвой” был удостоен Государственной премии СССР. Снимал исторические кадры поднятия красного флага над фашистским рейхстагом в Берлине».

В конце 70-х я записал для «Советского экрана» воспоминания Моисея Абрамовича о последних днях войны. Тогда они не были опубликованы. По словам редактора журнала, количество еврейских фамилий в нем перекрыло все дозволенные по тем временам мерки. Более четверти века мемуары М. Шнейдерова пролежали под сукном. Полагаю, настало время, когда они должны увидеть свет. Ниже публикуется отрывок из них.

М. Шнейдеров на крыше рейхстага

1 мая 1945 года. Последние кадры битвы за Берлин.

 

– Каждый фронтовой кинооператор, – так начал свой рассказ Моисей Абрамович, – сам по себе стратег. Не будучи посвящен в планы военных операций, он должен интуитивно ощущать их ход и в нужный момент оказываться с камерой в том месте, где происходят главные события.

Последние дни войны мы с кинооператором Авениром Софриным провели в расположении 69-й армии. Армия стояла против Франкфурта-на-Одере и ждала приказа о переходе в наступление. Но на этом участке большое наступление не состоялось. Боясь пропустить момент, когда наши войска войдут в Берлин, Софрин и я двинулись к столице рейха. Мы успели снять конец сражения на Зееловских высотах, десятки подбитых немецких танков, дымящееся железо, груды брошенной техники. Затем продолжили свой путь и, наконец, влились в наступающие части.

Читаем на указателях: до Берлина 20, 15, 10 километров. Вот уже и берлинские пригороды с пропагандистскими щитами: «Шпион подслушивает», «Берлин останется немецким»…

Снимаем уличные бои. Чем ближе наши подходят к центру, тем упорнее сопротивляются фашисты. Цепляются за каждый дом, за каждый перекресток.

Узнаю, что в Берлин прибыл кинорежиссер Юлий Райзман, назначенный руководить документальными киносъемками. Фронтовые операторы получают от него съемочные задания. Снятый материал сдается в политуправление 1-го Белорусского фронта; там я встречаю Льва Саакова – в то время начальника фронтовой киногруппы. Получаю приказ срочно перебраться в 3-ю Ударную армию: по сведениям политуправления, воины этой армии будут водружать знамя победы над рейхстагом, а там якобы нет кинооператоров.

Докладываю начальнику политотдела 3-й Ударной полковнику Лисицину о полученном задании. Полковник тотчас отправляет меня в 75-й стрелковый корпус, предупредив, чтобы я ни минуты не медлил.

Ориентируясь по проводам связистов, добираюсь до штаба корпуса. В штаб уже прибыли командующий 75-м корпусом генерал Переверткин и писатель Борис Горбатов. Объявил генералу, с каким заданием приехал. Генерал ответил, что у него в корпусе уже есть два кинооператора. Помог связаться с ними. К аппарату подошел оператор Симхович, сказал, что вместе с оператором Фроленко находится прямо перед рейхстагом. В передовой части. «Здание горит, и из-за дыма почти ничего не видно. Снимаем, что можем…» Это было вечером 30 апреля.

Генерал Переверткин приказал: с наступлением темноты доставить меня на передовую. Пришел солдат, парнишка лет 18-ти, и мы отправились. До сих пор удивляюсь, как мог мой проводник так легко ориентироваться в незнакомом ночном городе. Идем через проломы в стенах, через канавы, шагаем по разрушенным мостам. Добрались наконец до полуподвального помещения, где разместилось командование части и те, кому предстояло поднять над рейхстагом победное знамя. Командир части познакомил меня с будущими героями.

Рассвело, и из окон полуподвала стал виден рейхстаг. Вернее, слабый его силуэт.

Первый кадр в тот день я снял, когда солдаты, выпрыгнув из окна, побежали в сторону площади. Я побежал за ними. Солдаты вскоре залегли. Я тоже упал на землю. Черный от копоти, обгоревший массив здания почти навис над нами.

Солдаты лежали. Красное знамя было прикреплено к груди одного из них. Потом встали и повернулись в мою сторону. Тут мне удалось снять их со знаменем. В объектив кинокамеры я видел, как бегом, миновав лестницу, они скрылись в портале рейхстага.

Боюсь потерять их. Вбегаю в здание. Догнал. Темно, снимать невозможно. Находим выход на крышу. Сквозь едкий дым видим под собой раскаленные металлические балки. Купол рейхстага разбит; подняться на него нельзя.

Принимается решение – вывесить флаг у скульптурной группы над главным входом. Снимаю. Дублей (понятное дело), быть не могло… Весь материал упаковал в небольшую коробку и отправил на проявку в Москву.

За съемки при водружении знамени победы над рейхстагом командующий 1-м Белорусским фронтом маршал Жуков наградил меня орденом Красного Знамени.

Этот снимок Е. Халдей сделал 1 мая 1945 года.

Фотокорреспондент «Правды» и ТАСС, он снимал войну от ее первого до последнего дня.

Награжден орденами Красной Звезды и Отечественной войны II степени, медалями.

***

Оператор Иван Панов, коллега Моисея Шнейдерова, тоже находившийся на площади перед рейхстагом, описал то, что увидел ранним утром 1 мая 1945 года. «Ночь уже на исходе. Небо начинает светлеть, становится рыжеватым… Вот наконец делается более или менее светло, по краям площади прорисовываются контуры развалин, высвечиваются детали… Я вдруг вижу – на крыше, у скульптурной группы, красное полотнище! Как пламя взметнулось оно…

Вставляю в аппарат новую кассету и уже в рамке, в сильном ракурсе снизу вижу полощущийся алый стяг».

Юлий Райзман, режиссер-постановщик документального фильма «Берлин» оставил в своих мемуарах запись: «Все помнят незабываемые кадры штурма рейхстага и водружения на нем красного знамени Победы. Эти кадры удалось снять операторам И. Панову и М. Шнейдерову».

Моисей Шнейдеров умер в декабре 1985 года. За год до его смерти издательство «Искусство» выпустило сборник «Их оружие – кинокамера», посвященный военным кинооператорам. В сборнике помещена статья Ивана Панова «Над рейхстагом – красное знамя», записки Юлия Райзмана о последних днях войны. К сожалению, в нем отсутствуют публикации о Моисее Шнейдерове, снявшем кадры, вошедшие в золотой фонд мировой кинодокументалистики. Имеется только его фотография. Моисей Абрамович снят в военной шинели с кинокамерой в руках. Под фотографией подпись: «М. Шнейдеров, 1-й Белорусский фронт, Берлин, 1945 год». И больше ничего…

 

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru