[<<Возрождение] [Архив]        ЛЕХАИМ  ИЮНЬ 2005 ИЯР 5765 – 6 (158)     

 

ДОМ, КОТОРЫЙ ПОСТРОИЛ ЗЕЛИГ

При Федерации еврейских общин России начала работать региональная редакция. Ее задача – в разных городах, в том числе в удаленной глубинке, знакомиться с жизнью местных еврейских общин.

В столице Урала мы присутствовали при открытии великолепного здания общинного центра и синагоги; познакомились с жизнью екатеринбургской общины и раввином, ее возглавляющим; побывали в гимназии, детском саду и яслях фонда «Ор Авнер»; побеседовали с ветеранами второй мировой и получили в подарок замечательную книгу о них, вышедшую к 60-летию Победы. О Екатеринбурге – наш первый рассказ на страницах рубрики «Возрождение».

Историческая справка

Основу еврейского населения Урала составили еврейские мальчики, которые в 1830-х гг. направлялись туда в военные школы кантонистов. В 1840–1850-х гг. в Екатеринбурге проживало чуть более 100 мужчин-евреев (0,5% от общего числа жителей). С середины XIX века вне «черты оседлости» разрешили проживать купцам 1-й гильдии, обладателям дипломов, ученых степеней, отставным нижним чинам, рабочим промышленных предприятий. В 1912–1913 гг. в Екатеринбурге создается ряд еврейских торговых и производственных фирм, многих евреев принимают на государственную службу и на горные заводы. В 1913 г. в городе проживало 1135 евреев (1,3% населения). Много беженцев, в том числе евреев, попало на Урал в начале первой мировой войны. В 1917 г. Екатеринбургскому еврейскому обществу сроком на 36 лет был отведен земельный участок под постройку бани и миквы на берегу реки Исеть. Существовало общество помощи неимущим евреям и богадельня. В 1919–1922 гг. в городе действовали 2 еврейские школы, еврейские детский сад, детский дом, ремесленное училище, несколько библиотек и 3 рабочих клуба. В 1920 г. в городе проживало 5605 евреев, по переписи 1923 г. – около 8000. В 1923 г. власти закрыли молельный дом, синагогу. В 1930 г. община была закрыта, и в городе осталась только одна синагога. В 1937 г. горсовет принял решение о ее ликвидации. В годы Великой Отечественной войны в Свердловск было эвакуировано множество заводов и учреждений, в числе сотрудников которых оказалось много евреев. В декабре 1945 г. вновь было зарегистрировано еврейское религиозное общество, ему было передано здание под молельный дом. В 1950-х гг. вновь была открыта синагога, но в 1961 г. община была распущена.

   

 

«Мы живем не для того,

чтобы собирать удовольствия,

а для того, чтобы быть

счастливыми.

А высшее счастье

заключается в том,

чтобы помогать людям,

быть им нужными».

Ребе Менахем-Мендл Шнеерсон

 

Церемония открытия нового здания всегда похожа одна на другую – и по смыслу, и по форме. Позади остались напряженные дни проектирования, тяжкие строительные будни и завершающий этап обустройства нового жилища. Перед собравшимися – гостями и хозяевами, архитекторами и строителями, инвесторами и представителями власти – предстает готовый результат долгих трудов многих людей. Остается разрезать ленточку. Но на самом-то деле за каждым строением – своя история, кусочки человеческих жизней, мистические повороты судеб. История эта тем более чудесна, если новый дом – это Храм.

 

У Исаака Бабеля есть рассказ под названием «История моей голубятни». Раввин Екатеринбурга и Свердловской области Зелиг Ашкенази может написать историю «своей синагоги». Конечно, говорить так можно с большой долей условности, ибо к созданию нового комплекса – еврейского общинного центра и синагоги, открытие которых состоялось 7 апреля, – приложили руку многие, начиная от спонсоров, областных и городских властей и заканчивая архитекторами, дизайнерами, строителями. Но всё же главным руководителем и идейным вдохновителем стал раввин Ашкенази. Прилетевший на открытие нового здания главный раввин России Берл Лазар сказал так:

– Я не боюсь преувеличения, перед собой я вижу настоящее чудо!

Чудо начиналось совсем не сказочно. В сентябре 1997 года в аэропорту «Кольцово» приземлился самолет с молодым раввином Зелигом Ашкенази и его женой на борту. Начались поиски гостиницы. Им отказали в одной, во второй, в третьей… Лишь глубокой ночью они наконец нашли пристанище и смогли перевести дух.

С российской действительностью раввин Ашкенази столкнулся не впервые – еще до свадьбы и окончания ешивы он полгода прожил в Челябинске. Там его хорошо запомнили:

– Очень энергичный раввин. Жаль, что мы его из Челябинска отпустили! – поделилась впечатлениями женщина из местной общины.

Но «отпустили» его в Екатеринбург вовсе не из Челябинска – там, хоть и полуразрушенная, с крысами и проваленными полами, синагога была, причем двухэтажная. В Екатеринбурге, столице Урала, на тот час не было никакой. Вот туда-то и отправился с молодой женой энергичный раввин – возрождать жизнь еврейской общины и строить новую синагогу.

Рассказывает р. Зелиг Ашкенази:

– Через несколько дней после приезда в Екатеринбург мы арендовали двухкомнатную квартиру и начали работать. Из Москвы нам прислали свиток Торы. Временно. Но, слава Б-гу, столько лет уже прошло, и он остался у нас постоянно.

После того как мы арендовали помещение, я пригласил председателя местной общины Якова Менделевича Соскина. Это прекрасный человек, который очень трепетно относится к религии, к еврейским традициям. Через него мы нашли людей, которые хотят ходить на молитвы – человек 10–15, и начали собираться каждую субботу. Это было в сентябре, накануне Рош а-Шона, еврейского Нового года.

Рядом с нашим домом, в институте, на первом этаже находилось кафе, а на шестом – зал на 300 человек. Накануне Рош а-Шона мы дали объявление, что будет концерт, указали свой телефон и посадили секретаря, который всё записывал. Звонило очень много людей. В результате у нас собрался полный зал. До прихода Нового года выступали местные артисты, которых мы пригласили, а когда наступил праздник, провели молитву, и в кафе состоялся праздничный ужин. Так потихоньку начали работать... Мы арендовали офисное помещение – 250 квадратных метров, целый этаж. Там было не так много места, но мы платили за него очень дорого, потому что оно находилось в самом центре Екатеринбурга. Зарегистрировали общинный центр, составили полные списки – всего в городе Екатеринбурге оказалось около 20 тыс. евреев. В этом помещении мы находились все прошедшие 7 лет и работали очень активно, причем по нескольким направлениям. Отдельный зал – около 80 метров – был молельным. Кроме того, была благотворительная столовая, проводились разные мероприятия, работали клубы, вечером дети приходили заниматься танцами – в разных программах участвовали тысячи людей.

Например, мы напечатали еврейский календарь. И не было ни одной семьи, которая бы его не получила. В течение месяца-полутора люди сами приходили к нам, чтобы получить календарь. Мы могли отправить его по почте, но тогда бы они ничего не почувствовали… Конечно, всё это мы делали бесплатно, но было важно, чтобы человек пришел сам: ведь если он побывал у нас, то потом будет следить по календарю даты еврейских праздников. И на праздник придет к нам. Приходилось одновременно решать несколько проблем: мы работали в общинном центре, оказывали большую гуманитарную помощь, открывали школу, детский сад и, конечно, строили новый центр. Если сначала на праздники к нам приходили 300 человек, то сейчас мы арендуем самый большой зал в городе – цирк, на 3 тыс. мест. Собирается полный зал, и люди еще на ступеньках сидят. Недавно в Екатеринбурге построили Дворец игровых видов спорта на 5 тыс. мест. Губернатор Россель сказал мне, что на большие праздники мы сможем собираться там.

«Ленин указывает дорогу к синагоге» – так шутили местные жители по поводу местонахождения арендуемого еврейской общиной помещения. Действительно, располагалось оно на улице Ленина, и точнехонько на него указывал стоящий на центральной площади города бронзовый вождь. Однако общине нужен был свой Дом.

Место для строительства новой синагоги выбирали несколько лет. История этого выбора и всех связанных с ним перипетий весьма драматична. Сначала осенью 1997 года р. Зелиг Ашкенази оказался на борту самолета, в котором делегация властных и деловых кругов Екатеринбурга летела в Израиль. Там-то, на встрече с Натаном Щаранским, было принято решение: общинному центру и синагоге в городе быть! Об этой встрече на открытии, 7 апреля, вспоминал мэр Екатеринбурга Аркадий Чернецкий. Но с того времени до начала строительства прошло больше пяти лет!

 

Рассказывает р. Зелиг Ашкенази:

– Через месяц после того, как вернулись из Израиля, мы уже получили участок. Это был первый участок, находящийся рядом с этим местом – там, где стоит одноэтажный дом. Недалеко от этого места раньше была старая синагога. Нам сказали: «Сносите этот дом и стройте». Еще через месяц, в декабре 1997 года, сюда приехал известный израильский архитектор – Исроэл Гудович. Он сделал макет здания в виде талеса, получился такой шатер… Гудович создал этот проект очень быстро, он получился очень красивый, все были довольны. Но начались проблемы. Оказалось, что одноэтажный дом на участке, который нам передали, считается памятником архитектуры. Вообще это бывшие конюшни, но территория считается охраняемой зоной, строить ничего нельзя. Мы потеряли год или даже полтора. В конце концов поняли, что строить там действительно невозможно. Пришлось отказаться от этого участка.

Нам дали другой участок – пустующую территорию на ВИЗ-бульваре, недалеко от того места, где находится Вечный огонь, площадь Коммунаров, но с другой стороны парка. Однако Исроэл Гудович сказал, что у него нет времени заниматься новым проектом, и нам пришлось пригласить другого израильского архитектора. Он сделал другой вариант, потому что проект Гудовича для нового места не подходил. Новый проект был сделан в виде пирамиды. В течение года-полутора мы получили все документы и согласования на этот проект.

Мы уже начали проводить тендер на строительство, как случилась страшная вещь: разразился огромный скандал. «Вечерние ведомости» – желтая, бульварная газета, которую, слава Б-гу, уже закрыли, –  вышла со статьей под заголовком: «Синагога строится на костях христиан». Потому что там недалеко, на территории парка, раньше было кладбище. Там похоронены не только русские, но и евреи. Газетчики нарисовали план этого места со стрелкой и надписью: «Здесь будет синагога». По их плану получалось, как будто мы собираемся строить рядом с Вечным огнем, – на самом деле расстояние там не меньше 500 метров. Подняли такой шум! В течение короткого времени появилось 15 статей, РНЕ распространяло листовки. Год мы воевали, это было в 1999-м и 2000 году. В городской администрации нам сказали: «Конечно, всё законно, у вас есть полное право, вы можете строить. Но вам придется это делать под охраной автоматчиков». И мы решили вернуться к первому варианту, потому что в администрации нам пообещали помочь решить вопрос в отношении того, что там находится памятник архитектуры. В течение года-полутора мы пытались что-то сделать с этой бывшей конюшней, но безрезультатно.

Недалеко от того места, где мы в итоге построили наш общинный центр и синагогу, находился китайский ресторан «Харбин». Его хозяева арендовали всю эту большую территорию, здесь у них была стоянка машин. Тут же, немного дальше, на берегу реки Исеть когда-то находилась старая деревянная синагога. В 2001 году, когда р. Берл Лазар приехал в Екатеринбург на открытие школы «Ор Авнер», он мне сказал: «Давайте заложим первый камень на том месте, где будет синагога». Я ему объяснил, что с этим участком много проблем, здесь синагоги не будет в любом случае. Он мне ответил: «Давайте это сделаем, и Б-г поможет». И как будто действительно Б-г направил.

Мероприятие по закладке камня прошло 5 марта 2001 года, тогда выпало много снега. Мы приехали с трактором, чтобы почистить снег, подготовить место для закладки камня. Подумали: какая разница, давайте будем чистить снег чуть-чуть подальше, где автостоянка, где побольше места, чтобы собрать людей, а не рядом с этой бывшей конюшней. И получилось так, что первый камень мы заложили почти там, где сейчас находится центральный вход в новую синагогу. На мероприятии присутствовали раввин Берл Лазар, Леви Леваев, Эдуард Россель. На тот момент у нас был участок, на котором строить невозможно, а где на самом деле будет синагога, мы не знали.

В июне 2002 года произошло просто чудо. У здания, в котором находился ресторан «Харбин», поменялись хозяева: его занял магазин «Арбат Престиж». И его владельцы решили, что такая большая территория им не нужна. Нам сразу предложили этот участок под строительство.

Забыл сказать, что у нас уже был третий проект: мы переделали пирамиду, которую подготовили для второго участка, и сделали новый вариант. Но нам сказали, что подобное здание не подходит для нового, четвертого участка. И мы вновь начали искать архитектора, но на этот раз решили, что в Израиль обращаться не будем. Это очень сложно технически – каждое утро туда звонить, постоянно ездить. И мы обратились в местную фирму «Урал-проект Дубрава», к ее руководителю Марку Пакину. А СМУ-3 (генеральный директор Илья Полищук) стало генподрядчиком. В 2002 году сделали проект, а строить начали в 2003-м.

По рассказам старожилов, здесь, на берегу реки Исеть, еще в начале прошлого века существовала миква, затем на этом месте построили одноэтажную деревянную синагогу. К молельной комнате примыкала еще одна, для женщин, там же перед праздником Пейсах пекли мацу. Разрушили старую синагогу в конце 1950-х или начале 1960-х годов.

– Тут некоторые говорят, будто прежняя синагога была разрушена в 1962 году, – говорил на открытии новой синагоги губернатор Россель, не глядя в сторону мэра Екатеринбурга, который именно этот год назвал датой сноса синагоги. – Так вот, я очень хорошо помню, когда это было. Синагога была сожжена в 1955-м. В текущем году как раз исполнилось бы 50 лет с тех пор, как синагоги нет, – продолжал свердловский губернатор. – И когда мы вместе с Зелигом Ашкенази два года назад принимали решение о восстановлении здания, я сразу сказал: синагога должна стоять на старом месте. Что бы ни говорили те, кто хотел построить ее не здесь. Я даже поставил метку на распечатке генплана и расписался, – веско добавил Эдуард Россель.

Раввин Екатеринбурга сохранил ту самую распечатку. Теперь эта карта стала своеобразной общинной реликвией.

То, что прискорбный факт разрушения синагоги имел место в 1950-х, подтвердил и председатель екатеринбургской еврейской общины Яков Соскин. Что же касается месторасположения старого здания, то профессор Уральской архитектурной академии, председатель общества уральских краеведов Всеволод Слукин рассказал по этому поводу следующее:

– Екатеринбургская синагога была деревянная и одноэтажная. Я помню, как в детстве каждый день ходил мимо нее в школу. Старая синагога размещалась ближе к проезжей части улицы Малышева. От дороги ее отделял только парк, где стояли дремучие дубы. Мальчишками мы собирали там желуди. Синагога стояла практически на обрыве, над Исетью. В конце 40-х годов городские власти приняли решение поднять уровень грунта, потому как вода Исети размывала землю и дорога проседала. Парк завалили грунтом и мусором. Постепенно очередь дошла и до синагоги. Здание попросту разобрали. Я сомневаюсь, что сейчас кто-нибудь помнит, как она выглядела. Да я и сам с трудом припоминаю…

На строительство синагоги деньги выделил известный меценат Джордж Рор, на эти деньги была полностью построена коробка нового здания.

В начале строительства произошла неприятная история. Как нам «по секрету» рассказали в СМУ-3, возведение общинного центра началось под гарантии со стороны раввина Ашкенази – выплачивать строителям деньги по мере проведения работ. Коробка здания появилась за три первых месяца, а работники ООО «Водремстрой» успели проложить водопровод. Но потом деньги кончились. Строительство могло приостановиться на неопределенный срок, если бы не вмешательство главного раввина России. Берл Лазар помог найти недостающие средства.

Деньги собирали, как говорится, всем миром. Глава администрации губернатора Свердловской области Вениамин Голубицкий сумел привлечь на строительство 1 млн долларов. По 300 тыс. долларов пожертвовали СУАЛ-холдинг (Виктор Вексельберг), ТМК (Дмитрий Пумпянский) и УГМК (Андрей Козицын). Свой вклад в строительство внесли завод ОЦМ и концерн «Калина» – они перечислили по 10 тыс. долларов. Такую же сумму пожертвовал Сергей Нудельман – директор Института косметологии и пластической хирургии. Депутат Госдумы Евгений Ройзман дал 4 тыс. долларов и подарил старинный свиток Торы из синагоги во Львове, спасенный в годы Великой Отечественной войны. Остальные дарители – рядовые жители Екатеринбурга и Свердловской области – жертвовавшие по 100–300 долларов из своих накоплений.

Новый общинный центр имеет четыре этажа, внутренняя площадь составляет 4 тыс. квадратных метров. Интерьер молельного зала на 400 человек стилизован под иерусалимскую Стену Плача. В цокольном этаже – женская и мужская миквы. В новом комплексе, кажется, есть всё – благотворительная столовая, кухня, кошерный ресторан, компьютерный зал, библиотека, а также учебные классы, комнаты для занятий кружков, музыкальная студия, тренажерный зал, офисы общины. На первом этаже – комната памяти жертв Холокоста… Ничего лишнего: диапроектор и экран, на котором в темноте, под пронзительную музыку, – они, дети и старики, мужчины и женщины с могендовидами на одежде. Их фотографии. И фотографии того, что с ними делали те нелюди в те страшные дни…

Все уроки, программы, занятия в кружках, тренажерном зале, еда в кошерной столовой – бесплатны. Единственное исключение – кошерный ресторан «Лехаим», расположенный на верхнем этаже общинного центра. Но и там, сказал екатеринбургский раввин, цены будут вполне приемлемы: «Задача – окупить затраты, о прибыли мы не думаем». Всё сделано просто, красиво и удобно – не для того, чтобы пустить пыль в глаза, а для жизни и молитвы, учебы и отдыха.

 

 

Выступая на открытии комплекса, губернатор Россель процитировал еврейскую пословицу: «Не то любят, что красиво, а то красиво, что любят». Новый дом еврейской общины Екатеринбурга получился и красивым, и, конечно же, достойным любви.

 

Илья Карпенко

 

[ << Назад ]  [ Содержание ]

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru