[<<Возрождение] [Архив]        ЛЕХАИМ  АВГУСТ 2005 ТАМУЗ 5765 – 8 (160)

 

РАВВИНСКИЙ ТЕМПЕРАМЕНТ ЗАЛМАНА ДАЙЧА

В пермском еврейском общинном центре «Хабад-Любавич» о нем говорят с любовью. И хотя мелкие склоки в узком сообществе – дело нередкое, однако в отношении местного раввина Залмана Дайча наблюдается удивительное благожелательное единодушие. А еще – в отношении его жены Сары. Что ж, пара эта действительно в высшей степени достойная.

Раввин Прикамья – потомок первого Ребе Хабада, в честь него он и носит имя Залман. И, может быть, поэтому обладает неистощимой энергией, оптимизмом и поистине «раввинским темпераментом». Каждый день он встречается не с одним, а с несколькими десятками людей. «Это что! – сказал мне один из членов пермской общины. – Это ведь только в общинном центре, в городе, в культурном центре. А ведь дома у себя они с Сарой принимают несколько сотен человек в год!» И не мешает этому даже то, что детей у них уже трое, и Сара ждет четвертого…

Здание, в котором располагается еврейский общинный центр «Хабад-Любавич», было куплено Леви Леваевым. Раньше здесь находились склады и типография «Звезда». Теперь – стараниями раввина и его жены – открыты школа, детский сад и ясли «Ор Авнер – Хабад», работает колель «Леви-Ицхок», клубы (молодежный и пенсионеров), ребецн Сара ведет женский клуб «Хая-Мушка». Также издается газета «Кэшер», собирается библиотека книг еврейских авторов. Хотя в Пермь раввин Дайч и его жена приехали сравнительно недавно, летом 2001 года, сегодня их заботой охвачены уже около тысячи семей в Перми и порядка 150 – в области.

Люди приходят к раввину за помощью, за поддержкой. Для каждого у него находится совет, доброе слово, шутка, а если надо – и материальная помощь. Он ничего не делает «вообще». Всякая помощь – адресна и конкретна, каждый проект – продуман до мелочей, каждый шаг предполагает последующие. «Например, накануне праздника Пейсах мы раздаем мацу, – рассказывает раввин Залман. – Это не халява. Мы раздаем по одной коробке мацы, но, если человек хочет, он может еще купить. И каждый год мы продаем больше и больше: в прошлом году мы продали где-то 450 килограмм, а в этом году – уже 1000 килограмм мацы. Это происходит, во-первых, потому, что люди у нас получают еврейское образование, а во-вторых, потому, что узнают всё больше и больше, у них появляется интерес». Но пермский раввин не был бы самим собой, если бы и здесь не сохранял индивидуальный подход: «Есть 80 человек, которым я сам, лично, развожу мацу, – говорит он. – Это люди, которые нам помогают, или те, которые, я думаю, будут нам помогать в будущем».

В пермском общинном центре «Хабад-Любавич» раздают не только мацу, но и виноградный сок, брошюры, книги. «Любавичский Ребе говорил, что в каждом еврейском доме должны быть три основные книги еврейского народа», – объясняет рав Залман. Из этого высказывания он сделал вывод: Тору, Сидур и Теилим членам общины раввин раздает бесплатно.

Он поясняет: «Между раввинами существует спор, надо ли эти книги раздавать или надо их продавать. Я говорю, что их надо раздавать. Они говорят: “Почему? Это просто еще одна халява! Мы с этого ничего не получаем, никто нам ничего взамен не дает!” Я говорю: нет, если мы говорим о стратегии, если мы говорим о том, что такое быть евреем по еврейскому закону, то, чтобы понимать это, нужна информация. Он же не жил нашей жизнью, когда нельзя входить в дом, если там нет мезузы и нет Торы… А для того, чтобы он это понимал, ему нужны книги. Если я буду думать только о сегодняшнем дне, то пускай он их покупает – и до свиданья! А если я думаю о завтрашнем дне, я возьму человека, который вчера приходил ко мне и взял книги, и приведу его к нам. И он придет, потому что ему дали бесплатно. Даже если он не придет, то эти книги увидят его дети, и они когда-нибудь их откроют. Возьмем какого-нибудь мальчика. Он думает: что значит быть евреем? А дома у него нет книг, несмотря на то что его родители чистокровные евреи. И мы даем таким семьям возможность узнать это, раздавая книги».

Конечно, раввин Залман Дайч прежде всего думает о духовной жизни своих «подопечных»: «Еврейская жизнь – это прежде всего религиозная жизнь, – говорит он. – Самое главное, чтобы люди приняли это, соблюдали традиции». Но плох тот раввин, который думает лишь о молитве, забывая о жизни светской, о житейских проблемах – и стариков, и людей зрелых, и молодежи. Простой пример: за мацой, виноградным соком, книгами практически нет очереди. Процедура занимает минут пять. Ноу-хау пермского раввина состоит в том, что каждый из членов общины приходит в день и час, который указан в приглашении, заранее отправленном по почте.

Рав Залман считает, что главный «объект инвестиций» – это дети. Поэтому самое главное для него – школа и детский сад: «Это 95 процентов нашей работы, а всё остальное – лишь 5 процентов. Потому что дети – это наше будущее, они являются костяком нашей будущей общины. Сейчас они ходят в нашу школу и детский сад, но потом будут занимать уже другое место в общине, и уже их дети будут ходить в эту школу и детский сад». И школа, и садик – на плечах ребецн Сары. Пермский раввин признается, что на ней лежит вся текущая работа: «Учителя, директор, организация учебного процесса – всё это на ней, я решаю только финансовые вопросы».

Ребецн Сара дополняет сказанное мужем: «Прежде всего работаем в направлении развития детей. Кроме учебы для нас очень важно, чтобы была еврейская атмосфера. Чтобы ребята чувствовали, что их детский садик – это еврейский детский садик, что их школа – это еврейская школа. Чтоб они чувствовали, что они евреи, это их национальность, ее надо уважать и всё о ней знать. Люди часто спрашивают: сколько людей было у вас на празднике, сколько детей в школе? Я им говорю, что для нас самое главное не количество, а качество. Первый год, когда мы приехали сюда, у нас не было школы, и мы открыли клуб типа воскресной школы. Мы собирались по понедельникам и средам. К нам приходили всего семь девочек. Мы изучали еврейские традиции, учили их зажигать свечи в пятницу. А потом они нам рассказывали, как они это делали. И тогда я подумала, что если хотя бы одна девочка зажигала свечи на Шабос, то это уже очень много! Конечно, нам надо еще много работать, но всё равно качество остается главным. Для нас, приехавших из Израиля, здесь очень тяжело – и местный менталитет, и всё для нас новое, у нас здесь никого нет. Но Залман сказал, что нас послал сюда Любавичский Ребе, у нас есть цель, есть идеал, и поэтому мы работаем. Работаем уже четыре года, но мы пока что лишь в самом начале пути».

Это хорошо понимает раввин Прикамья. Он обладает весьма ценными качествами – умением видеть перспективу и разрабатывать стратегию. Рассуждает рав Залман так: «Возникает вопрос, какая перспектива еврейской жизни в России? Об этом надо думать, потому что это дает нам стратегию, как работать дальше. Нельзя создавать еврейскую жизнь там, где нет евреев, – это только фантазии. К примеру, в США 100 лет назад почти не было общин, а сегодня их там очень много. Я был в Нью-Йорке, Лос-Анджелесе, Чикаго, где много евреев и можно ощущать себя, как в Израиле. Самые большие религиозные поселения находятся именно в Нью-Йорке. То же самое наблюдается в Аргентине. Я считаю, что и в России можно наладить нормальную еврейскую жизнь. Уже 15 лет в России нет коммунизма. И если через 10 лет вы приедете сюда, то увидите настоящую еврейскую жизнь. Ее качество будет таким же, как в Москве, только мы не будем строить такой большой центр, потому что здесь нет такого количества евреев. Я думаю, что здесь есть перспектива, и этим я себя успокаиваю. А когда я думаю, что здесь нет никакой перспективы, то сразу вспоминаю, что меня сюда послал Любавичский Ребе и поэтому я тут. И я должен видеть перспективу! Если есть человек, понимающий эти проблемы, то к нему придут и остальные».

Раввин Дайч, несмотря на свою молодость, в Перми приобрел несомненный авторитет. Причем как среди людей пожилых, так и среди молодежи. 10-летняя дочь одной из мам, Татьяны Изоитко, о своих планах по созданию семьи сообщила следующее: «Замуж пойду только за раввина…» Так что рав Залман, видимо, не только талантливый организатор учебы и досуга подрастающего поколения, но еще и кумир пермской молодежи.

А еще у рава Залмана много новых мыслей, проектов, планов. В пермском общинном центре одна из женщин мне сказала: «Наш раввин фонтанирует идеями». Потому что он уверен: всё еще только начинается.

И. Карпенко

 

[ << Назад ]  [ Содержание ]

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru