[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  СЕНТЯБРЬ 2005 АВ 5765 – 9 (161)

 

БЛАГОСЛОВЕННОЕ БРЕМЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Вот анекдот, который я слышал от американских евреев.

Встречаются два раввина, обсуждают проблемы в своих синагогах. Один раввин жалуется, что его совершенно замучили мыши. Мало того что приходится священные свитки и молитвенники запирать в сейф, чтобы не погрызли, – так они даже во время молитвы шныряют у верующих между ног, не дают сосредоточиться на общении с Б-гом! И никакие средства отпугивания, даже самые современные, не помогают!

У меня было то же самое, кивает головой второй раввин. Но я нашел на них управу. Знаешь, какую? Как-то раз я собрал всех мышей в главном зале и устроил им бар-мицву. С тех пор я их в синагоге не видел.

Кому ни рассказывал этот анекдот в России – никто не понял. А между тем для ряда общин Соединенных Штатов, где ассимиляция евреев очень сильна, он более чем актуален. Ведь что происходит? Накануне бар-мицвы мальчик вдруг появляется в синагоге и несколько недель добросовестно учит заповеди, готовится к церемонии совершеннолетия. Наступает день праздника, молодой человек выходит к амвону, читает Тору, принимает поздравления от родных и близких… И с тех пор в синагоге его не видят, как тех мышей!

Слава Б-гу, у нас в России этой проблемы нет. Мы видим молодежь на молитвах, на всех религиозных праздниках. Они рассматривают бар-мицву как начало своей взрослой жизни в общине, а не как долгожданный конец скучного процесса заучивания непонятных текстов. Для молодых евреев в нашей стране бар-мицва означает наступление того момента, когда они сами должны понимать суть заповедей, искать нечто более духовное, чем игрушки и сласти, отвечать за каждый свой поступок. Это начало периода их зрелости как евреев.

Можем ли мы быть уверены, что для наших детей еврейство остается живой основой их бытия и после бар-мицвы? Чтобы найти ответ на этот вопрос, следует отступить на шаг назад и посмотреть, чем является бар-мицва для родителей этих детей. У нас есть такой обычай: после того как молодой человек, вступивший в возраст заповедей, будет вызван к Торе и прочтет свиток, его отец произносит особое благословение: «Борух ше-пторани ме-онеш а-лозе» («Благословен Г-сподь, что освободил меня от этого наказания»). Это означает: если прежде за проступки ребенка отвечал отец – то теперь, вступив в возраст заповедей, молодой человек сам несет ответ за все свои слова и дела.

На первый взгляд такое благословение выглядит странно, даже нелогично. Ведь Тора говорит, что «кол исроэл аревим зе ла-зе» («все евреи отвечают друг за друга»). Значит, не только отец продолжает нести ответственность за сына, вступившего в возраст мицвойс, но даже за незнакомых людей мы в ответе! Наш народ можно уподобить людям, сидящим в одной лодке: если один человек решит пробить дырку под своим сиденьем, то не только его жизнь окажется в опасности, но и жизнь остальных членов экипажа.

Поэтому основа основ нашего мировоззрения – думать не только о себе, но помогать другим евреям становиться ближе к Торе и к Б-гу. Мы не имеем права говорить, что соблюдение заповедей, жизнь по законам Торы – это личное дело каждого. То, что происходит с каждым евреем, напрямую касается нас самих.

Как же тогда понять это благословение, которое еврей должен произнести в тот момент, когда его сын впервые прочтет из Торы во время общей молитвы и окончательно вступит в возраст мицвойс? Наши мудрецы объясняют: корень ивритского слова «аревим» – «нести ответственность за кого-то» – имеет несколько значений. В частности, он означает также «смешивать» и «сладкий». Если учитывать все эти значения, становится понятным, что евреи «несут ответственность друг за друга» далеко не только в том смысле, что Б-г может наказать нас за проступки других евреев. В первую очередь эта «ответственность» означает, что мы понимаем, какой сладкой будет жизнь, если вся наша община, весь наш народ будет чувствовать себя как «одна большая смесь», нечто единое и неразрывное.

Эту ответственность каждый из нас хочет взять на себя не из страха перед наказанием, а из желания улучшить окружающий мир и наше место в нем. Путь к этому наши мудрецы определяют так: следует подойти к другому человеку с добротой, сделать все, чтобы помочь ему понять, какая гармония воцарится на земле, когда он будет соблюдать все новые и новые заповеди!

Поэтому благословение, которое произносят родители подростка, вступающего в возраст мицвойс, имеет более широкое значение, чем может показаться при поверхностном чтении текста. Да, мы благодарим Всевышнего, что он не наказал нас, а вознаградил – позволил увидеть, как наши дети становятся взрослыми и Б-гобоязненными евреями. Но мы благодарим Его и за то, что будем продолжать отвечать за обучение наших сыновей, получать удовольствие от их успехов.

Вот в чем принципиальная разница между исконным еврейским подходом к бар-мицве и подходом ассимиляционистским. Для ассимилированного еврея бар-мицва, да и соблюдение заповедей в целом, это прежде всего тяжелая обязанность. Его еврейство требует от него пройти эту процедуру, но удовольствия от нее он не получает, поэтому исчезает из синагоги сразу после первого своего вызова к Торе... Традиционный еврейский подход – который, к счастью, все более распространяется в России, – видит в бар-мицве и заповедях в первую очередь удовольствие. Молодой человек прошел бар-мицву – какая радость! Теперь он будет выполнять законы Торы как взрослый, вместе со взрослыми, с помощью всей общины. И в синагогу такой еврей будет ходить чаще прежнего!

Как сказано в Торе, «Борхену овину кулону ке-эход» («Благослови нас, Отец наш, всех, как одного человека»). Это благословение подчеркивает, какая большая радость для нашего общего Отца видеть, что его дети живут дружно, помогают друг другу идти по жизни, выполнять заповеди. В этом уникальность нашей общины – мы все одна большая семья, радующаяся каждый раз, когда еще один еврей приобщается к заповедям.

Дай Б-г, чтобы так было с нами всегда, чтобы никакие споры не могли вызвать раздор между евреями, чтобы никакие внешние силы не могли поколебать наше единение. Мы все в ответе друг за друга, – и чем нас больше, чем мы сильнее, тем больше радости дает это чувство взаимной ответственности и поддержки.

Главный раввин России Берл Лазар

 

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru