[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  ОКТЯБРЬ 2005 ЭЛУЛ 5765 – 10 (162)

 

Львы

Есть такой старинный еврейский анекдот. Генерал приветствует бойцов: «Здорово, орлы!» В ответ слышится дружное: «Здравия желаем, товарищ генерал!»

Два еврея тем временем смущенно молчат. Генерал: «А вы почему не здороваетесь, товарищи бойцы?»

Евреи: «А мы не орлы, товарищ генерал. Мы – Львы».

И в самом деле – среди евреев, удостоенных в войну звания Героя Советского Союза, двое носили фамилию Лев: Борис Давыдович и Рафаил Фроимович. Оба родились на Украине в рабочих семьях. Оба отличились при форсировании Днепра.

Борис Давыдович Лев служил в Красной Армии с 1933 года. В 1941-м окончил ускоренный курс Военной академии имени Фрунзе. Воевал с августа. Командир стрелкового полка, гвардии подполковник. Организовал форсирование Днепра в районе села Теремцы. Нанеся противнику значительный урон в живой силе и технике, его полк успешно выполнил задачу по захвату и расширению плацдарма. Звание Героя Советского Союза Борису Льву присвоили в октябре 1943 года. Он командовал стрелковой дивизией. До 1970 года генерал-майор Лев продолжал службу в армии. В 1952-м окончил полный курс Военной академии имени Фрунзе. Работал старшим преподавателем кафедры оперативного искусства этой академии. Награжден орденом Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденами Кутузова II степени, Суворова III степени, двумя орденами Красной Звезды, медалями. Умер в 1971 году в Москве.

Рафаил Фроимович Лев пошел на фронт в 1942 году. Окончил курсы младших лейтенантов. Командир роты 989-го стрелкового полка. Отличился при форсировании Днепра в районе села Толокунская Рудня. Во главе роты переправился на правый берег, атаковал немцев, захватил и удержал плацдарм, на который затем переправился весь батальон. Звание Героя Советского Союза присвоено ему 17 октября 1943 года. На следующий день он погиб в бою за хутор Дмитриевский. За месяц до гибели Рафаилу исполнилось 25 лет.

…Вот какие незаурядные люди носили эту необычную, но выразительную фамилию.

С. Перкас, Абакан

 

Возвращаясь к челябинским материалам

Уважаемая редакция!

Пишу вам под впечатлением от материалов о челябинской еврейской общине в № 7 вашего журнала. В статье о челябинской синагоге упомянута история передачи ей Торы из областной библиотеки, и в этой истории мне хотелось бы расставить иные акценты.

Я библиограф Челябинской областной универсальной научной библиотеки, к религиозной общине алохически не принадлежу, но в культурной жизни светских еврейских организаций города участвую уже одиннадцать лет. С удовольствием готовлю лекции, обзоры и выставки различных изданий для этой любознательной аудитории. Наше сотрудничество началось в 1994 году по инициативе отдела литературы по искусству, где я работаю. Тогда в нашем фонде появилось несколько новых книг и журнальных статей о еврейском искусстве. Заведующая отделом М. А. Елистратова поручила мне найти еврейский культурный центр с целью организации совместной книжной выставки на эту тему. Я связалась с лидерами ЕКЦ Валерием и Инной Губницкими, и общими силами в библиотеке был проведен большой вечер «Еврейское искусство». Сотрудничество областной библиотеки в моем лице с еврейской светской общественностью продолжилось проведением первых фестивалей еврейской книги, продолжается оно и сейчас.

Сегодня многое в общине изменилось: отреставрирована синагога, при ней открыта библиотека. Культурного центра в прежнем виде не существует, но работает благотворительный центр с культурными программами, действуют школы и клубы по интересам. Как библиограф в области искусства, я несколько раз в год выступаю в клубе «Эрец», благотворительном центре и еврейской библиотеке. Мне близка тема еврейской культуры, ее связей с русской культурой. Мне глубоко симпатичны люди, которых я вижу на этих встречах: и молодежь, и ветераны – умные, живущие отнюдь не только материальными интересами.

Конечно, меня обрадовал факт публикации в вашем журнале сразу нескольких статей челябинских авторов, но кое-что огорчило. Так, об истории передачи Торы в синагогу следовало бы рассказать совершенно по-другому. Человек культурный выразил бы благодарность библиотеке за хранение Торы и за беспрецедентный акт ее передачи. Не хочу повторять приведенные автором статьи слова председателя религиозной общины о покойном директоре нашей библиотеки. Но обязана сказать, что это была Женщина с большой буквы, волевая, энергичная, ответственная, поступавшая в полном соответствии с задачами библиотеки. В функции библиотеки не входит ни продажа, ни дарение книг из фонда, ее задача – хранить книги, популяризировать и предоставлять в пользование. Иконы Рублева находятся не в церкви, а в музее не потому, что директор «Третьяковки» «злой». Тора, созданная на западной территории России (а не в челябинской, заметьте, общине), бережно хранилась в фонде нашей научной библиотеки как образец искусства книги. Отказ на просьбу отдать раритет местной синагоге, потерявшей свои свитки, – нормальная реакция нормального руководителя библиотеки. И если наша «не старая еще» (ей было под семьдесят) директор скончалась, то еврейская религиозная община судить о причине этого не может. Директор областной библиотеки была весьма уважаемым человеком в городе. В числе почетных гостей она присутствовала на торжественном открытии синагоги после реставрации, поддерживала просветительскую работу нашего отдела, в том числе и для еврейской общины, и мне больно читать о ней пренебрежительный отзыв. Конечно, каждый человек вправе говорить глупости, но не каждая глупость заслуживает публикации. Меня удивляет, что редакция не скорректировала такой отзыв о покойном человеке. Горькая ирония судьбы состоит в том, что, спустя два года после кончины прежнего директора, журнал «Лехаим» по-прежнему прислан в библиотеку на ее имя.

И. Бывалова, Челябинск

 

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru