[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  НОЯБРЬ 2005 ТИШРЕЙ 5766 – 11 (163)     

 

Юрий Айзеншпис. ПРОФЕССИОНАЛ

Вечером 20 сентября от инфаркта миокарда умер российский музыкальный продюсер и патриарх отечественного шоу-бизнеса Юрий Шмильевич Айзеншпис. Церемония прощания с ним состоялась 23 сентября в Доме кино, после чего он был похоронен на Домодедовском кладбище, рядом со своими родителями. Два месяца назад ему исполнилось 60 лет.

За день до смерти Юрий Шмильевич перенес сердечный приступ и был госпитализирован в 20-ю московскую городскую больницу. Там, почувствовав себя лучше, он уговорил врачей выписать его в тот же день – ждал церемонии MTV RMA'2005, где в пяти номинациях был выдвинут его последний подопечный Дима Билан. Она была назначена на 21 сентября, а 20-го вечером Айзеншпису снова стало плохо и он опять попал в больницу, где в 19:50 врачи констатировали остановку сердца.

На гражданской панихиде в Доме кино собрались все, кому пришлось когда-либо работать или общаться с Юрием Шмильевичем. Было сказано множество теплых слов, после чего траурная процессия направилась на кладбище. Точное место организаторы похорон до последнего момента держали в секрете – не хотели, чтобы на церемонии появились случайные люди.

Юрий Айзеншпис родился 15 июля 1945 года в Москве. Окончил Московский экономико-статистический институт по специальности «инженер-экономист». Однако профессиональную деятельность начал в качестве администратора группы «Сокол» – одной из первых рок-групп в стране. На ее концертах Айзеншпис впервые в истории советской сцены привлек к работе людей, обеспечивавших порядок в зале во время выступления.

В январе 1970 года Юрия Айзеншписа арестовали и судили по 88-й статье УК СССР (золото и валютные операции). При обыске у него дома обнаружили 15 585 рублей и 7675 долларов США – по тем временам сумма более чем серьезная. Из тюрьмы он вышел только 17 лет спустя. Потом, правда, получил бумагу с официальными извинениями. Но разве можно вычеркнуть из жизни человека 17 лет? Многие, оказавшись в подобной ситуации, озлобились бы, Айзеншпис просто начал всё сначала.

Некоторое время он работал в творческом объединении «Галерея», занимаясь организацией концертов молодых музыкантов.

В 1989 году продюсер познакомился с Виктором Цоем, только что выпустившим альбом «Звезда по имени Солнце». Вскоре началась их совместная работа. И хотя о деятельности Айзеншписа в качестве продюсера группы «Кино» бытуют весьма противоречивые мнения, при нем группа, к тому времени уже достаточно хорошо известная в стране, приобрела статус культовой. За несколько месяцев «Кино» стала настолько популярной, что смогла собрать семьдесят тысяч зрителей в «Лужниках». В 1990 году продюсер, в обход государственной монополии, выпустил на взятые в кредит деньги последнюю работу «Кино» – «Черный альбом».

«Кино» сменила «Технология» – этот проект Юрия Шмильевича доказал, что «раскрутить» можно и ребят с весьма средними музыкальными способностями: два года их песни были бешено популярными. В 1992 году заслуги продюсера наконец были по достоинству оценены – он стал лауреатом премии «Овация» в номинации «лучший продюсер». Вторую «Овацию» Айзеншпис получил в 1995 году.

После «Технологии» год он работал с группами «Моральный кодекс» и «Янг ганз». А с 1994 года начал сотрудничество с Владом Сташевским, чей дебютный альбом был выпущен под лейблом Aisenshpis Records.

Потом были еще музыканты – люди разного таланта и значимости. В последние годы самыми известными проектами маэстро стали Дима Билан и группа «Динамит», которые сейчас так же осиротели, как и двухлетний сын продюсера Миша.

Юрий Айзеншпис в совершенстве владел всеми техническими приемами, которые присутствуют в арсенале любого промоутера. Он был профессионалом высочайшего класса – тонко чувствовал преобладающие в народе музыкальные предпочтения, умел и грамотно тратить деньги, и «строить» исполнителей, и более чем жестко работать с прессой.

В скором времени нам предстоит еще одна встреча с Юрием Шмильевичем, теперь уже на киноэкране: недавно он снялся в небольшой роли в «Ночном дозоре-2».

Уход этого человека-легенды, несомненно, отразится на состоянии отечественного шоу-бизнеса. Не может не отразиться. Потому что хороших продюсеров у нас в стране не так много. А профессионалов высшего класса, каким был Юрий Айзеншпис, – и подавно.

Максим Василенко

 

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru