[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  НОЯБРЬ 2005 ТИШРЕЙ 5766 – 11 (163)     

 

Чем пахнет зной земли обетованной...

Меир Шалев В доме своем в пустыне

М.: Текст, 2005. – 432 c.

 

Меиру Шалеву сейчас пятьдесят семь, его книги продаются огромными тиражами, переведены на многие языки мира, и в настоящее время он – самый популярный писатель в Израиле. После службы в армии он изучал психологию в Еврейском университете в Иерусалиме, имеет богатый журналистский опыт – до сих пор сотрудничает со многими редакциями израильских газет. Первая его книга, детская повесть «Мальчик Хаим и чудовище из Иерусалима», вышла в 1982 году, но литературная слава пришла к Шалеву после публикации «Русского романа». Критики усматривают в его произведениях некий сплав постмодернизма и «магического реализма», выводят писателя как среднее арифметическое между Павичем и Маркесом. Но сам Шалев называет своими учителями Мелвилла и Набокова.

Четвертый роман писателя – «В доме своем в пустыне» – впервые издан на русском языке. Его название восходит к библейской легенде о военачальнике Иоаве, прогневавшем царя Давида, проклятом им и убитом по приказу царя Соломона. А речь в книге идет о человеке, выросшем на окраине Иерусалима, в квартале, окруженном стенами Дома слепых, Дома сирот и Дома умалишенных.

Рафаэлю Мейеру, главному герою романа, чуть за пятьдесят, но все считают его долгожителем, потому что мужчины в его роду умирают молодыми. Он вырос в семье, где вокруг были одни женщины. Жена бросила его, уйдя к «надежному человеку», но продолжает видеть в нем любовника. Герой живет между своим домом в пустыне Негев и своим бывшим домом в Иерусалиме, постоянно возвращаясь мыслями в свои детство и юность, пытаясь разгадать мучительные семейные тайны…

Среди неоспоримых достоинств книги следует назвать язык изложения, в котором действительно проскальзывают маркесовские интонации необоримой безысходности, а масштабность повествования сравнима, пожалуй, лишь с масштабностью прозы Джона Стейнбека, в которой через призму человеческого восприятия небрежными мазками рисуется картина целой эпохи. Тончайший психологизм человеческих взаимоотношений, глубокое знание жизни страны, о которой пишет автор, и ее жителей делают роман не только интересным, но позволяют почувствовать множество оттенков и нюансов, – буквально… чем пахнут пески и зной Земли обетованной.

На мой взгляд, самое пронзительное место в романе – спор главного героя с бригадиром из технадзора. Спор, в котором, вчитываясь, можно найти не один уровень подтекста: «Посмотри, как тут всё разворочено, и ответь мне, существует Б-г или нет? – Даже если Он существует, Вакнин, эти наши скважины и трубы Его не интересуют. – Не интересуют? Судя по тому, что здесь произошло прошлой ночью, они Его еще как интересуют! – И это твой Б-г, Вакнин? Всемирный водопроводчик?»

Этот роман – семейная сага, разворачивающаяся на фоне библейских пейзажей и рассказывающая о любви, одиночестве, смерти, взрослении… Но прежде всего – о Любви.

Василий Максимов

 

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru