[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  НОЯБРЬ 2005 ТИШРЕЙ 5766 – 11 (163)     

 

И да примут живые близко к сердцу…

Симон Джекобсон

Смотри, я предлагаю вам сегодня

благословение и проклятие.

(Дворим, 11:26)

 

В очередной раз перейдена граница: в конце декабря – цунами в Индийском океане, теперь – ураган «Катрина» на Восточном побережье Соединенных Штатов.

Ветры-убийцы принесли смерть и разрушение. Но еще страшнее урон, вызванный последствиями урагана: потоки воды прорвали дамбы в Новом Орлеане.

 

Сердце разрывается, когда видишь кадры с мертвыми телами, бездомными мужчинами и женщинами, разрушенными домами, тяжелобольными, остро нуждающимися в медицинской помощи. Страшное горе перевернуло жизнь огромного количества людей.

Нам нужно быть скромнее. Несмотря на все технологические новшества, мы, в общем-то, беззащитны перед силами природы. Один смертельный удар урагана изменил ход миллионов жизней.

Как всякая трагедия, нынешняя высветила лучшее и худшее в людях: благословение и проклятие. Мы видим замечательные проявления героизма и великодушия, но мы также видим грабежи и мародерство. Масштабы благотворительности и гуманитарной помощи людям, пострадавшим от цунами, демонстрируют истинное человеколюбие – ничего подобного в истории еще не было. Тысячелетиями народы угнетали друг друга, особенно в трудные моменты истории. Сегодня мы наблюдаем мощный взлет человеческой порядочности. Что произошло?

Впрочем, нельзя игнорировать и тот факт, что в людях, предоставленных самим себе, проявляются звериные инстинкты.

Почему эта дезорганизация, слом привычных структур, заставляет одних из нас сиять, а других – смердеть? Что является причиной – природа, нищета, образование, отсутствие такового или прочие факторы?

Как вы поведете себя, если закон больше не действует? Превратитесь в дьявола или святого? Выберете путь благословения или проклятия?

Эти и многие другие вопросы приходят на ум, когда размышляешь над главной катастрофой нашего времени. Рамбам учит нас: «Когда людей постигает стихийное бедствие, мы должны стенать от горя, задумываться о своей жизни и исправлять свои пути» (Законы Поста, 1:2,3).

Конечно же, самый большой вопрос связан с Б-гом. Почему в первую очередь Он дает нам благословение и проклятие? Ответ, если мы вообще можем назвать это ответом, содержится в тексте Торы: «Вот, я предлагаю вам сегодня благословение и проклятие». Самое важное слово здесь – «предлагаю», то есть «дарю» («нотен» на иврите; от этого корня образовано существительное «матана», «дар»). Как сказано в Талмуде, «всякий дающий дает с толком». Вручение подарка всегда имеет смысл. Но что означает «предложить» нам «дар» проклятья?!

Величайший дар из всех – это ясность. В таком несовершенном мире, как наш, нереалистично было бы ожидать только прекрасного. Жизнь всякий раз бросает нам вызов. Трудностей выпадает нам столько же (если не больше), сколько и замечательных событий. И настоящая проверка заключается не в том, чтобы избегать сложностей или игнорировать их, а в том, чтобы знать, что с ними делать. Нам предложен дар ясности: как вести себя в той или иной ситуации, будь она благословением или проклятием. Дар знания о том, что по какому-то пути идти нельзя, не менее велик, чем дар знания о правильном пути.

Почему в жизни существуют проклятья? Носят они естественный характер или «рукотворны»? Это величайшие вопросы всех времен. На них звучали разные ответы, но окончательным является священное безмолвие: для страдающего человека никакое объяснение не оправдает и не объяснит его мук. Рациональный ум не может взывать к кровоточащему сердцу. Академические споры не затрагивают плачущей души. Ум очень ограничен.

Однако нам дарованы все необходимые средства и возможности, чтобы принять любой вызов на своем пути – пути благословения или пути проклятия. Мы можем не знать, почему случилась трагедия, но мы знаем, что с ней делать.

Нас учили, что все мы – творения единого Б-га и часть единого великого замысла. Трагедия одного человека – это трагедия всей человеческой расы. Насколько же сильнее трагедия, затронувшая миллионы людей!

Поэтому мы утешаем друг друга, выражая свои чувства, задавая вопросы, делясь опытом. Человеческий опыт, трагический либо радостный, – священен; наши естественные реакции, гневные либо одобрительные, – Б-жественного происхождения.

Главное, что я хотел бы подчеркнуть, – необходимость доверия к человеческому опыту потерь и достижений. Уважение к достоинству! Да, именно к человеческому достоинству. В наше время человеческое достоинство – в высшей степени Б-жественная черта, малхус в мистической структуре творения, – ценится, увы, намного ниже. Поднять дух людей, научить их уважать человеческое достоинство стало бы величайшим достижением.

В разгар разрушительного урагана на Восточном побережье самое печальное зрелище – то, как люди превращаются в животных, предавая свое и чужое достоинство. И самый вдохновляющий опыт – видеть величие человеческого достоинства.

Да, перед нами всегда два пути: благословения и проклятия. И знание об этом – великий дар. От нас зависит, какой путь мы выберем.

***

Когда земля рушится под напором вод вследствие урагана либо цунами, поневоле задумываешься о границах: ведь исчезает граница между водой и землей.

Мне приходилось писать, что эта граница имеет огромное духовно-психологическое значение. Она разделяет сознательное и бессознательное, материю и дух. Она формирует психическую устойчивость и личность человека. Высшей же ее целью является соединение двух миров так, чтобы они не уничтожали друг друга.

Но в неустойчивом мире границы смешиваются, и последствия бывают разрушительными. Психические, психологические, эмоциональные – любые границы сегодня крайне расплывчаты. То же можно сказать и о границах между нашей духовной и материальной жизнью, между церковью и государством, между личной и рыночной этикой, между личными, общинными, международными отношениями – трудно понять, где кончается одно и начинается другое.

В Израиле, где все проблемы умножаются, понятие «границ» наполнено очень конкретным содержанием, с неизбежными так называемыми «оккупациями» и «эвакуациями».

Поэтому, наверное, в Торе особо подчеркиваются «гвулей а-арец» («границы земли») и все иные параметры жизни: чтобы обеспечить ее целостность и полноту, мы должны с уважением относиться к границам, фиксирующим наш многообразный мир.

Сегодня наблюдается любопытный феномен: в то время как технологии смыкаются, люди разъединяются. По всем законам логики считалось, что по мере глобализации мира (экономической и технологической) будут стираться границы между обществами, культурами, религиозными общинами, национальными группами. Вместо этого происходит прямо противоположное. Сегментация общества лишь усиливается. Почему? А потому что многообразие – это нечто здоровое и неотъемлемо-естественное. Так, глобализация знаний умножает возможности индивидуума и укрепляет своеобразие общин.

Ураган «Катрина» продемонстрировал чудовищные последствия разрушения границ между землей и водой. Некогда процветавший Новый Орлеан в большей своей части оказался под водой.

Современные физики знают, что мы живем в интерактивной вселенной. Мы, люди, не сторонние наблюдатели в населяемом нами мире. Мы влияем на события, происходящие вокруг нас, а они влияют на нас – как если бы атомы чувствовали нас. На самом деле наблюдатель изменяет окружающий мир.

Не следует понимать это упрощенно и линейно. Мы находимся в сложном симбиозе со вселенной. Ощущаем мы это или нет, но природные явления – ураганы, землетрясения, извержения вулканов – воздействуют на нас так же, как мы воздействуем на них, – причем в гораздо большей степени, чем мы это себе представляем.

На что был бы похож мир без ураганов и потопов? Ведь трагедией является не сам ураган, а те разрушения, которые он несет человеку. Например, океанические ураганы и землетрясения никому не наносят вреда, наоборот, они являются важными элементами нашей экосистемы.

Наука объясняет: ураганы – необходимая часть системы циркуляции воздуха, когда теплые массы воздуха перегоняются из района экватора в более холодные широты. Они несут с собой долгожданные осадки в засушливые районы. Так, дожди в Японии в значительной мере выпадают благодаря тайфунам.

Мистики также полагают, что ветры и дожди необходимы для поддержания баланса в мире. В разобщенном мире, где никто не осознает связи с источниками и задачами, шквалистый ветер несет перемены, а осадки увлажняют нашу сухую, бесплодную жизнь.

Нарушенное равновесие в мире не поддается контролю (как и в случае «разрушения сосудов» в мистическом мире Тоху): ураган или другая мощная сила наносит удар по земле и порождает разруху…

И в то время, когда наши сердца вместе с погибшими и страдающими, выжившими и бездомными, давайте помнить о святости границ в нашей жизни. Давайте помнить, что перед нами всегда два пути: благословения и проклятия. И что у нас есть возможность выбирать.

 

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru