[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  ЯНВАРЬ 2006 ТЕВЕС 5766 – 1 (165)     

 

ДРУГОЕ КИНО

Александр Рапопорт

IV фестиваль израильского кино в России, прошедший с 3 по 17 ноября, охватил Екатеринбург, Москву, Петербург и Самару. Московский показ проводился в Доме актера на Старом Арбате, напротив Театра им. Вахтангова. В таком «совпадении» можно увидеть символику: первый спектакль национального израильского театра «Габима» был поставлен Вахтанговым, еще до отъезда труппы в Палестину. И, как пример родства двух актерских школ, упоминание об этом прозвучало на открытии в приветствии посла государства Израиль в РФ. Но, судя по представленным фильмам, слова о российском влиянии на израильский кинематограф – не более чем дипломатическая вежливость. Российскому зрителю показали скроенное по непривычным для него лекалам другое кино.

  

Государственный фонд израильского кино (аналог российского Агентства кинематографии) совместно с компанией «КиноМарк» (президент М. Рудинштейн) показали в Москве пять фильмов 2003–2004 годов, сделавших наибольшие сборы в израильском и международном прокате. О чем они?

«Поворот налево в конце света», действие которого отнесено в 1969 год, посвящен взаимоотношениям между выходцами из Марокко и Индии в небольшом «городе развития». Это красочное израильское ретро, мелодраматичное и социальное одновременно, разворачивается на фоне библейских ландшафтов пустыни Негев. «Марокканцы» говорят между собой по-французски, «индусы» – по-английски, их жизненный опыт и поведенческие стандарты, приобретенные в диаспоре, абсолютно не совпадают. Автор этого фильма, режиссер и кинокритик Ави Нешер, окончил Колумбийский университет, около десяти лет работал в США, начинал как автор фантастических и сюрреалистических картин. В израильском прокате 2004 года фильм Нешера привлек наибольшее число зрителей. Тема вынужденного сосуществования представителей разных культур неизменно актуальна для Израиля.

Фильм «Ор» (в русском переводе – «Свет») рассказывает об уличной проститутке Рути и ее дочери-старшекласснице Ор. Унылое прозябание, безработица, безденежье и отсутствие перспектив – замкнутый круг, в котором протекает их жизнь. Видимо, для контраста эта беспросветная история разворачивается в ярких тель-авивских декорациях. Режиссер Керен Едайа снимает кино по собственным сценариям, одна из основные ее тем – борьба за права женщин. Фильм завоевал несколько призов, в частности «Золотую камеру» за операторскую работу и Гран-при кинокритиков Каннского фестиваля в 2004 году. Наш зритель более категоричен: «чернуха, так у нас снимали в начале перестройки, когда всё разрешили», – можно было услышать в кулуарах.

Лента «И взять себе жену…», вышедшая на израильские экраны в 2004-м, посвящена взаимоотношениям внутри многочисленной «марокканской» семьи, раздираемой противоречиями между женой и мужем, родителями и детьми, верой, граничащей с ханжеством, и равнодушием к религии, между патриархальным укладом, традиционным для репатриантов из этой страны, и реалиями современного общества. Ограниченность этого мирка подчеркнута тем, что большинство сцен снято статичной камерой в замкнутом пространстве квартиры. «Бытовуха» – если коротко. Популярная в Израиле театральная, телевизионная и киноактриса Ронит Элькабец и Шломо Элькабец (изучал кинопроизводство в Нью-Йорке, в настоящее время преподает его в Тель-Авиве) – режиссеры и сценаристы картины. Судя по всему, им и придумывать ничего не пришлось: вместе с родителями они совершили алию из Марокко в 1963 году. Ронит Элькабец, играющая порабощенную и бунтующую Вивиан, получила призы за лучшую женскую роль на Международном кинофестивале в Иерусалиме (2004) и на Международном кинофестивале фильмов о любви в Монсе (2005).

 

«Звезды Шломи» можно отнести к жанру лирической комедии. Неординарного шестнадцатилетнего подростка считают «тормозом», задержавшимся в развитии. Неблагополучная – да, опять! – семья, где все конфликтуют друг с другом (ну просто национальный спорт!), считает: ни на что, кроме кулинарии, парень не способен. Проблемы одиночества и непонимания… Одаренность Шломи проявляется и в человеческих отношениях, и в литературе, и в математике. Отнюдь не только в приготовлении цуккини и тортов, украшенных звездами… В один прекрасный день в школу является новый директор, и у окружающих, а самое главное у подруги Шломи, раскрываются глаза… У этого фильма безусловно остроумный сценарий, удачно подобраны актеры. Картина имела кассовый успех в Израиле, была показана в США, Франции, Бразилии, получила награды на 14 (!) международных кинофестивалях. Режиссер, он же сценарист, Шеми Зархин продемонстрировал высший пилотаж: без ложного пафоса и экзальтации, с мягким юмором говорить о серьезном.

Наиболее же значительным фильмом мне представляется показанная в середине фестивальной программы «Сирийская невеста» – один день из жизни друзской семьи в приграничном селении рядом с Кунейтрой. Жених героини, популярный телевизионный актер, находится на сирийской территории, невеста Мона – на израильской. Помимо линии размежевания и нейтральной полосы, еще множество политических, этнических, религиозных барьеров разделяет израильтян, сирийцев, европейцев из миротворческого контингента и самих друзов, разъехавшихся по разным странам, но пытающихся сохранить свою идентичность и встретиться на свадьбе, которой вряд ли суждено состояться. Пересечь границу невозможно, каждый из чиновников отстаивает свою правду, этот клубок противоречий распутать можно только чудом. Таким чудом, по мысли режиссера и сценариста Эрана Риклиса (начинал он, кстати, в рекламе, является автором пяти полнометражных картин), может стать нормальное человеческое сочувствие, оказавшееся выше навязанных политических, сословных и иных стереотипов. Картина удостоена нескольких международных призов и подлинного триумфа на Международном кинофестивале в Монреале в 2004 году: Гран-при, приз зрительских симпатий, приз ФИПРЕССИ и приз Экуменического жюри.

Судя по всему нами увиденному, выбор привезенных фильмов не случаен, он отражает современное состояние израильского кино.

Во-первых, мы увидели кинематограф, занятый прежде всего делами своей страны, – внятно, без умолчаний говорящий о собственных национальных проблемах.

Во-вторых, израильские режиссеры не озабочены мнением, которое можно составить о евреях, посмотрев их фильмы; такого голусного комплекса у них нет. Этим они отличаются от режиссеров, снимающих на еврейские темы в диаспоре.

В-третьих, несмотря на американскую или европейскую выучку, хорошее знакомство с современным кинопроцессом, это, несомненно, восточный, левантийский кинематограф. Почему? Да по всему, прежде всего по темпераменту и колориту.

В-четвертых, очевиден интерес к частному – к себе и к своему, – смелость в трактовке глубоко личных тем, но при этом некоторая замкнутость, даже зацикленность на внутренних вопросах, что может сдерживать популярность такого кино за пределами Израиля.

Наконец, в-последних, нет ощущения, что ленты «техничны», как средняя голливудская продукция, что они с одного конвейера, а их создатели пользуются давно наработанными приемами. Несмотря на общие видовые признаки, фильмы разные.

Это молодой кинематограф, он развивается и ему есть куда расти.

 

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru