[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  ФЕВРАЛЬ 2006 ШВАТ 5766 – 2 (166)

 

Смерть современного сионизма?

Симон Джекобсон

«Сион искупится Законом,

а пленники его – праведностью».

(Ишаяу, 1:27)

1937 лет прошло с того дня, как был разрушен Иерусалимский храм, а Израиль всё еще не может разобраться с собственной идентичностью и смыслом существования. Современный сионизм и государство Израиль своим рождением обязаны мечте о еврейском национальном очаге. Но что происходит сейчас? Не наблюдаем ли мы смерть современного сионизма? Какие сегодня у нас мечты? Каким мы видим будущее Израиля?

 

Современный сионизм родился в конце XIX века. Обретение национального очага для еврейского народа – процесс нелегкий, да и относительно содержания понятия «сионизм» до сих пор не пришли к единому мнению. Тогда приводилось множество аргументов за и против, сегодня яростные споры продолжаются. Трудовой, социалистический, ревизионистский, политический, аграрный, синтетический, утопический, национальный, культурный, религиозный – какие только формы ни принимал сионизм! И столь же по-разному окрашен был антисионизм.

Даже возвращение евреев на родину сопровождалось спорами. Кто-то считал, что тем самым подрывается рост численности еврейского населения, другие говорили о рецидивах прошлого (настоящий «Сион», дескать, уже в Америке), а третьи видели в сионизме вызов Б-гу.

Но, несмотря на разные мнения, в том числе и крайние, факт остается фактом: существует государство Израиль, в котором живут 5 млн евреев.

И сегодня необходимо задать вопрос: хорошо, у евреев появился национальный очаг, а что дальше? Какие мечты о будущем вынашивает Израиль?

Будем справедливы, вопрос этот не замалчивался. Пусть и в иных формулировках, но его ставили некоторые еврейские мыслители прошлого. Говорят, Зеев Жаботинский был озабочен долговременными перспективами, когда отстаивал свое более философичное видение сионизма, в сравнении с сионистами-трудовиками.

Ахад а-Ам (Ашер Гинзберг) и один из его виднейших последователей, Мартин Бубер, отвергали излишний, как они считали, акцент на политический сионизм в государственном строительстве, в ущерб возрождению еврейской культуры. Вместо лозунга Герцля о национально-политическом сионизме, они отдавали предпочтение сионизму, опирающемуся на фундаментальные нравственные и духовные ценности иудаизма. С их точки зрения, сионизм должен был стать частью еврейского пути к очищению и привести мир к избавлению через торжество истины и справедливости в организации жизни и труда еврейских поселенцев в Израиле. Таким образом, сионизм внес бы свой вклад в мировую цивилизацию и избежал бы замыкания в узкоориентированном национализме. Бубер в статье «Сионизм и другие национальные идеи» убедительно показывает, что на самом деле слово «Сион» имеет духовный смысл, связанный с Б-гом и святостью жизни: «Секулярное направление в сионизме было направлено, в том числе, против тайны Сиона. “Народ как народ”, “земля как земля”, “национальное движение как все прочие национальные движения” – и прежде, и сейчас всё это провозглашается как аксиомы, основанные на здравом смысле, в противоположность всякого рода “мистицизму”. И начались нападки на многовековые верования, согласно которым успешное воссоединение народа со своей землей неотделимо от Б-жественных заповедей и условий. Оказывается, это менее важно – как гласит новый лозунг, – чем вопрос предоставления еврейскому народу прав на свободное развитие всех производительных сил в собственной стране, подобно всякому другому народу…»

«Твердость многих поколений Израиля свидетельствует, что такой подход неверен. Идея Сиона коренится в недрах земли и возносится до небесных высот, и ничего нельзя отбрасывать – ни глубокие корни, ни небесные высоты, ни память Сиона о прошлом, ни его идеал будущего (что есть две стороны одной медали). Если Израиль отвергает тайну, то он отвергает саму сердцевину реальности. Национальные формы, лишенные вечной цели, ради которой они созданы, знаменуют конец особой плодоносности Израиля. Свободное развитие внутренних сил народа без учета высшей ценности, которая указывала бы цель и направление этого развития, означает не возрождение, а обыкновенный самообман, за которым затаилась духовная смерть. Если Израиль желает меньше того, что ему предназначено осуществить, то он не достигнет и малого».

Моше передает свой посох Герцлю. Плакат, 1903 год.

И представьте себе, эти слова принадлежат Мартину Буберу, не снискавшему известности своим религиозным благочестием.

Ему вторит Альберт Эйнштейн: «Мое понимание сущности иудаизма сопротивляется идее еврейского государства, с его границами, армией и институтами земной власти, какими бы скромными они ни были. Я боюсь, что иудаизму будет нанесен внутренний ущерб».

Но хотя эти мыслители предвосхитили будущую проблему, когда основной упор стал делаться не на духовном, а на национально-политических измерениях сионизма, ее так и не удалось разрешить.

Можно было предположить, что придут религиозные сионисты или даже религиозные не-сионисты (антисионисты), которые сумеют заполнить вакуум, предложив свое видение будущего развития страны и ее народа.

Однако многие представители «религиозного лагеря» либо маргинализировались, политизировались, либо оградили себя от всякого влияния. Но как бы то ни было (а на этот счет приводится немало убедительных свидетельств), Израиль расколот, между религиозной и светской частью – глубокое недоверие, и реальные надежды на будущее отсутствуют. Если даже и находятся те, кто готов предложить свое решение проблемы, оно не привлекает интереса и внимания масс – в отличие, скажем, от призывов XIX–XX веков к созданию национального очага. Вероятно, это связано с позицией религиозных правых, которую считают кичливой, догматизированной, поверхностной, сеющей раскол, политиканской и своекорыстной.

Израиль так и не принял Конституции (руководствуясь до сих пор так называемыми «Одиннадцатью основными законами»), и главная причина здесь, очевидно, лежит в несогласии относительно того, что составляет фундаментальную законодательную основу израильского общества. Многие религиозные евреи настаивают, что единственная подлинная конституция еврейского государства – это Тора и еврейский закон (Алоха). Они не только не видят необходимости в современной светской конституции, но даже усматривают в подобном документе угрозу верховенству Торы и соответствующим тысячелетним традициям еврейской жизни на родине и в диаспоре. Светское же большинство желает, чтобы государство было сугубо светским (как гласит слоган, «государство хоки <гражданского закона>, не государство Алохи»). При всех попытках примириться эта проблема так и остается тупиковой и служит главной причиной поляризации общества.

Итак, встает большой и тревожный вопрос об идентичности и видении сегодняшнего Израиля.

Подходя к делу упрощенно, можно было бы сказать, что целью Израиля является собрать у себя на постоянное жительство максимально большое число евреев со всего мира. Ну и туристов привлечь… Однако будет ли этого достаточно, чтобы страна выстояла?

Как и в случае любых «больших вопросов», особенно тронутых пылью времен, единственный способ добиться какой-то ясности – это докопаться до их корней.

Теперь, конечно, мы начнем спорить о том, что такое «корень», и развивать новую серию теоретических вариаций на тему «нового будущего сионизма»…

Нет уж, давайте будем докапываться до корней, как мы делаем это всегда, а именно не навязывая своей позиции и не предпринимая больших и малых попыток предсказать будущее. Просто вернемся назад в историю, проследим, как менялось со временем значение слова «Сион» и попытаемся найти его первоначальный смысл.

Мы скорбим о разрушении Храма, случившемся 1937 лет назад, вовсе не потому, что так захвачены прошлым, не из чувства боли или из самодовольного каприза. Просто Святой Иерусалимский Храм (Бейс а-Микдаш) представлял собой центр, духовный котел еврейской жизни и жизни вообще. «Сделают Мне Святилище и Я пребывать буду в их среде», – сказал Б-г. Храм стал воплощением Б-жественного Присутствия на земле, которое является сущностью и целью всякого бытия.

Таким образом, разрушение Храма – это не мелкий эпизод, его нельзя свести к отдельно взятому историческому событию. Оно оказывает влияние на всех нас и во все времена. Поэтому мы вспоминаем о разрушении Храма и на протяжении всего года молимся, повернувшись в сторону Иерусалима и Святого Храма, чья святость остается нерушимой. Шхина (Б-жественное Присутствие) на Храмовой горе «не сдвинулась с места», как пишет Рамбам, то есть не претерпела изменений при разрушении Храма.

Иерусалим – иногда его называют Сион – это синоним духовного, Б-жественного. Это сердце и душа еврейской жизни и всякой жизни.

Имя «Сион» в действительности означает «знак». Это знак и символ Б-жественного Присутствия. Конечно, то же слово порой употребляется применительно к городу, еврейскому народу, Торе, мицвойс; оно указывает на нерушимую тройственную связь – земли, народа и Б-жественного наказа.

Вечная миссия Сиона задается самим его именем: быть образцом духовного света. Вне сионского духовного измерения все формы сионизма – трудовой, социалистический, ревизионистский, политический, аграрный, синтетический, утопический, национальный, культурный, религиозный – лишены духа. А вне духа они сводятся к краткосрочным решениям, вроде инструмента, который лежит на полке ровно столько, сколько он пригоден к использованию.

Лучше всего, как известно, учит история. Вспомним о расцвете и закате империй. Почему могущественные, богатые, высокоразвитые империи не выживали? Они рушились, поскольку перерастали себя, свое предназначение, теряли ориентацию, отклонялись от цели или никогда не ставили цель во главу угла.

Да, некоторые империи пали вследствие природных катастроф, войн или других привходящих факторов. Но и они в конечном счете исчезли бы, независимо от обстоятельств, как об этом свидетельствует долгая история других империй.

Еврейский народ пережил их всех и жив до сих пор, поскольку миссия его не закончилась – ему так и не стало тесно в рамках поставленной перед ним цели. Миссия еврейского народа с самого начала и по сегодняшний день заключалась в воспитании, очищении и одухотворении нашего мира, в том, чтобы быть «светом для народов», следовать высочайшим духовным ценностям и этическим нормам, быть живым примером того, что называется «Б-жественным» – жить, как положено людям, сотворенным по образу Б-жьему.

Поэтому родина для евреев, их культура, язык, политика и экономика – всё это лишь инструменты для осуществления их миссии. Если миссия оказывается под угрозой, если о ней забывают, то всякий инструмент лишается духа и не может укрепить народ.

Именно это произошло с сегодняшним Израилем. Было время, когда мечта о еврейском национальном очаге была достаточно сильной, чтобы объединить людей, собрать их, создать государство. Но сейчас у нас есть свой национальный очаг, правительство, экономика, армия – государственная инфраструктура представлена в полном объеме. Ну и в чем наше видение, наша цель?

Религиозный сионизм и религиозный антисионизм спорят о том, возможно ли построение еврейского государства, лишенного его духа. Религиозные сионисты полагают (хотя и признают такой путь далеким от идеального), что лучше всё же начать с построения светского государства, а потом вместе поработать над тем, чтобы оно превратилось в государство духовно-религиозное. Антисионисты возражают: это путь тупиковый, поскольку государство, лишенное религиозного духа, нежизнеспособно.

Еще более радикальные антисионисты утверждают о невозможности построения даже духовного государства, пока мы пребываем в изгнании и Б-г не освободил нас. Они считают, что только Б-г может создать действующее государство в Израиле.

Но, независимо от позиции, которую мы занимаем, ясно одно: государство не выживет, если оно не исполняет своей миссии. Особенно государство, находящееся в состоянии войны.

Какое бы мнение ни высказывалось о месте Торы применительно к конституции современного государства, невозможно игнорировать тот факт, что Тора составляла конституцию древнего Израиля и оставалась таковой на протяжении истории еврейского народа. В самом деле, еврейский народ первым принял конституцию, начав с признания Десяти Заповедей, а потом и всего корпуса законов Торы. В результате в мир пришла цивилизация.

Можно не принимать такого определения еврейской миссии. Это дело индивидуальное. Но тогда вам неизбежно придется искать альтернативную цель и видение будущего.

Всякий бизнес требует «формулировки предназначения». Всякому государству, стране, народу нужна цель. Если это цель краткосрочная, то общественный организм столько и просуществует. Инструмент не может прожить дольше, чем ему предназначено.

Любопытно в этом плане обратиться к опыту Соединенных Штатов. США существуют уже 229 лет – дольше, чем все другие империи, – и становятся всё сильнее. Нет оснований полагать, что в ближайшем будущем Америка утратит статус сверхдержавы.

Есть мнение, что своим успехом США обязаны непреходящей «формулировке миссии», заявленной в Декларации Независимости: «Мы считаем очевидными следующие истины: что все люди сотворены равными, что они наделены своим Творцом некоторыми неотъемлемыми правами, в числе которых – жизнь, свобода и стремление к счастью».

Даже если кто-то скажет, что у Америки нет своей миссии, как и у большинства (если не всех) стран, то все эти страны не живут в окружении миллионов врагов, готовых наброситься на тебя в любой момент. Белый человек в Америке об этом позаботился – все индейцы уже перебиты.

Израиль живет в окружении 250–300 млн арабов и мусульман, отказывающих Израилю в самом его праве на существование. Находясь в состоянии войны, ни одно государство не способно выжить без ясно поставленной перед собой цели. Поэтому сегодняшний Израиль не может позволить себе существовать, не осуществляя некоей миссии.

Современный сионизм некогда мечтал о национальном очаге. Мечта осуществилась (по меркам самих мечтателей). Какая мечта у сионистов сегодня? А отсутствие мечты – не является ли оно сигналом о смерти современного сионизма?

Всегда легче сформулировать миссию при наличии врага – бороться против кого-то или чего-то, вместо того чтобы бороться за что-то. Гитлер искусно использовал этот момент, когда мобилизовал соотечественников-немцев против евреев и других «грязных» элементов.

Сравнительно легче было сформулировать сионистскую идею в конце XIX века, в эпоху воинствующего антисемитизма и повсеместных погромов. Сам враг тогда помог осознать потребность в национальном очаге.

Сегодня, когда потребности не столь ясны, сформулировать задачу стало гораздо труднее. А если еще добавить многие годы накапливающегося недоверия и стереотипы, связанные с религией, то можно себе представить всю грандиозность этой задачи.

Но мы призваны «искупить Сион», «его пленников».

Мы призваны сформулировать долгосрочную миссию Израиля на сегодня и завтра.

И пророк Ишаяу говорит нам, как это сделать: «Сион искупится Законом, а пленники его – праведностью». Закон – это образование, изучение Торы. Праведность – это милосердие и альтруизм.

Нам необходимо заложить основы широкой образовательной программы – обусловленной не интересами политиков или отдельных групп населения, а действительно полной души и сострадания, помогающей людям осознать истинное значение «национального очага».

Израиль не должен быть местом убежища, загара и вечеринок. Местом, где найдет отдых утомленное тело. Это должно быть место, где ваш дух почувствует себя дома.

Нам, нашим детям и друзьям нужно учиться, чтобы постичь значение духа, научиться распознавать его голос и миссию, претворять его в повседневной жизни, освещать этим духом окружающий мир.

Наша миссия в том, чтобы евреи исполнили свое высокое предназначение – стать истинным светом остальным народам.

Как сказал Ишаяу: «И будет, в последствии дней утвердится гора дома Г-сподня как вершина <всех> гор, и возвысится над холмами, и устремятся к ней все народы. И пойдут многие народы, и скажут: “давайте взойдем на гору Г-сподню, в дом Б-га Яакова, чтобы Он научил нас путям Своим и чтобы пошли мы стезями Его”. Ибо из Циона выйдет Тора и из Иерушалаима – слово Г-сподне. И рассудит Он народы, и даст поучение многим народам; и перекуют они мечи свои на орала, и копья свои – на садовые ножницы; не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать».

 

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru