[<<Возрождение] [Архив]        ЛЕХАИМ  МАРТ 2006 АДАР 5766 – 3 (167)     

 

О вкусной и здоровой… общине

О вездесущих посланниках Любавичского Ребе какой-то шутник придумал фразу, ставшую крылатой: «Хабад есть везде, где есть Coca Сola. И даже там, где ее нет». Не знаю, как в городе Белгороде-Днестровском Одесской области обстоят дела с «кока-колой», но община «Хабад-Любавич» там точно есть. А если бы меня спросили, какие гастрономические ассоциации вызывает белгородская община, я бы выбрала не этот суррогатный напиток, а вкус домашней субботней трапезы, приготовленной заботливыми руками настоящей еврейской хозяйки.

Детский сад.

Такая теплая атмосфера сложилась в общине во многом благодаря ее молодому руководителю – раввину Фишлу Чичельницкому. Не так давно рав Фишл, выражаясь бюрократическим языком, «пошел на повышение»: теперь он занимает должность главного раввина Измаила, Белгорода-Днестровского и Юга Одесской области. Основная его задача на новом посту – возрождение еврейской жизни в Измаиле.

Конечно, еврейская жизнь существовала здесь и раньше. Но до приезда рава Фишла община находилась «под шефством» проходящих практику студентов израильских ешив, и ей не хватало постоянного лидера, «хозяина», обладающего житейской мудростью и опытом работы с людьми. Именно эти качества есть у раввина Чичельницкого. Пять лет назад, несмотря на почти юный возраст, рав Фишл и его жена Лея «поставили на ноги» общину Белгорода-Днестровского. Начинать им пришлось в буквальном смысле с нуля: в городе не было ни кошерной столовой, ни еврейского детского сада, ни школы. Всё это создавали своими руками.

Очень помогали советы главного раввина Одессы и Юга Украины Авроома Вольфа и его жены Хаи, возложивших столь ответственную задачу на молодую семью. Время показало, что одесский раввин в своем выборе не ошибся. Рав Фишл оказался прекрасным строителем общины (заметим, в этом сказалось и влияние профессии: Фишл Чичельницкий проектировал интерьер одесской синагоги на улице Осипова).

Сегодня Белгород-Днестровский может «похвастаться» синагогой, еврейскими школой и детским садом, колелем для пожилых людей, где они ежедневно надевают тфилин, молятся, изучают традицию и даже получают стипендию. При синагоге работает кухня, обеспечивающая город кошерными – и очень вкусными! – трапезами.

В начале каждого еврейского месяца в синагоге собирается женский клуб, супруга раввина Лея рассказывает о традициях предстоящих праздников, знакомит своих «подопечных» с содержанием глав Торы. При поддержке раввина в городе успешно работает еврейский театр «Бейт лец».

Члены белгород-днестровской общины очень любят своего раввина, несмотря на то что большинство из них годятся ему в отцы и даже в дедушки. Людям импонируют его коммуникабельность, инициативность, трудолюбие, демократичность. Рав Фишл умеет быть «своим человеком» – может с удовольствием рассказать анекдот, сделать «лехаим».

Еврейский культурный центр.

Одесситы знают, что он всегда заботится о своих новых земляках: привозит в Одессу желающих совершить обряд брис-милы, устраивает в интернат молодых ребят, завершающих здесь среднее образование. Но главное, за что ценят евреи семью Чичельницких, – так это за особую атмосферу в их доме, которая позволяет «вернуться к своим корням», почувствовать вкус настоящей еврейской жизни, которой они так долго были лишены.

Сегодня рав Фишл с женой и четырьмя очаровательными дочками живет в Измаиле. На ПМЖ туда он перебрался в начале учебного (и конце еврейского) года. Тогда рав Фишл поделился с «Лехаимом» своими планами возрождения еврейской жизни в этом городе. Если бы он занимался политикой, его программу можно было бы назвать «предвыборной кампанией». Но, к счастью для жителей Измаила, рав Фишл политикой не занимается, поэтому продуктивность его работы гораздо выше, чем у авторов «100 дней», «500 дней», «1000 и 1 ночи» и прочих многообещающих проектов. Судите сами: всего за несколько месяцев пребывания в Измаиле раввин организовал новую кошерную кухню при синагоге (старая находилась в другом конце города, поэтому еду для школы и детского сада, расположенных там же, возле синагоги, приходилось возить). Несколько раз в неделю в синагоге собирается миньян (и есть надежда, что через месяц-другой он станет постоянным, каждодневным). На Шабос – настоящий Шабос с чтением Торы, рассказом о недельной главе и традиционной трапезой – собирается около 50 человек, – в то время как раньше и миньян был редкостью!

Настоящим событием в городе стали еврейские праздники. На Хануку, например, община собралась в самом большом ресторане Измаила «Кристалл», раввин зажег ханукию, а его жена провела большую викторину для детей. Кроме того, все присутствовавшие могли принять участие в лотерее, так что никто не ушел домой без подарка.

При синагоге работает детский клуб, где ребята изучают иврит, традицию, танцуют, делают оригинальные поделки на темы еврейских праздников, занимаются спортом. Клуб дает возможность ученикам еврейской школы даже в выходные дни не прерывать связь с «идишкайт», а тем, кто только собирается учениками стать, – сделать это как можно скорее и охотнее. Данные о потенциальных учениках школы раввин получает по результатам анкетирования: пожилые члены общины, приходящие в синагогу за гуманитарной помощью, сообщают информацию о своих еврейских детях, внуках и правнуках. Этот способ апробирован и в белгород-днестровской общине, где он дал ощутимый результат.

Привлечение всех еврейских детей в «стройные ряды» общины – очень важная сегодня задача. Рав Фишл уделяет много времени беседам с родителями, и большинство из них уже выразили согласие отдать своих детей именно в еврейскую школу. Людям импонирует «интерактивность» раввина, постоянно поддерживающего «обратную связь» и выясняющего, что еще хотели бы уважаемые родители увидеть в школе, чему еще научить малышей, как развлечь.

Именно внимание и забота, а не «дармовые» кормежка и развоз по домам (как это, к сожалению, часто бывает), играют решающую роль в их выборе. Ведь как бы ни были заняты современные родители, как бы больно ни «били» по семейному бюджету расходы на питание и транспорт, главная цель взрослых – обеспечить своим малышам качественное образование. И, как это ни банально звучит после стольких лет строительства коммунизма, – счастливое детство.

Оправдать их надежды изо всех сил стараются раввин Чичельницкий и коллектив школы. Поэтому в следующем учебном году ожидается такой «наплыв» новых учеников, что нынешнее школьное помещение вряд ли сможет вместить всех желающих. Община добивается увеличения школьной площади, и мэр Измаила С. Борисенко пообещал раввину поддержку в этом и других начинаниях.

Предметом заботы рава Фишла продолжает оставаться и белгород-днестровская община. Каждую неделю он навещает своих «бывших» земляков, время от времени проводит шабосы (постоянно это делают студенты одесской ешивы, направляемые сюда на практику), организует праздничные мероприятия, аналогичные измаильским. Также рав Фишл обеспечивает связь с «еврейским миром» представителей общин Арциза, Татарбунар, Сараты, Килии, Рени, Болграда – населенных пунктов, входящих в «подведомственный» ему юг Одесской области. Раввин Авроом Вольф при помощи Фишла Чичельницкого снабжает этих людей еврейскими календарями, подпиской на еврейские «масс-медиа» и даже оплачивает им дорогу в Белгород-Днестровский или Измаил на время праздников…

Действительно, Хабад есть везде, где есть Coca Сola. И даже там, где ее нет. Но раввин Фишл Чичельницкий, вопреки поговорке, старается сделать еврейскую жизнь непохожей на этот темный, пресный и не самый полезный напиток.

Дай Б-г ему успехов в этом благородном деле!

Х.-Г. Ериш

 

[ << Назад ]  [ Содержание ]

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

E-mail:   lechaim@lechaim.ru