[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  МАРТ 2006 АДАР 5766 – 3 (167)     

 

НАСТОЯЩИЙ ЛИДЕР

В город приехал новый раввин. В первый же день приходят к нему евреи и спрашивают совета, как готовиться к зиме. Если зима будет холодной – надо уже сейчас дрова запасать, есть нет – можно подождать. «Холодно будет», – сказал раввин, – не потому, что умел предсказывать погоду, а просто чтобы евреи в любом случае не замерзли. Но потом он забеспокоился: «Вот я их предупредил о надвигающихся холодах – а вдруг зима будет теплой, я здесь человек новый, испорчу свою репутацию!..» Пошел раввин в бюро погоды и спрашивает: «Какую зиму вы ожидаете в этом году?» «Раннюю и суровую», – отвечает синоптик. «А откуда вы знаете?» – «Да вот, евреи уже дрова покупают…»

Этот анекдот в парадоксальной форме доносит до нас важную истину. Всё зависит от самого человека, каждый человек сам определяет свою жизнь. Иными словами, каждый человек потенциальный лидер.

Мы привыкли думать, что лидером может быть только человек необыкновенный. Но на самом деле каждый из нас в какой-то области является лидером: один лидер в своей профессии, другой в общине, третий в семье, четвертый в классе. Каждый из нас вынужден принимать решения, касающиеся не только его, но и других людей – а это и есть функция лидера.

Конечно, можно сказать, что лидер в семье или даже в общине – это одно, а мэр города или глава государства – совсем другое. От политического лидера, за которого мы голосуем на выборах, мы требуем особых качеств: личной харизмы, умения произносить речи, готовности принимать «судьбоносные решения» и т. д. Конечно, все эти качества не повредят, но они не затрагивают главного – того, что объединяет большого политика и любого из нас, оказавшегося в ситуации лидера пусть даже самого маленького коллектива. Это способность не забывать за «большими цифрами» об интересах отдельного человека.

Тора рассказывает нам о первом лидере еврейского народа, Моше. Когда Б-г воззвал к нему в пустыне и велел идти в Египет, чтобы возглавить народ и вывести его из рабства, – какова была реакция? Моше сперва отказался – дескать, он менее известен, чем Аарон, и вообще Аарон – старший брат; наконец, Моше косноязычен – как он будет говорить с народом?! По сути, Моше предъявлял к лидеру те же требования, что и каждый из нас. Он просто не понял, почему Б-г выбрал именно его.

Так почему же Б-г предпочел неизвестного и «нехаризматичного» Моше другим лидерам, в том числе его старшему брату Аарону, который всё время находился среди своего народа и был его духовным вождем? Ответ мы сможем понять, если внимательно вчитаемся в текст Торы. Святые книги содержат мало подробностей жизни Моше до того момента, когда Б-г возложил на него обязанность возглавить процесс освобождения евреев из рабства. Но все приведенные эпизоды характеризуют его как человека, способного рисковать собой ради нескольких людей, ради одного человека и даже ради одного животного! Вспомним, почему Моше, выросший при египетском дворе и  наверняка готовившийся к блестящей карьере, вынужден был бежать из Египта? Он увидел, как египетский надсмотрщик избивает еврея, а вокруг не было никого, кто бы мог за него заступиться, – поэтому Моше сам напал на надсмотрщика и убил его. Потом, находясь в Мидьяне, он не раздумывая вступился за дочерей жреца Итро, на которых напали пастухи, и этим доказал, что готов защищать не только соплеменников, но и саму справедливость.

Наконец, история с заблудившейся овечкой, после которой, собственно, Б-г и сделал Моше вождем еврейского народа. Это было последнее испытание, и Моше выдержал его с честью. Он доказал, что всегда и при любых обстоятельствах заступится за слабого, поможет ему.

Вчитайтесь в историю о спасенной овечке! Чтобы выручить ее, Моше не только три дня шел по пустыне, рискуя умереть от жажды. Он оставил всё стадо, рассудив, что большое количество овец вместе, под присмотром пастушьих собак, находится в меньшей опасности, чем одно заблудившееся животное. Нельзя бросать одного ради многих – это было его главным принципом. Жаль, что таких лидеров сейчас не слишком много в мире: всё больше подсчитывают, сколько голосов то или иное решение принесет на предстоящих выборах. Слишком часто готовы принести интересы отдельного человека или группы людей в жертву так называемым «интересам большинства»…

Моше чувствовал боль любого существа и всегда готов был прийти на помощь. Он не спрашивал себя, должен ли он, входит ли это в его обязанности: если мог – всегда делал. Именно из-за того, что для Моше во главе угла стояло благо каждого, а не абстрактное «всеобщее благо», Б-г и счел его достойным возглавить еврейский народ на решающем этапе его существования. И Моше убедительно доказал, что забота об одном человеке не только не противоречит заботе обо всем  народе, но, наоборот, является ее обязательным условием. На протяжении всей своей жизни он оставался заступником за своих соплеменников перед Б-гом, защищал евреев, даже когда те совершали самые тяжкие грехи.

…В заключение еще одна история, показывающая, что забота о меньшинстве подчас куда важнее, чем действия «в интересах большинства». Один человек нанялся водителем автобуса в крупную компанию. Ему дали маршрут, проходящий по малонаселенным переулкам, первые дни автобус ходил полупустым. Через неделю наш водитель рассудил, что лучше он поедет в густонаселенные кварталы и будет возить людей, не сверяясь с маршрутом. Весь день его автобус был полон, вечером водитель принес в кассу вдвое больше денег, чем обычно. К его удивлению, глава фирмы тут же распорядился его уволить: по контракту с властями, фирма должна была обеспечить транспортными услугами не только центр, но и малонаселенные окраины, из-за самодеятельности водителя условия договора были нарушены, и обслуживание городских линий отдали другой компании.

Главный раввин России Берл Лазар

 

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru