[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  АПРЕЛЬ 2006 НИСАН 5766 – 4 (168)

 

Израиль, ИудеЯ и ещЕ кое-Что

 

История Израиля и Иудеи. Общественная и политическая жизнь

Сост. А. Андреев, С. Шумов. М.: Крафт+, 2004. – 672 с.

Книга толстая, солидная. Оформление хорошее. Даже очень хорошее. На полке смотрится отлично. Но всё-таки снимем с полки, откроем и почитаем.

Вообще-то серия книг А. Андреева и С. Шумова хорошо известна. Выходили в ней сборники по истории Болгарии, Сербии с Черногорией, Польши, Турции. В составе сборников – малодоступные или вовсе даже недоступные сочинения старых историков вековой, а то и полуторавековой давности. В те времена историческая книга считалась  произведением для широкого круга образованных читателей, а не для замкнутой корпорации профессионалов, так что по нынешним меркам их следует считать скорее научно-популярными. И в свете нынешнего плачевного состояния хорошей исторической научно-популярной литературы такие издания, конечно, дело хорошее. А то, что многие из подобных книг научное значение полностью утратили, не беда. Иногда полезно бывает проследить, откуда берутся странные представления и предрассудки в отношении других стран, народов, другого менталитета. Серия, в которой очередь дошла до евреев, и нам поможет в этом разобраться.

Первый сюрприз: похоже, евреев среди авторов сборника нет. Это, конечно, вопрос к  составителям. До революции еврейская историческая литература в России была развита неплохо и представлена такими именами и публикациями, которые вполне можно было бы извлечь из забвения. Ну да ладно, главное, чтобы книга получилась хорошая, а уж кто написал – не так важно.

Вот две самые большие публикации в составе сборника: «Древний Израиль» Н. М. Никольского и «Иерусалимский Синедрион» Ф. Арфаксадова. Никольский – личность известная, и не только своей интересной и содержательной «Историей русской церкви» (которую, правда, вернее было бы назвать «Историей русских ересей»), но также книгами и статьями по истории религий и обществ Древнего Востока. До сих пор среди его работ, посвященных еврейской истории и религии, была широко известна статья о следах политеизма в иудейской религии, в которой автор «атакует» иудаизм с атеистических позиций. А вот имя Арфаксадова мне раньше не встречалось. Книга его рисует яркую картину нравственной деградации еврейского общества, что, в частности, проявилось в злобных гонениях на первых христиан, начиная с основателя христианства и кончая церковью в целом. То, что иудеи, в союзе с римскими властями, подвергали немыслимым мучениям чистые христианские души, – мысль, мягко говоря, неоригинальная, исторической критикой исследованная и куда ведущая – известно. Почитаем дальше.

Вот М. Я. Михайлов, «Страна и жители Палестины». Очаровательно-высокопарный очерк, который сразу вызывает в памяти слезливые ламентации Василия Розанова о том, сколь чудесная земля и чудесные песни даны были еврейскому народу, но потом, причитает великий философ, произошло – о что же, что произошло потом? Да уж знаем, что произошло, прочитали у Арфаксадова, и не у него одного.

А вот странная глава: Ф. В. Фаррар «Последний разгром Иудеи». Фаррара все знают, его книга об Иисусе – любимое чтение многих христиан. Вот только почему именно он из всех переводных авторов в сборник попал? Неужели по этой самой причине?..

М. Базилевский, «Бар-Кохба». Рассказ о еврейском мужестве и героизме, написанный в стилистике бульварного романа (любовная история тоже, конечно, присутствует). По ходу дела Бар-Кохба гарцует верхом на льве, а потом все герои, все лучшие представители еврейства гибнут в неравной борьбе. Вывод: что от еврейского народа осталось, то осталось.

И последние три очерка: «Значение иерусалимского храма в ветхозаветной истории еврейского народа» И. Я. Богословского, «Очерки быта древних евреев» Н. Зайцева и «Деньги древних евреев» Е. Полянского. Эти опусы лишь подтверждают сложившееся уже у читателя  изумление от общего духа, господствующего в сборнике. А потому обратимся всё-таки к господам составителям: это уже не XIX век, а наши современники, находящиеся в гуще нынешних проблем, и мы имеем право надеяться, что они-то в самом первом, открывающем книгу разделе дадут ответы на главные вопросы с точки зрения нынешнего состояния науки, приведут какое-то подобие научного аппарата...

Сам этот раздел построен в форме словарика, и одну из словарных статей я не могу отказать себе в удовольствии процитировать. Итак, гг. составители объясняют:

«Иисус Христос – Сын Божий, в котором соединены божественная (как Бог-сын он второе лицо Троицы) и человеческая (рожден от Девы Марии) природа, добровольно принявший страдания на кресте ради искупления грехов человечества... Проповедуя свое учение, Христос призвал первых учеников, творил чудеса – воскрешение мертвых, исцеление душевнобольных и парализованных, хождение по воде, насыщение тысяч людей пятью хлебами и многое другое».

Какое разочарование! Впрочем, те, кто, подобно мне, начал чтение с дореволюционных авторов сборника, к разочарованию уже готовы. Книга, претендующая на познавательную ценность, оказалась ортодоксально-клерикальной агиткой. Наши современники и соотечественники, трактуя основные понятия из истории древних евреев, дали популярное изложение первооснов церковной идеологии и тем ограничились. И всё сразу стало ясно. Вопросов о подборе авторов и произведений для сборника, об идеологических установках гг. составителей больше не возникает. А также и о том, будет ли данная книга способствовать межэтническому взаимопониманию или хотя бы просвещению читателей.

Михаил Липкин

 

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru