[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  МАЙ 2006 ИЯР 5766 – 5 (169)

 

РиЧард Флейшер. НастоЯщаЯ ЛеГЕНДА

25 марта в Лос-Анджелесе в возрасте 89 лет скончался знаменитый голливудский режиссер Ричард Флейшер, автор десятков фильмов, не только вошедших в золотой фонд американского кинематографа, но и ставших хитами советского кинопроката.

Сын известного аниматора Макса Флейшера, Ричард начал работать в кино в 1940-х. После того как его семья проиграла Уолту Диснею битву за монополию в области анимации, Флейшеру-младшему пришлось менять квалификацию, и он выбрал кинематограф.

Первыми опытами молодого режиссера были компиляции забытых черно-белых короткометражек и хроникальные киноленты. Однако в 1954 году в судьбе Флейшера произошло поворотное событие: киностудия Диснея доверила ему экранизировать знаменитый роман Жюля Верна «20 000 лье под водой», где в главной роли снялся Кирк Дуглас. Началось всё с того, что глава студии увидел, как блистательно в «Счастливом времени» Флейшера работает Бобби Дрисколл, и заявил: «Тот, кто смог сделать актера из Бобби Дрисколла, непременно должен стать великим режиссером».

Великим Флейшер так и не стал, но универсальность его таланта неоспорима – вряд ли еще найдется мастер, работающий в столь разных жанрах. В 1950-х и 1960-х годах он с одинаковым успехом пробовал свои силы в военной драме («Между адом и раем»), историческом блокбастере («Викинги» и «Варрава»), вестерне («Эта тысяча холмов»), комедии («Доктор Дулитл») и биографическом кино, сняв историю команданте Че Гевары. В следующее десятилетие самыми громкими его фильмами стали полицейская драма «Новые центурионы» и триллер «Ашанти». Затем Флейшер сделал два сиквела к «Конану-варвару»: «Конан-разрушитель» и «Рыжая Соня», а последней его картиной стала короткометражка «Зов из космоса» (1989).

Кино, которое снимал Флейшер, несомненно было коммерческим, но не только. Он был «неприятным» режиссером – злым, тревожащим, интересующимся «патологией повседневности» и никогда не играющим со зрителями в поддавки. Он снимал то, что видел вокруг, выворачивая наизнанку все традиции жанров: его ковбои стреляли в спину и не скрывали, что для них нет ничего важнее денег. Его полицейские, помимо жалованья, зарабатывали на службе непреодолимый страх и безысходную тоску. А бой в Перл-Харборе в его интерпретации из героического эпизода американской истории превращался в странный симбиоз слепоты и глупости военных. Он высказывал свое, нелицеприятное мнение по поводу современного ему общества и афишировал свой пессимизм почти неприличным для Голливуда образом. Он постоянно испытывал на прочность психику своего зрителя, проверяя границы его терпения и чувства юмора.

В официальном некрологе губернатор Калифорнии Арнольд Шварценеггер, которому довелось работать с Флейшером на съемках «Конана-разрушителя», назвал его «настоящей голливудской легендой» и «экстраординарным режиссером».

Николай Мельников

 

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru

 

 

right style='text-align:right'>