[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  ИЮНЬ 2006 СИВАН 5766 – 6 (170)

 

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ С ЕВРЕЙСКИМ АКЦЕНТОМ

 

Эли Визель

Время неприкаянных

М.: Текст («Еврейская книга»), 2005. – 272 с.

Эли Визель больше известен как общественный деятель, нежели как писатель. Родившийся в 1928 году на территории нынешней Румынии, он в ранней молодости был депортирован в Биркенау, прошел Освенцим и Бухенвальд. В лагерях смерти погибли его родители и сестра. После войны жил в Париже, в 1956 году переехал в Нью-Йорк, где начал заниматься правозащитной деятельностью. Визель с одинаковым энтузиазмом боролся за права советских евреев и никарагуанских индейцев, голодающих Эфиопии и пострадавших от военной диктатуры в Аргентине. Однако наибольшую известность Визелю принесла его работа по увековечению памяти жертв Катастрофы европейского еврейства – в 1980–1986 годах он был председателем специальной комиссии по Холокосту при президенте США. В 1986 году Визелю присудили Нобелевскую премию мира.

В 1958 году Визель опубликовал свой первый роман «Ночь», затем последовали «Рассвет» и «День», составившие с «Ночью» своеобразную трилогию. Впоследствии он выпустил еще около 30 книг. Романы Визеля обычно воспринимаются как прямое продолжение его общественной активности – ведь тематически большинство из них связаны с трагедией еврейского народа, с личными воспоминаниями о пережитом во время второй мировой войны. Такое восприятие закономерно и объяснимо, однако не вполне справедливо. Визель – писатель пусть и не очень крупный, но всё же настоящий, со своей манерой и почерком. Решающее влияние на него оказал французский экзистенциалистский роман; не потому ли Визель – гражданин США и еврей по самоощущению – художественную прозу писал в основном по-французски?

Новый его роман «Время неприкаянных», вышедший в 2003 году, – своего рода квинтэссенция авторского взгляда на мир: здесь всё типично для Визеля, каким читатель знает его вот уже без малого полвека. В центре знакомый визелевский герой: человек без свойств, лишенный веры и родины беженец. У него даже имени нет – точнее, у него их целых два: при рождении его нарекли Гамлиэлом, но во время нацистской оккупации Венгрии он, дабы спастись, превратился в христианина Петера (в 1956 году он примет участие в будапештском восстании и будет вынужден бежать от советских войск на Запад). Профессия героя также свидетельствует о его принципиальной анонимности – он зарабатывает на жизнь трудом литературного негра, всё написанное им публикует под своим именем другой человек, ставший прославленным писателем. При этом герой пишет некую заветную книгу, но она далека от завершения, и перспективы ее туманны (вспоминается персонаж романа А. Камю «Чума», постоянно переделывавший первую фразу своего романа и так и не продвинувшийся дальше). Под стать Гамлиэлу-Петеру и его друзья Диего, Гад, Болек – компания апатридов, неприкаянных беженцев, заплутавших в лабиринтах катаклизмов жестокого века.

Тем не менее открытый финал визелевского романа небезнадежен. Гамлиэлу сообщают, что в местной больнице умирает старуха-венгерка, ему приходит в голову мысль, что это может быть Илонка – певичка кабаре, спасшая его в оккупированном Будапеште и заменившая ему погибшую мать. Личность умирающей так и останется не установленной, однако в больнице герой познакомится с женщиной-врачом, и эта встреча пробудит в нем надежду на новую любовь и на возможность счастья даже в этом несовершенном мире…

Михаил Эдельштейн

 

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru