[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  АВГУСТ 2006 АВ 5766 – 8 (172)

 

Дьердь Лигети. Великий мертвец

По сообщению информационного агентства Associated Press, 12 июня в Вене после тяжелой продолжительной болезни скончался один из самых видных представителей современного музыкального авангарда композитор Дьердь Лигети. Он был почетным директором академий, высших музыкальных школ и университетов в Вене, Гамбурге, Мюнхене и Париже, а также создателем оперы «Великий мертвец», знаменитой оркестровой пьесы «Атмосферы» и «Симфонической поэмы для 100 метрономов». Ему было 83 года.

Лигети, внучатый племянник Леопольда Ауэра, легендарного солиста оркестра Мариинского театра, родился в Трансильвании в 1923 году в семье венгерских евреев. Изучать музыку он начал в румынской консерватории, а затем продолжил образование в Будапеште, где в 1943 году из-за своих еврейских корней был арестован и два года провел на принудительных работах. Вся его семья погибла в Освенциме, самому же ему выпало пережить Холокост. В 1956 году Лигети эмигрировал из коммунистической Венгрии, некоторое время прожил в Соединенных Штатах, а в 1967-м получил австрийское гражданство. Именно в Австрии композитор прожил до самой смерти.

К тому времени, как музыка из двух его произведений – «Атмосферы» и «Lax Aeterna» – в 1968 году вошла в саундтрек к легендарному фильму Стенли Кубрика «Космическая одиссея: 2001», Лигети уже стал классиком европейской авангардной музыки. Уже были написаны «Реквием», «Видения», «Далекое», а до «Великого мертвеца» – самого известного его сочинения – оставалось каких-нибудь десять лет. В следующий раз Лигети обратится к киномузыке лишь в самом конце 1990-х, когда всё тот же Кубрик предложит композитору работу над звуковой дорожкой к своему новому проекту «С широко закрытыми глазами», которому суждено было стать последним фильмом этого режиссера.

Дьердь Лигети был из той породы художников, которые физически не приемлют каких бы то ни было канонов в творчестве. Когда рамки жанра становились ему тесны, он с легкостью и без сожалений ломал их. Композитор того же поколения, что и все послевоенные авангардисты, Лигети сумел опередить и Кшиштофа Пендерецкого, и Пьера Булеза, и Карлхайнца Штокхаузена, перейдя уже в начале 1970-х от радикального авангарда к не менее радикальной «новой простоте». Сначала он обратился к романтизму ХIХ века, потом начал открывать для европейских слушателей традиционную музыку народов Азии и Африки, в результате чего появились два тома знаменитых «Этюдов для фортепиано» Лигети. В них композитор без каких-либо технических приспособлений заставляет рояль – казалось бы, музыкальную вершину европоцентристской цивилизации – звучать то как оркестр африканских деревянных труб, то как индонезийский гамелан.

Лигети использовал в своем творчестве очень много разных, казалось бы, взаимоисключающих стилей: додекафонию, неоклассицизм, джаз, африканскую полиритмическую музыку, микрополифонию. Его музыка, без сомнения, уникальна, она ошеломляет, она заставляет чувствовать и думать одновременно, она вскрывает какие-то глубинные душевные пласты, о существовании которых в обычной жизни мы просто забываем. Его музыка близка и понятна представителям разных поколений и различных социальных слоев общества, что уже само по себе явление необычное.

Николай Мельников


<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru