[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  СЕНТЯБРЬ 2006 ЭЛУЛ 5766 – 9 (173)

 

2.ix

200

Михоэл-Йосеф Гузиков. Паганини бульваров

Судьба легендарного еврейского музыканта-клейзмера, первым познакомившего Европу с музыкой своих предков, достойна приключенческого романа: она была бурной, короткой и непредсказуемой, с триумфальным взлетом и печальным финалом.

Гузиков родился в белорусском местечке Шклове в семье потомственных музыкантов и с раннего детства учился игре на флейте. Выступая на свадьбах и праздниках, он достиг таких вершин мастерства, что слава о молодом музыканте перешагнула границы его родной Белоруссии – трудно поверить, но Гузикова даже пригласили выступить перед императором Николаем I, случай совершенно небывалый! Однако в возрасте двадцати пяти лет его постигла настоящая беда: внезапно открывшийся туберкулез не оставил ему никаких возможностей дальше играть на любимом инструменте, угрожая лишить единственного заработка. К тому времени у Гузикова было уже трое детей.

Настойчивый музыкант не опустил руки. Он познакомился с Санксоном Якубовским – еврейским музыкантом, который, в отличие от Гузикова, разбирался в нотной грамоте и даже немного сочинял собственную музыку. Якубовский научил Гузикова игре на цимбалах. В совершенстве овладев новым для него инструментом, Гузиков изобрел собственный – shtroy fidl (букв. «соломенная скрипка») – похожий на ксилофон, сделанный из множества деревянных планок разных размеров, закрепленных с помощью соломенных жгутов. Чтобы играть на нем, следовало стучать по планкам двумя палками. Это сооружение, называемое «деревянно-соломенным инструментом», имело диапазон около двух с половиной октав и очень своеобразный звук.

В игре на своем инструменте Гузиков достиг невероятных высот. В 1834 году он дал сольные концерты в Киеве и Одессе. В его репертуаре смешались традиционная еврейская музыка, польские и украинские мелодии, русские песни и классические пьесы. Гузиков ошеломил слушателей не только своим необычным инструментом, но и виртуозностью, позволившей ему обнаружить во внешне примитивном инструменте неожиданно богатое звучание и огромные музыкальные возможности.

Местные критики в хвалебных рецензиях советовали Гузикову отправиться на гастроли по Европе, предсказывая шумный успех. Поддавшись на уговоры, он уехал в Польшу. Его сопровождали два брата, призванные аккомпанировать Гузикову – один на виолончели, другой на скрипке. Братья Гузиковы с огромным успехом выступили в Варшаве, Львове и Кракове, в 1835 году прибыли в Прагу, а летом 1836 года добрались до Вены – в то время музыкальной столицы Европы.

Мориц Шапиро, самый влиятельный венский музыкальный критик, услышал игру Гузикова на частном концерте и пришел в восторг. В нескольких статьях Шапиро так разрекламировал музыканта, что билеты на двенадцать его концертов были раскуплены за несколько дней. Гузиков играл сложнейшие этюды Паганини так же легко, как и традиционные еврейские мелодии. После этих выступлений слава музыканта мгновенно распространилась по всей Европе. Он, простой местечковый еврей, явил просвещенным европейским кругам новый тип иудея из Восточной Европы – не грязного неграмотного оборвыша, не жадного скряги-ростовщика, а образованного, интеллигентного музыканта, сочетающего светские манеры с традиционно еврейским обликом. Пейсы Гузикова произвели в Европе такое впечатление, что в Австрии и Франции даже вошла в моду женская прическа с длинными локонами на висках – «сoiffure Gusikov» («прическа Гузикова»).

Гузикова пригласили выступить перед знаменитым австрийским дипломатом князем Меттернихом. Концерт намечался на субботу, и музыкант отказался от приглашения. Тогда Меттерних перенес предполагаемый банкет, после которого должен был играть Гузиков, на воскресенье.

Во время гастрольного турне Гузиков побывал в Мюнхене, Лейпциге, Берлине, Франкфурте и Гамбурге, и везде ему сопутствовал невероятный успех. В Лейпциге его концерт посетил Феликс Мендельсон. Фердинанд Хиллер, один из самых знаменитых еврейских музыкантов, дал Гузикову рекомендательное письмо к прославленному оперному композитору Джакомо Мейерберу. Тот организовал выступления Гузикова в Парижской Опере, где его услышал великий Ференц Лист, отозвавшийся о еврейском музыканте с восхищением и назвавший его «Паганини бульваров».

Гузикова пригласили выступить в Лондоне, однако из-за обострившегося туберкулеза он вместо Англии поехал в Бельгию. Летом 1837 года его здоровье ухудшилось настолько, что он решил вернуться на родину. В Аахене на концерте ему стало плохо, и вскоре он скончался. Ему был тридцать один год. Похоронили Гузикова на еврейском кладбище в Аахене, в безымянной могиле.

Василий Максимов

 

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru