[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  СЕНТЯБРЬ 2006 ЭЛУЛ 5766 – 9 (173)

 

Книга без родУ, без племени

 

Рабейну Йона Геронди

Как вернуть утерянное

[Выходные данные отсутствуют, – 187 с.]

Вопиющее отсутствие культуры в некоторых изданиях очень угнетает. Особенно обидно, когда книжка хорошая, а в качестве автора указано имя одного из выдающихся еврейских мудрецов.

Итак, в рецензируемом издании, среди прочих многочисленных недоделок, как минимум, отсутствуют: 1) указание на страну издания, год издания и название издательства; 2) имя переводчика на русский язык; 3) хотя бы краткие сведения об авторе и его труде. Поскольку пускаться в расследование по двум первым пунктам не представляется целесообразным, перехожу сразу к третьему, чтобы на всякий случай подготовить читателей любознательных, но не слишком сведущих в еврейской традиции.

Геронди Йона бен-Авраам Старший – представитель известнейшего раввинистического рода Геронди, жил в Испании в XIII веке. Знаменит он прежде всего тем, что поначалу являлся заклятым врагом Рамбама; по свидетельству его ученика, именно он вдохновил христианские власти публично сжечь книги Рамбама на костре в 1233 году. Впрочем, потом он раскаялся (по преданию, через сорок дней) и публично признал в синагоге Монпелье свою глубочайшую неправоту в отношении Рамбама и его трудов. Набожностью и благочестием он заслужил прозвище Хасид (Благочестивый). Став известнейшим талмудистом и моралистом своего времени, он впоследствии неизменно цитировал Рамбама с величайшим почтением. Переживание раскаяния, по-видимому, не оставляло его в течение всей жизни.

Теме раскаяния посвящена и данная книга. Автор сосредоточен прежде всего на человеческих отношениях, являющихся зеркалом отношений со Всевышним. Он систематизирует всевозможные грехи в этой сфере, выводит набор принципов достойного человеческого поведения и анализирует возможности достичь раскаяния и тем самым очиститься от греха. Читателю наглядно показано, как библейские и талмудические предписания могут осуществляться в повседневной жизни: ему предстоит погрузиться в интереснейший мир высокой иудейской этики.

Проблема, однако, состоит в том, что за рабейну Геронди, кажется, не числится труда «Как вернуть утерянное». Помимо комментариев на библейские книги и талмудические трактаты, он написал несколько работ на тему раскаяния: «Игерес тшува» («Послание о покаянии»), «Шаарей тшува» («Врата покаяния») и «Сейфер а-ира» («Книга Б­гобоязненности»). Но ни одна из них по названию не совпадает с рецензируемым изданием. Может быть, переводчики наткнулись на неизвестную доселе рукопись Геронди и скромно умолчали об этом? Однако ивритское или хотя бы идишистское название данного труда (а его книги по этике переводились на идиш) здесь не приведено. Так что читателю предлагается, по сути, неизвестный труд неизвестного автора в неизвестно чьем переводе. Да еще к этому таинственному труду предпосланы несколько слов, написанные десять лет назад по поводу совсем другой книги (!), «Орхос цадиким». Просто глаза на лоб… Впрочем, даже если автор – не рабейну Геронди, книжка всё равно увлекательная и полезная.

Юрий Табак

 

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru