[<<Возрождение] [Архив]        ЛЕХАИМ  ОКТЯБРЬ 2006 ТИШРЕЙ 5767 – 10 (174)

 

На рыбном месте

В Астрахани мы оказались на День рыбака. По набережной Волги фланировала разнаряженная публика, из динамиков гремело задорное: «Ты морячка – я моряк, ты рыбачка – я рыбак…» Все ждали праздничного салюта. Но почему-то так и не дождались. Видимо, кончился у астраханских рыбаков порох в пороховницах…

Страна хазар лежит

по ту сторону Каспийского моря, очень обширна, но суха и неплодородна. Много в ней овец,

меду и евреев.

Мукаддаси. Книга климатов

 

Хоть ты не велика,

но торг тебя прославил,

И дальних множество племен

к тебе направил.

Снаружи ты пышна,

как Иерусалим,

Внутри же Вифлеем

с тобой едва сравним.

Грань лучших двух частей

Вселенной здесь проходит,

И, в Астрахань явясь,

всяк в обе разом входит.

Он руку может здесь Европе

протянуть

И, повернувшись,

вновь на Азию взглянуть.

Пауль Флеминт

Астраханский кремль.

Неисчерпаемая история астраханского края, оплодотворенная историей тысяч племен и народов, некогда здесь обитавших, воевавших, но в основном мирно сосуществовавших, заселивших огромную дельту полноводной Волги, которая давала пропитание и свободу каждому, кто прибивался к ее берегам, рождала некий мифический образ – не вполне отчетливый, но близкий древнему «рогу изобилия». Смущали, правда, литературные источники, совсем «не мифологически» описавшие эту легендарную землю и ее древнюю столицу. Александр Дюма, посетивший город во время своего российского вояжа, писал:

 

Мощеные мостовые – невиданная в Астрахани роскошь. Жара превращает улицы в пыльную Сахару, дожди – в озера грязи; в знойные летние месяцы, с десяти часов утра до четырех вечера, они пустынны. Между четырьмя и пятью часами дома оживают и становятся похожими на пчелиные ульи, открываются магазины, улицы заполняются народом, на порогах домов скапливаются люди, в окнах появляются головы: они с любопытством разглядывают прохожих, среди которых встречаются образцы всех азиатских и европейских рас, и слушают вавилонское смешение всех наречий.

 

А Тарас Шевченко, например, в своем дневнике от 7 августа 1857 года записал:

Ай да Астрахань! Ай да порт-город. Ни одного трактира, где можно хоть как-то пообедать, а о квартире или гостинице и говорить нечего. Ухи не сыщешь! И это в городе, который половину русского царства кормит осетриной.

 

Действительно, миф и обыденность порой плохо стыкуются в реальной жизни…

Мы стоим на берегу, у пристани, перед нами – неторопливая в своем течении Волга, окаймленная зелеными берегами, украшенная белыми прямоугольниками прогулочных катеров и теплоходов.

В центре города – величественный Астраханский кремль, а также огромный караван-сарай, построенный в середине XVII века, еще при царе Алексее Михайловиче приезжавшими сюда персидскими купцами. Он превращен… в жилой дом. Лабазы позапрошлого века с проступающими сквозь ветхую краску «ятями» и «ерами», вросшие в землю деревянные дома, украшенные дивной резьбой… Астрахань – город парадоксальный. Богатство растительного мира «страны лотоса», как называют еще дельту Волги, щедрый на урожаи климат, множество птиц, обилие рыбы, выгоднейшее географическое местоположение – всё это предполагает богатство города, края и людей, их населяющих. Увы и ах…

В полумиллионном городе в аварийном жилье, по официальному признанию властей, проживает около 16% горожан. Половина автомобильных и пешеходных мостов (всего их 14) находятся в аварийном состоянии. О гостиницах и трактирах, как и во времена посещения Астрахани украинским Кобзарем, говорить не приходится. Астраханские улицы сплошь разворочены, покрыты ухабами и колдобинами. А по ним скачут навороченные джипы с иногородними номерами…

Легендарная астраханская рыба, икра, арбузы, помидоры, богатейшие газовые месторождения, перекрестье торговых путей – и уровень зарплаты, один из самых низких по стране, огорчительная бедность местного населения, поголовное пьянство, удручающе большое количество наркоманов среди молодежи…

 

* * *

История этих мест тоже выглядит парадоксально. В районе современной Астрахани находились столица Хазарского каганата Итиль и город Хазаран, разрушенные князем Святославом в 965 году; здесь издавна располагались городские поселения, через которые шли торговые пути персов и арабов, постоянно возникали всё новые города хазар, половцев, татаро-монгол; впервые город Астрахань упоминается историками, учеными, путешественниками уже в XIII–XIV веках (например, в путевых записках флорентийского купца Франческо Пелаготти); старый город (Ас-Тархан, Аштархан, Хаджи-Тархан) входил в состав Золотой Орды и располагался на правом берегу Волги, поблизости от современной Астрахани; в 1459–1556 годах Астрахань являлась главным городом Астраханского ханства… Так вот, несмотря на всё это, здесь вскоре собираются отметить всего лишь… 450-летний юбилей!

Счет городским годам ведется с августа 1557-го, когда первым астраханским воеводой Иваном Черемисиновым на левом берегу Волги, на Заячьем бугре была заложена деревянная крепость. Факт, конечно, достойный увековечения, но Астрахань, считают специалисты, всё же постарше будет. «Официальная история» города вызывает законное неудовольствие местных историков и краеведов. Тем более что около 50 лет тому назад у Астрахани украли… еще один год. Дело было в 1957-м, когда город готовился справить 400-летие своего основания. Как и положено юбиляру, его следовало украсить монументально, воздвигнув у стен Астраханского кремля памятник Ленину. Но то ли денег вовремя не дали, то ли монументалисты подвели… В общем, изваяние вождя вовремя не установили. Проблему решили просто, по-коммунистически: юбилей отсрочили на один год!

Вот и теперь 450-летие родного города астраханцы отметят годиком позже – не в 2007-м, а в 2008 году. СМИ полны сообщениями о том, что «в преддверии юбилея администрации города и области поставили перед собой очень большие и серьезные задачи, которые позволят решить многие проблемы города, копившиеся десятилетиями»; президент страны подписал соответствующий указ, «концепция подготовки к празднованию 450-летия» готова…

 

* * *

Расцвет Астрахани пришелся на конец XVIII века, когда она превратилась в богатый купеческий город. Слухи о невероятных рыбных уловах, обилии дичи, богатейших пастбищах, плодоносных землях, доходнейших солепромыслах, а главное – о «вольнице волжского понизовья» облетели самые отдаленные углы Российской империи. Сюда хлынул поток переселенцев – отставных солдат, беглых каторжников, просто бродяг, крестьян, здесь началось настоящее «вавилонское столпотворение» племен и народов. Об этом читаем у Владимира Гиляровского:

 

Надо бы податься в Астрахань… Приволье там, размах и воля; знай работай, а кто ты есть такой, откуда пришел, никто не спросит.

В 1791 году Екатерина II дает евреям право на жительство в этих краях. А к началу XIX века поспевают александровские указы, позволявшие евреям приобретать и обрабатывать землю, получать казенные земли для обработки, открывать фабрики в черте оседлости, ремесленникам – записываться в цеха; разрешали «фабрикантам, ремесленникам, художникам и купцам вместе с семьями» временно пребывать вне черты оседлости, а также открывали для евреев еще две внутренние губернии – Астраханскую и Кавказскую.

Согласно архивным документам, первыми евреями, поселившимися в Астрахани в 1805 году, были витебские купцы 2-й и 3-й гильдий, родственники Лейба, сын Янкелев Давыдов и Лейба, сын Абрамов Давыдов с семьями. Сохранилось письмо от 30 декабря 1805 года астраханскому губернатору Дмитрию Васильевичу Тенишеву: «Вручитель сего, из евреев, желает жить в Астраханской губернии». Давыдовы торговали от Чернореченского, Тверской губернии, казенного винокуренного завода, были приняты в Астраханское купечество. Для вступления во 2-ю гильдию необходим был капитал в 8 тыс. рублей, в 3-ю гильдию – 1 тыс. рублей. Сохранилась в областном архиве и расписка о взыскании налогов за 1806 год с купца 2-й гильдии Давыдова на сумму 500 рублей (со всех торговых сделок евреи платили двойной налог по сравнению с купцами других наций).

…Свой рассказ о еврейской истории Астрахани председатель областной религиозной еврейской общины «Сфард» Анатолий Бимбад начал не с самого оптимистичного места – с астраханского еврейского кладбища, расположенного на бугре, у Покровской рощи. «Кладбищу этому около 200 лет, – рассказывает Анатолий Рудольфович. – Здесь похоронено более пяти тысяч наших родственников и соплеменников».

В 1806 году в Астрахани началась эпидемия чумы. В районе, где сейчас находится еврейское кладбище, стоял Покровский монастырь – единственное место, где оказывали помощь чумным, а также кладбище для инфекционных больных. «Фамилия первого еврея, который был захоронен на кладбище, – Сахаров, – сообщает председатель общины. – Многие евреи уже в то время имели русские фамилии, несмотря на бытующее мнение, что большинство приобрели их во время службы в царской армии при Николае I».

Кроме купеческих семей, в городе появляются и простые евреи – мещане и мелкие ремесленники. Они прибывают сюда из западных областей из-за наполеоновского нашествия. И хотя Наполеон признавал равноправие иудеев с остальными гражданами Франции, евреи старались быть подальше от мест военных действий. Железных дорог не было, добирались обозами, с семьями, в течение нескольких месяцев.

Председатель общины А. Бимбад.

«В дальнейшем образуется группа евреев, постоянно живущих в городе, – продолжает рассказ Анатолий Рудольфович. – Общины и кагала тогда здесь не было. Они занимались шитьем картузов, шапок – полезные были люди!» Увы, полезным делом проживавшие в Астрахани евреи занимались лишь до 1835 года: в соответствии с указом Николая I город оказался за чертой оседлости, и в течение трех лет проживавшие в городе евреи были высланы. Не помогло даже ходатайство тогдашнего губернатора Ивана Семеновича Тимирязева, просившего оставить хотя бы давно проживающих здесь евреев, «так как постоянное проживание евреев в губернии было бы полезно в отношении распространения ремесел, и что вреда от них не может никакого произойти ввиду их малочисленности».

Прибывали евреи в Астраханскую губернию и не по собственной воле. В архиве хранится дело от 30 мая 1829 года об отправке из Астрахани в Кизляр 27 рекрутов-евреев. Были даны распоряжения об обеспечении их подводами, пищей, а главное – пресной водой. Последнее распоряжение было нелишним, так как в этот край уже начала наведываться холера.

Да, чума и холера принесли Астрахани много горя – две эти страшные «гостьи» с 1557 года посещали губернию более 40 раз, унеся бессчетное количество человеческих жизней! Немудрено, что запрет на захоронения в братских могилах, принятый в иудаизме, в случае Астрахани оказался бессилен. Анатолий Рудольфович показывает нам братскую могилу евреев-астраханцев, умерших от холеры в 1891 году…

Еще одна напасть, посетившая Астрахань в январе 1919 года, – эпидемия сыпного тифа. Эта болезнь «выкосила» большую часть «красных» бойцов и командиров 120-тысячной XI армии, отступавшей под натиском армии Деникина. Не пощадил тиф и студентов университета, в 1919 году отправленных на борьбу с белобандитами Попова. И этому эпизоду астраханской истории на еврейском кладбище есть грустный памятник – братская могила…

Анатолий Рудольфович показывает очень старые захоронения: здесь покоится прах отставных солдат-кантонистов, появившихся в Астрахани после 1827 года; вот могилы военных раввинов – Шрайбера, Шварца. «В 1844 году в Астрахани была расквартирована целая рота кантонистов – сухопутных и морских низших чинов». Военнослужащих насильственно заставляли принять православие, но они отказались креститься, несмотря на усердие местного духовенства – астраханского архиепископа Смарагда (Крыжановского) – кстати, из выкрестов. «Его потом из Астрахани за это “усердие” убрали. Матрос астраханского восьмого ластового экипажа Михель Алендухов исполнял обязанности раввина, военнослужащие имели казенную молельню», – рассказывает Бимбад. Это и была первая астраханская еврейская община.

Кантонисты, отслужив 25 лет «за веру, царя и отечество», оседали – часто по месту службы. Многие начинали свое дело: становились портными, сапожниками, шорниками, скорняками, музыкантами, часовщиками. О том, что первые евреи, населявшие город в XIX веке, были солдатами-кантонистами, свидетельствует статистика: в 1855 году в 25-тысячной Астрахани было 222 человека иудейского вероисповедания, из них 170 мужчин и только 52 женщины.

Мы продолжаем нашу экскурсию по еврейскому кладбищу Астрахани. Вот могилы коэнов – на памятнике выбиты сложенные в благословении руки. А у этого иудея не осталось сыновей – памятник на могиле выполнен в виде дерева со спиленными ветвями…

«Вот здесь похоронена семья следователя Циммермана – жена, сестра и две дочки, Шурочка и Мусенька, – показывает председатель общины. – Они были убиты в начале июля 1933 года, как раз был страшный голод. Пытались провести расследование, но дело зашло в тупик. Он был на работе, а семью уничтожили. Так ничего и не смогли найти. Это сейчас никого не удивишь, а тогда было громкое дело».

«Это кладбище пережило пять царских правлений, Временное и Советское правительство, но такого отношения, как за последние 20 лет, оно еще не знало!» – возмущается Анатолий Бимбад. Он показывает старую фотографию астраханского кладбища: высокие ворота с большим кованым могендовидом, капитальная ограда, слева – красивое двухэтажное здание «Хевра Кадиша»… «Ритуальное здание было сожжено в 1983 году, а затем полностью разрушено кооперативом “Демар”, который из кладбищенского кирпича построил свою контору. На погромы, обычно приуроченные ко дню рождения бесноватого фюрера и к еврейским религиозным праздникам, власти и правоохранительные органы не реагируют – они считают это не проявлением антисемитизма, а всего лишь вандализмом. Ссылаются на то, что, мол, громят и другие кладбища. Трижды пытались завести уголовное дело, но удалось открыть только в 2004 году. Впрочем, у нас отсутствуют “потерпевшие” – никто не хочет подавать заявление! А на содержание кладбища городскими властями предусмотрено аж 120 рублей», – вздыхает председатель астраханской общины.

 

* * *

Мы стоим на улице Шаумяна, бывшей Петропавловской. Перед нами – современный «новодел» с пластиковыми окнами. Он находится на еврейской земле: не так давно здесь еще было здание Хоральной синагоги, однако в августе 1996 года оно «при невыясненных обстоятельствах» сгорело…

На этой улице евреи селились начиная с 1860-х. А в 1876 году на Петропавловской была построена астраханская Хоральная синагога, которая стала центром еврейской жизни города. Из Ковенской губернии был приглашен раввин Лейб Дейхес, до того служивший раввином в небольшом уездном городке. «Потомки его стали называться Дайхесами, – уточняет Бимбад. – Его внук был расстрелян в 1919 году во время красного террора за то, что помогал во время первой мировой беженцам и переселенцам». В 1929 году Хоральную синагогу «по просьбам трудящихся» закрыли и устроили в этом здании Еврейский клуб имени Калинина. Бимбад показывает предвоенную фотографию, на ней – правление и драматический коллектив клуба. В центре – директор Борис Григорьевич Круглый, вокруг него – самодеятельные еврейские артисты, в том числе и дед нашего председателя, Яков Абрамович Бимбад. «Он также был членом совета еврейской общины Астрахани, – поясняет Анатолий Рудольфович. – А вот ктуба 1920 года, брачный контракт моего дедушки и бабушки, Фаины Марковны. Все мои предки из местечка Друза Витебской губернии. В Астрахань оттуда приехал мой прадед, Абрам Мордухович. Так что я – четвертое поколение Бимбадов, живущих в Астрахани…»

Напротив того места, где располагалась Хоральная синагога, – старый деревянный дом. В нем находилась еврейская школа, ее директором до середины 1930-х был Марк Ильич Якобсон.

Кроме общины «Ашкеназ», из выходцев с Кавказа и Крыма в середине 1870-х в Астрахани сформировалась другая община – «Сфард». Ее основателем стал Илья Крупинский, выбранный старостой и разместивший общину в своем доме. Несмотря на попытки выбрать отдельного раввина для сефардов, по настоянию властей, раввин в Астрахани оставался только один.

В 1879 году был построен молитвенный дом общины «Сфард» на улице Бабушкина, дом 28 (бывшая Католическая). Ныне действующая синагога Астрахани – реконструированное здание сефардской синагоги.

«Вот визитная карточка, – показывает председатель общины пожелтевший листок картона. – Абрам Пиндрус. Это последний раввин Астрахани, служивший в этой синагоге до 1934 года. Он умер в 1941 году, накануне войны…»

Была в Астрахани еще одна маленькая синагога ремесленников, построенная в начале прошлого века, – самая пролетарская синагога, посещаемая, как любили когда-то говорить, «простыми трудящимися». Пролетарская-то власть ее и снесла в 1971 году, построив на этом месте редакцию газеты «Волга».

«Еврейская» улица.

* * *

Самыми почетными сословиями в Астрахани были рыбопромышленники и купцы. А в России рыбку всегда любили. Впрочем, и на Западе рыбу ценили, а пуще того – экзотическую черную икру. На рыбных промыслах здесь когда-то сколачивали огромные состояния – астраханская рыбка становилась «золотой». Правда, распространялось это далеко не на всех и даже не на многих…

Анатолий Бимбад ведет нас на улицу под названием Грязная (ныне Куйбышева), где когда-то жили богатые евреи-рыбопромышленники – Эпштейн, Черняк, Ландо. Он показывает старинные облупившиеся дома, добротные каменные заборы и дом на углу под № 39, в котором вплоть до 1938 года находилась синагога – одна из четырех, существовавших в Астрахани. Такое ощущение, что за прошедшее с тех пор столетие на этой улице ничего не изменилось…

Современные евреи Астрахани – отнюдь не потомки богатейших рыбопромышленников, когда-то живших на Грязной. Это в основном врачи, учителя, предприниматели средней руки. Жизнь приучила их к сдержанности, но если уж ты ему «показался», он одарит тебя радушием и гостеприимством: щедрая астраханско-еврейская душа даст себя знать… Причины упомянутой сдержанности просты: нелегко было выживать евреям в астраханских степях и на волжских просторах ни во времена золотоордынские (про Хазарский каганат, конечно, вспоминать не будем), ни при полном благих, но не вполне ясных намерений Александре I, ни при «закрутившем еврейские гайки» Николае I. «Вздохнувшие» при Александре-освободителе, они должны были «затянуть пояса» после его убийства в 1881-м… Несладко пришлось и в веке прошлом, при власти Советов… Сегодня жизнь еврея в Астрахани «шоколадной» тоже не назовешь.

Польский писатель Ян Потоцкий, посетивший Астрахань в 1797 году, писал:

 

Самое большое впечатление произвела на меня веротерпимость, какую, быть может, чрезвычайно трудно найти на каком-нибудь другом месте земного шара…

 

Действительно, в свое время Хоральная синагога Астрахани располагалась рядом с кафедральным Успенским собором, библиотека армянской семинарии подарила еврейской общине уникальный свиток Торы, время изготовления которого специалисты относили к хазарским временам (есть такая версия, что в 1906 году он был захоронен вместе с одним из уважаемых членов общины…)

Где же она теперь, эта прославленная астраханская веротерпимость? Еще в памяти были свежи возмутительные эпизоды осквернения могил на еврейском кладбище в 1990-х, как Астрахань поставила печальный «рекорд»: в 2004-м менее чем за полгода на том же кладбище произошло четыре варварских погрома! Казачий атаман Астраханской области собирается «гнать из России» всех евреев; в одном из городов области главному редактору националистической газеты «Я русский» за публикацию ряда материалов предъявлено обвинение по статье 282 – «возбуждение национальной ненависти»…

Однако перемены к лучшему в еврейской жизни Астрахани всё-таки налицо.

 

* * *

В 2003 году в Астрахань приехал посланник Любавичского Ребе – молодой раввин Шломо-Залман Гольденберг с женой Ривкой. Главное, что удалось сделать новому астраханскому раввину, – сдвинуть с места много лет не сдвигаемый «камень»: реставрировать и реконструировать синагогу! Старинное деревянное здание обложили кирпичом, полностью изменили внутреннее убранство. Лишь старые деревянные колонны напоминают о том, что это – всё то же древнее здание, которому уже почти 130 лет! Интерьер старой-новой синагоги полностью соответствует современным требованиям. У евреев появился свой Дом – для молитвы, праздников, работы, учебы… Для трапезы, наконец. «У нас идеальная синагога», – с гордостью говорит председатель общины, название которой отразило преемственность в истории астраханского еврейства. Сейчас мало кто помнит, что творилось в помещении, где ремонт не делали с 1906 года: «Мы молимся, а я смотрю – в ведре вода замерзла», – вспоминает один из астраханских старожилов.

Раввин Ш.-З. Гольденберг.

Дальше – больше. Организовали детский сад, воскресную школу, наладили работу клубов и общинных программ, начали выпускать свою газету – в общем, начали жить по-еврейски. Пусть не всегда это получается, пусть с преодолением трудностей, но начало положено!

Тяга к созиданию нового особенно распространена в среде астраханских женщин. «Первое, что я сделала, когда мы приехали, – собрала женщин», – делится воспоминаниями Ривка Гольденберг. С тех пор в астраханской синагоге женщины собираются на заседания своего клуба. Раньше их было всего десять человек, а теперь уже сорок. Конечно, любой клуб – это прежде всего общение, обмен новостями и впечатлениями. Поэтому он так и называется: «Посиделки у Ривки».

Но это не только посиделки: дамы поют еврейские песни, смотрят фильмы, ходят на концерты, получают методическую и практическую помощь в организации быта еврейской семьи. Приглашают интересных людей – психолога, косметолога. Здесь не только интересно, но и полезно, а иногда и «выгодно»: например, можно выиграть приз – билет на концерт заезжих знаменитостей или «поход» в парикмахерскую!

Ривка объясняет: «Когда мы делали женский клуб, у нас была цель – через женщин добраться до детей. Но потом выяснилось, что женщины – это самая многочисленная и благодарная аудитория». Рав Шломо считает, что женщины вообще являются основными «получателями» информации: «Женское любопытство – не такое уж поверхностное чувство. Женщине всегда интересней послушать. Мужчина – это зрение, а женщина – слух. Ведь когда Б-г даровал евреям Тору, они “слышали видимое и видели слышимое”. “Хохма” – это мудрость, “бина” – понимание. Зрение такая вещь, против которой нет аргументов: все детали связаны, то есть зрение – это значит с одного взгляда понять всё. А слух – это понять все детали. Вот это и делает женщина. Еще написано, что видим мы обычно материальное, а слышим – духовный мир. Женщины – носители духовности, поэтому с ними легче. Мужчина обычно решает, что реальность – такова, и все! А женщины никогда не ставят точку, что реальность – такова. Им всегда всё интересно».

Р. Гольденберг.

 «Раньше у нас не было ни одной хупы. А в августе была первая! – с гордостью сообщает супруга раввина. – Юля Бакман из Москвы, где она учится, со своим женихом Димой приехала в родную Астрахань. Это первая еврейская свадьба в городе за много-много десятков лет!»

Еще у астраханских женщин и девушек появилась новая добрая «мода» – на еврейские имена. Татьяна Владимировна стала Фаней-Хаей, Таня – Тойбой, Галя – Голдой, Наташа – Мирьям, Галина Ефимовна – Сарой-Хаей. «В воскресной школе девчонки взяли себе еврейские имена. Их мамы услышали – тоже захотели», – улыбается рав Шломо. «Еврейские имена такие красивые!» – с блеском в глазах восклицают астраханские девицы…

 

Дом Иванова на ул. Куйбышева (д. 39). С 1911 года на втором этаже арендовалось помещение под синагогу, которая была закрыта в 1938 году.

 

* * *

Астраханскому детскому саду «Ор Авнер» всего два года. Он расположился в просторном и светлом доме, арендованном на одной из типичных астраханских улиц. Здесь 26 ребятишек. Уютные спальни и игровые комнаты, большая столовая и кошерная кухня, медицинский кабинет. Конечно, «присутствует еврейский компонент», как сказала одна из воспитательниц: «Чтобы с младых ногтей не стеснялись своего еврейства!» В игровой девочки зажигают свечи, мальчики делают кидуш… Садик получился небольшой, очень домашний.

Заведующая детсадом Раиса Марковна Ауслендер – отличник народного образования, почетный работник общего образования Российской Федерации. Из-за того что детей немного, группы получаются разновозрастные: на три-четыре года, на пять-шесть лет. Но это даже неплохо, считают воспитатели, – они применяют методику Монтесори, «соль» которой в адаптации детей к различным условиям. «Для ребенка как раз хорошо, – говорит заведующая садом. – Мы же общаемся и со сверстниками, и с пожилыми, и с маленькими. А в жизни малыши больше тянутся за взрослыми, взрослые окружают маленьких…»

«Используем мы и программу “Школа-2100”. Это специальная программа, включающая развитие логики, работу по специально разработанным методическим заданиям – очень красочным и неординарным. Это дорогая программа, многие хотят по ней работать, но не могут», – рассказывает Раиса Марковна.

Музыкальный работник в садике – высочайшего уровня: это Ирина Рубинчик, преподаватель консерватории. «Наша “отдушина”», – говорят о ней в садике. Для детей организуют походы на карусели в парк «Планета», в дельфинарий, в садике есть бассейн (что немаловажно при астраханской жаре!). Перед Шабосом на пап и мам «вываливается», как тут говорят, «мешок с детским творчеством» – все то, что их чада «натворили» за неделю. Родители очень довольны!

«Не всё было гладко, но справились, и надо двигаться дальше», – так, судя по всему, воспринимает ситуацию с еврейским образованием в Астрахани рав Шломо. «Всё-таки негативизм не прошел еще, – вздыхает он. –  Недавно узнали, что одна мамаша не водит детей, потому что еда – кошерная! Она считает, что кошерная еда – значит, заговоренная… Это тоже часть нашей работы: порой люди чего-то не понимают. Нужно объяснять, чтобы информация до них доходила».

Наталья Чаплыгина, няня астраханского садика, говорит: «Мы живем и работаем одной семьей!» Здесь трудится, между прочим, действительно замечательная семья – Воробьевы Людмила Александровна и Владимир Ильич. Полтора года назад, 7 марта 2005 года, пройдя обряд брис-милы, он получил еврейское имя Зеев-Вольф… Компания у него тогда подобралась достойная: новорожденный Исроэл – сын Шломо-Залмана и Ривки, которому, как и положено по еврейским законам, обрезание делали на восьмой день, шестилетний Йосеф Труфанов, а также бывший председатель астраханской общины Юрий Фельдман. Обряд проводил известный во всем СНГ моэл Ишая Шафит. В тот день в астраханской синагоге обряд брис-милы прошел впервые с 1918 года!

…Тема еврейской истории города неожиданно получила живое продолжение в стенах детского садика, причем разговор получился совсем «недетский». Выпускница астраханского Рыбвтуза и дочь заведующей Ирина Ауслендер подошла к истории астраханских евреев со всей серьезностью и «по-научному». «Многовековая история народов области, разнообразные традиции, уникальные объекты – это источник для создания интереснейших экскурсионных маршрутов, – говорит Ирина. – Мы знаем об истории и культуре народов, населяющих наш край, – русских, татар, казахов, ногайцев и других, а вот история и культура еврейского народа остается в тени. Поэтому я решила раскрыть историко-культурное наследие еврейской диаспоры Астрахани для туристов и всех, кому интересна эта тема».

Специальность Ирины – «социально-культурный сервис и туризм». Девушка разработала экскурсионный маршрут под названием «Память и возрождение: еврейские места города Астрахани». Эта экскурсия, считает Ира, будет способствовать укреплению дружбы между народами, населяющими Астраханский край.

 

* * *

Конечно, молодежь – самый сложный «контингент». Рав Шломо и его жена Ривка объективно оценивают ситуацию: «Главная цель не в том, чтобы они стали такими же религиозными, как мы, а хотя бы в том, чтоб они женились на еврейках. Чтобы еврейская молодежь вместе “тусовалась”. А там уже их дело…»

Активисты молодежного клуба – Галя (Голда) и Таня (Тойба) Бакман, Наташа (Мирьям) Штепа, Таисия Вакуленко, Марта Ерицян и Ашер Перетц – работают под девизом: «Не дадим пропасть еврейской молодежи Астрахани!» Они отмечают еврейские праздники (например, молодежную Хануку, «театрально-костюмированный» Пурим), ходят в центр «Даир» в боулинг-клуб, смотрят фильмы, организуют прогулки на корабле по Волге – в общем, «тусуются», как и положено молодежи. Но не только.

Члены молодежного клуба участвуют в программе «STARS» («Звезды») по изучению Торы и основ иудаизма. Сестры Голда и Тойба Бакман с удовольствием участвуют в молодежных семинарах «Еврейский взгляд на мир», ежегодно организуемых в соседнем Волгограде. Им очень близка тема, поднятая раввином Херсонским, – о еврейской самоидентификации. Видимо, лекции, прочитанные равом Йосефом, не прошли зря: этим летом две очаровательные сестрички в очередной раз стали участницами волгоградского семинара…

В шахматном клубе.

Плодотворно работает при астраханской синагоге воскресная школа. Впрочем, дети – это всегда плодотворно! Как говорит по этому поводу секретарь общины Фаня-Хая Лапшинова, преподающая ребятишкам иврит, «я буду старая, а они будут взрослые и знаменитые, и я буду гордиться, что приложила к этому руку!»

Фаня-Хая по совместительству и администратор школы, и завхоз, и «хозяйка» астраханской синагоги. Занятия воскресной школы проходят в этих же гостеприимных стенах. Дети (18 человек, от 7 до 14 лет) не только учат иврит, английский, математику и информатику. Здесь закладываются основы еврейского миропонимания – их учат исполнять заповеди, объясняют, в чем суть мицвойс и что из этого следует; обязательными становятся «натилас ядаим» (молитва при омовении рук), «биркас а-мазон» (благословение на хлеб) и другие важные, но «позабытые», в силу известных исторических обстоятельств, вещи…


Есть тут свои «звездочки» – недавно 11-летний Боря Денисенко в Москве, на олимпиаде по знанию традиций среди учеников общеобразовательных и воскресных школ занял четвертое место, – что, согласитесь, почетно и вообще здорово! Жаль, что в Астрахани пока еще нет полноценной общеобразовательной еврейской школы, но задача эта стоит, и она будет решаться. С Б-жьей помощью школа в городе будет! Во всяком случае, рав Шломо в этом не сомневается.

Б. Денисенко.

Праздниками, молитвами и воспитанием детей жизнь евреев Астрахани не ограничивается: работает областное общество еврейской культуры «Тхия», благотворительный фонд «Хесед». При «Хеседе» усердием Роны Стрельцовой плодотворно работает замечательная еврейская библиотека.

…Мы прощаемся с жаркой Астраханью, могучей Волгой, широкими степными просторами и такими доброжелательными членами общины «Сфард», сохранившими молодость души и твердость духа, возрождающими еврейские традиции на этой древней земле.

И. Карпенко

 

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Считается, что на территорию Астраханского края иудаизм пришел раньше всех других религий: в VII–X веках здесь был центр огромного раннефеодального государства – Хазарского царства (каганата), занимавшего территорию Нижней и Средней Волги, простиравшегося от Каспия (который называли Хазарским морем) до Азовского моря и Кавказских гор. Хазары создали одно из сильнейших государственных объединений своего времени. Покоряя соседние племена, они распространили свое влияние на донские, причерноморские степи и крымские города, вторглись в страны Закавказья и Иран. На территории Хазарского царства жили разные народы: хазары, булгары, остатки сарматских племен, славяне.

В дельте Волги столица Хазарии расположилась после того, как в 737 году хазары были вынуждены покинуть свою столицу Семендер, в которую со 120-тысячным войском вторгся арабский полководец Мерван. Арабы захватили Кавказ и вытеснили хазар на север, к Дону и Волге. Новую столицу Хазарии в низовьях Волги назвали Итиль, или Атель (по тогдашнему названию реки).

Город Итиль быстро стал крупнейшим международным торговым центром, через который пролегал Великий шелковый путь, шли караваны из Китая в Европу. Сама Хазария поставляла на рынки скот, рыбу, рыбий клей. Из Руси и Волжской Булгарии сюда привозили меха, мед, воск, изделия из железа.

Итиль был большим городом, делившимся на две части: западную и восточную. Царь (бек) жил в окруженной высокой стеной западной части, размеры которой были около «фарсаха» (5–6 км). Жилища – войлочные палатки, за исключением немногих, выстроенных из глины. Дворец царя располагался на острове, вдалеке от берега реки, и был построен из обожженного кирпича, что являлось в то время исключительно «царской привилегией». В городе были распространены несколько религий, мирно уживавшихся друг с другом: «Хазары – магометане, христиане, евреи и язычники; евреи составляют меньшинство, магометане и христиане – большинство; однако царь и его придворные – евреи... Нельзя выбрать каганом лицо, не принадлежащее к еврейской религии» (Ал-Истахри). В Итиле действовали синагоги и большое количество мечетей. Современники отмечали дуализм верховной власти у хазар: управление государством находилось в руках царя, но, кроме него, главой государства считался каган, который не обладал никакой властью, но пользовался большим почетом. Дворец его был выше царского, он сидел на золотом троне и вел затворнический образ жизни. Раз в четыре месяца каган появлялся перед народом в сопровождении гвардии. Народ обожествлял кагана, связывая с ним свое благополучие.

После падения Хазарского каганата «еврейского присутствия» в этих землях документально зафиксировано не было. Исследователи, однако, предполагают, что евреи проживали в Астрахани (тогда  она называлась Хаджи-Тархан) в XIII и XIV веках, когда город находился под властью Золотой Орды, а затем и местных ханов.

Положение Александра I «Об устройстве евреев» 1804 года включало Астраханскую и Кавказскую губернии в черту оседлости. С этого момента начался приток еврейского населения в регион. С приходом к власти Николая I положение евреев вновь ухудшилось. Положение о евреях 1835 года исключало Астраханскую губернию из черты оседлости, а проживавшие здесь 49 еврейских жителей были выселены. Спустя недолгое время образовалась новая община из солдат-кантонистов, расквартированных в Астрахани. В 1866 году была официально зарегистрирована ашкеназская община, в 1872 году открылся молитвенный дом, а в 1876-м была построена Хоральная синагога. В это же время появилась община восточных евреев, посещавших Астрахань по торговым делам, и в 1879 году была построена синагога сефардов.

С 1845 года в Астрахани существует еврейское кладбище, здесь работало похоронное братство («Хевра Кадиша»), еврейское благотворительное общество, еврейские школы, а затем открылось мужское училище. В Хоральной синагоге проводились все обряды, регистрировались новорожденные, была миква. Во дворе собиралась еврейская молодежь. За образцовое ведение актов гражданского состояния раввин Б. Шухер был представлен правительством к медали «За усердие». В синагоге хранились 44 свитка Торы, в том числе подаренный армянской общиной уникальный свиток, который специалисты относили к хазарским временам.

В Астраханской духовной семинарии была богатейшая библиотека, в которой хранилось много книг на древнееврейском языке. От астраханской ашкеназской синагоги в 1904 году «отпочковывается» так называемая ремесленная синагога. Инициаторы ее создания пытались присвоить ей имя новорожденного царевича Алексея, однако их попытки не увенчались успехом. Затем в городе появляется четвертая синагога, на Грязной улице. В годы первой мировой войны еврейская община Астрахани пополняется беженцами, общее число евреев в городе достигает 4 тыс.

В начале XIX века в Астраханской губернии обосновалась большая община молокан, приехавших из Саратовской и Воронежской губерний. Они разделились на четыре группы. Две группы – «субботнического» толка, две – сторонники евангелистов. Одна из групп «субботников» стала герами. Газета «Епархиальные ведомости» писала в те годы, что они соблюдают все заповеди и предписания строже, чем сами евреи. У геров была своя мельница, по сравнению с остальным населением они жили очень зажиточно. Если сравнивать численность геров и иудеев по рождению, то обнаружится, что в 1880-х годах первых было около 2000, а вторых – 800. В 1905 году у геров появляются своя молельня и миква. В конце 1940-х годов многие из них пострадали во время кампании по борьбе с сектантством, а в 1950-м власти закрыли их молельню.

Многие евреи принимали участие в революционном движении – зубной врач Шлема Галландский, портной Финкельштейн, жестянщик Ютковский. После 1917 года первой закрывается ремесленная синагога, зато рядом с Астраханью появляется еврейская сельскохозяйственная коммуна, позже преобразованная в один из первых колхозов.

Во времена нэпа еврейская жизнь кратковременно возрождается, в синагогах снова проходят свадьбы и другие обряды. Но длится это недолго: три из четырех синагог закрываются во время антирелигиозных кампаний 1920–1930-х годов. В Хоральной синагоге до войны разместился еврейский клуб им. М. И. Калинина и еврейский театр.

Дожившую до наших дней синагогу на ул. Бабушкина тоже пытались ликвидировать в 1938 году. Но евреям удалось убедить власти, что молодежь службы не посещает, а община, когда старики «домолятся» и умрут, исчезнет сама собой…

По данным переписи 1970 года, в Астрахани и Астраханской области жили 3462 еврея. По оценкам Еврейского агентства, в 1994 году еврейское население Астрахани насчитывало около 2 тыс. человек (0,4% населения). Возрождение общины, получившей название «Сфард», началось в 1990-х годах. Начался и численный ее рост: в начале 1990-х в ней насчитывалось около 700 человек. Значительную часть «новичков» составляют горские евреи – переселенцы из Дагестана и Чечни. С 2003 года в реконструированной синагоге работает раввин Шломо-Залман Гольденберг. Сейчас община, по данным еврейских активистов, насчитывает около 3 тыс. человек.

 

[ << Назад ]  [ Содержание ]

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

E-mail:   lechaim@lechaim.ru