[<<Возрождение] [Архив]        ЛЕХАИМ  ОКТЯБРЬ 2006 ТИШРЕЙ 5767 – 10 (174)

 

Евреи на промыслах

Волго-Каспийский рыбный бассейн с древних времен славился как богатством видов рыбы, так и ее огромными уловами. Какой только рыбы здесь не было! От царь-рыбы – осетра (являющейся, правда, некошерной) – до самых традиционных – сазана, судака и щуки.

В период наибольшего расцвета рыболовства, в ХVIII–ХХ веках, практически всё население Астраханской губернии связано было с рыбной отраслью. Удобным сочетанием являлось наличие недалеко от рыбных промыслов, на озере Верхний Баскунчак, высококачественной поваренной соли, используемой для заготовки рыбной продукции.

Производство бочек для посола привело к открытию множества бондарных производств. На судостроительных верфях строились рыболовецкие суда различных типов: от простых бударок до огромных сейнеров, бороздящих Волгу и Каспий.

Все капиталы, как на дрожжах росшие в Астрахани в конце ХIХ – начале ХХ века, связаны были с рыбой. Рыбопромышленникам принадлежали самые богатые дома в городе. Были среди них и евреи. Наиболее крупные – И. Черняк, занимавшийся морским ловом и имевший собственные промыслы, Ландо, семья Сандлер. Основная же масса евреев была бедна и не могла иметь в городе, находящемся за чертой оседлости, ни собственных промыслов, ни домов.

Впервые евреи на рыбные промыслы стали привлекаться в начале 1890-х годов. До того они очень хорошо зарекомендовали себя на Дунайском рыбном бассейне. Привлечение энергичных и знающих рыбное дело людей (особенно умеющих организовать сбыт столь деликатной и скоропортящейся продукции) возникло не из любви к евреям. На промыслах они выполняли функции сортировщиков, уборщиков, посольщиков рыбы, а также приказчиков непосредственно в местах притонения. Здесь возникла проблема нахождения евреев вне города, так как действовали указы о якобы негативном воздействии евреев на местное население. В Астраханской губернии с конца ХVIII века существовали целые села, где проживали «субботники» и геры. (Кстати, прямых доказательств о привлечении их к иудаизму самими евреями до настоящего времени нет.)

Попасть в уезды Астраханской губернии еврею было сложно. Вначале требовалось письменное разрешение Министерства внутренних дел, а позже – губернского правления. За каждое заявление взыскивался гербовый сбор.

В Астраханском областном государственном архиве хранятся толстые папки с прошениями как от самих евреев, так и от рыбопромышленников. Иногда промыслы оказывались в руках вдов, несовершеннолетних наследников, и положение могли спасти только люди, умеющие управлять рыбным производством. Сложно было вовремя организовать сбыт продукции: в то время еще не существовало способов замораживания ее в астраханскую жару, существовал только посол и охлаждение с помощью заготовленного в зимних условиях льда. Покупателями продукции тоже были главным образом евреи, умевшие сбывать ее по всей России, а также за границу. Вот что пишет в прошении на имя губернатора Гронбчевского владелец мелкого промысла Д. С. Исаев:

К общему несчастью, подобных специалистов и ревностно исполняющих обязанности свои в числе православного рода очень мало, а если и есть, то главные фирмы их не отпускают и мелкие рыбопромышленники лишены их, а евреев приходится принимать с большим трудом, к тому же они лишены известного порока.

В связи с вышеизложенным Исаев просит разрешения допустить к работе на промысле еврея Шостака.

На крупном промысле разрешалось иметь не более двух евреев, на мелких – только одного. И всё же чаще «рекомендовали» брать приказчиков из православных. Было очень много случаев незаконного проживания евреев на промыслах. Здесь всё решала «золотая удочка», как в то время называлось взяточничество, а брали взятки все причастные к рыбному делу лица: исправники, становые приставы, станичные атаманы.

Вот что пишет в 1906 году красноярский исправник в полицейское управление: «Из-за евреев на промыслах были удалены два пристава, а помощник атамана был арестован на месяц».

Полиция устраивала целые экспедиции для отлова незаконно живущих евреев. В 1907 году губернатор Соколовский докладывал в Министерство внутренних дел: «Деятельность сия в общем благодарная, из Астрахани удалено 572 еврея». Не отставали от властей местные монархисты и черносотенцы. Они считали, что из-за евреев возникает безработица среди русского населения. В 1908 году монархист Тиханович-Савицкий высказался в астраханской печати: «…чтобы жид благоденствовал за счет русского, умирающего с голода».

В 1907 году в сугубо научном журнале «Рыболовство» была опубликована статья некоего Архангельского под названием «Евреи на рыбных промыслах». Жаль, что автор видел только отрицательные моменты в работе евреев на промыслах. В чем только они ни обвинялись: и в том, что занимались исключительно посреднической деятельностью, и сбывали заведомо некачественную продукцию, и недокладывали воблу в чалки, и семьи их отличались плодовитостью… В этой статье подробно описана «черная биржа» по продаже рыбы на углу улиц Никольская и Спаржинская. Жаль, что за своей юдофобией автор не заметил умения организовать продажу и выпуск на рынок дешевой рыбной продукции.

Председатель Астраханского биржевого комитета писал 24 марта 1910 года на имя губернатора:

Опыт последних двух лет фактически доказал, что все мероприятия администрации, направленные на выселение евреев с промыслов, имели лишь отрицательный результат в рыбопромышленной деятельности края, выразившийся в крупном ущербе, нанесенном рыбопромышленникам, вследствие обесценивания значительного количества товаров, не получивших надлежащей, согласно требованию рынков, уборки и сортировки, вследствие недостатка специалистов по этому делу из числа русских людей.

Специальные разрешения на въезд евреев на промыслы действовали до Февральской революции 1917 года. Доходило до курьезов. Мещанин Абрам Гершевич Эскин недалеко от города на реке Болда держал рыбную ватагу. Однако, даже будучи ее хозяином, должен был получать разрешение на ее посещение…

В Астрахани на улице Грязной (ныне ул. Куйбышева) проживала основная масса евреев, занятых рыбным делом.

Новый подъем рыбного хозяйства пришелся на годы нэпа, 1921–1928-й. Но всё закончилось громким политико-экономическим процессом 1929 года по делу «астраханщины». Среди осужденных было значительное количество евреев. Основным мотивом обвинений был подкуп должностных лиц, угощение их в ресторанах для получения выгодных рыболовных участков и квот на лов рыбы, а главное – подрыв так называемого гослова.

К середине 1930-х годов роль евреев в Астраханском рыбном бассейне сошла на нет. Многие вовремя выехали из города, еще до массовых политических репрессий, и успешно работали в рыбодобывающей промышленности Сибири и Дальнего Востока.

А. Бимбад

 

[ << Назад ]  [ Содержание ]

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

E-mail:   lechaim@lechaim.ru