[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  НОЯБРЬ 2006 ХЕШВАН 5767 – 11 (175)

 

На «праздниЧном фронте»

Письмо из Петрограда

Б. Хецрони

«От Хецрона – семейство Хецрони, от Карми – семейство Карми. Это семейства Реувени…» (Бемидбар, 26:6,7). Мы приложили усилия, дабы выяснить, кто писал под псевдонимом Хецрони в «Рассвете» в 1922–1923 годах. Спасибо всем за дельные советы. И хотя поиски наши результатов не дали, мы всё-таки нашли его – того, кто 6 апреля 1923 года, на Хол а-Моэд Пейсах, писал очередную корреспонденцию в Берлин. Жил в Петрограде человек, звали его Берка. Впрочем, статьи в «Будущности», «Еврейской жизни» или «Восходе» были подписаны другим именем. Двор-колодец на Екатерининском канале, черная лестница, последний этаж. Здесь он жил. Здесь его ждали жена, Сара Боруховна, и пятеро детей: четыре дочери и сын, Довид-Лейб. И хоть непросто было ему всех прокормить, но каждый месяц Берка отправлялся к Моисею Заксу и покупал одну акцию в помощь земледельцам и ремесленникам в Сирии и Палестине. Довид-Лейб отца радовал, дочери «были на возрасте»… И вот сырой, промозглый и тревожный 1923-й в Петрограде. Пейсах в доме Берки. Что дальше? Куда исчез Довид-Лейб? Где они, красавицы Ривка, Мириам, Ита-Злата и Фира? Где старый Берка?.. Говорили, в 1925-м все они благополучно уехали к брату Сары Боруховны, в Североамериканские Штаты. Не верьте. Берку взяли в 1928-м, после диспута, организованного Евсекцией. Давнишний знакомый по дореволюционной редакции убеждал Берку, что только выступив в защиту хедеров можно помочь меламеду Крейнину. Знакомый оказался агентом ГПУ. А Довид-Лейб – да, он уехал в Америку… Есть другая версия, и по этой версии против имени Берки значится: «Пос. Мадмас, заключенный Ухтпечлага НКВД СССР. 12.08.1938 приговорен к высшей мере…» Но и это не всё. Старый Берка погиб зимой 1942-го, в блокадном Ленинграде: шел он, маленький, сгорбленный, вдоль канала, минутная слабость одолела его – присел, опустился в сугроб немного отдохнуть – и не встал больше. Да мало ли было возможностей у Берки? Чему тут верить? «От Хецрона – семейство Хецрони, от Карми – семейство Карми…»

Сарра Шор. Фрагмент композиции «Всадники». 1920-е годы.

1.

Все ниспровергнуто в прах: еврейские общины, еврейская общественность, благотворительность, школа, культурные учреждения. Враги разорены и разосланы по заведениям закрытым и открытым, а все прочие, еще имеющие свод небесный над головой, жестоко посрамлены.

И вышли богатыри Евсекции в чистое поле, что когда-то, во время оно, улицей еврейской прозывалось, плечи могучие развернули и оглянулись... Не видно ли где супостата? Есть ли еще какая-либо крепость вражеская – твердыня «сионистско-буржуазной реакции» – заслоняющая от жаждущих еврейских масс светлые коммунистические дали?..

Ага, есть! Праздники! Еврейские национально-религиозные праздники! Йом Кипур, Суккос, Пейсах и прочие, крупные и мелкие дни отдохновения и поминовения. Что такое праздники для еврея? Об этом можно быть различных мнений. Иные полагают, что это они цементируют различные осколки народа в единую осознанную национальную рать, скрепляя ее золотой нитью с чередой промелькнувших поколений, и – еще дальше – с прародиной... Что в них отражены навыки и быт древнего палестинского пахаря с его любовью к земле – любовью нежной и крепкой, переданной в грядущие века безземельному потомку. Что это просто манящие вехи в сутолоке серых дней, окруженные венчиком из милых и радостных обычаев...

Но есть и другое мнение – мнение Евсекции. Праздники держат еврея во власти вредных предрассудков. Праздники изолируют еврейского трудящегося от интернациональной семьи его собратьев. В праздники принято есть белую булку и мацу, что действует убийственно на пролетарский карман: пролетарский желудок должен быть по-спартански скромен. Праздники, наконец, – лучшее средство в руках раввинов для закабаления пролетариата.

Хочешь праздновать, пролетарий? Так на сию потребу установлены иные – пролетарские праздники: 1 мая, 7 ноября и проч. Всякие другие – от дьявола! Не сотвори себе кумира!

Между прочим, наука праздничного покоя до сих пор еще, собственно говоря, твердо не установила, что празднование 1 мая находится в непримиримом логическом противоречии с празднованием, например, Пасхи – праздника освобождения и весенней радости. Но Евсекция – «сама себе наука»; она это противоречие узрела.

И начался священный поход против праздников.

 

2.

Начался он в Витебске – этом счастливом лоне евсековских затей. Это было давно – в 1920 году. В Йом Кипур был собран отряд «отборных», вооруженных лопатами и топорами, и отряд этот торжественно продефилировал мимо набитых народом синагог. Смысл шествия был таков: вы молитесь, поститесь, а мы – глядите! – идем на работу и Б-га не боимся...

Через окна выглядывали укутанные в талисы евреи, отплевывались и с удвоенным рвением возвращались к покаянным молитвам.

Эффект оказался слабым. Учтя этот опыт, евсековцы устроили в последующие 1921 и 1922 годы «настоящие йомкипурники». И устроили во всероссийском и всеукраинском масштабе. Первые «йомкипурники» типа витебского носили сравнительно мирный характер. Было поставлено целью работать публично в этот сугубо нерабочий день и тем убить двух зайцев: 1) заработанные деньги идут в пользу «пролетарского государства» (наподобие известных «субботников»); 2) святость дня публично нарушена, Г-сподь Б-г пристыжен и порок торжествует.

Но в дальнейшем эта последняя задача выдвигается на авансцену «антипраздничной» деятельности. «Йомкипурникам» придается чисто агитационное значение. Целью становится пропаганда атеизма, подрыв веры в Б-жьи установления, стремление наглядно показать, до чего Б-г бессилен: люди, можно сказать, издеваются над Его праздником – а Его грозная десница не в состоянии их достойно покарать... Этот вопиющий факт, опровергающий с убийственной убедительностью теорию возмездия, должен заронить в души верующих зерна творческих сомнений, разрыхлить подсознательный религиозный пласт и озарить, наконец, светом неверия их темное сознание. А может быть, этот процесс совершится быстрее? С шумом откроются двери синагог, и масса обрадованных, внезапно просветленных евреев, бросая на ходу талисы, со слезами облегчения кинется в объятия евсековцев – их освободителей от векового невежества...

И прошли процессии импозантно, с флагами и песнями, с хулой против Б-га и жующими ртами (долой пост!). Прошли по мановению жезла Евсекции по всем городам и весям. И во многих местах действительно раскрылись двери синагог, и молящиеся евреи... с кулаками бросались на демонстрантов. Кое-где манифестанты сами врывались в синагоги, озлобленные равнодушием закосневших в своем невежестве евреев, и дело тоже благополучно завершалось свалкой. Виновных (из молящихся, конечно) предавали в руки властей – и «демонстрация» продолжалась.

В конечном счете вышла она достаточно жалкой. «Издевательство над Б-гом», как и следовало ожидать, превратилось в издевательство над л ю д ь м и, носителями религиозного сознания. Еще никогда не изгонялся Б-г из души верующего под барабанный бой хулителей. Напротив того: чем громче шум, тем глубже вера и тем крепче щит. И вся эта дикая свистопляска из Вальпургиевой ночи имела один эффект: ненависть верующих и презрение неверующих.

А публичное «испытание Б-га»... Тут есть элемент несравненного юмора.

Рассказывают про некоего «усомнившегося» юношу. Встал он утром и воззвал:

– Б-же! Если Ты существуешь, сделай так, чтобы туфля, стоящая там в углу, подвинулась ко мне...

Не подвинулась туфля.

– Б-г! – вскричал грозно юноша: – Если существуешь, подвинь туфлю!

И не двинулась туфля.

И в третий раз воззвал юноша, и столь же неподвижной осталась туфля.

– Нет Б-га! – крикнул он с отчаянием – и сам побежал за туфлей...

Не похож ли на этот анекдот «публично» брошенный евсековцами «вызов Б-гу» немедленно покарать их за кощунство?..

Сарра Шор. Красное и черное.

Начало 1920-х годов.

3.

Но Евсекция осталась довольна своими «достижениями». И даже в упоении победой завела спор с Евкомом (Евсекцией младшего возраста), кому принадлежит честь изобретения «антипраздничных» уличных шествий: им ли, матерым евсекистам, или коммунистическому молодняку. Решили спор полюбовно: оба первые. И радостью победы заразили руководящие верхи общероссийского коммунистического союза молодежи. Радостью и завистью. Те задумались:

– А не попробовать ли и нам поучиться у наших еврейских товарищей – славных пионеров антирелигиозной борьбы?

Пригласили из старших коммунистов Галкина, Степанова и других опытных агитаторов и решили, «по европейскому образцу», устроить «комсомольское Рождество» – уличные антирелигиозные демонстрации, приуроченные к православному Рождеству. Выпустили специальную литературу на эту тему и пустили по улицам Петрограда, Москвы и наиболее крупных городов карнавальные шествия с изображениями духовных лиц всех вероисповеданий – в том числе и раввинов, хотя Рождество, как известно, не еврейский праздник; раввин был введен для компании. Пусть, мол, не скажут, что это – еврейская демонстрация... Не помогло; всё равно говорили. Среди толпы, сгрудившейся на тротуарах, я сам слышал подобные шипящие разговоры:

– Очередной натиск еврейского кагала на православную церковь...

Но вот благополучно прошли манифестации. И стали подводить итоги. Итоги неутешительные. Одна за другой в московской «Правде» стали появляться статьи Степанова, Дубовского и других коммунистических наблюдателей, резко осуждающие предпринятую затею. Демонстрации не ослабили, а усилили религиозные чувства населения – и не только буржуазной его части. Они достигли обратных результатов. Они вредны с точки зрения последовательной антирелигиозной просветительной работы. Этот нелепый эксперимент должен быть оставлен...

Так вещали организаторы и вдохновители «комсомольского Рождества» и привели этим в великое смущение славных пионеров подобных дел – наших евсековцев. «Антипраздничные» уличные демонстрации бесповоротно авторитетами осуждены. Остается агитацию и агитаторов вновь загнать в закрытые помещения, в клубы, в кружки.

Накануне последней Пасхи ЦБ Евсекции постановило: отныне уличных демонстраций не устраивать, но от пропаганды не отказаться. Разве существует в данный момент для российских еврейских масс более насущная, более кровная задача, чем борьба с религиозными предрассудками?.. Провозгласили «антипейсахник»! И были даны – в бесчисленном множестве листков, брошюр, газетных статей, инструкций – яркие лозунги:

– Борьба против празднования Пасхи! Долой мацу! Пасха дорого стоит рабочему – да ну ее! Да здравствует хомец!

А для наглядности повсюду устраивались ими «хомецдике сейдеры» – вечеринки с хлебом и селедками, посвященные разоблачению темных махинаций заядлого контрреволюционера Моисея, который в целях организации преступной эмиграции еврейских рабочих масс из Египта вступил в переговоры с империалистическим хищником фараоном на предмет одурачивания обманутых масс и затемнения их классового самосознания. Пусть напивается буржуазия пасхальным вином, пусть хрустит у нее на зубах белая маца – нам с ней не по пути!..

Что же, справляли евреи сейдеры? Конечно, справляли. На славу. В том числе, разумеется, и трудящиеся.

Ибо еврей по натуре неисправимый оптимист. Ведь избавились же его предки когда-то от ига египетского...

«Рассвет», 1923 год

 

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru