[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  НОЯБРЬ 2006 ХЕШВАН 5767 – 11 (175)

 

В НАДЕЖДЕ НА МИР

В самолете сидят рядом два араба и еврей: арабы у иллюминатора, еврей у прохода. Самолет взлетел, еврей снял свои тесные туфли и приготовился отдыхать. «Позвольте мне пройти, – обращается к нему один араб, – я хочу выпить кока-колы». «Не беспокойтесь, – говорит еврей, – я вам принесу», – и в одних носках идет за напитком. Араб тут же хватает оставленный ботинок и плюет в него. Когда еврей вернулся с полным стаканом, такая же история повторилась со вторым арабом: тот попросил пройти, еврей вызвался и ему принести напиток, араб воспользовался его отсутствием, чтобы плюнуть во второй ботинок. Спустя какое-то время самолет идет на посадку, еврей обувает туфли и обнаруживает, что внутри мокро. «Б-же, молю Тебя, положи конец вражде между нашими народами! – восклицает он. – Ведь из-за этой вражды мои соседи не удержались и наплевали мне в туфли, а я не удержался и наплевал им в кока-колу…»

Вроде бы анекдот, ему положено быть смешным, а вдумаешься – звучит печально. Ведь на самом деле речь идет о человеческих жизнях, которые уносит каждая очередная военная вспышка на Ближнем Востоке, каждый очередной теракт.

Несколько месяцев назад завершился очередной раунд ливанской войны, ситуация вернулась к относительной стабильности, можно подвести итоги. Выиграл Израиль или проиграл? С одной стороны – вроде бы выиграл, поскольку добился поставленной цели, создал ситуацию, когда боевики «Хизбаллы» уже не могут обстреливать территорию еврейского государства, не контролируют границу между двумя странами. А с другой стороны – если пришлось вступить в бой, надо было идти до конца, до полного уничтожения террористического потенциала «Хизбаллы». Разве хирург, начиная операцию, прерывает ее на середине, только завидев кровь?

Война есть нечто противное самым основам еврейства. В Торе и в Талмуде мы находим сотни цитат о благословенности миротворчества и осуждении войны. Армия в еврейском государстве создана и существует только для одной цели – защищать страну и ее жителей от тех, кто до сих пор лелеет планы уничтожить евреев, ликвидировать Израиль. Недаром она называется «Армия обороны Израиля». Так вот, после каждой крупной военной операции десятки, а то и сотни солдат Армии обороны Израиля вынуждены обращаться к врачам, потому что у них – психологические травмы из-за необходимости применить оружие, стрелять в людей. Да, мы знаем этот афоризм: «Тот, кто милостив к жестоким, жесток к милосердным». Приходится воевать, приходится стрелять, чтобы защитить свой дом, своих близких, свою родину. Но для еврея даже оборонительная война становится тяжелейшим нравственным испытанием.

Можно ли выбраться из порочного круга войн и насилия? Есть пессимисты, которые охотно цитируют поговорку «черного кобеля не отмоешь добела». Дескать, что поделаешь, «они» такие, у «них» в ментальности заложена агрессивность, у «них» вера такая… Однако есть множество фактов, говорящих о другом. У нас в России мусульмане прекрасно живут в мире с евреями, наши общины во многом сотрудничают, мы уважаем друг друга, посещаем друг друга на праздники. Да и с мусульманским духовенством из арабских стран мы находим общий язык. Недавно мне довелось участвовать в международном форуме «Диалог цивилизаций» на острове Родос, несколько ранее во Всемирном межрелигиозном форуме в Москве: там и там между раввинами, имамами и аятоллами шел спокойный обмен мнениями. Мы проявляли уважение друг к другу и, уверяю, никому и в голову не могло прийти, что называется, «плюнуть в ботинок»!

Проблема, таким образом, не в ментальности, не в традиции, не тем более в вере. В том, что существование еврейского государства до сих пор находится под угрозой, виноваты политики. Те самые ближневосточные диктаторы – асады, насраллы и ахмадинеджады, – которые не могут обеспечить своим народам мало-мальски пристойный уровень жизни и, чтобы отвлечь внимание от собственных провалов, пропагандируют ненависть к евреям, воспевают террористов-самоубийц.

Есть еврейская притча о том, как ангел показал праведнику рай и ад. Отвел в роскошный зал, где стояли столы, сплошь уставленные самыми изысканными блюдами, только столовых приборов нет. «Это рай?» – спросил праведник. «Это ад, – ответил ангел, – вот сейчас увидишь, что будет». Тут входят слуги и раздают людям, находящимся в зале, огромные вилки, каждая в полтора метра длиной! Подхватить кушанье с блюда такой вилкой можно, а вот донести это кушанье до рта ни у кого из сидящих за столами не получается… Тогда ангел взял праведника за руку и повел в соседний зал – точно такой же. Так же столы ломятся от угощения, так же слуги раздают длинные-предлинные вилки. «А это рай», – говорит ангел. И видит праведник, что люди, приглашенные на трапезу, нашли простое решение: каждый цепляет еду с тарелки на вилку и протягивает кушанье соседу, сидящему на противоположной стороне стола! Разница между адом и раем не во внешних условиях, а внутри человека, объяснил ангел. В аду сидят такие, что им лучше самим умереть с голоду, лишь бы другому не дать!

На самом деле все мировые религии основаны на принципе любви к ближнему. Ненависть – удел политиканов, борющихся за власть с помощью тотальной пропаганды. Такие политики превращают в ад жизнь своего народа и, разумеется, соседей. Но зато и мировое сообщество имеет опыт ликвидации вредоносных режимов и политических движений. Когда это произойдет – убежден, и народы договорятся, и тем более религиозные деятели.

Главный раввин России Берл Лазар

 

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru