[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  НОЯБРЬ 2006 ХЕШВАН 5767 – 11 (175)

 

Здоровье тела, сознаниЯ и духа

Составитель Шолом-Бер Вайнберг

Евреи во все времена были чутки к проблемам здоровья: жизнь – дар Б-га, требующий внимания и заботы. Недаром самый известный еврейский тост – «Лехаим!» – буквально означает: «За жизнь!»

В новом цикле нашей рубрики «Послания Любавичского Ребе» собраны высказывания Ребе на темы физического и душевного здоровья, которые, по мысли Ребе, теснейшим образом между собой связаны. При этом он проводил разграничение между физическими и духовными аспектами исцеления. Ребе указывал: физический аспект лечения связан с проблемами, принадлежащими сфере медицины, и духовные аспекты – такие, как исполнение заповедей, – не могут заменить собой того, что должно быть сделано в рамках природы.

Вот характерный пример. Дважды в своих выступлениях Ребе подчеркивал, что в случаях, когда нужно выбирать между двумя врачами, один из которых считается признанным экспертом, но не имеет в полной мере страха Б-жьего, а другой менее опытен как врач, но преисполнен страха Б-жьего, – еврейский Закон однозначно указывает: выбор должен быть сделан в пользу опытного врача. Лечение больных относится к разряду пикуаш нефеш, вопросов жизни и смерти. И здесь всё определяет опыт врача, а не его религиозность.

Большинство высказываний Ребе извлечены из его частной переписки и обращены к конкретным людям, учитывают их неповторимые обстоятельства. Читателю нужно помнить об этом, понимая: то, что хорошо для одного случая, не всегда применимо к другому. И еще одно замечание: не надо воспринимать советы, данные Ребе тем или иным людям, как его окончательное мнение по соответствующему вопросу. Ребе всегда предлагал использовать для лечения новейшие методы, процедуры и препараты, – но поскольку нами собраны высказывания разных лет, то следует делать поправку на то, что некоторые методы лечения просто еще не существовали в тот или иной период времени.

 

Важность заботы о своем здоровье

 

«Посмотри, как прекрасно тело человека»

Мой тесть, Ребе, да будет благословенна его память, повторял слова своего отца, Ребе Рашаба: «Посмотри, как прекрасно тело человека, – сколько сказано в Торе и заповедях о нем от Б-га!»

Если Б-г дал каждому из нас такую драгоценность, как тело, то мы должны приложить все усилия и постараться, чтобы тело пребывало во здравии. Поступая так, мы исполняем волю Б-га: ведь исполнение Торы и заповедей возможно только при участии тела.

По словам Рамбама, «забота о здоровье и целостности тела – неотъемлемая часть нашего служения Б-гу». Также сказано: «И малое несовершенство телесное приводит к большому духовному несовершенству».

В мои намерения не входит читать лекцию – при всем том, надеюсь, сказанное окажет на Вас благое действие.

Хотя «сила духовная приводит к ослаблению тела» (Зогар, I, 170б), это следует понимать как ослабление материальных потребностей тела, а не, упаси Б-г, ослабление телесного здоровья.

Действительно, мы видим: когда человек здоров, он может сделать намного больше, – о чем бы ни шла речь, а особенно в том, что касается любви к Б-гу, любви к Торе и любви к ближнему.

 

«Берегите же очень души ваши»

…До меня дошли вести о том, как Вы относитесь к себе. Мне больно было всё это слышать – если это действительно правда.

Вы усердствуете в воздержании от пищи и, хотя Ваши домашние умоляли Вас сходить к врачу – во имя Вашего же здоровья, Вы не приняли их слова близко к сердцу. Вы не выполняете указаний врача, Вы даже не хотите с ним посоветоваться.

Право, нет нужды много говорить о том, что нам заповедано беречь наши души (Дворим, 4:15), а значит – жизнь нашу. Вспомните слова Великого Учителя Рамбама: «Нельзя прирасти пониманием и мудростью, когда голоден или недужен <…> ибо, чтобы служить Б-гу, тело должно быть здорово и в целости».

Более того, сказано: «Разрешено было целителю исцелять» (Брохойс, 60а), а о необходимости следовать советам врача – не одно правило в Шулхан Орух (Законы Субботы и законы Йом Кипура).

Надеюсь, эти несколько строк подвигнут Вас изменить свое поведение: Вы пойдете к врачу и будете исполнять все его указания.

 

Ныне следить за своим здоровьем важно вдвойне

В разделе Мишпотим книги Шмойс читаем: «Если увидишь, что осел врага твоего лежит под ношею своею, разве оставишь его без помощи? Помоги непременно» (Шмойс, 23:5).

Баал-Шем-Тов пояснял: слово «осел» – «хамор» на иврите – происходит от корня «хомер», означающего материю, и относится (в данном контексте) к телу человека – нашему «вьючному животному». Если вы присмотритесь к «своему ослу», вы увидите, что он – «враг ваш»: тело считается враждебным душе, ибо та стремится к Б-жественному и духовному, тогда как тело устремлено к материальному и плотскому.

Баал-Шем-Тов далее говорит: этот «осел» несет «поклажу», возложенную на него Б-гом. Суть «поклажи» – стать лучше через исполнение Торы и заповедей. И если вы настроены оставить «своего осла» без помощи, избрав путь умерщвления плоти и самоистязания, это приведет к тому, что «осел» падет – тело не выдержит.

Потому, заключает Баал-Шем-Тов, не на путях самоистязания достигается свет Торы. Более того, мы должны непременно помочь нашему ослу! Не следует полагаться на пост и другие формы умерщвления плоти, думая, что они избавят тело от стремления к грубо материальному. Человек должен прийти телу на помощь, очищая и освящая его, а не истязая и умерщвляя.

Межеричский Магид, преемник Баал-Шем-Това, повторял своему сыну, прозванному Ангелом за праведность и отрешенность от всего материального: следует заботиться о своем здоровье, ибо – помните? – «и малое несовершенство телесное приводит к большому духовному несовершенству»…

В еврейском Законе недвусмысленно говорится о том, что любые самоистязания для человека запретны. Так, Алтер Ребе в Кодексе еврейских законов пишет: «Человек не господин телу своему, а потому не может истязать его даже столь малой мукой, как отказ от питья и пищи». Рамбам идет дальше и говорит: забота о здоровье тела – часть служения Б-гу. Что же нового дает нам комментарий Баал-Шем-Това к словам Торы «помоги непременно»? Почему всё-таки в первую очередь мы должны помышлять о нашем «враге», теле, – и при этом речь может идти о посте и иных формах умерщвления плоти?

Это становится понятно в свете того, что Алтер Ребе говорит в своем Кодексе: допустимо причинять боль и страдание телу и поститься, чтобы прийти к раскаянию. Это допустимо, поскольку раскаяние телу во благо, раскаяние дает возможность телу исполнять его Б-жественную миссию на земле.

И толкование Баал-Шем-Товом слов «помоги непременно» следует понимать именно в этом контексте. Можно, учит Баал-Шем-Тов, стремиться к тому, чтобы «высветлить» нашу телесную составляющую, и при этом приходить телу на помощь даже тогда, когда перед нами встает задача покаяния и обретения духовного очищения. Да, даже в этом случае нужно не столько умерщвлять плоть, сколько «высветлять» и очищать ее, то есть относиться к ней не негативно, а позитивно.

Новый подход был заявлен Баал-Шем-Товом как один из аспектов хасидского учения, сосредоточенного на предвкушении того, что будет открыто нам в Грядущие Времена, с приходом Мошиаха.

Во времена Мошиаха тело станет духовной поддержкой душе. И в свете этого хасидизм учит нас, что в последние дни рассеяния многое может быть исполнено нами именно с помощью тела – не на путях умерщвления плоти, а через его «высветление», основанное на принципе «прийти ему на помощь».

Это помогает понять, почему несколько последних поколений придают большее значение здоровому телу. Времена Мошиаха всё ближе – времена, когда латентная духовность, объемлющая наше тело, будет явлена непосредственно, станет питать и поддерживать душу. И потому о теле следует заботиться особенно, относясь к нему с большим вниманием, чем раньше.

Вспомним: тело еврея наделено особым качеством, ибо сказано в Торе о евреях: «Г-сподь избрал <…> вас из всех народов» (Дворим, 10:15). Абсолютная свобода выбора принадлежит только Б-гу – и Б-г выбрал тело еврея. К этому выбору Б-га мы должны относиться с особым почтением. Помня об этом, хасидизм указывает на новый путь служения Б-гу: забота о здоровье может и должна проявляться перед лицом необходимости духовного очищения и покаяния.

 

Здоровье особенно важно в эпоху, предшествующую приходу Мошиаха

…Мне приятно получать известия, время от времени доходящие до меня от Вас. Да поможет Б-г: пусть от Вас приходят только добрые вести как о Вашем духовном, так и физическом состоянии.

Для еврея доброе духовное здоровье и здоровье физическое идут рука об руку, как сказано в известном месте у Рамбама... Существует также комментарий Баал-Шем-Това, в котором он подчеркивает, что человек призван служить Б-гу постясь и смиряя плоть, но служить телом: «Во всех путях твоих познавай <волю> Его» (Мишлей, 3:6).

Это верно во все времена. Но сколь же больше это значит во времена нынешние, когда лишь немногие из нас вовлечены в работу, направленную на распространение Торы и заповедей! Ведь каждый, кто занят этой работой, – драгоценен, и всякое доброе деяние его – драгоценно.

Я отдаю себе отчет, что перед таким человеком, как Вы, нет нужды об этом распространяться. Но я тем не менее получаю вести, что Вы печетесь о своем здоровье не в должной мере и не придаете подобающего значения материям, о которых я здесь сказал. Между тем в Торе сказано недвусмысленно: «Берегите же очень души ваши» (Дворим, 4:15).

Я уверен, Вы не печетесь о своем здоровье из лучших побуждений! Но я ведь сказал: ныне каждый из нас – солдат – и должен подчиняться приказам Командира.

«Во времена, когда шаги приближающегося Мошиаха <звучат> уже совсем близко, первейшее в нашем служении Б-гу – милосердие и добрые дела». Мы должны делать всё возможное, чтобы иметь силы, ведь совершить мы должны как можно больше.

А потому приведу здесь слова, которые мне доводилось слышать от моего тестя, Ребе. Он настаивал, что перед чтением утренних молитв можно принять толику пищи. Более того, многим он советовал съедать не «корочку хлеба», а «пирожок» – во имя того, чтобы чувствовать прилив сил и молиться с большей сосредоточенностью.

Конечно, Вам известно знаменитое письмо Баал-Шем-Това к ученику, рабби Яакову-Йосефу, в котором он выражает недовольство частыми постами ученика.

Заранее признателен Вам за то, что Вы отпишете мне. Отныне Вы будете следовать указаниям моего тестя, Ребе, да будет память его благословенна, и помнить о том, что человек должен печься о своем здоровье. От этого прирастает здоровье душевное и человек лучше служит Б-гу.

Что касается Вашего поста – замените его совершением цдоки, таанис дибур («воздержанием» от необязательных суждений) и тому подобным.

Продолжайте свой труд, связанный с насаждением духовного образования, и особенно – с колель Хабад, но так, чтобы это не вело к телесному переутомлению. Такой образ действий пойдет на благо всей Вашей работе: у Вас будет больше сил, необходимых для Ваших трудов.

Надеюсь, что в самом скором времени Вы увидите плоды этого и еще многие годы сможете писать мне о своих успехах.

«Здоровье и целостность» – в теле и духе

…Сказано: «Помоги непременно <телу>», ибо в нем – одна из опор нашего служения Б-гу, ибо мы служим Ему в том числе посредством тела. Для целостности служения Б-гу – а человек призван служить Ему телом и душой – тело должно быть целым и здоровым.

Это верно тем более, что евреи – единственный среди народов, наделенный способностью вовлекать физические объекты в союз с Б-гом. Тем самым дух евреев не только одерживает победу над телесностью, но преобразует телесное в духовное, так что достигается истинное единство физического и духовного.

 

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru