[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  ДЕКАБРЬ 2006 КИСЛЕВ 5767 – 12 (176)

 

Наш ответ Иерусалиму

 

Денис Соболев

Иерусалим

Ростов-на-Дону: «Феникс», 2005. – 448 с.

Читатель нынче искушенный пошел, голыми руками его не возьмешь и на хромой козе не объедешь. А для неискушенных – для тех, кто ни авторов модных не знает, ни в странностях литературных ничего особенного не видит – для тех существует последняя страница обложки. С аннотациями. Чтобы все отдавали себе отчет, с каким замечательным произведением выпало познакомиться, весьма почтенные люди это произведение лестным образом аттестуют. Если Игорь Бяльский и другие специалисты, в чьей компетенции я не сомневаюсь, пишут в аннотациях на книгу Дениса Соболева «Иерусалим», что это роман замечательный, высокохудожественный, интеллектуальный и глубокий, – значит, так оно и есть, и да устыдится тот, кто плохо о нем подумает. Например, я.

Итак, роман. В семи частях. Все семь от первого лица. Точнее – от разных «первых лиц», но к этому нас загодя подготовили в предуведомлении «От издателя». Надо сказать, это весьма разумно, что издатель, в отличие от автора, насчет читательской догадливости иллюзий не питает. Стало быть, «я» в первой части – совсем не то «я», которое во второй, и так далее. Ну, просто ничего общего. Впрочем, кое-что общее есть: все эти «я» – одинокие рефлектирующие интеллигенты, даже интеллектуалы. И все что-то ищут. Один, поглощенный гуманитарными исследованиями, роется в труднодоступных источниках, чтобы выяснить, кто такой Исаак Лакедем или хотя бы Жозеф Картафил (здесь у меня впервые возникло подозрение, что автор попросту разыгрывает читателя). Другой «я», который ничуть не тушуясь, общается с демонами (разумеется, еврейскими – Лилит и ее спутницами) и ведет ученые теолого-этические беседы с монахом – последователем Дунса Скота, ищет следы автора загадочной рукописи. А еще в тексте обнаруживается мистик, бьющийся над загадкой талмудического мудреца Элиши, фанат компьютерных и ролевых игр, прикоснувшийся к тайнам израильских спецслужб, и девушка-вампир, и бесчисленные подробности повседневной жизни... Характерная черта всех «я»: никто своих поисков до конца не доводит. Автор словно предлагает нам оценить изысканность приема – важно не то, что написано, или прочитано, или понято, или пережито, а нечто иное, доступное лишь посвященным. А может, и вообще никому недоступное. Плюс эпиграфы: Упанишады, Витгенштейн, Вернер фон Браун, Ши-Цзин, которую автор называет «Ши-Цзын», видимо, основываясь на практическом владении древнекитайским. В результате, читая книгу, можно получить представление о любопытных вещах: о той же философии Дунса Скота, например. Однако не покидает ощущение, что автор пишет не столько о том, что хорошо знает, сколько о том, что хотел бы хорошо знать. Впрочем, начитанность и эрудиция все-таки на высоте, а вот мастерство… Если из текста «торчат уши» Павича и Кортасара, если стилистика расплывчата, а фраза неопределенно многословна, если композиция разваливается, если нагнетание сложности бессильно заменить глубину, то даже благожелательность и авторитет издателя, а также авторов аннотаций, книгу не спасают. Попытка сочинить «наш ответ» и еврейской мистике, и одновременно литературному мейнстриму, и олимовским невзгодам, и академической науке, и питерской прозе, и Иерусалиму – слишком серьезное дело. И хлопотное. Пожалуй, издатель прав: «Иерусалим» – произведение многоуровневое – психологическое и реалистическое, экзегетическое и мистическо-скептическое. Я бы добавил: эклектическое и герметическое тоже, проще говоря – вторичное и претенциозное. А претенциозность и вторичность, как мне кажется, оправдать нельзя ничем.

Михаил Липкин

 

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru