[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  ИЮЛЬ 2007 ТАМУЗ 5767 – 7 (183)

 

ВОСПИТАНИЕ «НААСЕ ВЕ-НИШМА»

Берл Лазар

«Все лучшее детям» – этот лозунг характеризовал отношения в еврейской семье задолго до того, как советский режим присвоил его для своих пропагандистских целей.

Часто приходится слышать от людей среднего поколения: «Мы росли в трудное время, при коммунистах, когда ничего не было; наши родители из сил выбивались, чтобы дать нам самое элементарное. Теперь, слава Б-гу, всего вдосталь, были бы только деньги – так что у наших детей будет все». И вот они принимаются заваливать детей подарками, покупают им самые современные технические новинки, самую модную одежду и т. д. А потом удивляются, если ребенок вырастает эгоистом и потребителем. Дескать, как же так, мы к нему со всей душой, давали все, что он попросит...

Действительно, когда ребенок приходит к родителям с просьбой, чаще всего ему нужна какая-то вещь. Практически каждый отец слышал: «папа, мне нужен новый плеер» или: «папа, мой мобильник устарел, пора покупать новый, с дополнительными опциями…» Ребенка не стоит осуждать за такие просьбы: он и по телевизору видит рекламу технических новинок, и у приятеля, возможно, эти вещи уже есть. А самое главное – он каждый день слушает разговоры родителей и приходит к выводу, что для них покупки являются очень важной темой.

Вот тут нам, родителям, надо сначала разобраться в самих себе и только потом решать, что детям покупать, а что нет, и как объяснить ребенку, если принял решение что-либо не покупать. Ребенок хочет новые вещи – это не потому, что он, видите ли, живет в другое время, в новом мире, с неисчерпаемыми возможностями. Это потому, что ребенок хорошо чувствует, что по-настоящему волнует родителей, о чем они больше всего думают. Человек, говорящий «у меня таких замечательных вещей не было, так пусть у моего сына будут», на самом деле ставит себя на место ребенка и мечтает об этих вещах. А сын это чувствует – недаром говорят, что дети понимают своих родителей лучше, чем родители сами себя. Чувствует и берет пример.

В беседах с родителями я всегда задаю вопрос: сколько времени вы проводите вместе с детьми? Как правило, ответ разочаровывает: несколько часов в неделю. Дальше начинаются объяснения, как много приходится работать, чтобы купить то и это, и еще вон то. И это забота о детях? Извините, это в первую очередь забота о покупках. Детей не купишь вещами, даже самыми дорогими, модными и современными.

Еще хуже, когда на мой следующий вопрос – «как вы проводите время с детьми?» – следует ответ: «Ну, телевизор смотрим...» Разве это называется «проводить время с детьми»?! Это родители проводят время с телевизором – и дети тоже проводят время с телевизором! Если же потом родители жалуются, что их ребенка не оторвешь от «ящика», то на самом деле ребенок просто делает так, как они.

Дети берут с нас пример, хотим мы того или не хотим. Это должно заставлять нас очень тщательно следить за своими словами и своими делами. Но это же открывает и прекрасные возможности повлиять на ребенка в лучшую сторону, чтобы он вырос праведным и стал счастливым.

По сути, для этого нужно только одно: жить еврейской жизнью, самим учиться на опыте отцов, на их традиции, на их вере. Наши отцы не гонялись за вещами, а соблюдали заповеди и не спрашивали почему. Этот принцип называется «наасе ве-нишма», и начало его следует видеть в днях Исхода. Когда Б-г даровал народу Тору, евреи сказали: «наасе ве-нишма» («сделаем и выслушаем»). Наши мудрецы объясняют: сначала надо именно «сделать», выполнить заповедь, даже если не понимаешь ее смысла. Просто потому сделать, что так сказал Б-г. И лишь потом наступает стадия «выслушаем» – стадия изучения, осознания, понимания смысла заповеди.

Б-г наш отец, все мы – Его дети. Он дал нам Тору и заповеди не только для того, чтобы мы стали праведными, но и для того, чтобы научить нас правильно воспитывать детей. Как дети любят родителей, так все мы, вне зависимости от возраста, любим Б-га. И не просто соблюдаем Его законы, но соблюдаем их с радостью, потому что знаем, что Отец наш хочет нам блага.

Если ребенок видит, что для родителей главным в жизни является соблюдение Закона и заповедей в соответствии с принципом «наасе ве-нишма», он делает для себя несколько важных выводов. Прежде всего он понимает, что у родителей есть высший авторитет, Б-г. Если родители в чем-то отказывают ребенку – это не потому, что они большие и сильные, а потому, что повинуются Закону. Затем ребенок осознает, что в жизни родителей вещи играют лишь служебную роль, а не главную. После этого он не станет требовать всего того, что рекламируется или что купили однокласснику и соседу по дому. Самое же главное – родители, соблюдающие еврейскую традицию, уделяют максимальное время и внимание именно детям, а не телевизору или прочим «чудесам техники». Ребенок чувствует тепло еврейского дома, ощущает любовь родителей, и это дает ему счастье. А что еще нужно еврейским родителям, как не счастье их детей?

  добавить комментарий

<< содержание 

 

 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru