[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  ИЮЛЬ 2007 ТАМУЗ 5767 – 7 (183)

 

Джууры в Стране гор

Илья Карпенко

И смешались они с народами,

и научились делам их.

(Теилим, 106:35)

В столицу Дагестана Махачкалу мы прибыли через три дня после того, как на сайте террористского «Кавказ-центра» было опубликовано предупреждение об угрозе взрыва в махачкалинской синагоге. Пришлось отнестись к этому факту философски.

 «Кавказ подо мною. Один в вышине…» Я не зря вспомнил классика. Лица стюардесс будто сошли с полей рукописей Пушкина. Да-да, у этих воздушных богинь – тот же гордый профиль горянок: орлиный нос, крутой изгиб бровей и тонкие губы. А еще – все замечающие, но не смотрящие на тебя черные глаза…

Соседи по полету, совсем как в летних кинотеатрах советской поры, грызут семечки, и запах подсолнечника плывет по салону старенькой «Тушки», уверенно перемещающей нас по маршруту «Москва – Махачкала». Под нами цвета бутылочного стекла Каспийское море сливается с голубизной кавказского неба…

Дагестан – страна особенная. Здесь задумываешься о том, что, наверное, знаменитое кавказское гостеприимство – не пустой звук, когда на трассе Махачкала – Дербент вооруженный автоматом гаишник на блокпосту предлагает тебе: «Чай? Кофе?..»

Собрав за пару дней для сынишки пригоршню 9-миллиметровых гильз, начинаешь понимать, что проблем с оружием здесь не существует и живут здесь люди воинственные. Ведь даже у председателя еврейской общины имеется небольшой «арсенал». (В нем, правду сказать, есть мощный кинжал, на котором выгравировано: «Служи красоте, но не горю».) А увидев на центральной улице Махачкалы милицейский «уазик» с бронежилетами, подвешенными с двух сторон на дверцы (в качестве щита от пуль), понимаешь, что война, возможно, где-то совсем рядом…

 

Порт-Петровск

Столица восточнокавказской республики, шумный, разноязыкий и многоликий город у моря – Махачкала. «Кала» – слово тюркское, обозначает «город» («крепость»). А вот кто был тот таинственный Махач, заявивший о себе в имени дагестанской столицы? Говорят, что этому молодому по кавказским меркам городу (всего 150 лет!) дали имя в честь борца за власть Советов Магомеда-али Дахадаева, в быту – Махача. Впрочем, даже за скромные 150 лет это не единственное название Махачкалы.

Начинался город как военное укрепление Петровское (горцами прозванное Анджикала) – в 1722 году во время Персидского морского похода здесь останавливался Петр I. 24 октября 1857 года оно стало городом Петровском, или Порт-Петровском. Так что совсем скоро, в октябре, Махачкала справит юбилей!

Вообще же в Дагестане (название этого края означает «Страна гор»), как и в других республиках бывшего Советского Союза, города древнейшие и знаменитейшие были преднамеренно «позабыты» (например, Дербент), а вместо них возникали молодые амбициозные столицы (к примеру, Махачкала). Возможно, однако, что древним столицам повезло – ведь создание новых столиц сохранило старые.

В сопровождении гостеприимного хозяина – председателя местной еврейской религиозной общины Шими Мигировича Дибияева – мы изучаем места «былой славы» евреев Махачкалы. Он показывает и рассказывает: здесь была синагога, вот в этом доме на углу – еврейская школа, а там – молельный дом…

В том месте центрального проспекта Махачкалы, где в 1970-х выстрелила в небо башня гостиницы «Ленинград», по словам председателя общины, раньше тоже была синагога и еврейская школа. Когда-то, говорит Шими Мигирович, в городе было пять синагог, несколько еврейских школ и детских садов. При Советах не осталось ничего: «Все синагоги разрушили, все забрали, нас выселили и ни одну нам не вернули».

Новая трехэтажная синагога.

Молельный зал.

 

Бейс Шими, или Синагога, которую строит ДибиЯев

Вернемся к пресс-релизу на сайте kavkazcenter.com, составленному «воинствующими моджахедами» незадолго до нашего приезда в Дагестан. Его распространила пресс-служба дагестанского джамаата «Шариат». Привожу дословно:

 

Джамаат «Шариат» предупреждает сионистов «Израиля» о том, что если они не прекратят свои гнусные подкопы и попытки разрушить святыню Ислама – мечеть Аль-Аксу, то наш джамаат атакует синагогу в Шамилькале (бывшая Махачкала) и превратит ее в «стену плача».

 

Читая эти неврастенические строки, невольно вздрогнешь. И тем не менее первое место, которое мы посетили по прибытии в Махачкалу, была та самая махачкалинская синагога.

…Шими Мигировичу Дибияеву – 80. Роста он небольшого, но энергии великой. Несмотря на инфаркты и прочие «мелкие неприятности», работает не покладая рук, спит по четыре часа в сутки, целый день – за рулем. У него есть цель, ради которой он все это делает. Главное дело жизни Шими Мигировича – строительство синагоги.

Конечно, есть у него и много других важных дел. Как председатель еврейской религиозной общины Махачкалы, он призван заботиться о стариках и молодых, помогать в будни и радоваться в праздники. Что и делает, забывая о годах и «болячках». Рядом с ним – Султан Яхьяевич Алхазов, хазан махачкалинской синагоги, отвечающий за молитву.

В будни при синагоге работает еврейская школа (в ней учатся 13 детей и семеро взрослых), где преподают иврит, традиции, музыку. На праздники община собирается на втором этаже синагоги, за общим столом, главным украшением которого становится вкуснейшая рыба кутум. Секрет «еврейского спецпосола» кутума отлично известен Шими Мигировичу, или дяде Шими, как ласково-уважительно его здесь зовут.

Каждый месяц инвалиды и участники войны (их в Махачкале около 100) получают продовольственные наборы. Работает и программа помощи нуждающимся, охватывающая 38 семей: «В эту программу входят тяжелобольные, инвалиды от рождения, дети матерей-одиночек, малообеспеченные семьи. Помогаем и одиноким», – делится с нами Марта Алекян, секретарь общины.

На сегодняшний день в Махачкале живет 280–290 еврейских семей – это чуть больше 2 тыс. человек. Хотя в середине 1980-х, говорят, еврейская община насчитывала не менее 15 тыс. человек. Считается, что основали общину жители поселка Тарки, который со временем стал махачкалинским пригородом, а в более позднее время ее «костяк» составили бывшие жители Кайтагского района, а также переселенцы из Буйнакска, Кюринского и Табасаранского районов.

Ашкеназских евреев в Махачкале осталось мало, но они есть. Причем часто – с замечательной «горской» историей. Марта Алекян вспоминает: «Моего отца звали Борис Семенович Осипов. Он рассказывал, что однажды моего прадедушку (его звали Иосиф Борисович) и еще одного мужчину захватили в плен солдаты Шамиля. В плену их склоняли к тому, чтобы принять мусульманскую веру. Но прадедушка сказал: “Я родился евреем и умру евреем”. А другой мужчина принял мусульманство, после чего ему сказали, что если ты один раз предал веру, ты предашь ее и во второй раз, и его оставили в крепости простым рабочим. А моему прадедушке Шамиль подарил меч с надписью: “За преданность своей вере”. Помню, он хранился у отца – висел у нас в доме. Но в коммунистические времена кто-то “настучал” – пришли и забрали. Меч долго висел в музее, а потом исчез…»

Горские евреи Махачкалы в разговоре друг с другом сразу уточняют, кто откуда родом. Когда в 1886 году горские евреи были официально зарегистрированы на Кавказе, они проживали, по имеющимся данным, в 34 населенных пунктах. Названия своих сел они и вспоминают, уточняя, кто из родственников и сколько поколений назад прибыл в Махачкалу. Шими Мигирович, к примеру, прослеживает свои корни из села Нюгеди (Янгиюрт) Кайтагского района – именно там родился его отец Мигир Дибиевич Дибияев и он сам. Шими Мигирович рассказывает: «Отец всегда учил меня: “Синагоге помогай, беднякам помогай, на молитвы ходи”. Я с шести лет ходил с отцом в молитвенный дом. Отец умер в 1943 году, я в 13 лет начал работать».

Шими Мигирович показывает плоды своих трудов: две построенные и новую, третью по счету, возводимую им синагогу. И замысел, и проделанная работа впечатляют.

Первую синагогу – одноэтажную – построили больше 30 лет назад. По сей день молельный зал действует и собирает миньян. Сохранился и потайной вход, сделанный в то тяжелое время с учетом вездесущего КГБ и всех «социалистических реалий».

Шими Дибияев вспоминает: «В то время у нас была еще синагога на улице Ленина, но нас оттуда выселили, а синагогу сломали. Время такое было – не разрешали, запрещали… А я не боялся, я одного только Б-га боюсь! Мы все равно потихоньку собирались на молитвы. В 1976 году выкупили весь двор – заплатили 9 тысяч 800 рублей (тогда на эти деньги можно было купить три автомобиля “жигули”!). Раньше здесь ничего не было, кроме сараев, – все мы сами делали, расписывали… Вот с тех пор стоит эта одноэтажная синагога, а в этой столовой я кормил 78 человек… Потом я предложил ее ремонтировать, но люди сказали: нет, давай новую строить…»

Следующая – трехэтажная – синагога была построена на том же участке земли в 2002 году. Она как бы «выдвинулась» ближе к улице, но все же оставила место для третьей, уже пятиэтажной синагоги, встретившей нас своим высоким недоштукатуренным фасадом.

Дядя Шими показывает свое детище. В цокольном этаже, согласно проекту, расположится кошерная кухня, холодильник и столовая на 280 человек; на первом этаже – офис общины; на втором – просторный молельный зал, шесть свитков Торы уже ждут своего места в Арон Койдеш, которого пока еще нет… Выше, на третьем этаже, будет находиться еврейская школа, а также еще одна, небольшая кухня для ребятишек. И наконец, на пятом этаже – гостиница, – как без нее в гостеприимном Дагестане?

Владимир Ильич Коган – активист общины, заслуженный работник культуры Дагестана – дополняет рассказ председателя: «Чтобы вы себе знали, это будет общинный культурный центр – компьютерный класс и музыкальная школа, кружки… Очень много всего будет!»

Правда, не хватает денег. 9 млн рублей – компенсацию за утраченное евреями имущество – Дибияеву дал бывший глава республики Магомедали Магомедов. Других поступлений на нужды строительства не было. Да и откуда им взяться в Дагестане, из-за проклятой чеченской войны живущем на одни госдотации?..

Марта Алекян вздыхает: «Многие пошли бы навстречу, но не в состоянии помочь материально. Пока не было средств, Шими Мигирович на свои деньги строил. Сколько сил он вкладывал! Бывает, приходится хоронить по два-три человека в день, и все приходят в общину, а ведь никакой помощи со стороны... Шими Мигирович праздники устраивает за свой счет, перед 9 мая сам убирает на кладбище. Он построил одну синагогу, другую, третью строит – а помощи все нет… Вот у магометан люди деньги дают, а у нас нет. В Дагестане 2300 мечетей. А одну синагогу на весь Дагестан построить не могут! И еще душат Шими Мигировича проверками – то народный контроль, то прокуратура, то счетная палата…»

Шими Дибияев досадует: «У меня смета на строительство – 39 миллионов, а мне Магмедали Магамедович только 9 дал. 15–16 миллионов я уже вложил. Нет у меня сейчас финансовых возможностей…»

Это строительство Шими Дибияев ведет уже много лет. «Я своим детям все, что нужно, дал (у Шими Мигировича четверо сыновей. – И. К.), они люди обеспеченные, – объясняет он. – А синагогу я строю для людей. Все равно с собой никто ничего не заберет, кроме 12 метров мануфактуры и двух с половиной метров земли…»

Ш.М. Дибияев на еврейском кладбище.

Таинственный Семендер

Направляясь в Дагестан, мы знали, что в нескольких километрах от Махачкалы, на горе Таркитау находится поселок Тарки, на месте которого, по преданию, в VII–X веках существовал хазарский город Семендер, до 737 года бывший столицей Хазарского каганата. Сейчас аул Тарки, по сути, стал пригородом Махачкалы.

Мурад Гаджиевич Магомедов – профессор Дагестанского университета, заведующий кафедрой истории Дагестана, заслуженный деятель науки республики – считается одним из крупнейших специалистов по истории Хазарского каганата не только в нашей стране, но и в мире. Профессор Магомедов рассказывает:

М.Г. Магомедов.

Все началось с того, что на снимках из космоса четко просматривался многоугольник диаметром 5–6 километров – остатки древнего города… А я беспрерывно, начиная с 1969 года, копал памятники приморского Дагестана, как только понял, что это хазары. А не понять было трудно, потому что это салтово-маяцкая керамика. И везде, где копну, – 20–30 памятников. Везде одна и та же культура, везде остатки грандиозных для того времени городов. Когда я копал Беленджер на реке Сулак, в 45 километрах к северу от Махачкалы, я ахнул. Эти стены меня потрясли. Там находится селение Чирюрт (переводится с тюркского как «селение у стены»). Оказывается, его семь раз разрушали и каждый раз восстанавливали, используя камни этих оборонительных стен. Территория громадная, стена, закрывавшая вход в долину, защищала 15 поселений и еще четыре города, которые там существовали в хазарские времена. Это целая страна, окруженная горами. Иранское слово «буланджор» означает «глубокая трещина» – Сулак вытекает из самого глубокого каньона на Кавказе. И я понял, что Беленджер – первая столица хазар. Это VII–VIII века, огромный богатый город. Могильники под курганом с хазарскими погребениями тянутся на 3–4 километра от города... До хазар этот город тоже существовал, но такие размеры он приобрел именно при хазарах. Они бесконечно нападали на Иран, и когда иранцам это надоело, иранский правитель добился встречи с хазарским каганом. Путем переговоров были установлены границы между государствами. Дербент – это договорная граница между Хазарским каганатом и Ираном. С разрешения кагана иранцы строили город и знаменитые крепостные стены, чтобы наглухо закрыться от нападения хазар…

Я понял, что ухватился за крупное звено цепи. У хазар был еще город Семендер. После Беленджера хазары перенесли свою столицу именно сюда, в район города Махачкала. Здесь действительно есть остатки этого города, сохранились культурные слои… Почему они переехали сюда? Здесь морской порт – сюда могли заходить почти 400 торговых судов и морская пошлина была одной из доходнейших статей Хазарского каганата. Семендер здесь, в Махачкале, чувствовал себя очень хорошо, пока не начались арабо-хазарские войны. Арабы обосновались в Дербенте и сделали его опорным пунктом для нападения на хазар. Арабы неоднократно захватывали Семендер. Поэтому у хазар возник новый город – второй Семендер, на Тереке. У археологов он называется Шелковское городище – ныне это территория Чечни, на берегу Терека...

Одни писали, что Семендер находится в Махачкале, другие – что в Кизляре. Я обратил внимание: в письменных источниках указано два расстояния до Семендера – четыре и восемь дней пути. Я сразу сообразил, что это за Тереком, потому что здесь очень опасно было находиться кагану. Я раскопал там крепостные стены. Обнаружил те же приемы строительства стен, ту же керамику и те же курганы…

В 737 году Мерван захватил все города хазар в Прикаспии, разрушил их и сжег. Хазары под натиском Мервана вынуждены были уйти отсюда на Волгу и Дон. Там возникла их новая столица Итиль – по берегам реки Итиль, то есть Волги. Ее уже 200 лет ищут (см. Лехаим, 2006, № 10). Я подумал: если арабские источники дают точные расстояния от Дербента до Семендера-1, Семендера-2, Беленджера, то почему они должны врать в отношении Итиля? Они утверждают, что от махачкалинского Семендера (после того как хазары ушли на Волгу, он стал здесь столицей еврейского государства Джидан) туда семь дней пути. Когда я измерил расстояние от Семендера до Волги, получилось 210 километров: это Чистая Банка, которую фотографировали из космоса…

Президент японской фирмы «Хирокава и Ко» Рюичи Хирокава – бизнесмен и ученый, интересующийся хазарами, – дал мне денег и сказал, чтобы я полетел туда и исследовал этот район. Я нанял вертолет, взял геофизиков, геологов… Мы оказались в Калмыкии, в городе Каспийске. Оттуда уже повернули в сторону Чистой Банки. Я смотрю: кругом гладь Каспия, дальше – сплошные заросли камыша. Думаю: неужели ничего нет? Но когда подлетели совсем близко, увидели среди камышей остатки оборонительных валов города, кое-где торчали курганы – элементы хазарских памятников…

 

Когда профессор Магомедов обнаружил «свой» Итиль, выяснилось, что он весь скрыт под водой, над водой возвышаются лишь полметра оборонительных валов. Профессор дал телеграмму г-ну Хирокава, быстро подготовили экспедицию…

Известно, что Каспийское море только в двух местах имеет большую глубину, в основном глубина его не превышает 5–7 м. Мурад Гаджиевич установил, что во времена строительства Итиля море было на 10 м ниже современного уровня. Резкое изменение уровня Каспийского моря произошло в конце XIII века. Итиль строился посуху в конце VIII – начале IX века и просуществовал там до XIII века. «Меня этот Итиль затянул глубоко», – смеется профессор Магомедов.

Кроме того, Мураду Гаджиевичу удалось восстановить антропологический облик хазар. Ведь никто не знал, как они выглядели: «Когда мы раскопали их погребальные сооружения, катакомбы, то оказалось, что под курганами погребены люди с очень заметной примесью монголоидных черт. То есть они варились в азиатском котле, потом смешивались здесь с другими народами, но эта монголоидная примесь у них оставалась до конца... Я копал до 1984 года. С 1986 года я не копаю, потому что ни копейки не выделяют», – с грустью констатирует профессор.

 

Я никак не мог понять, откуда в Дагестане иудеи. Когда же изучил этот вопрос, оказалось, что иудеев здесь было очень много, начиная с вавилонского пленения, когда Ксеркс освободил всех евреев… В еврейских источниках сказано: «Домой вернулись только два колена». Десять колен исчезли. И эти десять колен растворились здесь, на Кавказе. Основными участниками восстания в Иране были евреи, и после восстания много евреев ушло сюда, в сторону приморского Дагестана. А когда византийский император издал указ, что Византия – это христианская страна и все должны принять христианство, сколько евреев тогда потянулось в Хазарию – страну, отличавшуюся веротерпимостью! Здесь скопилось огромное количество евреев! И, в отличие от ленивых тюрков, они всё прибрали к рукам и возглавили государство – 13 хазарских царей были евреями, с еврейскими именами. А когда Хазария потерпела поражение от Мервана и вынуждена была уйти на Волгу и Дон, сами арабы пишут: «Вся территория здесь стала безлюдной».

Потом, когда обстановка немного наладилась, хазары создали здесь новое царство под названием Джидан. Царь Джидана был иудеем и находился в родственных отношениях с хазарским каганом. А Хазарский каганат был уже в Итиле… Сохранилось предание, будто путешественники, прибыв в Семендер, видели, что одни и те же люди в пятницу идут в мечети, в субботу – в синагоги, а в воскресенье – в церкви. Их спрашивали: «Что вы делаете?» А они отвечали: «Мы не хотим обижать ни одного бога...»

За 10 лет я выпустил 16 книг (всего в научном багаже профессора Магомедова более 200 опубликованных работ. – И. К.). Хочу составить цельную картину хазарской культуры – откуда взялись хазары и чем закончилась их история. Это интересно и для русских, и для евреев, и для тюрков, потому что история их очень тесно переплетается…

Бывшая ашкеназская синагога на улице Котрова основана в 1861 году солдатами-кантонистами.

ПоднЯвшиесЯ в горы

Первое достоверное свидетельство о евреях на Восточном Кавказе принадлежит албанскому историку Мовсесу Каланкатуаци, упоминающему о событиях 627–628 годов, когда на территорию Закавказья вторгся византийский император Ираклий. Он же писал о евреях, живших в городе Партаве (более позднее арабское название города – Бердаа, близ современного селения Барда) – административном центре Кавказской Албании. (В связи с пребыванием Ираклия в Партаве Мовсес Каланкатуаци называет в числе его жителей не только христиан и язычников, но и евреев.) Это самое раннее из исторических свидетельств о пребывании евреев на Восточном Кавказе. Все сообщения о более раннем их появлении в этом крае основаны на не вполне четких сведениях Талмуда», – считает Игорь Семенов, кандидат исторических наук, научный сотрудник Института истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра РАН.

По мнению Игоря Годовича, горские евреи (а никакие не таты!) – это те евреи, которые из вавилонского плена не вернулись в Эрец Исроэл, до 450–500 годов оставаясь в Междуречье, в Вавилонии. Создание первой еврейской общины на Восточном Кавказе он связывает с насильственным переселением из Вавилонии той части еврейского населения, которая примкнула к маздакитскому движению. Переселение евреев на Кавказ происходило чуть позже окончания эпохи Вавилонского Талмуда – в первой половине VI века, ориентировочно в 532 году. Это были последние годы правления шаханшаха Кавада I или первые годы правления его сына Хосрова I Ануширвана (531–579).

Игорь Семенов объясняет, что название «горские евреи» возникло уже в XIX веке. Сами себя горские евреи называли «джуhур» (мн. ч. – «джуhуру»). Другие же народы на Востоке называли их «джуhуд».

И.Г. Семенов – кандидат исторических наук, научный сотрудник Института истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра РАН.

Как несправедливо расхожее мнение, что мы – горские евреи – маленький народ. Мы – неотделимая часть большого народа, некогда, волею судьбы, разбросанного по всему миру, прошедшего через все круги ада, но живущего надеждой и верой в объединение на родной земле. И в то же время наш горско-еврейский народ очень любил ту землю, которая дала ему приют и стала второй родиной. Наши поэты слагали о Кавказе стихи, музыканты воспевали его в песнях…

(Петр Агарунов. Евреи Кавказа. 2006. № 1.)

 

Побывав на горско-еврейских кладбищах, мы убедились в справедливости еще одного доказательства, приводимого И.Г. Семеновым и другими сторонниками «вавилонской» теории происхождения горских евреев: надписи на надгробных камнях выбиты здесь не на восточной, как у европейских евреев, а на западной стороне. А все потому, что по отношению к Вавилону Иерусалим находится не на Востоке, а на Западе…

 

Через Буйнакский перевал

По крутому горному серпантину мы взбирались на Буйнакский перевал. В утреннем солнце окрестные горы были фантастически красивы. Трудно представить, сколько скальной породы пришлось «перелопатить», чтобы проложить эту удобную горную дорогу.

На краю обрыва восстает памятник: «Первостроителям шоссе Порт-Петровск – Темир-Хан-Шура». На нем надпись, еще по старой орфографии, с «ятями» и «ерами»:

Шоссе сооружено с 1864 по 1869 год

При ЕГО ИМПЕРАТОРСКОМ ВЫСОЧЕСТВЕ Главнокомандующем армией ГОСУДАРЕ ВЕЛИКОМ князе МИХАИЛЕ НИКОЛАЕВИЧЕ при Командующем войсками Генерал адъютанта Князе Меликове начальнике управления путей Сообщения Кавказа инженере Генерал майоре Бликса начальнике шоссе инженере статском советнике Бениславском

Разработка полотна произведена жителями Северного Дагестана по наряду Производителем работ был инженер Коллежский Ассесор Билинский мастер 1871 г. Спиров

 

Что ж, спасибо тем, кто строил для нас эту дорогу. Интересуемся у попутчиков:

– По дороге на Буйнакск мины попадаются?

– Да, Буйнакск, Кизляр, Хасавюрт – там опасно… В Дербенте спокойно. Правда, когда министр внутренних дел из Дербента едет, тогда могут мину подложить. Так что нужно заранее позвонить и узнать, куда едет министр, чтобы знать, куда ехать нельзя, – смеются наши попутчики.

 

В окрестностях Темирхан-Шуры (бывший Буйнакск) была атакована группа кафиров-новобранцев. В результате мощного взрыва и обстрела было уничтожено 4 кафира и 3 тяжело ранены. Дагестан – земля Ислама. Поэтому все кафиры на территории Дагестана являются законными военными целями для моджахедов. Джамаат «Шариат» будет продолжать Джихад до полного освобождения Кавказа от русской оккупации.

(www.kavkazcenter.com)

 

Темир-Хан-Шура в переводе означает «озеро Тамерлана», по преданию в 1396 году разбившего здесь лагерь. Новое имя городу дано в 1921 году в честь борца за советскую власть в Дагестане Уллубия Буйнакского.

Буйнакск расположен у подножия Гимринского хребта. Находящийся за ним аул Гимры – родина имама Шамиля. А на этом месте в 1834 году были построены русские военные укрепления – крепость Темир-Хан-Шура. Эта же дата считается годом основания населенного пункта, в 1866 году получившего статус города.

Наш гид – уроженец Буйнакска Геннадий (Гиди) Александрович Израилов рассказывает:

 

Когда шла война с Шамилем, Шура была военным центром Дагестана. Генерал-губернатор Ермолов, участник войны 1812 года, жил в Темир-Хан-Шуре. Впрочем, он был демократом, жестоких мер не принимал, поэтому его убрали и на его место назначили Паскевича (в свое время усмирявшего Польшу). В Дагестане, в войне с горцами, он предпринял такую тактику: завоюет какое-то селение – и поставит там гарнизон. Так потихоньку, потихоньку… 20 лет воевал с Шамилем – и завоевал Дагестан. До сих пор сохранилось здание, где он жил.

 

Эти края стали свидетелями многих исторических событий: здесь бывали Александр Дюма и Александр Бестужев-Марлинский, служил поэт Александр Полежаев, писали свои полотна Рубо и Лансере. Здание драматического театра в Темир-Хан-Шуре построено известным архитектором Зильбером. «Евреи говорили не Темир-Хан-Шура, а просто Шура, – уточняет Израилов. – Старики и сейчас так говорят».

Именно здесь, в Шуре, в 1920 году нарком по делам национальностей И.В. Сталин объявил Дагестан автономной советской республикой, и город стал первой столицей советского Дагестана.

По узким улочкам вдоль глухих заборов мы поднимаемся по улице Кормасова к буйнакской синагоге. Над воротами Дома молитвы – мраморная табличка с надписью на иврите с датой его постройки: «1862». Значит, синагога была построена раньше, чем шоссе из Порт-Петровска в Темир-Хан-Шуру. Вовнутрь мы так и не попали: евреи Буйнакска, которых здесь, по словам Шими Мигировича Дибияева, осталось несколько десятков, как видно, «ушли в подполье». Хотя, по некоторым данным, еще в начале 1980-х годов здесь проживало несколько тысяч евреев.

Геннадий Александрович повествует об истории буйнакского еврейства:

Когда-то представители старых фамилий – Пейсаховы, Ханукаевы и другие – сложились и построили синагогу, по типовому проекту. В Каунасе, например, точно такая же. Сейчас она разваливается – никакого ремонта не производится, все гниет. К кому бы мы ни обращались – бесполезно, средств не выделяют, о местных властях вообще говорить нечего... Во время войны в синагоге была школа, я в ней учился. Сейчас половину территории отобрали. Община небольшая, что-то около 120 человек, из них 20 человек получают помощь от «Хеседа». А было время, когда в Шуре половину населения составляли горские евреи – в 1950-х годах, помню, целые еврейские улицы были.

Синагога в Буйнакске.

Да, синагога Буйнакска сохранила лишь некоторые признаки былого величия. Прочные кирпичные стены, четырехскатная крыша, крытая железом. Но стекла в окнах, плотно закрытых изнутри ставнями, по преимуществу отсутствуют. Рядом, стена к стене – столь же массивной постройки здание бывшей еврейской школы, по «историческим причинам» евреям, увы, уже не принадлежащее. Если напрячь воображение, можно представить, как бурлила жизнь горских евреев в этих мощных сооружениях и на прилегающей территории сто лет назад…

Это здание испытало на себе многие исторические перипетии, как и весь этот край в целом. Когда-то Темир-Хан-Шура был одним из еврейских религиозных центров края, и с середины XIX века даян Темир-Хан-Шуры признавался царскими властями в качестве главного раввина горских евреев в Северном Дагестане и на Северном Кавказе (даян Дербента считался главным раввином горских евреев в Южном Дагестане и Азербайджане). Даяны выполняли также обязанности «казенных раввинов», представлявших общину перед официальными учреждениями.

Старое кладбище в Буйнакске.

Геннадий Израилов ведет нас на старое буйнакское кладбище. Кладбище большое, расположено на возвышении, здесь встречаются очень старые захоронения. В отличие от кладбища в Махачкале (которое находится в удручающе неухоженном состоянии), на буйнакском – порядок. Видимо, потому, что здесь есть сторожа – нам навстречу выходит женщина по имени Саида, ее сыновья и даже внуки. А вот и сторожка: открытая всем ветрам глинобитная мазанка на высоте ни много ни мало 500 метров над уровнем моря.

Кстати, о кладбище…

 

ПеЧать имама ШамилЯ

Геннадий Александрович показывает нам два малопонятных рисунка. Один из них – круг, в который вписана Звезда Давида, но при этом почему-то присутствует арабская вязь; второй – надпись, на которой видна все та же вязь и какие-то цифры. Оказывается, это изображения с могилы секретаря имама Шамиля.

Гиди Израилов поясняет:

 

Это надгробная надпись и изображение печати самого имама Дагестана и Чечни Шамиля на могильном камне личного секретаря имама Амирхана Гаджи в ауле Старый Чиркей. Аул этот был затоплен при образовании Чиркейского водохранилища. Старый Чиркей располагался рядом с Буйнакском. Я был там незадолго до затопления. Все старое кладбище впоследствии оказалось под водой, на дне водохранилища. Но я сделал оттиск. Это было 24 марта 1966 года.

 

Мы внимательно рассматриваем изображения с могилы приближенного имама. На надгробной надписи видны некоторые цифры – 9, 1, 2… В центре могендовида просматривается буква «Ш», которая уходит в какую-то «орнаментальную загогулину» – видимо, это имя самого имама.

Печать – вещь сакральная, в те далекие времена воспринимавшаяся как знак принадлежности к Б-жественной власти. Поэтому она может представлять собой некий символический узор, доступный пониманию посвященных. Арабист-политолог Олег Гущин говорит, что «щит Давида» или «печать Шломо» (арабы знали только «печать Сулеймана»), которая хорошо видна в круге печати Шамиля, – это знак царя, «воссиявшая звезда мудрости». Оказывается, на печатях, а также на украшениях и предметах домашней утвари этот знак использовался еще в бронзовом веке! По легенде гексаграмму гравировали вместо имени Г-спода на упоминаемой в Талмуде печати (или перстне) царя Шломо. Арабы верили, что гексаграмма была выгравирована на волшебном перстне царя Сулеймана, благодаря чему он имел власть над полчищами джиннов (демонов). Так что нет ничего удивительного в том, что шестиконечная звезда украшала печать Шамиля.

Хотя известно, что с середины XIV века этот знак использовался именно как универсальный еврейский символ. Напомним, в этом качестве он впервые выступил в 1354 году, когда Карл IV даровал еврейской общине Праги привилегию иметь собственный флаг, на котором и была изображена звезда Давида. (Об этом пишет известный исследователь кабалы Гершом Шолем, указывая, что история эта вовсе не является легендарной, а в хрониках пражской общины о еврейском флаге не раз упоминается как о чем-то хорошо известном.)

Гершом Шолем указывает также, что самое древнее известное нам изображение гексаграммы у евреев встречается уже в 600 году до н. э. на найденной в Сидоне печати некоего Иеошуа бен Асаяу. Затем изображение Щита Давида появляется во II–III веках н. э. на фризе знаменитой синагоги в Кфар Нахуме (Капернауме), причем орнамент состоит из чередующихся гексаграмм и свастик. Тот же специалист свидетельствует, что в начале XIII века шестиконечная звезда встречается на многих печатях, причем и в орнаменте печати еврейского финансового чиновника (байлифа), и на такой же печати христианского нотариуса из Арагона.

Здание бывшей еврейской школы.

Могендовид в те времена встречался и у мусульман. А мусульманская восьмиконечная звезда «выписывается» по тому же принципу, что и звезда Давида, только не из двух треугольников, а из двух квадратов. Кстати, печать великого московского князя Ивана Калиты (1328 год) также украшена звездой Давида (об этом факте упоминают многие историки, в частности Я. Кеслер). Правда, на этой печати присутствует и буддийский «символ вечности». А А. Гоголев обращает внимание на тот факт, что знак Давида присутствовал на гербах городов Галле (Германия), Конотоп (Украина), Коломна (Россия, XVII век), также он венчает шпиль скита Всех Святых на Валааме. Возможно, в данном случае звезда Давида никак не связана с иудаизмом, а является своеобразным «оберегом».

Мы показали загадочные рисунки ученым. Специалист по геральдике профессор РГГУ Евгений Пчелов с нами согласился: «Шестиконечная звезда только сейчас однозначно отождествляется с иудаизмом, ранее она была широко распространена по всему Востоку и означала отнюдь не только принадлежность к иудаизму…»

Специалист по арабо-мусульманской культуре на территории Дагестана, кандидат исторических наук и уроженка Махачкалы Асия Билалова говорит, что в круг печати Шамиля вписаны имена «семи спящих отроков и их верной собаки». Надпись в самом центре печати гласит: «Раб Его Шамиль».

Асия Билалова объясняет: «Звезда использовалась как оберег, ей присваивалась сильнейшая магическая сила. Также и надпись по краям печати (где перечисляются имена семи отроков и собаки Китмир) являлась своего рода заклинанием. Эту надпись используют в Дагестане по сей день (например, на кинжалах), что также служит неким талисманом».

Оказалось, печать эта является последней и одной из самых известных печатей Шамиля. Амирхан – секретарь Шамиля и его лучший друг (о чем можно судить из надгробной эпитафии), понимая, что капитуляция неизбежна, незадолго до пленения самого имама сдался в плен вместе с этой печатью. После пленения Амирхана Шамиль создал новую печать, но она уже практически нигде не фигурировала, так как к тому времени его правление закончилось.

«Всего печатей насчитывалось шесть или семь, – продолжает рассказ Асия. – То, что эта звезда восходит к иудейской традиции, в данном контексте, скорее всего, не имеет значения. Звезда прежде всего имела смысл оберега, так как в то время было очень важно, чтобы письмо не потерялось и благополучно дошло до адресата. Также можно сделать заключение, что печать эта не имела официального значения, поскольку на официальных печатях Шамиль, как правило, титуловал себя “имам”, “шейх” и так далее. В данном случае это скорее печать религиозного характера, поскольку в центре написано: “Раб Его (Аллаха) Шамиль”».

 

КизлЯр продолжают взрывать

Евреи, еще оставшиеся в Кизляре, шутят, что коньяк Кизлярского коньячного завода является кошерным. Почему? Так ведь на этикетке этого напитка – изображение князя Багратиони! А он, как известно, был евреем… Действительно, в «настольной книге еврея» («Пути возвращения») Адам Давидов со ссылкой на одного из первых историков Армении, Маар-Абаса Катину, указывает, что в 150 году до н. э. царь Армении Храчай из династии Хайка приютил у себя бежавшего от персов знатного иудея Шамбата «со всеми домочадцами». Шамбат стал нахараром Багратским, князем Армении. От него начался род князей Багратуни в Армении и Багратионов в Грузии…

Правда, евреев в 80-тысячном Кизляре осталось маловато. Елена Маркова – секретарь еврейской религиозной общины Кизляра – говорит, что сейчас в их общине человек 120–140. Правда, реальное количество несколько больше, но «многие по старой привычке пытаются свое иудейство скрыть».

С Еленой Марковой мы встречались днем, а накануне ночью на окраине города были слышны взрывы и звуки ожесточенной перестрелки. Оказывается, в пригороде Кизляра произошло нападение боевиков… Так что не мудрено, что все кто мог уже покинули это неспокойное место.

Елена Ромуальдовна рассказывает, что до Октябрьской революции в Кизляре на Еврейской улице (ныне это улица Фрунзе) была синагога. Район вокруг синагоги назывался Еврейской слободой. В основном там жили горские евреи. Отдельной синагоги для ашкеназских евреев не существовало, они ходили в горскую синагогу, причем ходили тайно – за ними, как правило, следили, ведь ашкеназы в Кизляр попадали в основном в ссылку. После революции синагогу закрыли, а потом и вовсе стерли с лица земли…

Бабушка Елены Ромуальдовны Марковой со стороны отца была из ссыльных, но уже советской эпохи: «Она была репрессирована в 1937 году, отсидела десять лет в ГУЛАГе. Из ГУЛАГа ее отправили в ссылку в Кизляр, и только в 1989 году оправдали – нам пришла бумага, что она посмертно реабилитирована. Ее звали Франциска Ионовна Сушкевич. Хорошо помню: у нас была квартира в общем дворе, я, ребенком, вылезала в окошко и дверь закрывала снаружи, как будто никого дома нет. У нас была керосинка, и на ней бабушка готовила мацу. Она накрывала ее белой простыней и говорила нам с братом – смотрите, не троньте, нельзя до праздника…»

Е.Р. Маркова.

До 1990-х годов евреев в Кизляре проживало около 2 тыс. – больше было ашкеназских, но и горских немало. Елена Ромуальдовна уточняет: «Приблизительно 70 процентов горских и 30 процентов – европейских. Европейские были в основном из репрессированных, их заставляли постоянно отмечаться в милиции. У меня предки по папе – из Белоруссии, по маме – с Украины, тоже из ссыльных. Но и дедушка, и отец мой на татском языке говорили прекрасно. Когда стали уезжать в Израиль, в основном уехали горские. В 1990-х годах был большой отток в связи с чеченской войной, тогда ехали кто куда – кто в Израиль, кто в Москву. В 1990-х же годах начался “беспредел”, когда отбирали дома, предприятия, выселяли из города – творили что хотели. Угрожали, вынуждали уехать. Некоторым в дома даже бутылки с зажигательной смесью бросали, – с грустью повествует Елена Ромуальдовна. – Ведь дома в еврейском квартале считались самыми благоустроенными в городе…»

Однако постепенно жизнь стала налаживаться. Община арендовала помещение в городском Доме культуры – две комнаты: большая для заседаний клубов и праздников, маленькая – под офис. При общине открылся Семейный клуб, который собирается каждую неделю. Регулярно здесь встречаются и на еврейские праздники, и по «маленьким семейным поводам». Есть только одна большая проблема – синагога. Ближайшая – в 110 км от Кизляра, в Махачкале…

Есть в Кизляре настоящие подвижники. Ими, по мнению Елены Марковой, сильна община. Это, например, Семен Иосифович Мататов – музыкант, певец, заслуженный работник культуры Дагестана. Он работал в оркестре Дагестанского радио и телевидения, был директором кизлярской музыкальной школы, создал Университет культуры для культработников, нескольких оркестров народных инструментов и эстрадных ансамблей. Сейчас Мататов преподает в Школе искусств города Кизляра.

Первый инструмент, который много лет назад взял в руки молодой Семен, была «гитара» горских евреев – тар. Сегодня Семен Иосифович играет также на кларнете, домре, мандолине, фортепиано, аккордеоне, бубне, барабане и других музыкальных инструментах. В свои почти 80 лет он ведет большую преподавательскую и просветительскую работу. «В наш техногенный век, когда мы слышим только звукозаписи, услышать живой звук инструментов – тара, дудука, кларнета, да еще в исполнении такого мастера, – дело редчайшее, – говорят о Мататове. – Своим талантом он объединяет все народности и нации, он будто бы вливает эликсир жизни в душу каждого, кто его слушает».

…Название города Кизляр, недавно отметившего свое 270-летие, – тюркское, в дословном переводе означает «красивая девушка». Возникло оно потому, что в древности Кизляр был центром торговли женщинами-рабынями. «Живой товар» свозили в Кизляр отовсюду, за местными красавицами приезжали из многих гаремов мусульманского Востока. Елена Маркова вспоминает: «У нас были семьи горских евреев, про которые говорили: дескать, из этой семьи мы девушку не возьмем, потому что кто-то из ее прапрапрадедов был из рабов. То есть кто-то из них взял в жены рабыню. Считалось, что не стоит “пачкать” кровь…» Так что в краях этих не только жив дух войны, но еще и витает призрак работорговли…

И все же, несмотря на обстрелы и взрывы, трудности и лишения, евреи продолжают жить на древней земле Дагестана – как жили много лет подряд, как жили их деды и прадеды, пришедшие в горы Кавказа много веков тому назад.

Хорошо ли это?

Хорошо для других народов, что населяют здешние края. Путешествуя по Дагестану, мы не раз слышали, что представители местных народностей уверены: отъезд евреев «увел» из этих краев «баркат» («счастье», «удача»). И напротив, с их возвращением «баркат» в Дагестан вернется. В общем, если «джууды» живут в этих местах – хорошо, уходят – плохо… «Сами дагестанцы очень жалеют о том, что евреи уехали из республики», – сказала нам женщина-активистка из махачкалинской общины.

Хорошо ли жить евреям в этих краях? По-разному. «Плохо, что евреи, которые здесь живут, чувствуют себя покинутыми», – сказала нам та же женщина. Хочется надеяться, что жизнь евреев Дагестана станет спокойнее и лучше.

  добавить комментарий

<< содержание 

 

 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru